Введение 3
Глава I. Законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока 7
1.1. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока 7
1.2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты
коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 9
Глава II. Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 14
2.1. Понятие и виды территорий традиционного природопользования 14
2.2. Порядок образования территорий традиционного природопользования 19
2.3. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования земельных отношений коренных малочисленных народов 25
Глава III. Права коренных малочисленных народов на пользование лесными и водными ресурсами 38
3.1. Порядок предоставления лесных участков и особенности использования лесов для осуществления охоты 38
3.2. Особенности использования лесов для заготовки пищевых ресурсов 42
3.3. Виды водопользования в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов 44
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 55
Актуальность темы исследования. Российская Федерация по своему национально-государственному устройству - уникальное государство, не имеющее аналогов в мире. Официальная статистика выделяет на территории Российской Федерации 65 коренных малочисленных народов общей численностью около 500 тыс. человек. На территории европейской части проживают 6 малочисленных народов. На Северном Кавказе - 23 народа, в Сибири и Дальнем Востоке - 36.
Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности).
Согласно определению, закрепленному в законодательстве, коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ говорит: «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».
Коренные малочисленные народы Севера в количестве 38 народов и численностью около 200 тысяч человек, проживают на огромных территориях Арктики, Севера Сибири и Дальнего Востока. К ним исторически относились 26 коренных народов (до 1989 г. их называли «малыми» народами), выделенные в 1926 г. по ряду критериев:
1) малая численность;
2) ведение уникальных традиционных отраслей хозяйства (оленеводство, морской, зверобойный промысел, охота и рыболовство) как системы жизнеобеспечения;
3) кочевой, полукочевой и полуоседлый образ жизни;
4) слабый уровень социально-экономического развития.
К особенностям данной группы коренных малочисленных народов можно добавить:
5) экстремальные и суровые природно-климатические условия проживания;
6) наличие больших запасов минерально-сырьевых ресурсов и уязвимая природная среда на территории традиционного проживания и хозяйствования.
Природно-ресурсный потенциал определенной территории как ареала проживания имеет для малочисленных северных народов первостепенное жизненно важное значение в силу неразрывной связи этих народов с северной природной средой. Именно эта связь заложена в их генофонд и определяет сущностные стороны воспроизводства общностей всех малочисленных народов Севера. Данные народы в течение многих веков были «встроены» в суровый климат высоких северных широт, специфический рацион питания и образ жизни, в технологически своеобразные формы и методы природопользования.
Особенности традиционного образа жизни и деятельности коренных малочисленных народов таковы, что они не позволяют им в полном объеме, без предоставления специальных прав и гарантий пользоваться всеми конституционными правами российских граждан. Поэтому на коренные малочисленные народы Севера должно быть обращено особое внимание со стороны государства.
Оленеводы Тувы в 2000 г. получили новое статусное положение в связи с тем, что тувинцев-тоджинцев включили в список «Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (КМНСС и ДВ). Включенность тувинских оленеводов в состав народов КМНСС и ДВ расширяет их права на традиционный образ жизни, благоприятную исканную среду обитания и позволяет им находиться под защитой государства и ассоциации КМНСС и ДВ Российской Федерации. В списочный состав вошли территории: сумон Азасский - село Адыр-Кежик с зарегистрированным по месту жительства населением, составляющим 1297 чел., Сыстыг-Хем - 178 чел., Ырбан - 363 чел., Ий - 1284 чел. и Чазылары - 138 чел. Итого 3260 человек. Таким образом, тувинцы-тоджинцы составили 55,2% от всего населения кожууна.
Целью данного исследования является анализ законодательства Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и разработка на этой основе научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.
Необходимость достижения указанной цели обусловила постановку и разрешение следующих задач:
- изучить законодательство Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- рассмотреть законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Объектом исследования является законодательный процесс в области защиты коренных малочисленных народов.
Предмет исследования - развитие законодательства Российской Федерации в области защиты коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Методологическую основу исследования общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция и др.) и специальные (сравнительно-правовой, исторический, статистический и др.) методы познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в области защиты коренных народов, федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В настоящее время в условиях глобализации и активного освоения природных богатств Севера, Сибири и Дальнего Востока проблема коренных малочисленных народов России требует более пристального к себе внимания. Но в России пока отсутствует система правовой поддержки и защиты интересов коренных малочисленных народов, хотя необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными нормами и законодательно закрепить четко установленные границы проживания коренных малочисленных народов по подобию американских резерваций в целях сохранения среды их обитания и гарантий сохранения территорий будущим поколениям давно назрела. Например, анализ положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» показывает, что многие статьи носят декларативный или отсылочный характер, а некоторые даже противоречат действующему законодательству.
Конституция Российской Федерации исходит из общепризнанных принципов на равноправие и самоопределение народов: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69). Включение в Конституцию Российской Федерации этой статьи стало отражением демократизации российского общества в течение последнего десятилетия и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международной практики в области защиты прав и свобод человека.
Начало XXI в. в рассматриваемом нами контексте можно охарактеризовать как эпоху развития прав коренных народов - новую страницу в истории прав человека. ООН были объявлены международные десятилетия коренных народов (1995 - 2004 гг.; 2005 - 2014 гг.)
Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в рамках ЭКОСОС и Экспертный механизм ООН по правам коренных народов в рамках УВКПЧ, и самое важное - в 2007 г. принята Декларация ООН по защите прав коренных народов.
Несмотря на это Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», поскольку имеются препятствия. Некоторые положения Конвенции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Это делает невозможным полную инкорпорацию Конвенции в систему российского права.
Основу регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав коренных малочисленных народов в России, составляет не международное право, а внутреннее законодательство, и в первую очередь Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно данному Закону к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных признаков коренного малочисленного народа Российской Федерации.
Во-первых, проживание на территории традиционного расселения своих предков. Достаточно обширная формулировка зачастую вызывает сложности в определении границ такой территории, особенно в отношении кочевых народов. Во-вторых, ведение традиционного образа жизни,хозяйствования и промыслов. Это не значит, что необходимо досконально копировать образ жизни своих предков, допускается внедрение новых технологий, облегчающих жизнь человека, но представители коренных народов не должны утрачивать своих традиционных навыков и умений, направленных на защиту их среды обитания. В-третьих, численность такого народа не должна превышать 50 тыс. человек. В настоящее время этот численный порог не вызывает трудностей, поскольку численность большинства из этих народов не превышает указанного предела. Так, например, численность ненцев не превышает 42 тыс. человек, эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. Численность же алеутов, нганасанцев, негидальцев, энцев не превышает 1 тыс. человек.
Анализ действующего законодательства в содержательном плане позволяет констатировать, что на уровне нормативного регулирования созданы предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества - имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий жизни представителей коренных малочисленных народов. Однако зачастую их права, льготы и преимущества, установленные законодательством, не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения и надлежащего государственного контроля. Как следствие, лица, принадлежащие к этим народам, формально являясь равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина.
В 2000 г. нормативно-правовая база по проблемам сохранения и приумножения культурного наследия коренных народов включала около 170 документов международного, федерального и регионального уровней , и она продолжает пополняться. Однако издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных малочисленных народов. Реальный статус данных народов во многом зависит от общего положения дел в России, готовности общества признать традиционный образ жизни аборигенов равным технологической цивилизации, а также от того, насколько быстро они сами освоят новые правовые возможности, научатся умело ими пользоваться, каким в комплексе окажется организационное, экономическое, финансовое и процессуальное их обеспечение .
В целом можно прийти к выводу, что Россия, использовав прогрессивный мировой опыт и отразив его в отечественной правовой системе, в качестве идеологической основы правового регулирования отношений, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов, утвердила принцип государственного протекционизма. Однако развитие федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов носит нестабильный характер. Несмотря на множество законодательных актов в этой сфере необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования.
Законодательство Российской Федерации должно полностью соответствовать международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных народов России и закреплены их коллективные права как этнических общностей в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации этих прав.
Выводы. Но в России пока отсутствует система правовой поддержки и защиты интересов коренных малочисленных народов, хотя необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными нормами и законодательно закрепить четко установленные границы проживания коренных малочисленных народов по подобию американских резерваций в целях сохранения среды их обитания и гарантий сохранения территорий будущим поколениям давно назрела. Например, анализ положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» показывает, что многие статьи носят декларативный или отсылочный характер, а некоторые даже противоречат действующему законодательству.
Конституция Российской Федерации исходит из общепризнанных принципов на равноправие и самоопределение народов: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69). Включение в Конституцию Российской Федерации этой статьи стало отражением демократизации российского общества в течение последнего десятилетия и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международной практики в области защиты прав и свобод человека.
Начало XXI в. в рассматриваемом нами контексте можно охарактеризовать как эпоху развития прав коренных народов - новую страницу в истории прав человека. ООН были объявлены международные десятилетия коренных народов (1995 - 2004 гг.; 2005 - 2014 гг.), созданы Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в рамках ЭКОСОС и Экспертный механизм ООН по правам коренных народов в рамках УВКПЧ, и самое важное - в 2007 г. принята Декларация ООН по защите прав коренных народов.
Несмотря на это Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», поскольку имеются препятствия. Некоторые положения Конвенции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Это делает невозможным
полную инкорпорацию Конвенции в систему российского права.
Основу регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав коренных малочисленных народов в России, составляет не международное право, а внутреннее законодательство, и в первую очередь Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно данному Закону к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных признаков коренного малочисленного народа Российской Федерации.
Во-первых, проживание на территории традиционного расселения своих предков. Достаточно обширная формулировка зачастую вызывает сложности в определении границ такой территории, особенно в отношении кочевых народов. Во-вторых, ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Это не значит, что необходимо досконально копировать образ жизни своих предков, допускается внедрение новых технологий, облегчающих жизнь человека, но представители коренных народов не должны утрачивать своих традиционных навыков и умений, направленных на защиту их среды обитания. В-третьих, численность такого народа не должна превышать 50 тыс. человек. В настоящее время этот численный порог не вызывает трудностей, поскольку численность большинства из этих народов не превышает указанного предела. Так, например, численность ненцев не превышает 42 тыс. человек, эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. Численность же алеутов, нганасанцев, негидальцев,энцев не превышает 1 тыс. человек.
Анализ действующего законодательства в содержательном плане позволяет констатировать, что на уровне нормативного регулирования созданы предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества - имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий жизни представителей коренных малочисленных народов. Однако зачастую их права, льготы и преимущества, установленные законодательством, не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения и надлежащего государственного контроля. Как следствие, лица, принадлежащие к этим народам, формально являясь равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина.
В 2000 г. нормативно-правовая база по проблемам сохранения и приумножения культурного наследия коренных народов включала около 170 документов международного, федерального и регионального уровней , и она продолжает пополняться. Однако издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных малочисленных народов. Реальный статус данных народов во многом зависит от общего положения дел в России, готовности общества признать традиционный образ жизни аборигенов равным технологической цивилизации, а также от того, насколько быстро они сами освоят новые правовые возможности, научатся умело ими пользоваться, каким в комплексе окажется организационное, экономическое, финансовое и процессуальное их обеспечение.
В целом можно прийти к выводу, что Россия, использовав прогрессивный мировой опыт и отразив его в отечественной правовой системе, в качестве идеологической основы правового регулирования отношений, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов, утвердила принцип государственного протекционизма. Однако развитие федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов носит нестабильный характер. Несмотря на множество законодательных актов в этой сфере необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования.
Законодательство Российской Федерации должно полностью соответствовать международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных народов России и закреплены их коллективные права как этнических общностей в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации этих прав.
1. Конституция Российской Федерации. 26 февраля 2014 г. // ИА "ГАРАНТ".
2. Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятая Генеральной конференцией Международной организации труда от 26 июня 1989 г. // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990. Т. 2.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
6. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
7. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ (в ред. 12.02.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1800.
8. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. 14.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.12.1995. № 49. ст. 4694.
9. Федеральный закон «О животном мире» (ред. 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. ст. 1462.
10. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 № 82-ФЗ (в ред. 05.04.2009) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
11. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (в ред. 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.
12. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос-сийской Федерации» от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (ред. 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.
13. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
14. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52. Ст. 5270.
15. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3833.
16. Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 22 апреля 1992 г. № 397 // Российские вести. 1992. № 4.
17. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Фе¬дерации» от 15 июня 1996 г. № 909 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 300.
18. Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 22 апреля 1992 г. № 397 // Российские вести. 1992. № 4
19. Постановление Правительства Российской Федерации «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» от 31 декабря 1997 г. № 1664 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 256.
20. Постановлении Президиума Верховного Совета Российской Фе-дерации «Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера» от 30 марта 1992 г. № 2612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 868.
21. Закон Республики Тыва «О порядках сроках направления общиной коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев сообщения об изменении в устав, о решении о ликвидации или самороспуске» // Тувинская правда. 21.06.2011. спецвыпуск.
22. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 10 февраля 1997 г. № 5 // Ведомости Государственной Думы ЯНАО. 2001. № 3.
23. Закон Амурской области «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области» от 27 октября 2003 г. № 250-оз.
24. Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «О традиционных видах хозяйствования коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» от 6 июня 2003 г. № 187-ОкЗ.
25. Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа «О концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» от 23 февраля 2000 г. № 866 // СПС «Консультант-Плюс».
26. Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа «О концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» от 23 февраля 2000 г. № 866 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление губернатора ЯНАО «О порядке реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г.» от 28 марта 2003 г. № 89 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 сентября 2003 г. № 256-СФ «О мерах по образованию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» // СПС «Консультант Плюс».
Научная и учебная литература:
1. Андриченко О. Л. Правовой статус национальных меньшинств и коренных народов // Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005. С. 47.
2. Биче-оол С.М., Самдан А.А. Оленеводы Восточных Саян Республики Тыва и Монголии // Вестник Тувинского государственного университета. Вып. 1. 2012. С. 35
3. Доценко К. П. Программно-целевой метод государственной поддержки жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2002. № 5. С. 14.
4. Клоков К. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера: Дис. ... д-ра геогр. наук М., 1998. С. 16.
5. Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты ии перспктивы развития в XXI в. // Человек и труд. 2000. № 1. С. 62.
6. Красный Север. 2004. Спецвыпуск № 39-40; 2005. Спецвыпуск № 10-11; 2005. Спецвыпуск № 57; 2006. № 61 (спецвыпуск № 39-40).
7. Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. 1994. № 6. С. 12.
8. Кряжков В.А. Статус коренных малочисленных народов России.
Правовые акты и документы. М., 1994.
9. Куриков В. М. Российский Север: проблемы, вопросы, решения: Краткий социально-экономический очерк. СПб., 1996. С. 82.
10. Павлов П.Н. Использование и охрана земель коренными малочисленными народами Севера: проблемы правового регулирования // Олень всегда прав: Исследования по юридической антропологии. М., 2003.
11. Статус малочисленных народов России: Правовые акты / Сост. В. А. Кряжков. М., 1999. С. 6-7.
12. Территории традиционного природопользования Ханты- Мансийского автономного округа — Югры в период 1992-2004 гг.: Информационный обзор. Екатеринбург, 2005.
13. Территории традиционного природопользования Ханты- Мансийского автономного округа — Югры в период 1992-2004 гг.: Информационный обзор. Екатеринбург, 2005.
14. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 2000. С.27.
15. Харючи С.Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 16.
16. Харючи С.Н. Коренные малочисленные народы. Томск, 2004.
17. Ямсков А.Н. Права малочисленных народов российского Севера на территорию традиционного природопользования: владение или пользование? // Обычное право и правовой плюрализм. Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. М., 1999.
Электронные ресурсы:
1. Биче-оол С.М., Самдан А.А. Современное состояние оленеводства в Республике Тыва // Электронный ресурс Новые исследования Тувы № 1, 2012. Режим доступа: http://www.tuva.asia/joumal/issue_13/4492- biche-oolsamdan.html
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Тыва в
2011 году // режим доступа: http : //pandia.org/text/78/456/16624. php//
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.evenkya.ru/rus/
?id=zak&sid=ustav#Ill.