Информационно-педагогическое обеспечение готовности педагога
к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНФОРМАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
1.1. Г отовность педагога к профессиональной деятельности
как научный феномен 19
1.2. Особенности информационно-педагогического обеспечения
готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 47
1.3. Критерии и параметры готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 80
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 86
2.1. Апробация модели информационно-педагогического обеспечения
формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 86
2.2. Содержание и формы информационно-педагогического обеспечения
готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 98
2.3. Мониторинг формирования готовности педагога к реализации федерального государственного стандарта начального общего
образования 121
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 145
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
Приложение 1. Анкета для педагогов 162
Приложение 2. Программа семинара по теме: «Освоение комплекта аппаратно-программных средств для реализации ФГОС начального общего образования» 164
Актуальность темы исследования. Реализация нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является объективной потребностью, как общества, так и государства и связана, прежде всего, с необходимостью воспитания и развития качеств личности школьника, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена:
• во-первых, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в которой одним из ключевых направлений модернизации образования является введение новых федеральных государственных стандартов общего образования, а это представляется возможным благодаря высококвалифицированным педагогам, работа которых должна быть обеспечена поддержкой их профессионального развития;
• во-вторых, системно-деятельностным походом, предполагающим освоение педагогами содержания, средств и способов работы в информационно-образовательной среде школы, позволяющих достичь планируемых результатов в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• в-третьих, стремлением педагога к успешному выполнению
педагогической, организационно-управленческой, социально
психологической и других видов деятельности в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы показывает, что созданы научные предпосылки для решения задачи обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Методология новых федеральных государственных стандартов общего образования представлена в научных работах А.М. Кондакова,
A. Г. Асмолова, Е.С. Савинова, А.А. Кузнецова и других ученых.
Идеи развития педагога в системе непрерывного педагогического образования раскрыты в исследованиях В.А. Адольф, С.Г. Вершиловского, Н.Э. Касаткиной, Л.М. Митиной и других ученых. Теоретическое обоснование сопровождения педагога при освоении им новых содержания и способов деятельности освещено в работах О.С. Газмана, А.В. Мудрика, И. С. Якиманской и других ученых.
Понятие «профессиональная готовность педагога» рассматривается учеными, точки позиций методологии (П.Ф. Каптерев, В.А. Болотов и другие); психологии (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие), педагогики (В.А. Адольф, В.А. Сластенин, А.Н. Тряпицына и другие).
Процесс подготовки педагога к предстоящей деятельности исследован М.А Мкртчяном, Н.Ф. Ильиной, И.Ю. Степановой и другими.
Психолого-педагогические и методические аспекты обеспечения готовности учителя к работе в условиях нововведений отражены в работах
B. С. Лазарева, Б.П. Мартиросяна, А.М. Моисеева, Ю.В. Громыко и других ученых. Информационно-педагогические технологии как фактор повышения профессиональной компетентности учителей рассматриваются Е.Ю. Кулик,
C. В. Стадниченко.
Однако анализ научных трудов, практики дополнительного профессионального образования показывает, что информационнопедагогическому обеспечению готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется недостаточное внимание, и работ, в которых рассматривается данный процесс, нами не обнаружено. Таким образом, сложились противоречия между:
• требованиями государства и общества к готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, способствующего ее (готовности) формирования;
• осознанием руководителями образовательных организаций необходимости информационно-педагогического обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и недостаточной разработанностью условий обеспечения данного процесса;
• потребностью педагога успешно решать профессиональные задачи в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и недостаточной разработанностью содержания и форм обеспечивания реализации данной потребности.
В этой связи возникает объективная необходимость решения проблемы исследования: каково информационно-педагогическое
обеспечение формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Информационно-педагогическое обеспечение готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога в образовательной организации.
Предмет исследования: обеспечение готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование информационнопедагогического обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опытно-экспериментальная проверка его результативности.
Гипотеза исследования: формирование готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования будет результативным, если:
на теоретическом уровне
• выявлена сущность и уточнено содержание понятия «готовность педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• уточнен педагогический смысл информационно-педагогического обеспечения готовности педагога к профессиональной деятельности в контексте реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• определенны критерии и охарактеризованы уровни сформированности готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
на практическом уровне
• реализована модель информационно-педагогического обеспечения готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отражающая этапность формирования данной готовности: от подготовительного к основному и аналитическому этапам, с учетом ее компонентов (ценностноцелевого, содержательно-процессуального, оценочно-результативного);
• разработаны и реализованы содержание и формы информационно- педагогического обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования включающие: организацию постоянно действующего семинара для учителей начальной школы по теме «Освоение комплекта аппаратно-программных средств для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»; проектирование и проведение учебных занятий с использованием комплекта аппаратно-программных средств для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рефлексию собственной деятельности по использованию комплекта аппаратно-программных средств для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• опытно-экспериментальным путем проверена результативность информационно-педагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Проанализировать теоретические предпосылки информационно - педагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Выявить сущность, уточнить содержание понятия «готовность педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», конкретизировать педагогический смысл информационно-педагогического обеспечения готовности педагога к профессиональной деятельности в
образовательного стандарта начального общего образования.
3. Разработать модель информационно-педагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4. Обосновать критерии и охарактеризовать уровни сформированности готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
5. Обосновать, разработать и апробировать информационно - педагогическое обеспечение готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опытно-экспериментальным путем проверить его результативность.
Методологическую основу исследования составили:
• компетентностный подход, позволяющий выделить компетенции, становление которых способствует формированию готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и другие ученые);
• системно-деятельностный подход, способствующий рассмотрению формирования готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования как целостного, технологично выстроенного педагогического процесса, приводящего к запланированному изменению компонентов данной готовности (Н.Г. Алексеев, А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков, Г.П. Щедровицкий).
Теоретическими основами исследования являются:
• труды по психолого-педагогическим проблемам
профессионального развития учителя в системе методической работы школы (А.М. Моисеев, Н.Ф. Ильина, М.М. Поташник, Т.И. Шамова);
• теоретические представления, отражающие закономерности и содержание профессионального развития учителя в системе дополнительного профессионального образования (С.Г. Вершловский, В.И. Загвязинский, О.Г. Красношлыкова);
• концептуальные основы готовности учителя к работе в условиях нововведений (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян, Ю.В. Громыко и другие ученые);
• педагогические положения, раскрывающие сущностные аспекты информационно-педагогического обеспечения деятельности педагога (Е.Ю. Кулик, С.В. Стадниченко).
Исследование опиралось на идеи развития образования, представленные в федеральных программных документах ведомственного и межведомственного характера (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные стандарты начального общего образования).
Источники исследования:
• научные труды, отражающие современное состояние проблемы;
• теоретические и практико-ориентированные исследования по философии, педагогике, психологии;
• нормативные документы в области образования, инструктивные и информационные документы министерства образования и науки Российской Федерации по проблемам обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• публикации в периодической печати, раскрывающие опыт
обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• словари, справочники, энциклопедии, другие издания справочного характера, содержащие общепринятые определения основных понятий;
• материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования;
• ресурсы сети Интернет, освещающие современные проблемы обеспечения готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Методы исследования: общетеоретические - сравнительно
сопоставительный анализ и синтез философской, психологической и педагогической литературы, изучение нормативных и программных документов, обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования, построение гипотез, педагогическое моделирование; эмпирические - наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, самооценка; статистические - методы математической обработки опытно-экспериментальных данных....
В ходе теоретико-экспериментального исследования по теме «Информационно-педагогическое обеспечение готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»» были решены следующие задачи:
• проанализированы теоретические предпосылки информационнопедагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• выявлена сущность, уточнено содержание понятия «готовность педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• конкретизирован педагогический смысл информационнопедагогического обеспечения готовности педагога к профессиональной деятельности в контексте реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• разработана модель информационно-педагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• обоснованы критерии и охарактеризованы уровни
сформированности готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• обосновано, разработано и апробировано информационнопедагогическое обеспечение готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опытно-экспериментальным путем проверена его результативность.
В ходе проведения исследования разработана научная идея формирования готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования как целостного процесса, определяющего содержание и формы его педагогического обеспечения: организация постоянно действующего семинара для педагогов проектирование и проведение учебных занятий с использованием комплекта аппаратно-программных средств для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рефлексия педагогом собственной деятельности по использованию комплекта аппаратно-программных средств для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Изучение проблемы формирования готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показало, что отечественная педагогическая наука имеет в данной области значительные достижения: разработаны методологические основы и теоретические предпосылки формирования готовности педагога к инновационной деятельности (по масштабу изменений деятельность педагога при введении нового федерального образовательного стандарта сопоставима с инновационной), исследованы профессионально-личностный и социальнопедагогический аспекты данной проблемы, изучены различные аспекты формирования педагога к профессиональной деятельности. Это позволило ввести в соответствии с идеей исследования измененную трактовку понятия «готовность педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» как частного проявления общей готовности к профессиональной деятельности, выраженная в сформированности знаний, умений, компетенций, личностных качеств, необходимых для создания условий по реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и проявляющихся в способах деятельности педагога.
В ходе анализа теоретических предпосылок удалось конкретизировать педагогический смысл информационно-педагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которое представлено профессионально-педагогической деятельностью, направленной на предоставление в достаточном количестве педагогу совокупности средств, выбор которых позволяет создавать на учебных занятиях информационно-образовательную среду, позволяющую ему решать поставленные задачи.
При проведении исследования разработана модель информационнопедагогического обеспечения формирования готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, включающая ценностно-целевой, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный компоненты.
В ходе решения задач исследования предложены и раскрыты критерии готовности педагога к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
• мотивационно-ценностный, позволяющий оценить принятие педагогом философии нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования как личностной ценности; наличие потребности реализовывать новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в профессиональной деятельности и ответственность за ее результаты;
• когнитивный, проявляющийся в знании приёмов, методов, средств обучения, которые необходимо применять в профессиональной деятельности в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• праксиологический, демонстрирующий способность педагога находить средства и действия для достижения целей профессиональной деятельности в условиях реализации нового федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, при организации занятий применять новые средства, методики обучения и оборудование, умение проектировать учебные занятия, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Охарактеризованы уровни сформированности данной готовности: допороговый, пороговый,
продвинутый.
Определено информационно-педагогическое обеспечение процесса формирования готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, включающее: организацию постоянно действующего семинара для педагогов по теме «Освоение комплекта аппаратно-программных средств для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; проектирование и проведение учебных занятий с использованием комплекта аппаратно-программных средств для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рефлексию педагогом собственной деятельности по использованию комплекта аппаратно-программных средств для реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Проведена опытно-экспериментальная работа и проанализированы ее результаты. С использование методов математической обработки данных опытно-экспериментальной работы и их интерпретации доказана результативность разработанного информационно-педагогического
обеспечения формирование готовности педагога к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части освоения педагогом умений и способов деятельности по созданию условий для освоения обучающимися планируемых результатов в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Полученные теоретические и проверенные опытно-экспериментальным путем практические результаты дают основание сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены.
Таким образом, получены новые знания об исследуемом объекте, но выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы. Материалы исследования могут быть использованы в процессе реализации дополнительных профессиональных программ. Предложенный путь решения исследуемой проблемы является одним из возможных и позволяет связать перспективы исследования с выявлением путей управления профессиональным развитием педагогов в условиях реализации федеральных государственных стандартов на различных уровнях общего образования и введения профессионального стандарта педагога.
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». М., 2010. Минэкономразвития России (проект). URL: http://innovus.biz/
media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf (дата обращения 20.12.11).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] httm//www.mon.gov.ru дата обращения 10.11.11.
3. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 526532006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2007. 25 с.
4. Приказ Министерства образования РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) "» URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3 OW3 Ov8IG (дата обращения 08.01.2015).
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
7. Абрамова А.В., Карпенко М.П., Фокина В.Н. Анализ дидактикотехнологических возможностей МООК // Инновации в образовании. 2015. №1. С. 39-47.
8. Адольф В.А. Профессиональная компетентность как условие формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности // Оценивание качества педагогического образования: сборник материалов конференции. Красноярск, 2004. С. 53-59.
9. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Красноярск, 1998. 310 с.
10. Адольф В.А. Теоретические основы формирования
профессиональной компетентности учителя : дис... д-ра. пед. наук. М., 1998. 356 с.
11. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России - 2010 - №1 - C. 81-87.
12. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т., 2005. 214 с.
13. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научнометодических советов высшей школы, 2010. 52 с.
14. Александров А.Г. Основы теории педагогических систем и
педагогических технологий: учеб. пособие / А.Г. Александров,
А.А. Дзарасов, А. И. Науменко. Владикавказ, 2001. 146 с.
15. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем: Сб. «Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения»: материалы к конференции ИПИ РАО. М., 1994. С. 33-38....179