Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание вежливости у младших школьников (Государственный Социально-Гуманитарный Университет)

Работа №167520

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МБОУ «СОШ №16» г. Коломна.
Выборка: 42 учащихся 1-х классов (возраст 6-7 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ 6
1.1 Теоретические аспекты воспитания вежливости личности 6
1.2 Воспитание вежливости у младших школьников 11
1.3 Игра и её влияние на воспитание вежливости младших школьников 20
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЕЖЛИВОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 32
2.1 Диагностика уровня воспитания вежливости у младших школьников 32
2.2 Проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по воспитанию вежливости у младших школьников 42
2.3 Анализ результатов 51
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68


В современном мире проблема вежливости занимает особое место. На сегодняшний день в педагогике одной из важных задач является воспитание вежливости у обучающихся. Всеобщая цифровизация определила негативную тенденцию к снижению уровня вежливости у людей. В особенности, это хорошо прослеживается у детей младшего школьного возраста. Рассматривая межличностное взаимодействие ребёнка с учителем и/или сверстниками, можно сказать, что общение стало менее доверительным и уважительным, что не может не сказаться на формировании вежливости и развитии тех моральных установок и норм поведения, необходимых для регулирования межличностных отношений, отношений в коллективе и обществе в целом.
Школа закладывает необходимый фундамент в личность школьника, необходимый для развития качеств вежливости. Наиболее благоприятным периодом для формирования культуры общения и поведения в социуме выступает младший школьный возраст, потому что именно в этот отрезок времени, ввиду специфики психофизического развития, на младшего школьника можно оказать влияние, которое будет способствовать развитию навыков общения и способов поведения в тех или иных социальных ситуациях общения.
Разработкой проблемы воспитания вежливости у школьников занимаются педагоги, психологи, учёные и родители учащихся. Воспитание вежливости – это педагогический процесс, направленный на формирование и усвоение ребёнком хороших манер, этикета общения, системы умений и навыков тактичного и уважительного поведения в социуме. Воспитание вежливости младшего школьника позволит сформировать у ребёнка ценностную ориентацию, которая будет способствовать его эффективной адаптации в любом обществе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы, касаемые воспитания культуры общения и воспитания вежливости у обучающихся младших классов недостаточно разработаны в современной педагогике, ввиду изменений требований к подготовке школьников к взрослой жизни. В связи с этим, требуется поиск и разработка методов и технологий развития коммуникативных умений, правил коммуникативного поведения в обществе с учётом общепринятых норм в урочной и внеурочной деятельности, так как формирование вежливости у детей младшего школьного возраста является важным условием, обеспечивающим их готовность и способность к эффективному взаимодействию и выполнению социальной роли в социуме.
Целью исследования являлось изучение и выявление педагогических условий воспитания вежливости обучающихся младших классов и проверка их в опытно-экспериментальной работе.
В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать степень изученности проблемы воспитания вежливости младших школьников.
2. Рассмотреть технологии способы воспитания вежливости у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить влияние игры на воспитание вежливости обучающихся начальной школы.
4. Выявить уровень сформированности вежливости у младших школьников.
5. Разработать систему занятий по формированию вежливого поведения обучающихся.
6. Представить результаты апробации программы по воспитанию вежливости обучающихся младших классов.
Объектом исследования является процесс воспитания вежливости младших школьников.
Предметом исследования стали методы и технологии, используемые для воспитания вежливости обучающихся начальной школы.
Гипотеза исследования: воспитание вежливости в младших классах будет более эффективным при условии:
1. Проведения занятий и игровых мероприятий, направленных на развитие социальных навыков и вежливого общения.
2. Активного вовлечения родителей в процесс обучения, включая совместные практические занятия и обсуждение важности вежливости в повседневной жизни.
Эта гипотеза предполагает, что сочетание структурированных образовательных мероприятий в классе и поддержки со стороны родителей создаст более благоприятные условия для формирования вежливого поведения у детей.
Структура работы определена целями и задачами исследовательской работы и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания данной работы в первой главе были рассмотрены теоретические аспекты воспитания вежливости и культуры поведения детей младшего школьного возраста. Так, спецификой воспитания вежливости младших школьников выступает организация образовательного этического пространства с включением творческого и игрового компонентов; демонстрация корректного поведения как в пределах образовательного учреждения, так и дома.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить методы воспитания вежливости у обучающихся начальной школы: 1) беседа; 2) работа с родителями школьников; 3) творческая деятельность; 4) игровой подход.
Также в ходе написания второй главы была разработана и апробирована система занятий «Ценитель этикета», направленная на воспитание вежливости, культуры речи и культуры поведения младших школьников.
Система занятий «Ценитель этикета» разрабатывалась в три этапа.
Первый этап включал в себя определение уровня вежливости, культуры поведения и речевой культуры обучающихся контрольной и экспериментальной группы.
Второй этап заключался во внедрении комплекса мероприятий «Ценитель этикета» по воспитанию навыков вежливого поведения в учебно-воспитательный процесс.
Третий этап – контрольный: апробация и анализ эффективности внедрения комплекса мероприятий для первоклассников. Контрольная диагностика в экспериментальной группе показала следующие результаты:
 Методика педагогического наблюдения за культурой поведения младших школьников: 1) констатирующий этап: высокий уровень – 15% (3 чел.), средний уровень – 50% (10 чел.), низкий уровень – 35% (7 чел.); 2) контрольный этап: высокий уровень – 45% (9 чел.), средний уровень – 40% (8 чел.), низкий уровень – 15% (3 чел.);
 Тестирование «Оценка за вежливость» А. Н. Лутошниковой: 1) констатирующий этап: высокий уровень – 20% (4 чел.), средний уровень – 55% (11 чел.), низкий уровень – 25% (5 чел.); 2) контрольный этап: высокий уровень – 45% (9 чел.), средний уровень – 50% (10 чел.), низкий уровень – 10% (2 чел.);
 Анкетирование «Нравственное воспитание» А. И. Шемшуриной: 1) констатирующий этап: высокий уровень – 20% (5 чел.), средний уровень – 55% (11 чел.), низкий уровень – 25% (5 чел.); 2) контрольный этап: высокий уровень – 40% (8 чел.), средний уровень – 50% (10 чел.), низкий уровень – 10% (2 чел.).
Результаты данного педагогического эксперимента, а также разработанная система занятий могут быть применены в школьной практике. Таким образом, реализована цель данной работы, решены задачи исследования гипотеза подтвердилась. Направлениями дальнейшего исследования является разработка подходов, методов и приёмов по воспитанию вежливости и культуры поведения обучающихся в младших классах для дальнейшей их реализации на практике.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. № 1598. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (Дата обращения: 06.05.2024).
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 148 с.
3. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 2017. С. 29-41.
4. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. 2017. N 3. С.69-71.
5. Баландина Е. В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час // Педсовет,2017.N11.С.4-5.
a. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в Начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012. 128 с.
6. Большой толковый социологический словарь /Пер. с англ. – М, 2013.-Т. 2. 528 с.
7. Бондарчук, Е. И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики [Текст] : курс лекций / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. – К. : МАУП, 2002. – с. 167
8. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная Деятельность и воспитание школьников. М: Просвещение, 1977. 65 с.
9. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. - Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2014. 51 с.
10. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет) [Электронный ресурс] // Корпоративный университет российского движения школьников. – Режим доступа: https://rdsh.education/psih_vozrast_osobennosti_ml_sh.. (Дата обращения 30.01.2024).

11. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.:Академическ. Проект, 2004. 142 с.
12. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитатат. работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 2019. 222 с.
13. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие /И.А.Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред.В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. 336 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М: Союз, 2006. 224 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология как феномен культуры / под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Изд-во «Инст-т практ. психологии», 1996. – с. 495.
16. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М: Изд. Моск. Ун. - та, 1985. 45с.
17. Горбунова Н.А. Родительские собрания в нач. школе: Волгоград: Учитель, 2019. Ч.1. 96 с. Ч.2. 96 с.
18. Гуткина Н. И. Детский практический психолог в школе: метод. пособие. М: Академия, 2004. 328 с.
19. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. М.: ВАКО, 2003. - 240с.
20. Дурнева Т.В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Т.В. Дурнева. Текст : электронный // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 44- 48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27021125 (дата обращения: 06.04.2020).
21. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы и функционирование воспит. системы «Новая цивилизация» /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. М.: Народное образование, 2004. 300 с.
22. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя // Классный руководитель, 2006. №7. с. 49
23. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL.: http://log-inru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 18.03.2020).
24. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. М.:Флинта, 2018. 496 с.
25. Карнилова В. И. Классный час «Хорошие манеры» / Классный руководитель. 2009. № 2. С. 71-81.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогика.М.: Академия,2003.с.538
27. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь М: Академия, 2001.176 с.
28. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / С. А. Козлова. Т. А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
29. Корчинова О. В. Детский этикет. Ростов на Дону: Феникс. 2002.186 с.
30. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников / В. О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.223 с.
31. Лебедева С. Ю. Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников [Электронный ресурс]: Международный студенческий научный вестник. 2018. №6. С. 135– 140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32374157 (дата обращения: 08.04.2020).
32. Макаренко, А. С. Проектировать лучшее в человеке [Текст] / А. С. Макаренко. – М. : Университет, 2009. – с. 416.
33. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников / А. В. Мудрик. Краснодар, 2014. 234 с.
34. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2018. 236 с.
35. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. 976 с.
36. Опарина С. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 37- 41.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36493102 (дата обращения: 05.04.2020).
37. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. БимБад.
38. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
39. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах / И.В. Персидская и др. Волгоград: Учитель, 2017. 204 с.
40. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: Просвещение, 1986. 135 с.
41. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией А. А. Реана. М: АСТ, 2010 с. 247
42. Рассказова И. А. Взаимное уважение: классный час. 1-4 кл / И. Рассказова // Начальная школа. 2009. N 6. с.11-13.
43. Сластенин В. А. Педагогика. М: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
44. Соколова В. В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе. СПб: Издательство «Питер», 2018. 115 с.
45. Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская, 2013. 98 с.
46. Штанько, И. В. Работа классного руководителя в условиях инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / И. В. Штанько ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – Москва : АСОУ, 2022. – 79, [1] с. – (Совершенствование деятельности классных руководителей ; вып. 40).
47. Щуркова Н.Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве: уч. пособие для СПО/Н.Е. Щуркова. М.:Издательство Юрайт, 2020. 167с.
48. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
49. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Казань:Феникс,2014.238с.
50. Яновская М. Г. Этические игры // Классный руководитель. 2014. N 6. С. 73-85.
51. Яковлева Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018.№2. С. 165-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036234 (дата обращения: 06.04.2020).
52. Ярикова С. Г. Формирование ответственности у младших школьников.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ