Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития лексического запаса у младших школьников 6
1.1 Лексикология как раздел науки о языке 6
1.2 Психолого-педагогические и методические основы развития словарного
запаса младших школьников 13
1.3. Использование словесных игр в процессе изучения русского языка в
начальной школе 26
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Потенциал словесных игр для использования в процессе формирования словарного запаса младших школьников 32
2.1. Диагностика состояния словарного запаса младших школьников 32
2.2. Анализ потенциала настольной словесной игры в процессе работы над уточнением словарного запаса младших школьников 38
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложения
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы. Среди результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку обозначены: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Достижение результатов, указанных в образовательном стандарте, возможно при условии целенаправленной и систематичной работы по совершенствованию словарного запаса учащихся [75].
Совершенствование словарного запаса учащихся -одна из традиционных областей внимания методики преподавания русского языка. Проблема обогащения словарного запаса обучающихся в начальных классах волновала и притягивала внимание методистов и школьных учителей уже достаточно давно. Проблемой развития речи младших школьников в течение долгого периода времени занимались различные ученые. В конце XIX-начале XX века преподаванию русского языка уделяли внимание Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. Несомненным является вклад в методику русского языка К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Методической проблемой преподавания русского языка именно в начальной школе интересовались ученые: Л. П. Федоренко, М. Р. Львов, М. Т. Баранов, В.П. Канакина, Л.А. Ефросинина, С.В. Иванов. Не следует оставлять без внимания заслуги Л. А. Гдалевича, Н. И. Жинкина, О. И. Зимней, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, И. Б. Игнатовой, Т. В. Самосенковой и др.
Этими учеными в разное время были созданы целые направления и научные школы в области формирования и развития речевых навыков устной и письменной речи у младших школьников, но единым в их исследованиях является мнение, что развитие словарного запаса должно носить систематический и многоплановый характер.
Совершенствование словарного запаса ребенка - один из показателей общего развития его личности, вместе с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным; способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, узнавать новое, впитывать ценности культуры. К тому же, речевая способность есть первооснова любой деятельности человека. Для каждого школьника хорошо развитая речь - не просто средство общения, но также двигатель его интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания [67].
В настоящее время существуют общепринятые тенденции развития словарного запаса младших школьников, определены проблемы речевого развития, установлены возможные пути формирования и развития речи школьников, рассмотрены и описаны психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников [50].
Несмотря на это, современные исследователи развития речи младших школьников (С.Н. Цейтлин, С.В. Плотникова) отмечают, что лексика учащихся в начальных классах бедна. Зачастую в своей речи дети повторяют одни и те же слова, не умеют дифференцировать отбор лексики при конструировании текста, не используют лексику, фиксирующую отвлеченные понятия, редко используют оценочную лексику [61].
Актуальность темы данной работы обусловлена вышесказанным.
Цель исследования: определить дидактический потенциал настольных словесных игр для использования в процессе уточнения словарного запаса младших школьников.
Объектом исследования является актуальное состояние словарного запаса младших школьников.
Предмет исследования: дидактический потенциал настольных словесных игр для работы над уточнением словарного запаса младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом, целью были поставлены задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни состояния объекта.
3. Скомпоновать диагностическую программу исследования.
4. Провести констатирующий срез.
5. Проанализировать результаты диагностики
6. Разработать критерии для определения дидактического потенциала настольных словесных игр.
7. Проанализировать настольные словесные игры с точки зрения этого потенциала.
Гипотеза: словесные игры обладают дидактическим потенциалом для работы над уточнением словарного запаса младших школьников с точки зрения лингвистических и психолого-педагогических возможностей.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
Проведение констатирующего эксперимента было осуществлено на базе 1 класса МБОУ Новоселовская СОШ №5. В классе 23 человека в возрасте 6-7 лет.
Методической наукой накоплено немало данных о словарном запасе младших школьников. Эти данные получены на основе изучения устных высказываний, письменных работ (сочинений и изложений) (например исследования М.Т. Баранова и др.), а также на основе ответов школьников о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий на составление словосочетаний и предложений (М.Т. Баранова и др.). Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах опыта [6].
Уровень развития словарного запаса младших школьников является показателем их речевого развития, в связи с этим проблема совершенствования словаря, особенно его активизация, приобретает особую актуальность.
Анализ теоретических источников показал, что в целом уровень речевого развития учащихся определяется развитием их словарного запаса, который представлен двумя пластами: пассивным и активным словарём. Работа по развитию словарного запаса младших школьников происходит по четырём основным направлениям: уточнение, обогащение, активизация словаря, а также устранение из него внелитературных слов и выражений.
Актуальность проблемы была подтверждена данными проведённого нами констатирующего среза, который осуществлялся с учётом следующих параметров: объем пассивного и активного словарного запаса, степень владения имеющимся словарным запасом.
После проведения всех методик было выявлено, что большинство испытуемых находится на среднем уровне развития словарного запаса.
Анализ результатов отдельных методик показал, что школьники не демонстрируют богатства словарного запаса в устной речевой деятельности, используют достаточно примитивные предложения, содержащие в составе существительные и глаголы, редко используют другие части речи, затрудняются в объяснении значения некоторых, даже известных им в общих чертах слов, выбирают для объяснения несущественные признаки. Таким образом, можно говорить о значимости работы над уточнением уже имеющего у школьника словарного запаса.
И поскольку игра в младшем школьном возрасте является хорошим способом заинтересовать ребенка, то с ее помощью следует обучать детей родному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к его изучению. Еще задолго до того, как игра стала предметом определенных научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась различная роль, но нет ни одной системы, в которой бы в той или иной степени не отводилось бы место игре.
Игре отводятся самые различные функции. Это и образовательная, и воспитательная и многие другие. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося.
Нами был подробно рассмотрен потенциал настольных словесных игр в процессе развития словарного запаса. Словесная игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, положительно влияя на процесс уточнения словаря учащихся. Характеристиками, которые обуславливают ценность этих игр для развития речи, являются:
1. Лингвистические особенности - связанные с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи. Подбирая синонимы, определения, переносные значения слов и т.д., мы активизируем все поле системных отношений вокруг того слова, которое пытаемся объяснить.
2. Психолого-педагогические - связаны с взаимоотношениями младших школьников в процессе такой игры. В ходе любой коллективной игры происходит контакт с остальными участниками, обсуждение правил, совершенствуется умение ладить друг с другом. К тому же многие «настолки» построены на умении договариваться, убеждать, искать союзников и действовать сообща. Таким образом, это одновременно и развлечение, и тренажер для развития важнейших социальных навыков.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Эксмо, 2012. - 448 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984
3. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. - М.: Педагогика, 2014. - 159 с.
4. Баранов М. Т. Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Баранова М. Т. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 368 с.
5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2015. - 452 с.
6. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - М.: Наука, 2015. - 352 с.
7. Беляева Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики — средство обогащения словаря младших школьников / Е.Н. Беляева // Начальная школа. - 2014. - № 9. С. 20-24
8. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 47-51.
9. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2002. - №6. - С.76-79.
10. Бондаренко А. А. О словах-«сорняках» в речи современного школьника / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 17-21.
11. Бондаренко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. - СПб.: Питер, 2011. - 145 с.
12. Бронникова Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников/Ю. О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 41-44.
13. Булатова Ю. В. Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения и отклонения / Ю.В. Булатова // Начальная школа. - 2012. - №6. - С.75-79.
14. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Наука, 2012. - 256 с.
15. Вакуленко Е.А. Развитие речевых умений школьников / Е.А. вакуленко // Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 34-39
16. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
17. Вахнина Т.П. Современный русский язык / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова. - М.: Юнити - дана, 2014. - 155 с.
18. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 2015. - 159 с.
19. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М.: Педагогический поиск, 2014. - 112 с.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 1.
21. Выготский Л.С. Основы педологии. - СПб.: Питер, 2015. - 165 с.
22. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: Изд-во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. - 104 с.
23. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи: Учебник / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова и др.; под ред. проф. О. Я. Гойхмана.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.
24. Головченко М. А. Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами / М. А. Головченко // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 74-75.
25. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
26. Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 65-69.
27. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. - М.: Баласс, 2014. - 123 с.
28. Зорина Л.Н. Речевые разминки — средство обогащения речи школьников / Л.Н. Зорина // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 40-43
29. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. /Начальное образование.- Спецвыпуск -2005.
30. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М., 1985
31. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т. А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №.-6. - с.76-79.
32. Канакина В.П. Особенности лексики младших школьников // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 25-27.
33. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А.Методика преподавания русского языка в начальной школе. М., 1985
34. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку.-2-е изд.-М.,1995
35. Кекош Е. И. Формы работы над словарными словами/ Е. И. Кекош // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 88-89.
36. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского /Начальная школа, № 10, 2001 г./ 27-34
37. Кодухов Р.И. Введение в языкознание. М.,1987
38. Кононович И. А. Пути и средства активизации словаря младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://пепиба.ги/отдел- образования-дятловского-райисполкома.й!ш1, свободный (дата обращения: 18.02.2019)
39. Ладыженская Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
40. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М: Педагогика, 1974. - 255 с.
41. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка, М., 1991
42. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка, М., 1995
43. Ларина И.К. Обогащение речи - важнейший фактор развития и воспитания учащихся.// Нач.шк. 1991 №8
44. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 - С.47- 52.
45. Леонович Е. Н. Развитие значения слова в речевой деятельности младшего школьника / Е. Н. Леонович // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 30-33.
46. Леонтьев А. Н. Речь. // Психология. Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теплова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.
47. Лопатина А.Н. Русский язык. - М.: Просвещение, 2014. - 345 с.
48. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
49. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
50. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
51. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
52. Матвеева А.П. О преемственности в изучении лексики // Русский язык в школе. - 2013. - №5. - С. 21-26.
53. Немов Е.С. Общие основы психологии. М.,1995
54. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
55. Нестерова О. С. Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников / О.С. Нестерова // Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 49-51.
56. Неусыпова Н. М. Толковый словарик на уроках русского языка / Н. М. Неусыпова // Начальная школа. - 1990. - №8. - С. 26-30. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. - 976 с.
57. Нилова О. В. Работа над текстом как средство обогащения словарного запаса / О. В. Нилова // Русский язык. 2010. № 4. С. 20-22.
58. Павлова Ю. В. Статья по русскому языку по теме: Развитие речи младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/10/14/razvitierechi- mladshikh-shkolnikov, свободный (дата обращения: 9.02.2017).
59. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007. - 80 с.
60. Перцева Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе // Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 18-21.
61. Плотникова Е. А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е. А. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 57-61.
62. Плотникова С. В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка / С. В. Плотникова // Начальная школа. - 2007. -№10. - С. 92-98.
63. Рыбникова М.А. Изучение родного языка в школе. - Петрозаводск, 2012. - 234 с.
64. Рябухина Е. А. Реализация компетентностного подхода в спецкурсе по речевой деятельности / Е. А. Рябухина // Русский язык в школе. 2013
65. Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 27-31.
66. Сдобнова А. П. Лексикон школьников и современная разговорная речь / А. П. Сдобнова // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 7-11.
67. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А. Синицын // Начальная школа. 2003. -№2. -С. 71-73.
68. Степанова Т. В. Изучение лексикона младшего школьника как психолого-педагогическая проблема: автореф. дис. на соиск. учён. степ., канд. филол. наук: специальность 10.02.01 «Русский язык» / Степанова Татьяна Валентиновна. - Череповец. - 2007. - 22 с.
69. Таукчи Е. Ф. Аспектное изучение лексической сочетаемости
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lib.chdu.edu.Ua/pdf/novitfilolog/20/3.pdf, свободный (дата обращения: 24.02.2018).
70. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981. - 111 с.
71. Толстова В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 565-567.
72. Ушакова Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма / Ю.А. Ушакова // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 20-24
73. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 414 с.
74. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М.: Вита- Пресс, 2011. - 172 с.
75. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
76. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей младшего
школьного возраста. М., 1984
77. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС XXI век», 2011. - 176 с.
78. Филимонова, Ж.В. Воспитание любви к слову в процессе работы над словом / Ж.В. Филимонова // Русская словесность. 2002, -№5. -С. 69-70.
79. Черняк В. Д. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; Под ред. В. Д. Черняк. - М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 509с.
80. Шанский, Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 2010. - 208 с.
81. Ястребова А. В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.