ВВЕДЕНИЕ 3
Г ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущность учебных умений и их классификация в современной
педагогической науке 9
1.2. Особенности формирования учебных умений учащихся основной
школы 19
1.3. Средства и методы формирования учебных умений учащихся 26
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА 35
2.1. Оценка учебных умений учащихся основной школы на примере 6 класса
2.2. Реализация педагогических условий формирования учебных умений учащихся
6 класса при изучении Европейского средневекового города и интерпретация результатов 43
2.3. Рекомендации по формированию учебных умений при изучении Европейского
средневекового города 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....62
Приложение 1 69
Приложение 2 72
Приложение 3 76
Приложение 4 79
Приложение 5 80
Приложение 6 81
Приложение 7 82
Актуальность исследования. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов главное внимание исследователей приковано к проблеме становления формирования учебных умений. Особенности и сущности самих учебных умений и средств и возможностей их формирования определены в концептуальных положениях, которые разработаны такими авторами, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Е. Н. Кабанов-Меллер, И.А. Володарская и других авторов.
Особенности формирования у обучающихся учебных умений определяется в становлении умений к саморазвитию и самосовершенствованию посредством осознанного и активного присвоения социального опыта. Учебные умения выступают как основа умения учиться, успешного приобретения новых навыков, умений и знаний.
Логические учебные умения оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу учебных умений А.Г. Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
В связи с этим формирование учебных умений выступает одной из приоритетных задач образования. На данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию учебных умений, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков. В результате у школьников не в полной мере формируются учебные умения необходимые для действия в изменившихся учебных ситуациях, что обуславливает многочисленные трудности. Также незаслуженно малое внимание уделяется формированию учебных умений на узкопрофильных предметах, таких как история.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере достигать задач формирования учебных умений.
Степень изученности. Изучением вопроса формирования учебных умений занимались такие исследователи, как: Ананьев Б. Г., Асмолов А.Г., Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Есипов Б. П. , Данилов М. А., Скаткин М. Н., Моносзон Э. И., Шабалов С. М., Коджаспирова Г.М., Забродин Ю.М., Шорохова Е. В. И др.
Проблеме формирования учебных умений уделялось внимание не только современными учеными, но и исследователями ХХ века, такими как: Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д., Давыдов В. В., Ильин Е.П., Ительсон Л. Б., Кабанова-Меллер Е. Н., Левитов Н.Д., Леонтьев А.А., Лошкарева Н.А., Песталоцци И. Г., Репин В. В., Сухомлинский В.А., Усова А.В., Боброва А.А., Ушинский К.Д., Цукерман Г.А., Эльконин Д. Б. и др.
Непосредственно методический аспект формирования учебных умений рассмотрен в трудах: Асмолов А.Г., Воровщиков С.Г., Казакова Т.Г. , Лошкарева Н. А., Михеева Ю.В., Мишина А.П., Моисеенко Н.В., Недюрмагомедов Г. Г., Абдулаева Н. М., Попова Н.Е., Еремина А.С., Степашкина Л.Ю. и др.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования учебных умений при изучении средневекового города на уроках истории.
...
В результате выполнения работы была достигнута поставленная цель - были теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования учебных умений учащихся 6 класса при изучении средневекового города на уроках истории.
Для достижения цели были решены поставленные задачи.
Так, в рамках изучения теоретических аспектов формирования учебных умений было определено, что учебные умения - это такие интеллектуальные умения, которые непосредственно связаны с учебной работой и с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащихся, в отличие от общеинтеллектуальных умений, с помощью которых осуществляются все когнитивные процессы, а также любая деятельность человека, в которую включено мышление
В научной литературе под «учебными умениями» понимаются «общеучебные умения», «общие умения», а с принятием федеральных
государственных образовательных стандартов - и «универсальные учебные действия», поэтому их можно считать тождественными
Формирование учебных умений связывают с готовностью школьника к самосовершенствованию: к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (поиск, отбор и т.п.)
Учебные умения имеют с позиций разных авторов различную классификацию, при этом, наиболее актуальной и востребованной является деление учебных умений на: познавательные, практические, организационные, самоконтроля и оценочные.
Формирование учебных умений учащихся основной школы осуществляется в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
Актуальной задачей в основной школе становится обеспечение развития универсальных учебных действий в виде учебных умений в качестве основополагающей составляющей образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Решение поставленной задачи предполагает путь активного и качественного присвоения обучающимися социального опыта. Сформированность способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно - воспитательного процесса.
Комплексное развитие всех видов учебных умений формирует у обучающихся понимание связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, то есть, между результатом учения и тем, что приводит к этому результату. Иными словами, ученик должен знать, какое значение и какой смысл имеет для него учение.
В рамках реализации задачи по оценке учебных умений учащихся основной школы были определены методики, определяющие уровень сформированности учебных умений.
Исследование сформированности учебных умений проводилось среди 26 учащихся 6 класса.
В результате проведенного исследования было установлено, что большая часть учащихся имеют низкий уровень сформированности учебных умений, необходимых для успешного обучения в школе
Следующей задачей были реализованы педагогические условия формирования учебных умений учащихся 6 класса при изучении Европейского средневекового города и интерпретация результатов. Так, условием формирования в контексте учебных умений при изучении Европейского средневекового города является организация урока таким образом, чтобы в нем были задействованы современные педагогические технологии, а также методы, нацеленные на устранение выявленных в результате оценки сформированности учебных умений.
Был предложен план-конспект такого урока по истории в 6 класса при изучении Европейского средневекового города, который будет способствовать развитию учебных умений
Завершающим этапом работы были рекомендации по формированию учебных умений при изучении Европейского средневекового города, которые направлены на формирование учебных умений учащихся 6 класса, а также на преодоление различного рода трудностей, вызывающих затруднение в обучении. Также были предложена последовательность организации проведения урока, направленного на более совершенное восприятие учебного материала и, как следствие, формирование учебных умений школьников.
1. Право городов Аугсбурга, Анвейлера, Бремена, Берна, Вормса, Гослара, Дибурга, Зеста, Медебаха, Мюнстера, Нюрнберга, Хагенау, Шпейера, Фрейбурга (в Брейсгау) // Средневековое городское право XII - XIII вв. Сб. текстов / сост. Т.М. Негуляева, Л.И. Солодкова. Саратов, 1989.
2. Право г. Фрейбурга. Текст из Бремгартена (середина XIII в.) / пер. Блохина П.А. // Западноевропейское Средневековье в письменных памятниках. Приложение к ежегоднику «Средние века». Вып. 1. М., 2006.
3. Регистры ремесел и торговли города Парижа./ Пер. Л.И. Киселевой, под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1958. Вып. X. С. 183.
Нормативные источники:
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 N 1/22)
Методические источники:
6. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику В. Агибаловой, Г. М. Донского) : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 112 с.
7. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: Методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школы. М.: Изд-во МГПИ, 1981. 88 с.
8. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с
9. Теория и практика реализации преемственности в образовании: [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие учебно-методическое пособие / Н.А. Степанова, Е.Н. Ращикулина, 2018.
Научная литература:
10. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. -соц. ин-т. - М.: Изд- во "Ин-т практ. психологии" ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996
11. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2019.
12. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
13. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — Под ред. В. В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с., ил.
14. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов основного образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. - М.. 2011
15. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с
... всего 70 источников