Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие нравственного развития в современной науке 6
1.2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Средства нравственного развития детей старшего дошкольного
возраста 13
Глава 2. Психолого-педагогические условия нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием мультфильмов
2.1. Изучение уровня нравственного развития детей старшего дошкольного
возраста 19
2.2. Реализация психолого-педагогических условий нравственного
развития детей старшего дошкольного возраста с использованием
мультфильмов 31
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 40
Заключение 52
Библиографический список 58
Приложения 62
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность является базисной характеристикой личности и представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек самостоятельно проходит путь нравственного развития.
Старший дошкольный возраст является периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого - это время наиболее благоприятно для нравственного развития личности.Уровень нравственного развития детей во многом зависит от того, какое содержание отобрано для изучения, какие методы используются, какие формы деятельности организуются.
В дошкольной педагогике накоплен огромный арсенал средств нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют исследования американского психолога Лоренса Кольберга и отечественных педагогов и психологов А.С. Макаренко, Л.С. Выготского, В.М. Мясищева, Л.И. Божович, В.А. Сухомлинского и др.
Создание электронных образовательных ресурсов позволило расширить взгляд ученых и педагогов на многообразие средств нравственного развития детей. В последние десятилетия появляются научные исследования, связанные с использованием современных аудиовизуальных и мультимедийных средства развития детей всех возрастов и дошкольников в частности (А.В. Фёдоров, Н.П. Рыжих, А.А. Немирич, Ю.Е. Красный). Однако, большинство упомянутых авторов акцентируют свое внимания на детях школьного возраста, изучение эффективности современных средств нравственного развития дошкольников не многочисленны, что определило тему нашего исследования: «Мультфильм как средство нравственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выделить и апробировать психолого
педагогические условия, при которых мультфильмы будут выступать эффективным средством нравственном развитии старших дошкольников.
Объект исследования: нравственное развитие детей старшего
дошкольного возраста
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, при
которых мультфильмы являются эффективным средством нравственном развитии старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие нравственное развитие,дать характеристику особенностям нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, выделитьпсихолого-педагогические условия, при которых мультфильмы может являться эффективным средством нравственном развитии старших дошкольников;
2) подобрать диагностический инструментарий и изучить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
3) реализовать и описать выделенные психолого-педагогические условия, при которых мультфильмы являются эффективным средством нравственном развитии старших дошкольников.
...
В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами изучено содержание понятия нравственное развитие. Взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности.Таким образом, нравственное развитие предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т. д. Нравственное развитие представляет собой постепенное осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному
самосовершенствованию.
Говоря об особенностях нравственного развития в старшем дошкольном возрасте,можно выделить: интенсивное становление
нравственных установок и чувств; владение элементарными правилами и нормами группового поведения для регуляции поведения и налаживания взаимоотношений; умение общаться и взаимодействовать с окружающими людьми в совместной деятельности; преобладание общественной мотивации; стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке; стремление обсуждать со взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями.
Мультфильмы обладают чрезвычайно высоким потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста и могут являться средством нравственного развития детей при реализации следующих условий: специальном отборе мультфильмов с понятным (очевидным) для детей моральным смыслом; организации педагогической поддержки ребенка в процессе осознания информационной и эмоциональной составляющих мультфильма;совместном создании детьми и взрослыми мультфильма,раскрывающего содержание нравственных норм понятных старшим дошкольникам.
Для изучения нравственного развития детей старшего дошкольного возраста были использованы две методики: «Закончи историю» (направлена на изучение осознания детьми нравственных норм и отношение к ним) и «Сюжетные картинки» (направлена на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам и готовности руководствоваться этими нормами в своем поведении).
Исследование проводилась на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №273 «Красноярец». Для исследования нами выбраны две группы детей (контрольная и экспериментальная) старшего дошкольного возраста общей численностью 30 человек.
Полученные результаты показали, что в экспериментальной и контрольной группах большинство детей 46,7% и 33,3% имеют предельный уровень нравственного развития. 33,3% и 33,3% детей показали оптимальный уровень, допустимый уровень, в свою очередь, имеют 13,3% и 20,1% опрошенных детей. И 6,7% и 13,3% - уровень критический.
С целью реализации первого условия - специальный отбор мультфильмов с понятным (очевидным) для детей моральным смыслом - была отобраны мультфильмы отечественного (советского) производства по следующим критериям: высокий эстетический уровень; ясность замысла и композиции; красочность; простота и доступность для детского восприятия; многообразие героев. Ключевым для нас стал содержательный критерий, раскрывающий качества и отношения знакомые и понятны старшим дошкольникам: отношение к людям (добрый - злой, отзывчивый - бездушный, вежливый - грубый, заботливый - эгоистичный, самолюбивый); отношение к труду (трудолюбивый - ленивый); личностные качества (правдивый - лживый, смелый (храбрый) - трусливый).
...
1. Алексеенко Е. Мультфильмы-воспитатели / Е. Алексеенко, М. Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130.
2. Андреева Е. Смотрим мультики / Е. Андреева // Домашний Очаг. - 2013. - № 3. - С. 142-145.
3. Аромштам М. Мульти-пульти в философском разрезе / М. Аромштам // Искусство в школе. - 2004. - № 5. - С. 64-68.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М., 1968. - 36 с.
5. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / И.Л. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. 1975. №1. - С. 11-26.
6. Бурухина А. Ф. Внимание! Мультфильм!: методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошк. возраста / А.Ф. Бурухина. - Челябинск, 2011. - 92 с.
7. Бурухина А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - Челябинск, 2012. - № 10. - С. 60-71.
8. Бурухина А. Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста / А. Ф. Бурухина // Начальная школа плюс до и после. - Челябинск, 2012. - № 4. - С. 75-78.
9. Васильева Е. А. Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольников / Е.А. Васильева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М., 2011. - № 9. - С. 8995
10. Галимова М. Смотри в оба! / М. Галимова // Лиза. Мой ребенок. - 2012. - № 7. - С. 76-78.
11. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 2005. - С. 27-28.
12. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду : логопед. занятия по лекс. темам для детей 5-7 лет / А. А. Гуськова. - М.: Твор. Центр Сфера,
1. - 168 с.
13. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.114 - 201.
14. Ермизина Е. В. Мультфильмы - дети: от контента к пониманию / Е. В. Ермизина // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 51-58.
15.Замостьянов А. Дидактика-невидимка: о воспитат. воздействии совет. лит. и совет. мультфильмов / А. Замостьянов // Народное образование. - 2006. - № 10. - С. 237-240.
... всего 39 источников