ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие о универсальных учебных действиях, их формирование на уроках физической культуры при обучении гимнастике в начальной школе 6
1.2 Психолого-педагогические и физиологические особенности
обучающихся начальной школы 19
1.3. Теория и практика использования круговой тренировки для формирования универсальных регулятивных учебных действий
обучающихся начальной школы 27
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследований 35
2.2. Методы исследований 38
3. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИКИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ 40
3.1. Разработка и реализация уроков физической культуры по
гимнастике в начальной школе с использованием метода круговой тренировки 40
3.2. Оценка результатов использования круговой тренировки для формирования регулятивных универсальных учебных действий
обучающихся начальной школы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность. В условиях реализации ФГОС НОО (начального общего образования) приоритетным направлением педагогической деятельности становится формирование универсальных учебных действий (далее - УУД. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, которые обеспечивают возможность каждому обучающемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Для того, чтобы достичь полного освоения компонентов учебной деятельности, обучающимся, в первую очередь, необходимо научиться ставить и формулировать цель, а также планировать действия по достижению поставленной цели, это могут обеспечить регулятивные учебные действия, а именно - целеполагание и планирование.
В связи с тем, что изменились цель, результаты, содержание, методы обучения, необходимо внесение кардинальных изменений в процесс обучения по физической культуре. Недостаточно отработана система обучения в начальной школе. Поэтому, появилась научная проблема в преподавании физической культуры, актуальность которой определяется обострением противоречий между требованиями ФГОС, запросами практики и недостаточно научным, и педагогическим, методическим сопровождением формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры.
С учётом выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каким образом организовать обучение по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями стандарта при сохранении высокой моторной плотности урока, двигательной активности обучающихся, а также научить обучающихся целеполаганию и планированию.
Объект: учебный процесс по физической культуре обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.
Предмет: метод круговой тренировки для формирование регулятивных УУД обучающихся второго класса, при обучении гимнастике на уроках физической культуры.
Цель: исследовать возможности метода круговой тренировки при обучении гимнастике на уроках по физической культуры в младших классах, способствующих формированию регулятивных УУД, разработать методическое обеспечение уроков.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и процесс формирование регулятивных УУД на уроках по физической культуре в начальной школе.
2. Выявить психолого -педагогические и физиологические особенности обучающихся начальной школы важные для формирования регулятивных УУД.
3. Разработать методическое обеспечение уроков по гимнастике с применением метода круговой тренировки, направленное на формирование регулятивных УУД.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность применения метода круговой тренировки для формирования регулятивных УУД на уроках физической культуры при обучении гимнастики.
Гипотеза исследования: использование метода круговой тренировки при обучении гимнастике на уроках физической культуры способствует формированию регулятивных УУД (целеполагание и планирование) обучающихся если:
- определено влияние круговой тренировки на формирование регулятивных УУД на уроках по физической культуре в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение уроков по гимнастике с применением метода круговой тренировки, направленное на формирование регулятивных УУД;
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения анализа литературных источников дана характеристика основным организационным формам, средствам и методам физического воспитания обучающихся начальных классов. При проведении занятий по физическому воспитанию обучающихся начальных классов необходимо учитывать, что в этом возрасте (7-10 лет) дети испытывают особую потребность в движении. Основу занятий с обучающимися начальных классов должны составлять подвижные игры, причем такие, которые представляют для них большой интерес. Улучшение физического воспитания обучающихся обеспечивается, прежде всего, повышением эффективности и качества учебно-воспитательного процесса на уроке, внедрением научной организации труда. Урок физкультуры - главная форма физического воспитания детей. Средствами физического воспитания детей школьного возраста являются физические упражнения, труд,
соответствующий режим дня и использование естественных факторов природы. Основным средством физического воспитания в школе являются физические упражнения. Большое значение для правильного применения физических упражнений имеет выбор упражнений и методика их проведения. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
Формированию универсальных учебных действий на уроках по физической культуре будет способствовать применение различных подвижных и спортивных игр, а также использование соревнований или эстафет с усложненными заданиями. После проведения состязаний, отмечается лучшая группа с позиции организации, взаимопонимания или сплоченности. Возможности реализации современных образовательных технологий формирования УУД на уроках физической культуры технология проблемного обучения. Проблемное обучение формирует у обучающихся потребность в индивидуальном физическом развитии, физической и двигательной подготовленности, а также отражает запросы школьников в физическом самосовершенствовании.
Выявлены организационно -методические особенности применения метода круговой в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста. Положительное влияние применения практически любых форм круговой тренировки на физическую работоспособность детей школьного возраста отмечают все авторы. При правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие всего организма, укрепление его органов и систем, а также на повышение функциональных возможностей занимающихся.
В ходе проведения педагогического эксперимента нами на уроках по физической, участникам педагогического эксперимента предлагалось смоделировать комплексы круговой тренировки. Нами были разработаны карточки-схемы для составления комплексов круговой тренировки.
Экспериментальным путем доказана эффективность применения метода круговой тренировки для формирования универсальных учебных действий. Полученные результаты позволяют утверждать, что такие универсальные учебные действия как целеполагание и планирование были сформированы у детей экспериментальной группы с достоверной степенью значимости. Выбранная методика ведения занятий в новых условиях образования оказались эффективными и способствовали формированию РУУД целеполагание и планирование. Полученные результаты позволяют утверждать, что такие универсальные учебные действия как целеполагание t = 2,614р <0.05 и планирование t = 2,342 p <0.05 были сформированы у детей экспериментальной группы с достоверной степенью значимости.
1. Андреева, И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. -
1. - №4. - С. 83-87.
2. Андреева, И.Н. Актуальные проблемы преподавания физической культуры в начальных классах средней школы и реализация положений ФГОС / И.Н. Андреева // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - №1.- С. 71-75.
3. Архипова, Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе / Л.А. Архипова. - Тюмень, 2013. - 264 с.
4. Барчуков, И.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - 5-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2017. - 366 с.
5. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23-25.
6. Бакулина, Е.Д. Развитие физических качеств младших школьников средствами компетенции "технологии физического развития" направления worldskills / Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №1. - С. 21-23.
7. Бауэр, П.С. Центильная характеристика физического развития школьников младших классов республики Алтай / П.С. Бауэр // Здоровье нации в XXI веке. - 2021. - №10. - С. 45-49.
8. Гаджимурадова, Р.Т. Особенности физического воспитания младших школьников с ослабленным здоровьем / Р.Т. Гаджимуратова // Современное педагогическое образование. - 2019. - №6. - С. 49-53.
9. Газизова, Т.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физкультуры в начальной школе / Т.В. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №4. - С. 56-59.
10. Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: монография / Г.Б. Глазкова. - Казань: Отечество, 2019. - 175 с.
11. Зайцев, В.А. Инновации построения круговой тренировки в физическом воспитании студентов / В.А. Зайцев // Известия Тульского государственного университета. - 2018. - №2. - С. 121-125.
12. Забалуева, Т.В. Комплексное развитие физических качеств как основа формирования осанки школьников младших классов / Т.В. Забалуева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №2. - С. 91-98.
13. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста / А.В. Кенеман. - М.: Академия 2005. - 271 с.
14. Кечкин, Д.Д. Формирование универсальных учебных действии младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности / Д.Д. Кечкин. - автореферат диссертации канд. .пед.. наук. - Тула, 2013. - 24 с.
15. Кожухова, Н.Н. Руководителю по физической культуре в
школьных учреждениях / Н.Н. Кожухова. - М.: Издательский центр
"Академия", 2002. - 320 с.
... всего 56 истчоников