Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа образовательных результатов учащихся 5-6 классов по математике 5
1.1. Предметные, метапредметные и личностные результаты исследования
учащихся 5
1.2. Образовательные результаты учащихся 5-6 классов по математике .... 14
Глава 2. Методика диагностики образовательных результатов учащихся
5-6 классов по математике 23
2.1. Виды, формы и методы педагогической диагностики учащихся 5-6
классов по математике 23
2.2. Способы диагностики образовательных результатов учащихся 5-6
классов по математике 32
Заключение 46
Библиографический список 48
Актуальность исследования. Главная задача основного общего образования состоит в воспитании успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в согласовании с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Одним из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся, это обусловлено потребностями современного общества, следовательно, чтобы выяснить насколько успешно реализуется образовательный стандарт, необходимо провести мониторинг планируемых результатов (на данном этапе - промежуточных) с тем, чтобы проследить траекторию развития системы образования.
На этот момент педагогическая диагностика обширно применяется на всех этапах работы учителя и на всех ступенях исследования. Есть большое количество способов проведения педагогических диагностик, но на всевозможных этапах образовательного процесса, ей присущи собственные особенности, которые обоснованы, до этого всего, надлежащими причинами: уровнем образования, спецификой учебного заведения, формой исследования, содержанием образования, особенностями организации, средств, критерий, функций и задач образовательного процесса.
Проведенный анализ позволил нам выявить наличие противоречий:
- между достаточным уровнем изученности образовательных результатов учащихся и слабой проработанностью методических аспектов его реализации в обучении математике учащихся 5-6 классов;
- между потенциальными возможностями диагностики образовательных результатов в развитии УУД и отсутствием эффективных методик, позволяющих реализовать эти возможности.
противоречий и состоит в разработке методики диагностики образовательных результатов, учащихся 5-6 классов по математике.
Цель исследования: разработать методику диагностики образовательных результатов, учащихся 5-6 классов по математике.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования: разработка методики диагностики учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если в процессе изучения математике учащихся 5-6 классов применить специальную методику диагностики, разработанную в согласовании с основными принципами и дидактическими критериями, то это будет способствовать развитию УУД, благодаря своевременному выявлению пробелов знаний учащихся.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы образовательных результатов, учащихся 5-6 классов в процессе изучения математике.
2. Разработать методику диагностики образовательных результатов, учащихся 5-6 классов по математике.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение и выбор; наблюдение; эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Сейчас нельзя предположить воспитательно - образовательную работу без целенаправленного анализа и определенной оценки её результатов, выражающихся в развитии ученика.
Оценка обязана быть предложена не в описательном виде (хотя текстовая оценка также имеет возможность быть использована) -нужно внедрение четких характеристик оценки результатов педагогической работы с учащимися на базе точных методик специально созданных исследовательских заданий (тестов) и анализа их выполнение, нацеленных на выявление смысла познаний, способностей, навыков, умений, определенных свойств, личности.
Диагностика все более содержит смысл для целенаправленного и действенного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она разрешает путем контроля (мониторинга) и корректировки всей системы изучения и исследования и составляющих ее элементов улучшать процесс воспитания, исследования и развития ребенка.
Работа учителя и диагностическая работа неразрывны. Как видно любому педагогическому вмешательству (будь то изучение или же воспитание) обязана предшествовать диагностика, в следствии этого каждый педагог, а тем более классный руководитель, обязан обладать педагогической диагностикой.
С иной стороны, есть школьный специалист по психологии, профессионал своего дела, в должности которого входит исследование новых методик диагностики. У него есть специальная литература, в следствии этого учитель о диагностике обязан сводиться к умению верно и своевременно использовать созданные специалистами методы. По задачам диагностической работы, за информацией или же за советом преподаватель обязан обращаться к школьному специалисту по психологии, который обязан взять на себя какую-то часть нагрузки по диагностической работы: так как это его работа.
Результаты бессчетных выборочных опросов говорят, что классные руководители в собственном своем большинстве не делают в том числе организационных функций (проверка дневников, контроль успеваемости, проведение родительских собраний), не говоря уже о каких-то иных. Почти все учителя слабо (либо вообще) не обладают материалом, который они стараются объяснить ученикам, не понимают о существовании действенных способов, испытанных годами (а тем более о новейших веяниях в области образования). Им это элементарно не надо.
А тем временем в недрах министерства образования появляются директивы, предписывающие вменить в место школе не лишь только заботу об образовании ребят, но и об их воспитании.
Вполне вероятно это положение системы образования временное, в общем нет ничего более постоянного, чем кратковременные явления.
Лишь только тогда, когда учителя освоят программу (причем не по бумажке, а реально), когда у них станут не просто знания, а опыт использования различных способов, лишь только тогда будут, востребованы знания диагностики.
А этого не случится, пока же преподаванием не будут заниматься люди, которым не все равно, которые осознанно пошли на данную работу не вследствие того, что им больше негде устроиться, а вследствие того, что им нравиться эта работа. Более того, хороший педагог обязан быть энтузиастом: кто же будет ходить на работу с ребятами, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на долгие споры с родителями, когда значительно легче и выгоднее пойти в компанию менеджером, и там спокойно зарабатывать на свой хлеб с маслом? Лишь только тогда люди поймут это, что их детям важны талантливые преподаватели, лишь только, тогда за это время вполне вероятно можно чего- то ждать от образования. [21]
1) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
2) Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - С. 253 - 266.
3) Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. / Под ред. Е. Д. Божович. - М., 1999. - 224 с.
4) Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика,1982—1984.Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
5) Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест // Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). - 1998. - № 3. - 40 с.
6) Особенности исследования и психического развития школьников 13-17 лет / И.В. Дубровиной, Б.С.Круглова. М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
7) Диагностические материалы для оценки достижения метапредметных планируемых результатов [Электронный ресурс]. URL: https: kopilkaurokov.ru
8) Ингекамп.К. Педагогическая диагностика [Текст]/К.Ингекамп: пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. -240с.
9) Итоговая метапредметная комплексная работа [Электронный ресурс]. URL: itogovaj a_metapredmetnaj a_kompleksnaj a_rabota_v_5_.pdf
10) Педагогическая диагностика в школе/Под ред. А. И. Кочетова. - Минск, «Народная асвета», 1987. - 223 с.
11) Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: «Валгус», 1980. - С. 18 - 30.
12) Контрольная работа «Отрицательные числа»[Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/80/242/68483.php
13) Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. М., 1983-96c
14) Магнитофонный опрос [Электронный ресурс].
URL:http://studepedia.org
15) Образовательные результаты [Электронный ресурс].
URL:https:// sites. google. com/ site/mkiktkm/obrazovatelnye-..
16) Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.
17) Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - С. 398 - 422.
18) Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова//Вопросы психологии. -1996. -№1. С.30-32.
19) Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие-М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
20) Педагогическая диагностика и ее роль[Электронный ресурс]. URL:http://studbooks.net/1939639/pedagogika/vyvod
21) Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование
[Электронный ресурс]. URL: http://dodiplom.ru/ready/105341
22) Педагогическая диагностика - как основной показатель эффективности
педагогической работы [Электронный ресурс]. URL:
http://pandia.ru/text/80/528/16403.php
23) Предметные и метапредметные УУД как ключ к овладению
компетенциями. [Электронный ресурс].
URL: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/priedmietnyi
24) Решение задач по теме Проценты [Электронный ресурс]. URL :https ://урок.рф/library/reshenie_zadach_po_teme_protcenti_141958.html
25) Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.
1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
26) Тест 10. Противоположные числа. Модуль числа [Электронный ресурс].
URL: http://znaew.ru/index.php/testy-po-matematike-6-klass/533-test-10-
protivopolozhnye-chisla-modul-chisla
27) Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010 № 1897;
URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
28) Д. И. Фельдштейн Глубинные изменения современного детства и
обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования статья [Электронный
ресурс]. URL: http://pdf.knigi-
x.ru/21 istoriya/417230-1 -glubinnie-izmeneniya-sovremennogo-detstva- obuslovlennaya-imi-aktualizaciya-psihologo-ped.php
29) "Цукерман, Г. А. Система Эльконина - Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. - 2005. - N
4. - С.. 84-95."
30) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии. -1971. -№4. —1. C.6-20.
31) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.