Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения

Работа №167471

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проектного исследования 7
1.1. Понятие сенсорных эталонов и их развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей с нарушениями зрения 11
1.3. Методы и приемы коррекционной работы по формированию сенсорных
эталонов у дошкольников с функциональным расстройством зрения 19
Выводы по I главе 26
Глава II. Разработка проекта дидактического обеспечения коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов старших дошкольников с
функциональным расстройством зрения 27
2.1. Организация, методика и результаты предпроектного исследования
сформированности сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения 27
2.2. Паспорт и жизненный цикл проектного исследования, направленного на
формирование сенсорных эталонов у старших дошкольников с
функциональным расстройством зрения 38
Выводы по II главе 44
Глава III. Оценка продукта проекта и методические рекомендации 45
3.1. Результаты внедрения проекта, направленного на формирование
сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным
расстройством зрения 45
3.2. Методические рекомендации по реализации проекта по формированию
сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным
расстройством зрения 51
Выводы по III главе 55
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А


Актуальность исследования. По мнению ученых, более 80% информации из окружающего мира получается посредством зрения. Дети, у которых оно нарушено, в полной мере не обладают такой возможностью, что тормозит темп их физического и психического развития. В связи с увеличением количества детей, имеющих проблемы со зрением, приемы коррекционной работы с ними являются актуальными и востребованными у специалистов, работающих с ними. Дошкольники с амблиопией и косоглазием - категория детей с особыми образовательными потребностями, что описано в работах таких исследователей, как А.Г. Литвак, Л.А. Дружинина, М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.И. Солнцева и др. Эти дети по характеру своих зрительных нарушений не относятся к слабовидящим, поэтому эта группа обозначается как «дети с функциональными расстройствами зрения».
Формирование перцептивной деятельности является фундаментом мыслительной деятельности. Наибольшую значимость сенсорное воспитание имеет в дошкольном детстве, поскольку этот возраст в наибольшей степени благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, ориентировке во внешних свойствах предметов и явлений и понимании отношений между ними. Сенсорное развитие включает овладение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также абстрагирование и классификация. Оно стимулирует развитие всех сторон речи и способствует обогащению и развитию словаря.
В основе формирования полноценных представлений о внешних признаках предметов - их величине, форме, цвете, запахе и вкусе, а также положении в пространстве и времени лежат сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. Нарушение зрения осложняет получение сенсорной информации и негативным образом сказывается на развитии умения использовать ее в деятельности, что отмечено в работах таких ученых, как Л.П. Григорьев, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.З. Денискина др.
На законодательном уровне идея равного доступа детей к образованию и воспитанию обозначена в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», в Письме Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» и иных нормативных документах.
В Законе Об образовании РФ (ч. 3 ст. 79) отмечено, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание условий для обучения, воспитания и развития, что предполагает обращение к особым специальным образовательным программам и метода обучения и воспитания, а также разработанных для них пособий и дидактических материалов [58].
Восприятие детей с нарушениями зрения происходит по тем же механизмам, что и у нормотипичных детей. Ему характерны аналогичные свойства (избирательность, осмысленность, обобщенность, апперцепция, константность), но при этом есть такие особенности, которые негативно влияют на его полноту, точность и скорость, а также - на представления детей о целостности образов воспринимаемых объектов и широте их диапазона. Для восприятия дошкольников часто свойственна фрагментарность, что отрицательно влияет на их развитие и социализацию.
При специальном целенаправленном обучении возможно успешное освоение программного материала детьми, что заложит хороший базис для их школьного обучения. При этом в настоящее время педагоги-практики, работающие с этой категорией детей, отмечают дефицит методического и наглядно-дидактического материала, необходимого для реализации полноценной разносторонней работы. Указанные факторы создают противоречие между значимостью формирования сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения и недостаточным методическим и дидактическим обеспечением этого процесса.
Проблема исследования обусловлена необходимостью формирования сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста с функциональным расстройством зрения и дефицитом методического и наглядно- дидактического материала, необходимого в коррекционно -развивающей работе.
Цель: разработать проект дидактического обеспечения коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Объект проектирования: сформированность сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с функциональным расстройством зрения.
Предмет проекта: дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Задачи проекта:
1) Раскрыть понятие сенсорных эталонов и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
2) Описать особенности сформированности сенсорных эталонов у дошкольников с функциональным расстройством зрения.
3) Дать характеристику методам и приемам работы, используемых в процессе формирования сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным нарушением зрения.
4) Организовать и провести констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей сформированности сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
5) Разработать проект дидактического обеспечения коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Этапы проектной работы включают 3 этапа:
1) Аналитический этап включал теоретический анализ проблемы формирования сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения, обзор методик изучения данной проблемы, современных программных требований к их сформированности.
2. Проектный этап - разработка и реализация проекта дидактического обеспечения работы по формированию сенсорных эталонов старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
3. Аналитико-рефлексивный этап. Проведение итоговой диагностики сформированности сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Структура и объем работы: работа проектного типа включает введение, где обозначен методологический аппарат, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Основная часть работы изложена на 64 страницах, включает 9 таблиц и 6 рисунков. Список использованных источников содержит 60 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Большая часть информации из окружающего мира получается людьми путем зрительного восприятия. У детей с нарушениями зрения такая возможность ограничена, что сказывается на темпах их развития. Поскольку с каждым годом детей с нарушениями зрения становится больше, то вопросы коррекционной работы с ними приобретают также все большую актуальность.
Сенсорные эталоны - это определенная система, которая является исходной, основной при восприятии цвета, формы и величины предметов. Усвоение этой системы позволяет детям обнаруживать в новых, незнакомых явлениях знакомые образы, что дает им возможность накапливать сенсорный опыт.
Дошкольники с амблиопией и косоглазием испытывают сложности в овладении сенсорными эталонами цвета, формы и величины. Несмотря на то, что их восприятие формируется таким же образом, как и у нормотипичных детей, но у них имеются проблемы в уровне полноты восприятия, его скорости, испытывают проблемы в целостности образов и широте круга предметов и явлений.
Экспериментальное исследование сформированности сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения показало такие их особенности, как незнание оттенков цветов, неумение выстраивать цепочку цветов, производить сериацию цветов - от слабой насыщенности к яркой, сильной, неумение соотносить предметы с их силуэтным и контурным изображением. Не все дети понимают, что цвет предметов может изменяться в зависимости от освещения, изменения времени суток, времен года.
Несмотря на то, что дошкольники знают названия геометрических фигур и их вид, умеют в целом соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами такой же формы, они путают круг и овал, квадрат и прямоугольник. Не все дети умеют оперировать геометрическими фигурами при составлении цельного образа. Не все дети умеют дифференцировать геометрические фигуры в зашумленном изображении.
Исследование сенсорных эталонов величины показало, что дети испытывают затруднения в характеристике размеров предметов, их свойств, не понимают, что на расстоянии предмет может быть меньше, чем вблизи, затрудняются в соотнесении объектов по их местоположению. Дети испытывают трудности в точности восприятия, его полноты и целостности представлений о предметах.
Для коррекции этих недостатков нами был разработан проект по развитию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения. Он включает в себя преимущественно дидактические игры и задания на формирование и закрепление уже имеющихся у детей знаний о сенсорных эталонах цвета, формы и величины. Проект разработан с учетом современных требований, представленных в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для дошкольников с амблиопией и косоглазием. Проект основан на методических разработках исследователей, изучавших данный вопрос в теории и практике. В нем представлены игры с описанием целей и задач, а также хода игры, дидактический материал, используемый в работе с детьми.
Повторное исследование сформированности сенсорных эталонов у дошкольников, проведенное после практической реализации проекта, показало его эффективность, поскольку в сформированности сенсорных эталонов у детей была выявлена явная положительная динамика. Это свидетельствует об адекватности подобранных игр и упражнений для работы в этом направлении и о правильной практической организации работы по реализации заданий из проекта в работе с детьми.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. Исследование может считаться завершенным.



1. Абидова Н.З. Особенности формирования сенсорных эталонов у слабовидящих детей // Евразийский Союз Ученых. - 2016. №30-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-formirovaniya-sensomyh- etalonov-u-slabovidyaschih-detey(дата обращения: 17.03.2024).
2. Андрющенко Е.В. Реализуем ФГОС ДО: рабочая программа
тифлопедагога: методические рекомендации учителям -дефектологам
ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2016. - 161 с.
3. Арзамасова Т.А., Трубина Е.Н. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Программа коррекционно-образовательной деятельности учителя- дефектолога. - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020. - 96 с.
4. Артищева Л.В. Развитие детей с нарушениями зрения: учебно¬методическое пособие / Л.В. Артищева. - Казань : Изд-во Казанского ун¬та, 2018. - 137 с.
5. Ахметзянова А.М.,Бламыкова М.Г., Рахманова С.А. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 4 (8). - С. 76-77.
6. Баранова Е.Н., Николаева Л.В. Сенсорное развитие детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". 2020. № 5. С. 29-31 // URL:
https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=269 (дата
обращения: 09.02.2024).
7. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук / Т.В. Башаева. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 80 с.
8. Болдинова О.Г. Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов / О.Г. Болдинова, Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова, С.Л. Антонова, В.М. Скляднева. - М.: ФГБНУ«ИКП РАО», 2022. - 70 с.
9. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 120 с.
10. ^ерманович О.Е. Особенности сенсорного развития дошкольников с
косоглазием и амблиопией // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensornogo-razvitiya-
doshkolnikov-s-kosoglaziem-i-ambliopiey (дата обращения: 1.03.2024).
11. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. Развитие восприятия у ребёнка / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская - М.: «Школа-Пресс», 1998. -198 с.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для
коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская,
И.В. Линникова, О.Г. Солнцева. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 210 с.
13. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием.// В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1978. - С. 24-41.
14. Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 56-64.
15. Дивненко Г.А. Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы): Пособие для воспитателей дет. сада и студентов педагогических вузов) / Под редакцией Ю.А. Афонькиной. - Мурманск: МГПИ, 2002. - 60 с.
16. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1973. - 110 с.
17. Дозорова А.А. Формирование пространственной ориентировки у детей
подготовительной группы с нарушениями зрения //
https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=98778 (дата обращения 10. 02. 2024)
18. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988. - 220 с.
19. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения/ Л.А. Дружинина. - М.: Экзамен, 2006. - 159 с.
20. Дружинина Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методич. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений дефектологических факультетов / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2010. - 252 с.
21. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л. И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
22. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
23. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 240 с.
24. Запорожец А. В. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1967. - 322 с.
25. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе / Л,И. Катаева. — М.: Владос, 2004. - 80 с.
26. Катаева Л.И. Дидактические игры в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии / Л.И. Катаева. - М.: Владос, 2001. - 80 с.
27. Кислова Т.В. Методическая разработка по теме: «Развитие зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием посредством дидактической игры»ййрз ://dou8. siteedu.ru/media/ sub/691/documents/%D0% 9A%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%A2.% D0%92._FiaLwaG.pdf (дата обращения 10. 03. 2024)
28. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей: Учеб.-метод. пособие / Л. И. Солнцева и др. - М: ИПТК «Логос», 1990. - 131 с.
29. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос.пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998 - 271 с.
30. Лушникова Л. Ю. Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у детей с амблиопией и косоглазием. Методические разработки //https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2012/01/21/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-vospriyatiya-prostranstva-u (дата обращения 02.03. 2024)
31. Монтессори М. Мой метод/ М. Монтессори. - М.: АСТ, 2006. - 352 с.
32. Нагаева Т.И. Нарушение зрения у дошкольников / Т.И. Нагаева. - Ростов на Дону: «Феникс», 2008. - 120 с.
33. Никулина Г.В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие / под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 130 с.
34. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работыпод. ред. М.И. Земцовой. - М.: Просвещение, 1978. - 93 с.
35. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыно. - СПб.: Образование, 1995. - 120 с.
36. Организация коррекционно-восстановительной работы с детьми с функциональными расстройствами зрения, г. Назарово.//https://doy kalinka.ucoz.ru/RAOP/Metodposob/metodicheskoe_posobie_deti_s_fnz.pdf (дата обращения 12. 02. 2024)
37. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям,
воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: методич. рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. - 218 с.
38. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
39. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»
40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: ГороД, 1998. - 262 с.
41. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: Адель, 1998. - 118 с.
42. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. - М.: Просвещение, 1998. - 170 с.
43. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольников с нарушениями зрения. Методическое пособие / Е.Н. Подколзина - М.: Обруч, 2014. - 72 с.
44. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155
45. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие; Краснояр. Гос.Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева.
- Красноярск, 2019. - 180 с.
46. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под редакцией Л.И. Плаксиной.- М.: Экзамен, 2003. - 256 с.
47. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста: методическое пособие с прил. альбома
«Наглядный материал для обследования детей» / Под ред.
Е.А. Стребелевой. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 182 с.
48. Реализуем ФГОС ДО: рабочая программа тифлопедагога: метод.
рекомендации учителям-дефектологам ДОУ/ Е.В. Андрющенко,
Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова.- Челябинск: Цицеро, 2016. -161 с.
49. Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушениями зрения. Методическое пособие / Л.А. Ремезова. - Тольятти, 2002. - 147 с.
50. Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения
конструированию из строительного материала: Книга для работников детских садов и родителей. - Самара: Издательство СГПУ, 2003. - 210 с.
51. Рудакова Л.В. Программа по развитию зрительного восприятия и знакомство с окружающим/ Л.В. Рудакова. - СПб.: ЛГПИ им. Герцена, 1999. - 24 с.
52. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: учеб. метод. пособие / сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: Букватор, 2006. - 113 с.
53. Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.
54. Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебн. пособие / Б.К. Тупоногов. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 68 с.
55. Тупоногов, Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект. // Дефектология. - 1998. - № 5. - С. 58-63.
56. Уфимцева Л.П., Грищенко Т.А. Развитие зрительного восприятия у учащихся с нарушениями зрения. - Красноярск: Издательство
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2015. - 290 с.
57. Уфимцева Л. П., Грищенко Т. А. Формирование зрительного восприятия
слабовидящих школьников в процессе специальных коррекционных занятий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zritelnogo-vospriyatiya- slabovidyaschih-shkolnikov-v-protsesse-spetsialnyh-korrektsionnyh-zanyatiy(дата обращения: 17.05.2024).
58. Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (29.12.2012 №273-ФЗ. https://shkola24staryjoskolr31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FZ_ot_29.12.2012_273_FZ_Ob_obrazovanii_v_RF_s_izm_ot_31.07.2020 (дата обращения 14. 03. 2024)
59. ФОАП ДО для обучающихся с нарушениями зрения(слепых,
слабовидящих, с амблиопией и косоглазием
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1714751378&tld=ru&lang=ru&name=FAOP-DO-ZRENIE.docx&text=%D1%84%D0%BE (дата обращения 12. 02. 2024)
60.Черепанова И.С. Развитие сенсорных эталонов у детей с косоглазием посредством LEGO-конструирования //https://cherepanova-dou82- zlatoust.educhel.ru/portfolio/post/3216649(дата обращения 12. 02. 2024)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ