ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 9
1.1. Понятие здорового образа жизни и его составляющих 9
1.2. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного
возраста 14
1.3. Понятие и особенности профессиональной компетентности педагогов по
формированию здорового образа жизни детей 20
дошкольного возраста 20
1.4. Основные направления и условия развития профессиональной
компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей -
сирот дошкольного возраста в условиях детского дома 32
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 43
2.1. Организация исследования 43
2.2. Исследование уровня развития профессиональной компетентности
педагогов по формированию здорового образа жизни детей в условиях детского дома 50
2.3. Реализация условий развития профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей в условиях
детского дома 63
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 83
Выводы по главе 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Значительные изменения, которые произошли на сегодняшний день в социальной и экономической жизни современного общества, привели к новым требованиям по воспитанию и обучению молодого поколения: детей и подростков. Увеличилось число детей, имеющих врожденные болезни, а также заболевания, связанные с отягченным состоянием здоровья родителей, осложненными родами у матерей. Вопросы профилактики заболеваний, а также создания максимальных условий для сохранения и укрепленья здоровья детей являются одной из важнейших задач российского государства. Особенного внимания требуют самые юные граждане государства: дети дошкольного возраста.
Актуальность исследования заключается в том, что важнейшую роль в формировании и развитии здорового ребенка играют близкие взрослые, окружающие и заботящиеся о нем. В случае, если ребенок лишен родительской заботы и воспитывается в детском доме, забота о его социальном, физическом и психологическом здоровье ложится на педагогов. На современном этапе создалась тенденция ухудшения уровня здоровья детей, воспитывающихся в условиях детских домов. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о том, что в результате комплексной оценки здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что среди них практически нет детей первой группы здоровья, включающей детей с нормальным развитием и уровнем функционирования организма. Однако, важной задачей сотрудников детских домов является не только внимание к физическому и психологическому здоровью ребенка, но и поиск таких форм и методов работы, посредством которых дети приобщались бы к ведению здорового образа жизни.
Определенную специфику имеет процесс приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, в связи с чем, возрастает роль совершенствования теоретических и практических навыков педагогов, взаимодействующих с данной категорией детей.
Проблемы профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, рассматриваются в работах И.Н. Андреевой, Л.М. Волобуевой, Е.А. Панько и других. Вопросы совершенствования профессиональной компетенции педагогов широко представлены в современных источниках А.Я. Журкина, А.И. Щетинская, Э.Э. Сыманюк и другими. Проблемы взаимодействия педагогов и воспитанников учреждений интернатного типа рассмотрены в трудах А.А. Агаркова, В.Г. Плахуты, Е.А. Климова и другими авторами. Вопросы формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью отражены в трудах В.С. Глушанко, Д.И. Фельдштейна и других авторов.
Тем не менее, на сегодняшний день отсутствуют исследования, посвященные основным направлениям развития профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей здорового образа жизни в условиях воспитания в детском доме. Требуется разработка новых, инновационных, подходов к обучению педагогов, основанных на повышении теоретических и практических навыков, ценностно-мотивационного компонента профессионализма.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью организации работы с детьми-сиротами по формированию у них здорового образа жизни с учетом психологических особенностей данной категории детей и условиями их воспитания, и отсутствием современных исследований по развитию профессиональной компетентности педагогов, работающих с данными детьми, по формированию у воспитанников здорового образа жизни, что подчеркивает проблему исследования.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация условий способствующих развитию профессиональной компетенции педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома.
Объект исследования: развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
развития профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома будет эффективным при создании следующих организационно-педагогических условий:
1. Углубление теоретических знаний педагогов и развитие их умений разработки методических инструментов для работы с детьми-сиротами в рамках онлайн-мастерской.
2. Обогащение опыта педагогов в здоровьесберегающей деятельности с детьми-сиротами дошкольного возраста на базе практикоориентированной лаборатории.
Задачи исследования:
1. Уточнить и конкретизировать содержание понятия профессиональная компетентность педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома.
2. Определить компоненты и показатели развития профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома и для определения уровня ее развития сформировать комплекс диагностических инструментов.
3. Разработать и реализовать организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома.
4. Оценить эффективность организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; экспериментальные: констатирующий, эксперимент,
анкетирование, опрос, методы экспертной оценки; интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Научная новизна исследования:
• уточнено определение понятия «профессиональная компетентность педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома» как характеристики, синтезирующей профессиональные и личностные качества педагога, определяющие ценностное отношение педагогов к здоровью и здоровому образу жизни и мотивацию к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; знание особенностей детей-сирот дошкольного возраста и технологий формирования у них здорового образа жизни; умения проектировать и осуществлять формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома;
• определены компоненты и показатели развития профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома: мотивационно-ценностный, когнитивный и практический;
• выявлены и теоретически обоснованы организационнопедагогические условия, обеспечивающие успешное развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома: углубление теоретических знаний педагогов и развитие их умений разработки методических инструментов для работы с детьми-сиротами в рамках онлайн- мастерской; обогащение опыта педагогов в здоровье сберегающей деятельности с детьми-сиротами дошкольного возраста на базе практикоориентированной лаборатории;
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении имеющихся представлений о понятии и сущности формирования здорового образа жизни у дошкольников, воспитывающихся в условиях детского дома; о необходимых компетенциях педагогов, формирующих данные навыки у дошкольников в современных условиях.
Практическая значимость исследования состоит в научном обосновании практических рекомендаций по развитию профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского дома.
Результаты исследования были опубликованы в двух статьях:
1. Виртуальная мастерская как форма развития профессиональной компетентности педагогов // Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования: материалы Декадника науки института психологопедагогического образования «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании». Красноярск, апрель 2020 г. / отв. ред. О.В. Груздева, И.П. Цвелюх; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 117-119.
2. Анализ профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми-сиротами дошкольного возраста ///Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия: сборник статей / отв. ред. О.В.Груздева; редкол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафева. Красноярск, 2020. 344c.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из двух глав, заключения и списка используемых источников.
Целью исследования в рамках магистерской диссертации было теоретически обосновать, разработать и апробировать условия, способствующие развитию профессиональной компетенции педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях детского дома. В рамках работы были рассмотрены теоретические аспекты развития профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях детского дома, а также описан опыт работы по развитию профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни у детей в условиях детского дома.
Теоретический анализ позволил уточнить и конкретизировать содержание понятия «профессиональная компетентность педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома» как характеристику, синтезирующую
профессиональные и личностные качества педагога, определяющие ценностное отношение педагогов к здоровью и здоровому образу жизни и мотивацию к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; знание особенностей детей-сирот дошкольного возраста и технологий формирования у них здорового образа жизни; умения проектировать и осуществлять формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома.
Составляющими профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского дома являются когнитивный, мотивационно-ценностный и практический компоненты с выделенными индикаторами. Для определения уровня ее развития был сформирован комплекс диагностических инструментов, состоящий из опросных методик и карт анализа деятельности педагогов.
По завершению первого этапа диагностической программы нами были получены следующие результаты:
• большинство педагогов экспериментальной и контрольной групп обладают средним уровнем сформированности профессиональной компетентности по формированию ЗОЖ у детей в условиях детского дома; низкие результаты у респондентов обеих групп также встречаются довольно часто;
• наиболее высокие показатели развития профессиональной компетентности наблюдаются по мотивационно-ценностному компоненту, при этом ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни имеет более высокие уровни развития, чем готовность реализовывать технологии формирования ЗОЖ в профессиональной деятельности;
• менее всего развитым у педагогов является практический компонент: педагоги не демонстрируют умение проектировать профессиональную деятельность по формированию здорового образа жизни детей-сирот дошкольного возраста, а также умение осуществлять формирование основ здорового образа жизни в различных видах и формах образовательной деятельности в условиях детского дома.
Проведенный статистический анализ, который проводился с применением критерия Манна-Уитни, дал возможность определить отсутствие значимых различий между респондентами экспериментальной и контрольной групп на данном этапе.
Полученные данные подчеркнули необходимость разработки и реализации условий развития исследуемой компетентности.
Реализация организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности педагогов осуществлялась в 4 этапа: вводного, обогащающего, проектировочного и рефлексивного.
Для реализации первого условия - углубление теоретических знаний педагогов и развитие их умений разработки методических инструментов для работы с детьми-сиротами в рамках онлайн-мастерской - была создана закрытая группа в социальной сети «В контакте», в которую приглашены педагоги экспериментальной группы. Работа с педагогами проводилась в различных формах 1 раз в неделю на протяжении восьми месяцев и осуществлялась поэтапно и параллельно со вторым условием. Работа с педагогами в рамках онлайн-мастерской осуществлялась в формате демонстрации методических решений проблем формирования здорового образа жизни воспитанников детского дома с дополнительным использованием лектория, групповых дискуссий, онлайн-консультаций, совместных методических разработок.
С целью реализации второго условия нами была организована практикоориентированной лаборатория на базе КГКОУ «Красноярский детский дом № 1». Деятельность творческой лаборатории была направлена на то, чтобы педагоги на основании полученных теоретических знаний, получили и закрепили практические навыки работы формировании ЗОЖ у детей. В ходе организации деятельности лаборатории педагоги создавали проекты, направленные на формирование здорового образа жизни детей-сирот дошкольного возраста с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей и социальной среды развития. Разработанные проекты реализовывались в образовательной работе с детьми.
На завершающем этапе в обоих представленных условиях проводилась работа по оформлению методической копилки (в пространстве онлайн- мастерской), а также подведение итогов работы.
Оценка эффективности организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни детей-сирот в детском доме производилась на контрольном этапе. После проведения повторной диагностики мы определили, что в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, значительно увеличилось количество педагогов с высокими показателями по всем компонентам профессиональной готовности и составило 57%, при этом количество респондентов с низкими уровнями значительно снизилось до 2%. В контрольной группе результаты констатирующей и контрольной диагностики показали лишь некоторые несущественные улучшения в области профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни у детей в условиях детского дома.
По результатам эксперимента можно говорить о том, что проведенная на формирующем этапе работа с педагогами экспериментальной группы дала положительный результат. При этом проведенный статистический анализ дал возможность определить, что на этапе контрольного эксперимента между респондентами экспериментальной и контрольной групп в уровнях развития профессиональной компетентности по формированию здорового образа жизни у детей в условиях детского дома по всем выделенным компонентам (мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий) наблюдаются статистически значимые различия. Полученные экспериментальные данные подтвердили, что эффективным развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского дома будет эффективным при соблюдении предполагаемых условий.
Таким образом, цель данной работы достигнута, поставленные цель и задачи выполнены, выдвинутая в работе гипотеза доказана.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (дата обращения: 10.10.2019)
2. Устав Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution- ru.pdf. (дата обращения: 10.10.2019)
3. Агарков А.А. Особенности адаптации детей-сирот с психическими нарушениями / А.А. Агарков, П.К. Полежаев, А.В. Елисеев, Л.Д. Рахмазова, Т.Ф. Скороходова, Т.В. Погорелова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 2 (71). С. 41-45.
4. Аксенов А.М. Обеспечение психологического здоровья у детей-сирот в условиях образовательного, воспитательного, реабилитационного пространства школы-интерната // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 636.
5. Акапьев В.Л. К вопросу систематизации понятия профессиональной компетентности педагога и ее информационной составляющей / В.Л. Акапьев, С.Е. Савотченко // Вестник БелИРО. 2016. № 2. С. 21-30.
6. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учебное пособие для педагогических спец. вузов. М.: Академия, 2000. 176 с.
7. Антопольская Т. А. Опыт создания развивающей среды и оказания психологической помощи детям-сиротам // Мат.научно-практ. конф. «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент». Курск, 2001. С. 22-24.
8. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009.
№ 112. С. 79-87.
9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
10. Байбородова Л В. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков: ПОИПКРО, 1994. 48 с.
11. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Психология в вузе: научно-методический журнал. 2008. № 5. С. 121-150.
12. Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособ.
Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003. 204 с.
13. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2006. № 11. С. 8-18.
14. Власова В.П. Здоровье детей-сирот в контексте гуманизации современного общества // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 36-40.
15. Вахидова Б.Р., Толстых А.М. ЗОЖ и детские дома // Вестник БИСТ. 2013. № 3 (19). С. 32....56