Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты изучения концепции «бодипозитива» как феномена телесности 8
1.1 Сущность концепции «бодипозитива» в социологическом дискурсе 8
1.2 Становление и развитие «бодипозитива» как современного молодежного социального движения 15
2. Трансформация стандартов телесности под влиянием бодипозитива в среде российской молодёжи 28
2.1 Оценка современного состояния, проблем и перспектив развития движения бодипозитив в России 28
2.2 Роль бодипозитива в трансформации взглядов на стандарты телесности среди молодежи на современном этапе 45
Заключение 70
Список источников и литературы 76
Приложения 83
Проблематика человеческой телесности и ее восприятия обществом имеет глубокие исторические корни. На протяжении столетий в разных культурах формировались определенные представления о физическом облике мужчин и женщин, которые считались идеальными или, наоборот, неприемлемыми. Эти установки закреплялись в виде устойчивых стереотипов, которые зачастую оказывали сильное давление на людей, не вписывающихся в заданные рамки.
В современном обществе этот вопрос также стоит весьма остро. С развитием модной индустрии и всепроникающего влияния медиа господствующие стандарты телесности становятся еще более жесткими и навязчивыми. Огромные группы людей испытывают серьезные психологические проблемы, комплексы и даже депрессии из-за несоответствия этим нереалистичным идеалам, что особенно ярко проявляется в молодежной среде. Сложившаяся ситуация породила острую потребность в пересмотре традиционных взглядов на внешность, отказе от дискриминации людей по визуальным параметрам, формировании более толерантной и инклюзивной культурной среды. Ответом на эти вызовы во многих странах стало зарождение и стремительный подъем нового общественного движения - движения бодипозитива, основанного на идеологии принятия многообразия телесности и красоты человеческих форм.
Россия не стала исключением из этой общемировой тенденции. Особенно в последние годы в интернет-пространстве и социальных сетях все активнее популяризируются ценности телесно-ориентированного позитивизма, транслируемые молодыми людьми. Данная концепция постепенно обретает черты полноценного молодежного культурного и идеологического движения, бросающего вызов привычным общественным стереотипам в отношении внешних параметров тела.
В связи с этим представляется чрезвычайно актуальной научная оценка перспектив и степени реального влияния бодипозитива как молодежного движения на эволюцию представлений россиян о нормах телесности и отношения к собственной внешности.
Степень научной разработанности темы бодипозитива в России на сегодняшний день недостаточно высока. Однако в научных кругах широко освещаются отдельные аспекты исследуемой нами темы.
Научными трудами, в которых впервые раскрывалось понятие «социальные практики», выступили труды таких зарубежных социологов, как П. Бурдье , Э. Гидденса . Теории данных социологов заложили основу для дальнейшей разработки понятия социальных практик.
Рассмотрению сущности социальных практик на современном этапе посвящены исследования И. В. Глушко , Г. В. Никитиной , В. И. Родионовой , М. А. Шабановой , С. С. Шугальского , А. И. Цикуновой , К. И. Ярулина .
Проблематика телесности как социологической категории раскрывается в работах таких социологов, как П. Бурдье , И. Гофман , М. Фуко и М. Мосс , Е. А. Гольман , А. А. Горяинов , В. И. Кузин , Б. Тернер , Е. Р. Ярская-Смирнова .
Среди исследований, посвященных изучению специфики бодипозитивного движения в России, можно выделить научные труды А. А. Верещагина и Е.А. Зыковой , Р. М. Казарян , О. Михайловой и В. Шелепина .
Однако комплексных социологических исследований, рассматривающих бодипозитив именно как новую молодежное движение, крайне мало. Этот феномен пока не получил достаточного освещения в рамках социологии молодежи. Таким образом, несмотря на актуальность, тема бодипозитива как молодежной социального движения разработана недостаточно, что определяет необходимость ее дальнейшего изучения для раскрытия специфики данного феномена в молодежной среде современной России.
Объектом исследования является движение «бодипозитив» как молодежное социальное движение.
Предметом исследования выступает влияние движения «бодипозитив» на современные стандарты телесности в молодежной среде.
Целью данной дипломной работы является исследование и анализ движения «бодипозитив» как фактора, влияющего на трансформацию стандартов телесности в современном обществе. Работа направлена на выявление роли и значимости данного движения в формировании новых представлений о красоте, здоровье и самооценке.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность концепции «бодипозитива» в социологическом дискурсе.
2. Рассмотреть этапы становления и развития «бодипозитива» как молодежного социального движения.
3. Проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы развития движения «бодипозитив» в России.
4. Определить роль движения «бодипозитив» в изменении стандартов телесности.
Эмпирическая база исследования:
Данные авторских исследований:
• Качественное исследование «Движение «Бодипозитив» в оценках активисток движения и plus-size моделей, состоящих в тематических сообществах» г. Москва, 2023 год; метод – глубинное интервью; 10 человек.
• Количественное исследование «Развитие движения бодипозитив в России как молодежной социальной практики» г. Москва, 2023 год; метод – анкетный опрос; 115 человек.
• Количественное исследование «Роль бодипозитива в трансформации взглядов на стандарты телесности» г. Москва, 2023 год; метод - анкетный опрос; 97 человек.
Данные других исследований:
• Всероссийский опрос на тему: «Бодипозитив: новый взгляд на внешность» , ВЦИОМ г. Москва, 2021 г. Метод – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров; 1600 человек.
• Опрос Harmony Healthcare IT «Барби: Лучшая подружка или плохое влияние? Женщины рассказывают о влиянии образа тела в 2023 году» , июнь 2023 г.; метод – опрос, 999 человек.
Определение понятий:
• Бодипозитив – движение, направленное на принятие своего тела и поощрение положительного отношения к нему .
• Дискриминация внешности или лукизм – дискриминации по вешнему виду, а также возможностям его социологического анализа .
• Социальная практика – это совокупность конкретных привычных (рутинных) повторяющихся действий индивидов, групп, общностей, организаций в реальном времени и пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование социальных институтов .
• Стандарт красоты – условный эталон, который формируется под влиянием вкуса и исторической ситуации .
• Телесные практики – традиционные способы использования тела, которые усваиваются индивидом в процессе социализации .
В первой главе были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения феномена бодипозитива как социального движения, связанной с трансформацией норм телесности.
Исследование феномена бодипозитива опирается на концептуальный аппарат социологии тела, рассматривающей телесность как социокультурный конструкт. Согласно работам М.Фуко, П.Бурдье и других исследователей, общество накладывает ценностные и властные императивы на восприятие человеческого тела посредством дискурсивных практик.
В этом контексте бодипозитив может быть интерпретирован как контрдискурс, противопоставляющий гегемонии узких патриархатных стандартов телесности идею самопринятия и уникальности каждого человека. Зародившись в 1990-х годах на Западе, это либеральное движение активно набирает популярность в России в молодежной среде благодаря социальным сетям и интернет-сообществам.
При этом в российском обществе пока нет консенсуса относительно бодипозитива - наряду с поддержкой его базовых идей, часть населения высказывает опасения по поводу возможных негативных последствий.
Тем не менее, широкая распространенность проблем с восприятием собственного тела обуславливает востребованность данной концепции.
Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют о поддержке основных постулатов бодипозитива россиянами на фоне широкой распространенности проблем с восприятием собственного тела.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению роли бодипозитива как молодежного движения в трансформации представлений о телесности в российском обществе. Первоначально было рассмотрено современное состояние и перспективы развития данного движения в России.
Результаты глубинных интервью с активными представителями этого движения (в количестве 10 человек) в целом демонстрируют неоднозначные оценки роли и задач бодипозитива в российском обществе. Несмотря на возрастающую популярность темы телесного разнообразия в интернете, среди широких слоев населения это движение пока малоизвестно и не находит массовой поддержки. Распространенные стереотипы о том, что бодипозитив якобы оправдывает нездоровый образ жизни и разрушает привычные идеалы красоты, также существенно ограничивают распространение его идей.
С другой стороны, практически все респонденты сходятся в том, что при правильной интерпретации ценности бодипозитива могут способствовать повышению самооценки и преодолению комплексов по поводу внешности среди молодого поколения. Это, в свою очередь, свидетельствует о перспективности дальнейшего распространения идеологии телесного разнообразия при грамотном подходе к ее позиционированию с учетом специфики российского менталитета.
Результаты анкетного опроса также демонстрируют противоречивое отношение к бодипозитиву как социокультурному явлению. Примерно 40% респондентов проявляют осведомленность и возлагают определенные надежды на рост самопринятия и изменение стандартов красоты под влиянием этого движения.
В то же время наблюдается довольно низкая реальная вовлеченность молодежи в соответствующие общественные группы и инициативы. Большинство молодых людей ограничиваются обсуждением бодипозитивной тематики в интернете, не переходя к реальным действиям по продвижению его идей. Кроме того, существуют опасения относительно возможной радикализации отдельных постулатов этого движения, что может дискредитировать бодипозитив в глазах консервативно настроенного большинства.
Таким образом, на данный момент бодипозитив в России переживает период становления как общественно-культурная концепция. Его идеи пока не получили широкого распространения и признания за рамками узких групп сторонников, в основном представителей молодого и среднего возраста.
Проведенный в рамках эмпирической части исследования анализ роли бодипозитива в трансформации взглядов на стандарты телесности в молодежной среде посредством проведения опроса среди обычных пользователей социальных сетей (подписчиков сообществ о моде/стиле/образе жизни в количестве 97 человек), не являющихся участниками движения бодипозитив, позволил получить важные выводы относительно степени влияния этого движения на ценностные установки современной молодежи.
Несмотря на активную популяризацию идей бодипозитива в интернете и социальных сетях, уровень информированности рядовой молодежи об основных постулатах этого движения остается невысоким. Лишь треть опрошенных демонстрируют четкое понимание его целей и задач, что обуславливается тем, что основное внимание уделяется продвижению визуальных образов, а не разъяснению глубинной сути данного мировоззрения.
На фоне недостаточной информированности ценности бодипозитива пока не стали определяющим фактором формирования позитивной самооценки молодых людей.
Подавляющее большинство по-прежнему ориентируются в своих оценках тела на традиционные, часто недостижимые эталоны красоты. Это, в свою очередь, порождает массовые комплексы и дискомфорт из-за несоответствия распространенным стереотипам.
Влияние бодипозитива проявляется в основном в смягчении категоричности оценок собственной внешности. Если ранее любое отклонение от принятых стандартов воспринималось резко негативно, то под воздействием идей толерантности формируется более лояльное отношение к некоторым недостаткам. Однако в целом ориентация на эталоны сохраняется.
Определенное воздействие оказывает бодипозитив и на представления молодых людей об объективной вариативности проявлений человеческой телесности. Растет осознание того, что реальное многообразие форм и размеров значительно шире ограниченных стереотипами рамок. Это формирует базу для дальнейшей трансформации общественных установок.
Влияние бодипозитива пока слабо сказывается на реальном отношении молодых людей к собственному телу.
Декларируемая поддержка идей самопринятия зачастую не подкрепляется конкретными действиями по уходу за собой, поддержанию комфортного самочувствия и физической формы. Лишь меньшинство воспринимают эти аспекты как неотъемлемую часть философии бодипозитива.
Определенную роль в ограничении влияния бодипозитива играет несбалансированность его пропаганды, когда чрезмерный акцент на демонстрации толерантности к любым проявлениям телесности размывает понимание необходимости заботы о здоровье и хорошем самочувствии, что порождает опасения по поводу возможного негативного воздействия радикальных форм этого движения.
Вместе с тем, несмотря на указанные ограничения текущего влияния, идеи бодипозитива потенциально могут сыграть позитивную роль в гуманизации отношения общества к стандартам телесности. Для этого необходим переход от поверхностной пропаганды визуальных образов к системной просветительской работе, разъясняющей суть данного мировоззрения и его связь с культурой здоровья.
Важно наладить конструктивный диалог сторонников бодипозитива с медицинским сообществом для выработки сбалансированного подхода, учитывающего как потребности в инклюзивности и толерантности, так и объективные медицинские рекомендации относительно поддержания здоровья.
Необходимо активнее продвигать позитивную повестку бодипозитива, делая акцент на конкретных рекомендациях по формированию любви к своему телу посредством здорового образа жизни, комфортного самоощущения и разумной физической активности, что позволит сфокусировать внимание аудитории на практических аспектах реализации философии самопринятия.
Требуется расширить использование наиболее действенных для молодежи каналов коммуникации, таких как социальные сети, видеохостинги, мессенджеры – для трансляции позитивной повестки бодипозитива с акцентом на практических рекомендациях по здоровому отношению к своему телу.
Таким образом, проведенное исследование показало, что, несмотря на растущую известность, реальное влияние бодипозитива на ценностные установки молодых людей в отношении телесности пока остается ограниченным.
Вместе с тем, ценности телесного разнообразия и инклюзивности получают позитивный отклик и имеют потенциал для трансформации представлений о нормах внешности.
Современное общество стало все более осознанно и обращает все большее внимание на вопросы самопринятия и положительного отношения к своему телу.
Бодипозитив призывает нас принимать свое тело таким, какое оно есть, и стремиться к нему с любовью и заботой.
Однако, несмотря на все усилия и популярность данного движения, реальное влияние бодипозитива на ценностные установки молодых людей остается ограниченным. Поэтому большое значение имеет продвижение позитивной повестки бодипозитива с акцентом на рекомендациях по формированию положительного отношения к своему телу исходя из здорового образа жизни, комфортного самоощущения и разумной физической активности.
В общем, необходим активный комплексный подход к продвижению бодипозитива, который учитывает специфику целевой аудитории и использует эффективные каналы коммуникации, чтобы повысить осознанность и признание философии самопринятия и идеи положительного отношения к своему телу через здоровый образ жизни, комфортное самоощущение и разумную физическую активность.
1. Антонова Н. Л. Здоровое тело как нормативная модель в представлениях студенческой молодежи / Н. Л. Антонова, С. Б. Абрамова, В. Р. Лопатина // Образование и наука. – 2023. – Т. 25. – № 5. – С. 155-175.
2. Белогай К. Н., Осипова Д. А. Представления о своем теле девочек-подростков с разным уровнем физической активности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. – 2019. –Т. 27. – С. 3-15.
3. Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. / Pierre Bourdieu. Choses dites. P.: Minuit, 1987. Перевод Н. А. Шматко. – M.: Socio-Logos, 1994. – 288 c.
4. Бурдье П. Практический смысл: Пер. с фр. / Le sens pratique. P.: Minuit, 1980. 475 P. Перевод Н. А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 2001. – 562 c.
5. Бурмантов А. М. Бодипозитив как проявление тенденции дифференциации в современной культуре // Уральский федеральный университет. – 2022. – С.31-34.
6. Вахрамеева А. И. Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности // Актуальные исследования. – 2021. – №24 (51). – С. 39-41.
7. Верещагина А. А., Зыкова Е. А. «Бодипозитив» как новая философия телесности / А.А. Верещагина, Е.А. Зыкова // Материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов Ч. II: г. – Омск. 2019. – 350 с.
8. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2018. – 528 c.
9. Глушко И. В. Осмысление феномена социальных практик и возможности их развития // Общество: философия, история, культура. – 2011. – № 1-2. – С. 8-12.
10. Гольман Е. А. Социология тела: к теоретическим истокам // Современная социология - современной России: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А. О. Крыштановского. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – С. 423-431.
11. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / А. С. Готлиб. – 4-е изд., стер. – М: ФЛИНТА, 2019. – 382 с.
12. Гулиева Л. А. Методологические принципы изучения бодипозитива как феминистского движения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2021. – No 2 (77). – С.40-44.
13. Евсеева Я. В. Социология тела – актуальное направление социологических исследований: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. – 2022. – № 3. – С. 9-18.
14. Ермоленко Т. Что такое Лукизм? // Онлайн-платформа Login Casino Work. – URL: https://logincasino.work/blog/chto-takoe-lukizm (дата обращения 07.11.2023)
15. Казарян Р. М. Бодипозитив как социальное течение современности / Р. М. Казарян. ― Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. – №4. – C.1-3.
16. Каташинских В. С. Методы сбора социальной информации: учеб. пособие / В. С. Каташинских; [науч. ред. Ю. Р. Вишневский] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 124 с.
17. Климова Е. А. Негативные и позитивные черты социального течения «Бодипозитив» // Эволюция, прогресс и модернизация. – 2017. – С. 197–203.
18. Кондакова Ю. В. Тренд «бодипозитив» как инструмент репрезентации женского тела в социальных сетях / Ю. В. Кондакова, А. С. Шалотонова // Материалы Всероссийского научного футурологического конгресса, М. – 2019. – С.31-33
19. Кузин И. В. Телесность как социально-философский концепт: монография. – СПб.: Издательство РХГА, 2016. – 365 с.
20. Леснихина Л. Что считалось красивым в Средневековье, эпоху Возрождения и в XIX веке: корсеты и сложные причёски // Издание «Горящая изба». – URL: https://burninghut.ru/standarty-krasoty-v-srednevekove-i-posle-nego/ (дата обращения 07.11.2023)
21. Литвинова Т. А. Тело и телесность: содержание понятий// Вестн. ТвГУ. Сер. : Философия. – 2012. –No 4. – С. 204-211.
22. Матвеева Е. В. Социальные движения: понятие и общая характеристика // Система ценностей современного общества. – 2009. – №8. – С. 44-48.
23. Меренков А. В. Конструирование тела как трансформация биосоциальной природы человека: социологическая концептуализация и интерпретация / А. В. Меренков, Н. Л. Антонова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. – 2018. – Т. 13. – № 1 (173). – С. 51-58.
24. Михайлова О. Что значит быть бодипозитивной? Конструирование идентичности участниц движения «Бодипозитив» / О. Михайлова // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых ученых (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) / О. Михайлова, К. Еремеева, В. Шелепина. – URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Sbornik_materialov_konf_molodyh_uchenyh_2017.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
25. Молоканов А. А., Пономарев П. А .Человеческая телесность как социокультурный феномен / А. А. Молоканов, П. А. Пономарев // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. – Т. 16. – No 1. – С. 243–250.
26. Мосаев Ю. Изображения концепта «телесность» в границах социологии постмодерна/ Ю. Мосаев //Социальные технологии: актуальные проблемы теории и практики. – 2013. –№ 58. – С. 32-37.
27. Некрасова Н. А., Горяинов А. А. Феномен человеческой телесности // Аналитика культурологии. – 2008. –№11. – С. 21-27.
28. Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. – 2011. – С. 33-35.
29. Пивоваров А. М. Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ // Социологический журнал. – 2019. – №4. – C.9-27.
30. Родионова В. И. Деятельностный подход и понятие «социальные практики» в современной философии. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 6 (44): в 2-х ч. – Ч. I. – C. 170-173.
31. Родионова В. И. Социальные практики в условиях технологизации: основные подходы и интерпретации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 124-134.
32. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Социология тела и социальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, No 2. С. 115–137.
33. Скобелина Н.А. Общественные движения как социальные практики / Н. А. Скобелина // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С. 125-135.
34. Тупикова С. В. «Телесность» в социологическом дискурсе: общенаучные и социокультурные детерминанты теоретизирования // Russian Journal of Education and Psychology. – 2013. – №4 (24). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telesnost-v-sotsiologicheskom-diskurse-obschenauchnye-i-sotsiokulturnye-determinanty-teoretizirovaniya (дата обращения: 18.10.2023).
35. Шабанова М. А. Социальные практики и проблемы формирования гражданского общества в России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. – М. : Северо-Принт, 2001. – С. 110-120.
36. Шугальский С. С. Социальные практики: интерпретация понятия / С. С. Шугальский // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №2. – С.276-280.
37. Цикунова А. И. Изучающие социальные практики в современном российском обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2016. – №3. – URL: https://sfk-mn.ru/PDF/15SFK316.pdf (дата обращения: 29.09.2023).
38. Юдина Е. Ю., Торопина Н. Ю. Бодипозитив в современных социальных дискурсах: медиа, реклама, мода // Вестник МГПУ «Естественные науки». – 2022. – №1 (45). – URL: https://iest-vestnik.mgpu.ru/2022/03/23/bodipozitiv-v-sovremennyh-soczialnyh-diskursah-media-reklama-moda/?ysclid=lo7i3kogxh988942360 (дата обращения: 29.09.2023).
39. Ярулин К. И. Институционализация неформальных социальных практик: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Ярулин К. И.; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т]. – Хабаровск, 2012. – 22 c.
40. Baceviciene M., Jankauskiene R., Changes in sociocultural attitudes towards appearance, body image, eating attitudes and behaviours, physical activity, and quality of life in students before and during COVID-19 lockdown // Appetite. 2021. – № 166 (4). – URL: https://www.researchgate.net/publication/352175740 (дата обращения: 10.12.2023).
41. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. –Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1963. – 168 p.
42. Heinberg L. J. Theories of body image disturbance: Perceptual, developmental, and sociocultural factors // Thompson J. K. (Ed.) Body image, eating disorders, and obesity: An integrative guide for assessment and treatment. 2001. – P. 27-47.
43. Кlapp, A.-L., Klotter, J.C #Fitness vs. #BodyPositive—various social constructions of health on Instagram Prävention und Gesundheitsförderung. – 2019. – V. 14. – PP. 362–367.
44. Mauss М. Techniques of the Body // Economy and Society. – 1973. – № 1. – PP. 70-88.
45. Turner B. S. The Body and Society: Explorations in Social Theory. Third Edition. – London: SAGE. Publications Ltd, 2008. – 285 p.
Ресурсы Интернет
46. Бодипозитив // Коммуникационный проект «Плюс Один». – URL: https://plus-one.ru/sustainability/bodipozitiv (дата обращения 07.11.2023)
47. Бодипозитив: новый взгляд на внешность // ВЦИОМ. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bodipozitiv-novyi-vzgljad-na-vneshnost?ysclid=lshgzdxrr7402574910 (дата обращения 20.12.2023)
48. Без фильтров: как девушки-подростки оценивают свою внешность? // ВЦИОМ. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bez-filtrov-kak-devushki-podrostki-ocenivajut-svoju-vneshnost (дата обращения: 13.12.2023)
49. В России впервые прошёл Всероссийский форум «Бодипозитив Россия» // TrendspeopleMagazine. – URL: https://trendspeople.com/v-rossii-vpervye-proshyol-vserossijskij-forum-bodipozitiv-rossiya/ (дата обращения: 10.12.2023).
50. Встречаем – по одежке! // ВЦИОМ. 2020. – URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/vstrechaem-po-odezhkee (дата обращения: 13.12.2023)
51. Модель XL // Телеканал «Ю». – URL: https://www.u-tv.ru/shows/model-xl/ (дата обращения: 10.12.2023).
52. Проект «Я стесняюсь своего тела» // Телеканал «Ю». – URL: https://www.u-tv.ru/shows/ya-stesnyayus-svoego-tela-rossiya/ (дата обращения: 10.12.2023).
53. Barbie: Bestie or Bad Influence? Women Open Up About Body Image Influences in 2023 // Harmony Healthcare IT. – URL: https://www.harmonyhit.com/women-and-body-image-statistics-new-2023-data/ (дата обращения 20.12.2023)
54. Be Body Positive Facilitator Training // Bodypositive [Электронный ресурс]. – URL: https://courses.thebodypositive.org/p/facilitator-training (дата обращения: 29.09.2023).
55. The 5 Competencies // Bodypositive [Электронный ресурс]. – URL: https://www.thebodypositive.org/5-competencies (дата обращения: 29.09.2023).
56. VOGUE Russia. Выпуск №3, март 2022 // Catalog-N. – URL: https://catalog-n.com/vogue-3-2022 (дата обращения: 10.12.2023).