Дидактический потенциал приема драматизации как средства обучения говорению во 2-ом классе в контексте системно-деятельностного подхода
|
Введение 2-5
Раздел 1. Теоретические предпосылки и основания исследования использования приема драматизации при обучении говорению на уроках английского языка во 2-ом классе 6-30
1.1 Характеристика говорения как вида речевой деятельности 6-10
1.2 Формы говорения 11
1.2.1 Монологические высказывания 11-14
1.2.2 Диалогические высказывания 14-17
1.3 Драматизация как прием обучения английскому языку 17-19
1.3.1 Проблемы, возникающие при обучении устному общению и пути их
решения с помощью драматизации 19-22
1.3.2 Особенности использования метода драматизации на начальном этапе
обучения английскому языку 22-26
1.3.3 Драматизация как один из способов преодоления трудностей при
обучении говорению 26-30
Раздел 2. Разработка методических рекомендаций по включению
приема драматизации в процесс обучения говорению обучающихся 2-х классов на материале 30-48
2.1 Индивидуальные и возрастные особенности учащихся младшего
школьного возраста 30-33
2.2 Разбор УМК «Spotlight» «Английский в фокусе 2» для вторых
классов 33-40
2.3 Разработка упражнений с элементами драматизации для работы на уроке
во втором классе 41-48
Заключение 49
Список использованных источников 50-52
Раздел 1. Теоретические предпосылки и основания исследования использования приема драматизации при обучении говорению на уроках английского языка во 2-ом классе 6-30
1.1 Характеристика говорения как вида речевой деятельности 6-10
1.2 Формы говорения 11
1.2.1 Монологические высказывания 11-14
1.2.2 Диалогические высказывания 14-17
1.3 Драматизация как прием обучения английскому языку 17-19
1.3.1 Проблемы, возникающие при обучении устному общению и пути их
решения с помощью драматизации 19-22
1.3.2 Особенности использования метода драматизации на начальном этапе
обучения английскому языку 22-26
1.3.3 Драматизация как один из способов преодоления трудностей при
обучении говорению 26-30
Раздел 2. Разработка методических рекомендаций по включению
приема драматизации в процесс обучения говорению обучающихся 2-х классов на материале 30-48
2.1 Индивидуальные и возрастные особенности учащихся младшего
школьного возраста 30-33
2.2 Разбор УМК «Spotlight» «Английский в фокусе 2» для вторых
классов 33-40
2.3 Разработка упражнений с элементами драматизации для работы на уроке
во втором классе 41-48
Заключение 49
Список использованных источников 50-52
В данной работе мы рассматриваем использование такого методического приема, как драматизация на уроках английского языка во втором классе. Изучаемый нами методический прием — драматизация вошел в методический арсенал передовых учителей и методистов еще в начале 20 века параллельно с другими творческими приемами, такими как лепка и рисование. Более того, в 1920 году в учебниках по русскому языку раздел «Драматизация» был самостоятельным и отдельно изучаемым. Данный прием является хорошо изученным и многократно исполненным на практике учеными-методистами и высококвалифицированными учителями, при этом он признан и, по прежнему, остается эффективным и соответствующим новым технологиям образования, развития и воспитания личности ученика. Примером этого являются методические рекомендации «Игра — драматизация в школе», разработанные педагогами под руководством Е. Соловьевой, в которых методисты придали высокое значение драматизации как увлекательному процессу усвоения информации, при котором участвуют зрительное, слуховое и тактильное восприятие, то есть то, что учащиеся видят, слышат и могут прочувствовать и пережить при помощи слов, интонаций, жестов, мимики и так далее. Ученые и методисты определили ценность драматизации в том, что данный прием помогает не только услышать, но и увидеть содержание произведения, что обеспечивает полноценность восприятия информации, развивает воображение и позволяет пережить опыт как эмоциональных чувств и оценок, так и поведения. Кроме того, прием драматизации можно рассматривать как важную форму наглядности за счет яркости внешних представлений.
Исходя из важности и необходимости к использованию, мы решили изучить и применить на практике описываемый в данной работе методический прием путем разработки специальных упражнений, включающих элементы драматизации и театрализации, подходящие для 3
организации эффективной работы в рамках урока иностранного языка на этапе начального общего образования.
Актуальность работы. Драматизация является комплексным приемом, способствующим активизации лексических и коммуникативных навыков, развитию воображения, устных и письменных навыком, а так же изучению культуры другой страны, креативным способом усвоения речи с использованием литературных произведений. На сегодняшний день очень актуальна разработка новых технологий в обучении и воспитании детей, способствующих мотивации к изучению нового материала, а так же отвечающих современным технологиям образования. А что может 2 мотивировать лучше, чем благоприятная и позитивная эмоциональная атмосфера на уроке, возможность самовыражения, креативность и использование творческих способностей учащихся в процессе формирования языковых компетенций. Более того, на наш взгляд, использование драматизации на уроке является эффективным и результативным, так как придает процессу освоения содержания выраженный деятельностный характер, задействует все способы восприятия и является современным и креативным приемом в обучении иностранному языку. В связи с вышесказанным, использование драматизации на уроках с детьми младшего школьного возраста на данный момент является актуальным.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в младших классах.
Предмет исследования — прием драматизации, как эффективное средство развития языковых навыков, интеллекта, интуиции, внимания, чувства языка у детей младшего школьного возраста при изучении иностранного языка и культуры его страны и народа.
Цель данной работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использование приема драматизации при обучении говорению на иностранном языке во втором классе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику говорения как вида речевой деятельности;
2) дать общую характеристику приема драматизации и выявить ее роль в процессе обучения говорению;
3) выявить характерные особенности детей младшего школьного возраста;
4) изучить сущность, элементы и способы применения приема драматизации на уроках с детьми младшего школьного возраста;
5) опираясь на результаты исследования, разработать комплекс упражнений для дополнительной работы с использованием приема драматизации при обучении говорению на английском языке во втором классе.
Теоретическую основу исследования составили работы по изучению приема драматизации ученых-методистов Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин, Л.В. Щерба, и др.; работы по возрастной педагогике и психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев, И. В. Карпов и др.
Методы исследования:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. педагогическое наблюдение;
3. анализ УМК «Spotlight» для вторых классов;
4. беседа;
5. опытная работа;
6. анализ полученных результатов.
База исследования: опытная работа проводилась во 2 классе МАОУ «Гимназия №16» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в младших классах школы.
Во введении определяются актуальность, цели и задачи исследования, описывается его объект и предмет, приводятся методы и описывается структура работы.
Первый раздел представляет собой описание особенностей говорения как вида речевой деятельности, раскрывает понятие «говорения» и его видов. Также, в первом разделе отображаются проблемы, возникающие при обучении говорению и способы их решения, одним из которых является драматизация. Далее в этом разделе раскрывается понятие «драматизация», описывается характеристика, роль и эффективность приема, даются различные способы использования драматизации на уроке с детьми младшего школьного возраста.
Во втором разделе представлены индивидуальные и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Также, в этом разделе мы представили комплекс упражнений для дополнительной работы с элементами драматизации, подходящий для работы с детьми второго класса.
Заключение содержит выводы и результаты проведенного исследования.
Список источников составил позиций
Исходя из важности и необходимости к использованию, мы решили изучить и применить на практике описываемый в данной работе методический прием путем разработки специальных упражнений, включающих элементы драматизации и театрализации, подходящие для 3
организации эффективной работы в рамках урока иностранного языка на этапе начального общего образования.
Актуальность работы. Драматизация является комплексным приемом, способствующим активизации лексических и коммуникативных навыков, развитию воображения, устных и письменных навыком, а так же изучению культуры другой страны, креативным способом усвоения речи с использованием литературных произведений. На сегодняшний день очень актуальна разработка новых технологий в обучении и воспитании детей, способствующих мотивации к изучению нового материала, а так же отвечающих современным технологиям образования. А что может 2 мотивировать лучше, чем благоприятная и позитивная эмоциональная атмосфера на уроке, возможность самовыражения, креативность и использование творческих способностей учащихся в процессе формирования языковых компетенций. Более того, на наш взгляд, использование драматизации на уроке является эффективным и результативным, так как придает процессу освоения содержания выраженный деятельностный характер, задействует все способы восприятия и является современным и креативным приемом в обучении иностранному языку. В связи с вышесказанным, использование драматизации на уроках с детьми младшего школьного возраста на данный момент является актуальным.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в младших классах.
Предмет исследования — прием драматизации, как эффективное средство развития языковых навыков, интеллекта, интуиции, внимания, чувства языка у детей младшего школьного возраста при изучении иностранного языка и культуры его страны и народа.
Цель данной работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использование приема драматизации при обучении говорению на иностранном языке во втором классе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику говорения как вида речевой деятельности;
2) дать общую характеристику приема драматизации и выявить ее роль в процессе обучения говорению;
3) выявить характерные особенности детей младшего школьного возраста;
4) изучить сущность, элементы и способы применения приема драматизации на уроках с детьми младшего школьного возраста;
5) опираясь на результаты исследования, разработать комплекс упражнений для дополнительной работы с использованием приема драматизации при обучении говорению на английском языке во втором классе.
Теоретическую основу исследования составили работы по изучению приема драматизации ученых-методистов Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин, Л.В. Щерба, и др.; работы по возрастной педагогике и психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев, И. В. Карпов и др.
Методы исследования:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. педагогическое наблюдение;
3. анализ УМК «Spotlight» для вторых классов;
4. беседа;
5. опытная работа;
6. анализ полученных результатов.
База исследования: опытная работа проводилась во 2 классе МАОУ «Гимназия №16» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в младших классах школы.
Во введении определяются актуальность, цели и задачи исследования, описывается его объект и предмет, приводятся методы и описывается структура работы.
Первый раздел представляет собой описание особенностей говорения как вида речевой деятельности, раскрывает понятие «говорения» и его видов. Также, в первом разделе отображаются проблемы, возникающие при обучении говорению и способы их решения, одним из которых является драматизация. Далее в этом разделе раскрывается понятие «драматизация», описывается характеристика, роль и эффективность приема, даются различные способы использования драматизации на уроке с детьми младшего школьного возраста.
Во втором разделе представлены индивидуальные и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Также, в этом разделе мы представили комплекс упражнений для дополнительной работы с элементами драматизации, подходящий для работы с детьми второго класса.
Заключение содержит выводы и результаты проведенного исследования.
Список источников составил позиций
В ходе данной дипломной работы было раскрыто и теоретически обосновано множество понятий, таких как «говорение», «драматизация», «диалогическая речь», «монологическая речь» и прочие, а так же нами была проверена опытным путем эффективность использование приема драматизации при обучении говорению на иностранном языке во втором классе в ходе практики в школе. В период практики были выявлены психологические особенности детей младшего школьного возраста и изучены способы работы с учащимися второго класса и подходы к подаче им материала наиболее эффективным и интересным способом. В связи с чем были изучены сущность, элементы и способы применения такого приема как драматизации на уроках с детьми второго класса, а также, опираясь на результаты исследования, разработан комплекс упражнений для дополнительной работы с использованием приема драматизации при обучении говорению на английском языке для работы с учащимися младшего школьного возраста.
По итогам работы мы сделали вывод, что использование приема театрализации на уроке является не только мотивацией к изучению иностранного языка, интересным и увлекательным способом разнообразить урок, чем очень нравится детям, но и дает возможность учащимся стать творческой, креативной, эмоционально-волевой личностью, так как в ходе инсценировки участники задействуют свои чувства и эмоции, развивают творческое мышление, воображение, память, логику, координацию рук, самостоятельность, организованность и имеют возможность проявить себя и свои способности, вникая при этом в суть произведения на английском языке. Исходя из этого, можно сказать, что прием драматизации необходимо использовать в ходе урока для повышения эффективности усвоения материала детьми, а также развитии в учащихся личностных качеств.
По итогам работы мы сделали вывод, что использование приема театрализации на уроке является не только мотивацией к изучению иностранного языка, интересным и увлекательным способом разнообразить урок, чем очень нравится детям, но и дает возможность учащимся стать творческой, креативной, эмоционально-волевой личностью, так как в ходе инсценировки участники задействуют свои чувства и эмоции, развивают творческое мышление, воображение, память, логику, координацию рук, самостоятельность, организованность и имеют возможность проявить себя и свои способности, вникая при этом в суть произведения на английском языке. Исходя из этого, можно сказать, что прием драматизации необходимо использовать в ходе урока для повышения эффективности усвоения материала детьми, а также развитии в учащихся личностных качеств.



