ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по
вопросам развития связной диалогической речи 7
1.2. Особенности развития связной диалогической речи в старшем
дошкольном возрасте 12
1.3 Игры-драматизации и их роль в развитии связной диалогической речи
детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 28
2.3. Формирующий этап экспериментальной работы. Комплекс игр-
драматизаций, как средство развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 37
2.4. Контрольный этап экспериментальной работы, оценка эффективности
формирующего этапа 43
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В современное время вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания и обучения, что является последствием различных факторов. Одним из таких факторов являются редкие речевые коммуникации со сверстниками, взрослыми, уменьшение предметных действий, депривация игровой деятельности и т.д.
Одной из приоритетных задач развития речи детей дошкольного возраста является развитие речевого общения, осуществляющееся, преимущественно, посредством диалога. Поэтому одним из важных вопросов является развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста.
Речевое развитие является одним из обязательных направлений развития детей дошкольного возраста. В Федеральном Государственном образовательном стандарте изложены направления речевого развития, одним из которых является развитие связной, грамматически правильной диалогической речи детей дошкольного возраста, что еще раз подтверждает актуальность проблемы исследования [52].
Развитием связной диалогической речи детей дошкольного возраста нашли отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.А. Бизикова, Е.И. Тихеева, Гвоздев А.Н. и др. [16, 41, 9, 44, 19]. Так же исследователи отмечали, что именно старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития психических процессов, одним из которых являются познавательные процессы, которые способствуют в том числе, и формированию связной диалоговой речи.
Речь выполняет различные функции, главной из которой является коммуникация. Речь является важным средством общения. Именно общение мотивирует ребенка к освоению речи: овладению языком, лексикой и фонетикой, а также грамматическим строем и освоению диалогической речи.
Диалогическая речь - основная форма речевого общения, в контексте которой зарождается связная речь. Связная речь является неотъемлемой частью общения, ведь от этого зависит понимания сверстника и как таковая коммуникация с ним.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить в педагогическом процессе эффективность использования игр- драматизаций в развитии связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: развитие связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: игры-драматизации, как средство развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования.
1. Анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по вопросам связной диалогической речи.
2. Изучение особенностей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявление опытно-экспериментальным путем уровня сформированности связной диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Создание комплекса игр-драматизаций, способствующих развитию связной диалогической речи детей.
5. Осуществить контрольный этап экспериментальной работы и провести интерпретацию результатов исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр- драматизаций будет результативным при следующих условиях:
- если игры-драматизации будут скомпонованы в блоки с учетом развития тех или иных диалогических умений. Каждый из блоков игр - драматизаций направлен на развитие определенных диалогических умений;
- в комплекс будут включены различные виды, формы игр- драматизаций с разнообразными игровыми действиями.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования речи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ф.А. А.Г. Арушанова, И.А. Зимняя, А.М. Леушина, О.С. Ушакова, Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, О.А. Бизикова;
...
Анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы приводит нас к выводу, что связная диалогическая речь - форма, тип речи, состоящая из обмена высказываниями- репликами. Для диалогической речи типичны содержательная и конструктивная связь реплик. Диалог рассматривается как система обязательств его участников по удовлетворению коммуникативной потребности собеседника. Каждый диалог содержит свою структуру: начало - основная часть - развязка. Диалог имеет свою структуру и является речевым взаимодействием людей, подчиняется установленным в обществе правилам его построения.
К старшему дошкольному возрасту речь служит главным источником получения знаний об окружающем мире, средством общения и определенных отношений с окружающими людьми. К выходу из детского сада ребенок уже активно пользуется диалогической речью, а затем и монологом, как новой формой речевого общения.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогом как формой общения. Так же ребенка стоит научить соблюдать правила ведения диалога.
Так же выявили уровни сформированности диалогических умений детей.
Теоретически доказали эффективность игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня развития диалогических умений детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы выборку исследования составили 24 ребенка среднего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 12 человек, 12 человек составили контрольную группу детей.
Опытно-экспериментальным путем выявлен уровень развития диалогических умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе.
Следует отметить, что анализ эмпирических данных показал, что диалогическая речь сформирована у детей старшего дошкольного возраста на недостаточном уровне.
После того, как мы выяснили первичный уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, нами было выдвинуто предположение о том, что комплекс игр-драматизаций будет являться эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных условий. В ходе исследования в экспериментальной группе была организована работа по проигрыванию игр-драматизаций. Работа была выстроена таким образом, чтобы мероприятия по развитию диалогической речи, способствовали развитию диалогических умений, недостаточно сформированных у детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальной группе была проведена серия занятий с использованием игр-драматизаций, направленных на развитие диалогической речи
Завершив формирующий эксперимент, для его проверки был осуществлен контрольный эксперимент с обеими группами детей, по результатам которых установлено, что достижения детей экспериментальной группы значительно улучшились. Исходя из этого, можно заключить, что для эффективного улучшения диалогических умений детей старшего дошкольного возраста, можно использовать комплекс игр-драматизаций. Полученные сведения в данном исследовании указывают на положительные изменения в формировании диалогической речи старших дошкольников используя комплекс игр-драматизаций, гипотеза исследования подтверждена и обоснована.
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. 176 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2015. 400 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
4. Анохова Н.А., Галинихина Ю.В. Анализ психологических особенностей развития диалогической речи у старших дошкольников / Преемственность в образовании. 2019. №23(10). С. 19-26.
5. Арушанова А. Коммуникативное развитие дошкольников:
проблемы и перспективы / А. Арушанова. М.: ГНОМ и Д, 2014. 93 с.
6. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника /в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /тв. ред. А.М. Шахнарович. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2016. С. 4-16.
7. Баранов А.Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания. 1992. № 2.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: ИСКУССТВО, 2003. 423 с.
9. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре /О.А. Бизикова. М.: АРКТИ, 2016. 138 с.
10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 127 с.
11. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
12. Винокур Т.Г. Диалог. Русский язык: Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998. 119 с.
13. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи. Исследования по грамматике русского литературного языка. М.: изд. АН, 2005. 56 с.
14. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста: науч. изд. / Е.Н. Водовозова. СПб, 1956. 112 с.
15. Водяницкая Л.Е. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций / Современные научные исследования: Актуальные вопросы, достижения и иновации. Пенза, 2021. С. 124-126.
... всего 57 истчоников