Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ обучения плаванию детей. 5
1.1.Методы обучения плаванию 5
1.2.Индивидуальный подход в обучении 14
1.3 Характеристика обучения плаванию детей 6-7 лет. 16
1.4 Содержание и характеристика программы обучения плаванию детей 6-7 лет 19
Глава 2. Методы и организация исследования. 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 25
Глава 3. Экспериментальная методика 28
3.1 Разработка и реализация комплекса упражнений для физического развития детей 6-7 лет на занятиях по плаванию 28
Содержание экспериментальной методики 28
Заключение 44
Список литературы 45
Актуальность исследования: Регулярные занятия плаванием оказывают значительное положительное влияние на здоровье детей. Это связано с равномерной нагрузкой на все группы мышц, что способствует укреплению организма в целом. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, развивают выносливость сердечно-сосудистой системы и тренируют легкие, что улучшает их дыхательные способности. Постоянные нагрузки на мышцы плечевого пояса и спины также способствуют формированию правильной осанки.
Помимо улучшения физического здоровья, регулярные тренировки по плаванию оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей. Вода в бассейне помогает снять мышечные зажимы, что позволяет организму правильно распределить нагрузку на различные части тела. Физическая активность способствует нормализации гормонального баланса, увеличивая выработку дофамина и серотонина, что делает детей более счастливыми и эмоционально уравновешенными.
Важным аспектом является также безопасность плавания по сравнению с другими видами спорта. В воде риск получения серьезных травм минимален. При соблюдении правил безопасности и техники поведения на воде вероятность навредить здоровью практически сводится к нулю.
Проблема исследования: анализ научно-методической литературы показал, что обучение плаванию детей 6–7 лет носит в основном традиционный характер, без добавления игр и игровых упражнений, дополнительного оборудования, поддерживающих средств, которые могут больше заинтересовать детей в тренировках и повысить их эмоциональность, а, следовательно, увеличиться мотивация к занятиям, что приведет к повышению результатов юных спортсменов. Для этого необходимо разработать содержание экспериментальной методики обучения плаванию детей 6–7 лет и экспериментально её проверить.
Объект исследования: процесс начального обучения плаванию детей 6-7 лет.
Предмет исследования: методика обучения плаванию детей 6-7 лет.
Цель исследования: разработать методику начального обучения плаванию детей 6-7.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу.
2.Изучить средства и методы обучения плаванию детей 6-7 лет.
3. На основании анализа литературных источников сформировать методику обучения плаванию детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование вспомогательных средств, подвижных
игр и упражнений, помогут в обучении плаванию детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования. Состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами по плаванию при обучении детей 6-7 лет.
В курсовой работе на тему «Особенности обучения плаванию детей 6-7 лет» были рассмотрены основные аспекты и методы эффективного преподавания плавания детям 6-7 лет. Исследование позволило выделить ключевые элементы, влияющие на процесс обучения, и подчеркнуть важность совершенствования техники плавания для повышения скорости передвижения в воде.
1) Анализ данных научно-методической литературы показал, что обучение плаванию в раннем возрасте способствует не только физическому развитию детей, но и их эмоциональному благополучию, развивая уверенность в себе и навыки общения. Эффективное обучение требует индивидуального подхода к каждому ребенку, учета его возрастных и физических особенностей, а также применения игровых методик, которые делают процесс обучения интересным и увлекательным.
Улучшение техники плавания напрямую влияет на скорость передвижения детей в воде. Корректное выполнение движений, таких как правильный гребок, дыхание и положение тела, позволяет детям плавать быстрее и эффективнее, снижая утомляемость и повышая их спортивные результаты.
2) Наиболее эффективными методами обучения плавания являются фронтальный, индивидуальный, игровой методы. Наиболее эффективными средствами обучения плаванию детей 6-7 лет являются: общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, учебные прыжки в воду, игры и развлечения в воде, упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
3) Нами была сформулирована методика по обучению плаванию детей 6-7 лет, которая включала упражнения на суше, упражнения на воде и подвижные игры.
1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по плаванию №1004 от 16 ноября 2022г. [Электронный ресурс] URL:https://legalacts.ru/doc/prikaz-minsporta-rossii-ot-16112022-n-1004-ob-utverzhden,ii/ (дата обращения 07.02.25).
2.Агеева, Г . Ф . Плавание. Учебное пособие для СПО / Г . Ф . Агеева,
И . В . Тихонова, В . И . Величко ; Санкт-Петербург : Лань, 2024 – 63с . –
ISBN 978-5-8114-9471-2.
3. Авдиенко , В . Б . Управление тренировкой пловца: монография / В . Б . Авдиенко, И . Н . Солопов . – Москва : Всероссийская Федерация Плавания , 2023 –696 с . – ISBN 978-5-98424-311-7.
4.Булгакова , Н . Ж . Плавание с методикой преподавания : учеб . пособие / Н . Ж . Булгакова, А .В . Захарович, С . В . Морозов [и др] ;– Москва : Изд-во Юрайт, 2023 – 345 с . –ISBN 978-5-534-08846-5.
4. Дегтярева , А . А . Теория и методика плавания / А . А . Дегтярева ; –Москва : [б . и.], 2022 – 70 с .
5. Ермолаев , А . П . Методика формирования навыков плавания у дошкольников/ А . П . Ермолаев, Е . А .Волкова // Институт управления и социально-экономического развития. – 2021 – № 2 – С . 44–48. – ISSN 2412-9682.
6.История плавания //Федерация водных видов спорта: [сайт]. –2025 –URL: https://russwimming.ru/about/history/swimming/ (дата обращения: 07.02.2025).
7. Карпов, В . Ю . Теория и методика обучения плаванию: учебное пособие / В . Ю . Карпов, О . Ю . Савельева. – М : КНОРУС, 2022 –254 с . – ISBN
978-5-406-08440-3
8. Коричко, А . В . Модульный подход к обучению плаванию детей 6-7 лет
:[Научная статья]/А.В.Коричко;О.С.Красникова. . – Нижневартовский государственный университет /Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulnyy-podhod-k-obucheniyu-plavaniyu-detey-6-7-let/viewer /. – Дата публикации: 31 мая 2021
9. Международная федерация плавания (ФИНА) : официальный сайт . –
Москва, обновляется в течении суток –URL: https://www.worldaquatics.com/
(дата обращения 08.02.2025).
10. . Федерация водных видов спорта России : официальный сайт . –
Москва, обновляется в течении суток –URL: https://russwimming.ru// (дата обращения 08.02.2025).