ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности обучающихся 5 класса 9
1.1. Понятие читательской грамотности как навыка грамотности
обучающихся 5 класса 9
1.2. Возрастные и психологические особенности восприятия текстовой
информации у обучающихся 5 класса 16
1.3. Методы и формы формирования читательской грамотности
обучающихся средней школы и, в частности, обучающихся 5 классов 23
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. Рекомендации по формированию читательской
грамотности обучающихся 5 класса на уроках математики 38
2.1. Актуальное состояние уровня читательской грамотности
обучающихся 5 класса филиала МБОУ «СОШ №3» г. Назарово Красноярского края 38
2.2. Разработка методики формирования читательской грамотности
обучающихся 5 класса при обучении математики 43
2.3. Описание хода и результата экспериментальной работы по
апробации рекомендаций 60
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение 77
Одной из основных целей российского образования, отмеченных в государственной программе «Развитие образования» (период осуществления программы 2018 - 2025 гг., подтверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642), является «достижение качества образования, которое характеризуется обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Конкурентное преимущество образования определяется в первую очередь не местом, которая страна занимает в рейтинге международных сравнительных исследований, такие как PISA, PIRLS или TIMS, а качеством образования, способностью выдержать конкурентную борьбу в овладении новейшими технологиями, возможностью людей приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам существования, обучения и труда.
По результатам международных исследований можно сделать вывод о том, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности при выполнении заданий, связанных с жизненной реальностью.
В связи с этим одной из главных задач современного образовательного сообщества является создание национальной программы по внедрению технологии обучения, способствующей формированию способности учащихся успешно применять полученные знания при решении учебных и практических задач — формированию функциональной грамотности.
Данная задача начала реализовываться в 2019 году в рамках инновационного плана Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности», реализация которого поручена ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Итоги мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности будут учитываться при реализации проекта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, основой которого будет «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», утверждённые 6 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки» (приказ 590) и Министерством просвещения Российской Федерации (приказ 219)».
В основе разработки национального проекта по формированию функциональной грамотности лежат подходы, включённые в исследование PISA. Данное международное исследование принято Рособрнадзором и утверждено Министерством просвещения как основное, по которому оценивается качество образования в отдельных регионах и всей страны в целом.
Согласно разработанному проекту по улучшению качества образования с 2019 года по 2024 год все регионы страны должны пройти экзамен по функциональной грамотности, в основе которого лежат инструментарии, разработанные PISA.
В исследовании PISA в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции.
...
Для обеспечения конкурентоспособности российского образования необходимо создание и применение технологий обучения, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, главной составляющей которой является читательская грамотность.
Содержание понятия читательская грамотность состоит из трёх компонентов: понимание прочитанного текста, рефлексия (размышление над содержанием, личное осознание сюжета), применение прочитанной информации в учебной деятельности, общении и жизни.
Для полноценной читательской деятельности учащийся должен овладеть следующими читательскими умениями: умение найти и извлечь информацию из текста; умение интегрировать и интерпретировать информацию; умение осмыслить и оценить содержание теста; умение ориентироваться в различных источниках информации. Такой человек востребован в современном обществе и способствует его развитию. Именно поэтому формирование читательской грамотности на всех уроках, в том числе и математики - одна из важнейших задач современного российского образования.
Применение на уроках математики определённых методов и приёмов, дающих возможность учащимся работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы способствует формированию читательской грамотности обучающихся на уроках математики, что, в свою очередь, способствует успешному усвоению учебного материала, формированию математических навыков. Практика показывает, что те обучающиеся, у которых сформированы умения работы с текстом, более успешны при выполнении Всероссийских проверочных работ (ВПР), Краевых диагностических работ (КДР).
На основе теоретического анализа психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования была рассмотрена сущность понятия «читательская грамотность», изучены возрастные особенности обучающихся 5 классов и определены основные факторы, влияющие на развитие читательской грамотности обучающихся.
В ходе исследования была проведена экспериментальная работа по организации обучения, направленного на формирование читательской грамотности на уроках математики.
Констатирующий этап исследования заключался в проведении диагностической работы, определяющей исходный уровень
сформированности читательской грамотности школьников
экспериментальной и контрольной групп.
По результатам работ был сделан вывод, что уровень читательской грамотности в исследуемых группах был примерно одинаков во время обучения в 4-ых классах.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и включены в обучающий процесс приёмы, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся.
Анализ диагностических работ, проведённых на контрольном этапе, показал, что в экспериментальной группе показатели всех групп умений возросли в большей степени, чем в контрольной группе, что свидетельствует об эффективности обучения на уроках математики по разработанной методике формирования читательской грамотности, чем при традиционном подходе.
Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили актуальность выбранной темы исследования, правильность выдвинутой гипотезы и продуктивность предлагаемых приёмов по формированию читательской грамотности обучающихся. Таким образом, поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.
1. PISA 2018 AssessmentandAnalyticalFramework. Paris: OECDPublishing, 2019.308 p. [Электронный ресурс]. URL:https://doi.org/10.1787/b25efab8- en (дата обращения 07.11.2021).
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.
3. Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак //Молодой ученый, 2016. - 1842 с.
4. Бойкина М.В. «Работа с текстом: проблемы и пути решения» http://imc.edu.rU/wp-content/uploads/2018/9 (дата обращения 25.11.2021)
5. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педвузов / М. Ю Бухаркина, Е.С. Полат. - Москва: Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.
6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
7. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М., 2012.
8. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций /Л.С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 359 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 576 с.
10. Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Н.А. Неудахина «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов».URL:http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb. files/inno v/Part2/index.html/.psihologija/myshlenie/.(дата обращения: 07.12.2021).
11. Доскарина, Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, Сабитова А.С.//Молодой учёный.-2016.-№1О.4.-.19-21.- URL:https://moluch.ru/archive/114/29973/ (дата обращения: 07.12.2021).
12. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II 54 Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, ноябрь.). - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - 228 с
13. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 64
14. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К.
15. Кабардова. ПИ РАО. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.
... всего 47 источников