ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа
жизни 8
1.2. Понятие и сущность здорового образа жизни (ЗОЖ) 16
1.3. Условия формирования основ здорового образа жизни у младших
школьников в процессе обучения 20
1.4. Условия формирования ценностных отношений к здоровому образу жизни у
детей 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы и организация исследования 27
2.2. Этапы исследования 28
2.3. Содержание комплекса образовательно-оздоровительных мероприятий «В здоровом теле - здоровый дух!» по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни младших
школьников 31
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОРШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРЗУ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 40
ВЫВОД 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого, соответствующее современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность.
Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Одной из главных задач общеобразовательной школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
И. Н. Куинджи (2000) дает следующие определения данных показателей:
• Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
• Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей..
Нетрудно догадаться, что оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.
Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.
Выполнение указанной задачи представляется достаточно трудным из-за заметного расслоения современного общества по уровню и качеству жизни. Несмотря на изначально разные материальные возможности у отдельных школьников, их оздоровительно-педагогическое воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья
Зачастую у школьников отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий.
Исходя, из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и физические упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно - воспитательного процесса общеобразовательной школы (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
...
Изучение и анализ научной литературы по проблеме формирования ценностных отношений к ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы:
• На основе обретаемых знаний и опыта у детей вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию компетенций образовательно-оздоровительного характера. По мнению И. Ю. Жуковина (1999), данный процесс будет более эффективным, если в его основе лежит создание и накопление традиций ЗОЖ.
Анализ результатов проведенного нами педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы:
• Уровень ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, определяемый исходя из выработанных нами критериев (анатомические и гигиенические знания, знание понятий ЗОЖ, мотивация к ЗОЖ, практические умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, отсутствие вредных привычек), оказался крайне низким на этапе проведения констатирующего эксперимента. Этот факт подтвердил необходимость разработки условий формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников, помог определить основные направления работы и выявить условия создания положительной мотивации к ЗОЖ у детей.
• Повторное исследование в конце эксперимента показало, что уровень формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной:
> Так элементарные анатомические знания сформированы у 72,7% детей (здесь и далее в скобках указываются аналогичные показатели в контрольной группе: 9,1%), гигиенические знания - у 63,6% детей (45,5%).
> Конкретные способы сохранения и укрепления здоровья назывались 81,1% детей (9,1%), при этом чаще всего они говорили о «правилах» - блоках программы.
> Самостоятельно соблюдают основные моменты режима дня и правила гигиены 54,5% учащихся (0%).
> Уровень знания понятий ЗОЖ оказался следующим: «здоровье» - 72,7% (34,8%), «режим дня» - 63,6% (27,3%), «правила гигиены» - 90,9% (63,6%). Причем эти понятия употребляются детьми адекватно ситуациям, с ними строятся правильные синтаксические конструкции.
> Интерес к занятиям оздоровительного характера и осознание необходимости следить за здоровьем были выявлены у 81,8% учащихся (27,3% и 54,5% соответственно).
> Профилактика вредных привычек, реализуемая в ходе экспериментального обучения, была достаточно эффективной: количество детей, не имевших вредных привычек, осталось на прежнем уровне, более того, дети (18,2%) в экспериментальной группе, у которых в начале исследования была выявлена вредная привычка (курение), отказались от нее, в то время как в контрольной группе количество детей, имеющих вредные привычки увеличилось на 9,1%.
• Следует отметить, что в экспериментальной группе отмечается положительная динамика по всем исследуемым параметрам, в то время как в контрольной группе выявлена лишь незначительная динамика по некоторым параметрам, кроме того динамика по отсутствию вредных привычек отрицательная (-9,1%).
Оценка значимости разностей между результативностью работы по
формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников в контрольной и экспериментальной группах с помощью метода статического анализа с математической обработкой данных (U-критерий Манна- Уитни) показала статически достоверную разницу в результатах исследования уровня формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников двух групп после проведения формирующего эксперимента. Этот факт подтверждает выдвинутую в начале исследовательской работы гипотезу о том, формирование ценностных отношений к здоровому образу жизни у младших школьников в образовательнооздоровительном процессе будет эффективно, при создании следующие условия:
- проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;
- насыщение содержания занятий валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;
- обеспечение максимальной двигательной активности младших школьников.
Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента подтверждают эффективность используемых нами методов работы. Однако важно помнить о наличии инерционности обратных связей, на которую указывает В. В. Колбанов (1999), он утверждает, что коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект. Следовательно, для выявления конечных результатов эксперимента требуется дальнейшая работа с его участниками и наблюдение за изменением уровня валеологических знаний, ценностных ориентиров и мотивации к ЗОЖ.
1. Адольф.В.А Профессиональная компетентность как условие формирования готовности будущего учителя педагогической деятельности.оценивание качества педагогического образования: сборник материалов конференции. Красноярск ,2004г с 53-59
2. Блюменталь, Бретт Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни / Бретт Блюменталь. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 450с.
3. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. М.: Медицина, 1982. 176с.
4. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 32с.
5. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. 1991г. № 7 с.36-41.
6. Здоровый образ жизни. - М.: Мой мир, 2005. - 208 с.
7. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: академия, 2001. - 352.
8. Виленский М.Я. Соловьев Г.М. основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности// Теория и практика физической культуры. 2001.№3 с.2-7.
9. К вопросу о методологии валеологии / Э.Н.Вайнер, Л.М.Бекетова О.Ю.Грязнева, Е.Е.Насонова // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сб. науч. тр. - Липецк, 1996. - 25-30 с.
10. Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. - М., 1990. - 804
11. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
12. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
13. Голубева, Л.Г., Дронова, Т.Н. Комплексная программа «Из детства в отрочество» как средство формирования оптимизации здоровья детей школьного возраста / Л.Г.Голубева, Т.Н.Дронова // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3. - № 4. - 113-114 с.
14. Грегор О. Жить не старея (Искусство вести здоровый образ жизни. Не стареть - это искусство.): Пер. с чешского/Предисловие Н. Б. Коростелева. М.: Физкультура и спорт, 1991. 271с.
15. Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193.
16. Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с.
... всего 53 источников