Введение 3
Глава 1. Возрастные особенности обучающихся семи лет 6
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика обучающихся семи
лет 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся семи лет 10
1.3 Особенности методики физического воспитания у обучающихся семи
лет 13
1.4 Координационные способности и методические основы их воспитания
у обучающихся семи лет 19
Глава 2. Методы и организация исследования 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 35
Глава 3. Обоснование средств и методов повышения уровня развития координационных способностей у обучающихся семи лет и оценка их эффективности 41
3.1 Обоснование средств и методов повышения уровня развития координационных способностей у обучающихся семи лет
41
3.2 Оценка эффективности развития средств и методов повышения
развития координационных способностей у обучающихся семи
лет 44
Заключение 52
Практические рекомендации 54
Список используемых источников 55
Приложения 58
Актуальность. В условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие организма обучающихся семи лет невозможно без физического воспитания. Приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.(29)Проблема развития координации обучающихся представляет особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества.
Двигательную сферу обучающегося образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.
Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.
Координация имеет важное значение в обогащении двигательного опыта обучающихся семи лет. Чем большим объемом двигательных навыков владеет обучающийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.
Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть нечто иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы».(28)
Ю.Ф. Курамшин указывает, что «...координацию можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения
двигательных задач разной координационной обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции».
Целенаправленному развитию координации должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания обучающихся. Уровень развития координации в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека.(28)
Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь «школу эмоций», смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий.(22)
Практическая значимость нашей работы характеризуется тем, что предложенная в ней методика развития координации может широко использоваться учителями физической культуры в их педагогической деятельности.
Цель нашего исследования - обоснование средств и методов повышения развития координационных способностей у обучающихся семи лет путем использования подвижных игр .
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по данной теме;
2. Определить показатели развития координации у обучающихся;
З.Обосновать средства и методы повышения развития координационных способностей у обучающихся семи лет путем использования подвижных игр;
4. Проверить эффективность предложенных средств и методов повышения развития координационных способностей у обучающихся семи лет путем использования подвижных игр;
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Контрольные тесты.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогический эксперимент.
5. Статические методы обработки экспериментальных данных.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей у обучающихся семи лет.
Предмет исследования - средства и методы развития координации у обучающихся семи лет путем использования подвижных игр.
В работе выдвинута следующая гипотеза о том, что развитие координации у обучающихся семи лет будет результативным, если:
1. На основе теоретического анализа литературы, охарактеризованы средства и методы развития координации;
2. Усовершенствована методика развития координации у обучающихся семи лет;
3. Экспериментальным путем проверена эффективность данной методики.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней определены особенности организации и проведения подвижных игр координационной направленности и закономерности повышения показателей координации при их проведении.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по данной теме показал, что координация проявляется не сама по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При развитии координации у обучающихся семи лет активно используются подвижные игры.
2. Определены показатели развития координации, у обучающихся семи лет
до эксперимента. Результаты тестирования до проведения эксперимента показали, что первоначальные показатели развития координации у обучающихся семи лет контрольной и экспериментальной группы приблизительно одинаковы (Челночный бег 3*10, сек: КГ-9,42; ЭГ-9,9,
Повороты на гимнастической скамье за 20 сек, раз: КГ - 3,6; ЭГ-4,06;
Простоять на одной ноге, сек: КГ-32,7; ЭГ - 32,9)
3. Обоснованы средства и методы повышения развития координационных способностей у обучающихся семи лет путем использования подвижных игр и внедрены в учебный процесс экспериментальной группы.
4. Проверена эффективность предложенных средств и методов повышения развития координационных способностей у обучающихся семи лет путем использования подвижных игр. В ходе эксперимента выявили, что применение подвижных игр способствует динамике показателей развития координации, у обучающихся семи лет экспериментальной группы. Челночный бег 3*10, сек: 0,14>0,05;
Повороты на гимнастической скамье за 20 сек, раз: 2,49>0,05;
Простоять на одной ноге, сек: 4,12>0,05.
На заключительном этапе эксперимента коэффициент достоверности расчетный показатель (t) выше критической точки распределения Стьюдента (0,05), отмечается прирост показателей развития координации в экспериментальной группе.
Таким образом, в ходе эксперимента выявили, что подвижные игры позволяют повысить показатели развития координации, у обучающихся семи лет. Результаты контрольных испытаний показали, что различия в показателях развития координации, у обучающихся семи лет контрольной и экспериментальной группы существенны.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - с. 144.
2. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания»
3. Бекузарова Н.В. Привычка культурного поведения как один из признаков организованности младших школьников / Научный ежегодник КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2009. Вып.2.Т.1. - с.194-195.
4. Богданова Г.П. «Физическая культура в школе»
5. Большенков В.Г., Нарбаев Р.Д. Подвижные игры с мячом. №3 с.25. / Журнал “Физическая культура в школе”. 2010 г.
6. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры - Издание 5-е переработка и дополнение.
• М.: Физкультура и спорт, 2011. -224 с.
7. Волохитина М.И. Очерки психологии младших школьников. - М.: АПН РСФСР, 2009. - с.214.
8. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебное пособие для пед. ин-тов. М., “Высшая школа”, 2012.
9. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей./ “Физическая культура в школе”, №6 с.46, 2011 г.
10. Гуревич Н.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.
• М.: Знание, 2009. -с.79.
11. Долотина О.П. Игровые уроки в 1 классе. №3 с.21, №6 с.12. / “Физическая культура в школе”. 2010 г.
12. Журов М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2012 . - 160 с.
13. Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация уроков. №7 с.32, №8 с.28. / Журнал “Физическая культура в школе”. 2010 г.
14. Кофман Л.Б. «Настольная книга учителя физической культуры»
15. Куперина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека: Учебник для фак. пед. ин - тов. - 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2013. - 304 с....34