Введение
Глава I. Феномен «диссидентства» в советской политической жизни
1.1. Характеристики диссидентства, как особенной части общественнополитической жизни СССР: происхождение, социальный состав, численность.
1.2. Особенности эмиграционного процесса из СССР в период правления
Л. И. Брежнева. Третья волна эмиграции из СССР.
Глава II. Третья волна русской эмиграции
2.1. Формы культурной коммуникации русской диаспоры: журналы «Континент» и « Синтаксис» как противопоставление полярных течений.
2.2. Культурное наследие русских эмигрантов и вклад в развитие русской культуры современности.
Глава III. Проектная технология, как условие развития поисковых и исследовательских умений по теме: «Неосталинизм и диссидентство»
3.1. Проектная технология и метод кейса на внеурочных занятиях по теме «Неосталинизм и диссидентство».
Заключение
Список литературы
Приложение
Многообразная, красочная и неповторимая культурная жизнь России сейчас - это многочисленный синтез прошлого накопленного культурного опыта, сложившегося за всё время существование нашей страны. Невидимой нитью культура соединяет все сферы общественной жизни и помогает нам обрести связь с нашей историей. Детально рассматривая каждую из составляющих, мы можем в полной мере узнать историю того или иного периода. К примеру, читая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» мы погружаемся в один из самых долгих и трагичных периодов в истории России- период существования крепостного права. Или, читая стихи Константина Симонова, вспоминаем о наших предках, которые с честью сражались в Великой Отечественной войне. Однако, определенные частички культурного наследия теперь утеряны и вследствие этого оборвалась и та связь, объединяющая поколения нашей большой страны.
Этому во многом способствовала та система власти, о которой пойдет речь в данной работе. Период правления Леонида Ильича Брежнева ученые называют периодом «неосталинизма», периодом оправдания всех преступлений того времени. Данная система власти в теории гарантировала абсолютное подчинение идеологии на основе страха, но на практике способствовала мощной конфронтации между обществом и государством, стала одной из длительных предпосылок, способствовавших распаду СССР. Помимо этого, именно в рассматриваемый период, общественная жизнь Советского Союза стала мировым достоянием. Мы не можем отрицать, что именно в период неосталинизма заметен всё больший интерес к влиянию режима на общественную жизнь, а способствовали этому интересу правозащитные движения, сформировавшиеся как ответ на жесткую государственную политику. Эти движения получили названия «диссидентские» (от слова dissidens-несогласный).
В последние двадцать лет предпринимаются попытки восстановить утерянные знания о том периоде, во многом за счёт симбиоза русской культуры с эмигрантской культурой. Доказательств тому множество: начиная от социальных сетей, в которых всё чаще можно встретить тот или иной отрывок стихотворения и заканчивая изданием ещё 30 лет назад запрещенных книг, но сейчас растиражированными многомиллионными изданиями. Но несмотря на этот факт, тема остается недостаточно изученной для формирования определенного отношения к деятелям данного периода (молодежь превозносит их, в то время как старшее поколение часто недооценивает). Актуальность работы заключается в определении влияния на советскую общественно политическую жизнь диссидентского движения и культурной эмиграции. Актуальность работы для образовательного учреждения состоит в использовании системно-деятельностного подхода к изучению данной темы. Избранная тема имеет и практическое значение творчество наших соотечественников, оказавшихся за рубежом не всегда добровольно является частью культурного наследия страны и необходимо помнить их имена, знать и гордиться тем влиянием, которое они оказали на мировую культуру. Для подрастающего поколения важно осознать связь русских эмигрантов и их вклад в нашу русскую культуру. В общеобразовательных учреждениях чаще всего эта тема не исследуется должным образом, и для старших школьников эта тема остаётся нераскрытой в полной мере.
Объектом исследования является история русской эмиграции 19701980 гг. Предмет работы - условия жизни и творчества русских эмигрантов, высланных из СССР.
Целью дипломной работы поставлена разработка и реализация эффективного метода ознакомления обучающихся общеобразовательных учреждений с культурным наследием русского зарубежья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить причины образования, численности и социальный состав диссидентского движения в Советском Союзе .
2. Изучить основные особенности эмиграции из СССР и выделить численность третьей волны культурной эмиграции.
3. Проанализировать два основных журнала русского зарубежья, которые помогут сделать выводы о ситуации внутри русской диаспоры.
4. Охарактеризовать наследие эмигрантов.
5. Исследовать и избрать эффективную методику работы с материалом. Разработать кейсы, направленные на формирование общеучебных компетенций.
Историография темы. Выявленные по теме исследования мы условно делим на две группы: общие работы, специальные исследования.
Поставленные задачи, были достигнуты через анализ работ, таких авторов как: Алексеевой Л.М, Галина С.А., Зайцева В.А., Березовой Л.Г., Беляковой Н.П, М.Ю. Сорокиной. Работа Галина Сергея Афанасьевича «Отечественная культура XX века» помогла рассмотреть политический аспект литературной эмиграции, понять, как политика партии влияла на литературное творчество того времени. Из этого положительного аспекта, можно вывести и отрицательный: сосредоточившись на политике автор упускает социальную составляющую и влияние творчества на среду1.
В работе Зайцева В.А. «История русской литературы» актуальной информации для моего исследования нашлось значительно больше информации о творчестве деятелей внутри страны, но к сожалению, в частности для моей работы мало информации о их деятельности за рубежом. Самой полной, на мой взгляд, показалась работа Березовой Л.Г и Беляковой Н.П. «История русской культуры XX века». Там наиболее полно отражены все необходимые для моего исследования вопросы: политическая и творческие аспекты, влияние на общество и, безусловно, история развития эмиграции за рубежом2.
Работа Алексеевой Людмилы Михайловны «История инакомыслия в СССР», на мой взгляд, в полной мере отражает историю диссидентского движения в указанный период. Более того, эта монография во многом написана по воспоминаниям автора, что помогает изучающим почувствовать себя участником этих событий3.
Вместе с тем, следует отметить, что третья волна эмиграции не получила ни комплексного, ни системного исследования, что подтверждает актуальность избранной темы.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца 1960х годов до сер.1980- х гг. Нижняя граница обозначена окончанием периода оттепели в советский культуре. Верхняя граница обозначена началом политики перестройки и снятием жестких цензурных ограничений для художников, возможностью их возврата на бывшую родину.
Источниковая база работы: условно делится на две группы: нарративные источники (мемуары, воспоминания, письма) и периодическая эмигрантская печать.
Среди мемуаров и воспоминаний также можно провести определенную классификацию. К первому типу относятся воспоминания общественных и политических деятелей, а также людей близко стоявших к руководству страны, зачастую вхожих в коридоры власти. Они были непосредственными участниками или свидетелями событий, происходивших в стране и мире во второй половине XX века. Естественно, что характер и содержание описаний во многом зависят от личности автора. Ко второму типу мемуаров можно отнести воспоминания бывших участников диссидентского движения. Пока не хватает научных исследований этой проблемы, мемуарные материалы участников движения имеют особое значение. В воспоминаниях Ларисы Орловой и Льва Копелева «Мы жили в Москве: 1956 - 1980» подробно рассказывается о_культурной жизни общества, о настроениях интеллигенции, хорошо передана общественная атмосфера тех лет4.
А. Солженицын; Письмо вождям Советского Союза-YMCA-PRESS, Париж, 1974; Синявский А.Д; Открытое письмо к Солженицыну, Синтаксис (Париж). — 1991. — № 31. — С. 159-162., Синявский А.Д. Курс лекций в Сорбонне в 1978 и 1984 годах; Солженицын А. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни. М., 1996. 6 2 Сахаров А. Воспоминания. В 2-х томах. М., 1996. Григоренко П.Г. В подполье можно встретить только крыс... М., 1997. Померанц Г. Записки гадкого утенка. М., 1998. Пимонов В. Говорят «особо опасные». М., 1999.
Методы исследования общенаучные ( анализ, синтез) и специально исторические (принцип историзма, сравнительно-исторический, проблемный). Использование их позволило решить поставленные задачи.
Апробация исследования проводилась в рамках научных конференций КГПУ им. Астафьева «Актуальные вопросы истории» в 2022 и 2023 годах.
Выпускная квалификационная работа состоит из 3-х глав и 5-ти разделов. В первом разделе первой главы мы стараемся выделить причины формирования русского диссидентского движения, его социальный состав и численность. Во втором разделе первой главы выделяем особенности формирования русского эмигрантского общества за границей. В первом разделе второй главы мы исследуем формы интеллектуального взаимодействия в обществе русских эмигрантов. Во втором разделе второй главы отмечаем особенности творческого наследия русских эмигрантов
(Солженицын, Бродский, Довлатов и др.) Третья глава дипломной работы включает описание методики работы с кейс технологией и опыт разработки и апробации кейсов старшими школьниками.
Исходя из всего выше описанного, мы можем сделать следующие выводы:
1. Правозащитное движение (иначе именуемое «диссидентским») в СССР было немногочисленным, но, за счёт активной работы СМИ и сложной международной обстановки, стало известным за пределами страны.
2. Ошибочно считать, диссидентское движение и эмиграция-это понятия синонимы. Эмигранты третьей волны за редким исключением являлись правозащитниками, гораздо чаще же принадлежали к национальным меньшинствам. Эмиграция в 1970 -х годов имела яркий этнический окрас. Стремились воссоединится с семьей за рубежом сотни семей евреев и поволжских немцев.
3. Социальный состав диссидентского движения включал в себя
преимущественно представителей интеллигенции, которые и дополнили русскую диаспору Парижа, Нью-Йорка и других центров русской эмиграции.
4. Для изучения данного периода советской истории, наиболее востребованной и актуальной, является кейс-технология, поскольку помогает обучающимся изучить события в полном масштабе, не упуская важных деталей, которые не предусмотрены основной программой.
1. Egorova E.E.THE RUSSIAN DIASPORA IN FRANCE: THE IDEOLOGY OF RUSSIAN EMIGRANTS OF THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD AND THE “FIRST” WAVE // Филологический аспект. 2022. № S1 (6). С. 6-17.
2. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. — Вильнюс Москва: ПОРТОН, 1992.
3. Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917-1988 гг.). - СПб., 2008. - 468 с.
4. Базанов П.Н. РУССКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО "ТРЕТЬЯ ВОЛНА" В ЭМИГРАНТСКИЙ ПЕРИОД 1976-1990 ГГ // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. 2022. № 1 (50). С. 166-172.
5. Байбатырова Н.М. ЖУРНАЛЫ ОБ ИСКУССТВЕ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА // В сборнике: Музыка в пространстве медиакультуры. сборник статей по материалам Восьмой Международной научно-практической конференции 14 апреля 2021 года. 2021. С. 53-56.
6. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 452 с.
7. Бернадский Э.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНИНГРАДСКИХ УЛЬПАНОВ В 1965-1970-Х ГОДАХ // История повседневности. 2023. № 3 (27). С. 146160.
8. Власова Е.А ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОМАНЕ "ЭМИГРАНТЫ" А. ТОЛСТОГО И ПОВЕСТИ С. ДОВЛАТОВА "ИНОСТРАНКА"//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2023. Т. 24. № 1. С. 302-306.
9. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX века. — М.: РОССПЭН, 1995.
10. Галин, С.А.Отечественная культура XX века : Учеб. пособие для вузов / С.А. Галин. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : ЮНИТИ, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 479 с.
11. Егоров М.Ю. Б. Ш. ОКУДЖАВА В ПЕРИОДИКЕ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ// Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3 (26). С. 50-59.
12.Зайцев В.А.История русской литературы второй половины XX века : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература" / В. А. Зайцев, А. П. Герасименко. - Москва : Высш. шк. (ВШ), 2006 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 454, [1] с.
13. Зеленина Г.С "ЕХАЛИ НЕ ЗА КОЛБАСОЙ - ЗА ДОСТОИНСТВОМ": ПОНЯТИЕ ДОСТОИНСТВА В ПОЗДНЕСОВЕТСКОЙ ПОЛЕМИКЕ О ЕВРЕЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2022. Т. 13. № 6 (116).
14.Зеленина Г.С. "ОПЫТ БОРЬБЫ С УДУШЬЕМ": ОДНА
СОМАТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИХ
НАРРАТИВАХ ДИССИДЕНТСТВА И ЭМИГРАЦИИ // Шаги / Steps. 2023. Т. 9. № 1. С. 141-162.
15. Зеленина Г.С. «Отвратительный сионизм, Израиль-не решение вопроса». ДИАЛЕКТИКА СОВЕТСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В ЕВРЕЙСКИХ ЭГО-ДОКУМЕНТАХ 1970-1980-Х ГОДОВ// Новая и новейшая история. 2023. № 5. С. 198-215....33