Дидактическое обеспечение коррекционной работы по развитию осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта, направленного на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников «Тактильная книга» 6
1.1. Онтогенез развития осязательного восприятия в дошкольном возрасте ... 6
1.2. Особенности развития осязательного восприятия у младших
слабовидящих дошкольников 10
1.3. Обзор подходов, методик, дидактического обеспечения развития
осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников 144
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Реализация проекта, направленного на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников «Тактильная книга» .. 20
2.1. Паспорт и план реализации проекта 20
2.2. Подготовительный этап проекта 24
2.3. Разработческий этап 33
2.4. Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы с использованием дидактического пособия «Тактильная книга» 38
2.5. Результативно-оценочный этап 42
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 51
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта, направленного на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников «Тактильная книга» 6
1.1. Онтогенез развития осязательного восприятия в дошкольном возрасте ... 6
1.2. Особенности развития осязательного восприятия у младших
слабовидящих дошкольников 10
1.3. Обзор подходов, методик, дидактического обеспечения развития
осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников 144
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Реализация проекта, направленного на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников «Тактильная книга» .. 20
2.1. Паспорт и план реализации проекта 20
2.2. Подготовительный этап проекта 24
2.3. Разработческий этап 33
2.4. Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы с использованием дидактического пособия «Тактильная книга» 38
2.5. Результативно-оценочный этап 42
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 51
Актуальность исследования. Исследование осязательного восприятия младших слабовидящих дошкольников является крайне актуальным и значимым с практической, психологической и педагогической точек зрения.
Многие авторы занимались изучением осязательного восприятия слабовидящих детей, такие как Л.Б. Осипова, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.К. Литвак, Л.И. Плаксина. В своих исследованиях они указывали на важную роль осязательного восприятия в развитии ребенка и его социальной адаптации, особенно при наличии слабовидения.
Слабовидящие дети сталкиваются с особыми трудностями в получении информации о внешнем мире, поскольку их зрительные возможности ограничены. Их основным источником получения информации становятся другие чувства, такие как осязание. Поэтому исследование осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников позволяет лучше понять, каким образом они воспринимают окружающий мир и какие стратегии использования осязания они предпочитают.
Исследования в этой области позволили сделать выводы о недостаточности дидактического обеспечения коррекционно-развивающей работы. Поэтому ставится задача помочь разработать специальное дидактическое пособие, как инструмент для обучения слабовидящих детей, уделяя внимание их потребностям и специфическим характеристикам осязательного восприятия. Это позволит реализовать более эффективные педагогические подходы и программы, способствующие развитию и социализации данной категории детей.
Кроме того, исследования осязательного восприятия младших слабовидящих дошкольников могут быть полезными для понимания процессов восприятия в целом. Механизмы осязания могут быть изучены в контексте развития человека и формирования его когнитивных, моторных и эмоциональных способностей.
Таким образом, актуальность исследования осязательного восприятия младших слабовидящих дошкольников заключается в создании дидактического обеспечения для дальнейшего развития специальной педагогики и психолого-педагогической поддержки данной категории детей, а также в расширении наших знаний о процессах восприятия и влиянии осязания на развитие в целом.
Методологическая основа:
На необходимость коррекционной работы с младшими слабовидящими дошкольниками, указывают Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева.
Объект проектной работы: процесс развития осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников.
Предмет проектной работы: дидактическое пособие по развитию осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников.
Цель проектной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать в образовательном процессе дошкольной образовательной организации дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить проблематику развития осязательного восприятия у слабовидящих дошкольников;
- проанализировать существующее дидактическое обеспечение процесса развития осязательного восприятия у слабовидящих дошкольников;
- разработать дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников «Тактильная книга»;
- апробировать методическое пособие с целью определения его эффективности.
Методы исследования:
Для написания данной курсовой работы были использованы следующие теоретические и эмпирические методы:
- метод контент-анализа - исследование научно-методической
литературы:
- метод моделирования - реализация проекта, разработка
методического пособия по работе с тактильной книгой для младших слабовидящих дошкольников.
Проектная идея. Из-за нарушения зрения у младших дошкольников недостаточное восприятие мира и многих процессов. Тактильная книга по формированию осязательного восприятия, содержание, формы, методы которой адаптированы для коррекционно-развивающей работы с младшими слабовидящими дошкольниками, будет способствовать более эффективному развитию осязательного восприятия слабовидящих дошкольников 3-4 лет, так как будет учитывать их зрительные возможности, зону их актуального и ближайшего развития, что в целом будет способствовать повышению эффективности коррекционной работы.
Проектная значимость. Разработанная тактильная книга, методические рекомендации к ней позволят педагогам и специалистам эффективно использовать данное дидактическое пособие в работе со слабовидящими детьми младшего возраста.
Тактильная книга является мощным инструментом познания и развития, и ее правильное использование может значительно повысить качество обучения и реабилитации таких детей.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Многие авторы занимались изучением осязательного восприятия слабовидящих детей, такие как Л.Б. Осипова, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.К. Литвак, Л.И. Плаксина. В своих исследованиях они указывали на важную роль осязательного восприятия в развитии ребенка и его социальной адаптации, особенно при наличии слабовидения.
Слабовидящие дети сталкиваются с особыми трудностями в получении информации о внешнем мире, поскольку их зрительные возможности ограничены. Их основным источником получения информации становятся другие чувства, такие как осязание. Поэтому исследование осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников позволяет лучше понять, каким образом они воспринимают окружающий мир и какие стратегии использования осязания они предпочитают.
Исследования в этой области позволили сделать выводы о недостаточности дидактического обеспечения коррекционно-развивающей работы. Поэтому ставится задача помочь разработать специальное дидактическое пособие, как инструмент для обучения слабовидящих детей, уделяя внимание их потребностям и специфическим характеристикам осязательного восприятия. Это позволит реализовать более эффективные педагогические подходы и программы, способствующие развитию и социализации данной категории детей.
Кроме того, исследования осязательного восприятия младших слабовидящих дошкольников могут быть полезными для понимания процессов восприятия в целом. Механизмы осязания могут быть изучены в контексте развития человека и формирования его когнитивных, моторных и эмоциональных способностей.
Таким образом, актуальность исследования осязательного восприятия младших слабовидящих дошкольников заключается в создании дидактического обеспечения для дальнейшего развития специальной педагогики и психолого-педагогической поддержки данной категории детей, а также в расширении наших знаний о процессах восприятия и влиянии осязания на развитие в целом.
Методологическая основа:
На необходимость коррекционной работы с младшими слабовидящими дошкольниками, указывают Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева.
Объект проектной работы: процесс развития осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников.
Предмет проектной работы: дидактическое пособие по развитию осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников.
Цель проектной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать в образовательном процессе дошкольной образовательной организации дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить проблематику развития осязательного восприятия у слабовидящих дошкольников;
- проанализировать существующее дидактическое обеспечение процесса развития осязательного восприятия у слабовидящих дошкольников;
- разработать дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников «Тактильная книга»;
- апробировать методическое пособие с целью определения его эффективности.
Методы исследования:
Для написания данной курсовой работы были использованы следующие теоретические и эмпирические методы:
- метод контент-анализа - исследование научно-методической
литературы:
- метод моделирования - реализация проекта, разработка
методического пособия по работе с тактильной книгой для младших слабовидящих дошкольников.
Проектная идея. Из-за нарушения зрения у младших дошкольников недостаточное восприятие мира и многих процессов. Тактильная книга по формированию осязательного восприятия, содержание, формы, методы которой адаптированы для коррекционно-развивающей работы с младшими слабовидящими дошкольниками, будет способствовать более эффективному развитию осязательного восприятия слабовидящих дошкольников 3-4 лет, так как будет учитывать их зрительные возможности, зону их актуального и ближайшего развития, что в целом будет способствовать повышению эффективности коррекционной работы.
Проектная значимость. Разработанная тактильная книга, методические рекомендации к ней позволят педагогам и специалистам эффективно использовать данное дидактическое пособие в работе со слабовидящими детьми младшего возраста.
Тактильная книга является мощным инструментом познания и развития, и ее правильное использование может значительно повысить качество обучения и реабилитации таких детей.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Осязательное восприятие - ведущая компенсаторная функция для детей с нарушением зрения. В теоретической части работы, представлено развитие осязательного восприятия в онтогенезе, взгляд учёных на рассмотрении данной проблемы, специализирующихся на этой теме. В этой же главе можно понять, насколько важно уметь пользоваться такой сохранной функцией, как осязание, особенно для детей младшего дошкольного возраста, в их активный период накопления знаний об окружающем мире.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, я установила особенности формирования осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников. В этот возрастной период дети с помощью осязания могут воспринимать форму, величину и свойства поверхности предметов. К младшему дошкольному возрасту у детей сформирована, как физиологическая, так и психологическая готовность к осязательному восприятию.
В ходе работы, при проведении эксперимента, выяснились актуальные для данного возраста проблемы осязательного восприятия, они характеризуются затруднением восприятия сенсорной информации об объектах окружающего мира (цвета, величины, формы, запаха, поверхности, веса, звука), ориентирования или расположения предметов в пространстве, что отрицательно сказывается на развитии умения адекватно взаимодействовать с предметами в учебной или бытовой деятельности; низкий уровень осязательной чувствительности, плохо развитые двигательные моторные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с нарушениями зрения огромные трудности, связанные с выполнением различных действий; зрительное восприятие, несмотря на неполноценность, продолжает оставаться ведущим при познании окружающего мира детьми с нарушениями зрения и ориентировки в нем.
Анализ полученных данных, в ходе эксперимента, позволил качественно выстроить работу с использованием тактильной книги на занятиях по повышению уровня осязательного восприятия. Были составлены и апробированы конспекты занятий для каждой страницы книги, после внедрения которых, дети показали улучшение в динамики развития осязательного восприятия.
Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, я установила особенности формирования осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников. В этот возрастной период дети с помощью осязания могут воспринимать форму, величину и свойства поверхности предметов. К младшему дошкольному возрасту у детей сформирована, как физиологическая, так и психологическая готовность к осязательному восприятию.
В ходе работы, при проведении эксперимента, выяснились актуальные для данного возраста проблемы осязательного восприятия, они характеризуются затруднением восприятия сенсорной информации об объектах окружающего мира (цвета, величины, формы, запаха, поверхности, веса, звука), ориентирования или расположения предметов в пространстве, что отрицательно сказывается на развитии умения адекватно взаимодействовать с предметами в учебной или бытовой деятельности; низкий уровень осязательной чувствительности, плохо развитые двигательные моторные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с нарушениями зрения огромные трудности, связанные с выполнением различных действий; зрительное восприятие, несмотря на неполноценность, продолжает оставаться ведущим при познании окружающего мира детьми с нарушениями зрения и ориентировки в нем.
Анализ полученных данных, в ходе эксперимента, позволил качественно выстроить работу с использованием тактильной книги на занятиях по повышению уровня осязательного восприятия. Были составлены и апробированы конспекты занятий для каждой страницы книги, после внедрения которых, дети показали улучшение в динамики развития осязательного восприятия.
Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
Подобные работы
- Дидактическое обеспечение развития осязательного восприятия у младших дошкольников с функциональными расстройствами зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАКТИЛЬНОЙ КНИГИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021



