Права коренных малочисленных народов на использование природных ресурсов
|
Введение 3
Глава I. Законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока 7
1.1. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока 7
1.2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты
коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 9
Глава II. Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 14
2.1. Понятие и виды территорий традиционного природопользования 14
2.2. Порядок образования территорий традиционного природопользования 19
2.3. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования земельных отношений коренных малочисленных народов 25
Глава III. Права коренных малочисленных народов на пользование лесными и водными ресурсами 38
3.1. Порядок предоставления лесных участков и особенности использования лесов для осуществления охоты 38
3.2. Особенности использования лесов для заготовки пищевых ресурсов 42
3.3. Виды водопользования в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов 44
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 55
Глава I. Законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока 7
1.1. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока 7
1.2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты
коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 9
Глава II. Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 14
2.1. Понятие и виды территорий традиционного природопользования 14
2.2. Порядок образования территорий традиционного природопользования 19
2.3. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования земельных отношений коренных малочисленных народов 25
Глава III. Права коренных малочисленных народов на пользование лесными и водными ресурсами 38
3.1. Порядок предоставления лесных участков и особенности использования лесов для осуществления охоты 38
3.2. Особенности использования лесов для заготовки пищевых ресурсов 42
3.3. Виды водопользования в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов 44
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 55
Актуальность темы исследования. Российская Федерация по своему национально-государственному устройству - уникальное государство, не имеющее аналогов в мире. Официальная статистика выделяет на территории Российской Федерации 65 коренных малочисленных народов общей численностью около 500 тыс. человек. На территории европейской части проживают 6 малочисленных народов. На Северном Кавказе - 23 народа, в Сибири и Дальнем Востоке - 36.
Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности).
Согласно определению, закрепленному в законодательстве, коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ говорит: «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».
Коренные малочисленные народы Севера в количестве 38 народов и численностью около 200 тысяч человек, проживают на огромных территориях Арктики, Севера Сибири и Дальнего Востока. К ним исторически относились 26 коренных народов (до 1989 г. их называли «малыми» народами), выделенные в 1926 г. по ряду критериев:
1) малая численность;
2) ведение уникальных традиционных отраслей хозяйства (оленеводство, морской, зверобойный промысел, охота и рыболовство) как системы жизнеобеспечения;
3) кочевой, полукочевой и полуоседлый образ жизни;
4) слабый уровень социально-экономического развития.
К особенностям данной группы коренных малочисленных народов можно добавить:
5) экстремальные и суровые природно-климатические условия проживания;
6) наличие больших запасов минерально-сырьевых ресурсов и уязвимая природная среда на территории традиционного проживания и хозяйствования.
Природно-ресурсный потенциал определенной территории как ареала проживания имеет для малочисленных северных народов первостепенное жизненно важное значение в силу неразрывной связи этих народов с северной природной средой. Именно эта связь заложена в их генофонд и определяет сущностные стороны воспроизводства общностей всех малочисленных народов Севера. Данные народы в течение многих веков были «встроены» в суровый климат высоких северных широт, специфический рацион питания и образ жизни, в технологически своеобразные формы и методы природопользования.
Особенности традиционного образа жизни и деятельности коренных малочисленных народов таковы, что они не позволяют им в полном объеме, без предоставления специальных прав и гарантий пользоваться всеми конституционными правами российских граждан. Поэтому на коренные малочисленные народы Севера должно быть обращено особое внимание со стороны государства.
Оленеводы Тувы в 2000 г. получили новое статусное положение в связи с тем, что тувинцев-тоджинцев включили в список «Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (КМНСС и ДВ). Включенность тувинских оленеводов в состав народов КМНСС и ДВ расширяет их права на традиционный образ жизни, благоприятную исканную среду обитания и позволяет им находиться под защитой государства и ассоциации КМНСС и ДВ Российской Федерации. В списочный состав вошли территории: сумон Азасский - село Адыр-Кежик с зарегистрированным по месту жительства населением, составляющим 1297 чел., Сыстыг-Хем - 178 чел., Ырбан - 363 чел., Ий - 1284 чел. и Чазылары - 138 чел. Итого 3260 человек. Таким образом, тувинцы-тоджинцы составили 55,2% от всего населения кожууна.
Целью данного исследования является анализ законодательства Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и разработка на этой основе научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.
Необходимость достижения указанной цели обусловила постановку и разрешение следующих задач:
- изучить законодательство Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- рассмотреть законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Объектом исследования является законодательный процесс в области защиты коренных малочисленных народов.
Предмет исследования - развитие законодательства Российской Федерации в области защиты коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Методологическую основу исследования общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция и др.) и специальные (сравнительно-правовой, исторический, статистический и др.) методы познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в области защиты коренных народов, федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности).
Согласно определению, закрепленному в законодательстве, коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ говорит: «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».
Коренные малочисленные народы Севера в количестве 38 народов и численностью около 200 тысяч человек, проживают на огромных территориях Арктики, Севера Сибири и Дальнего Востока. К ним исторически относились 26 коренных народов (до 1989 г. их называли «малыми» народами), выделенные в 1926 г. по ряду критериев:
1) малая численность;
2) ведение уникальных традиционных отраслей хозяйства (оленеводство, морской, зверобойный промысел, охота и рыболовство) как системы жизнеобеспечения;
3) кочевой, полукочевой и полуоседлый образ жизни;
4) слабый уровень социально-экономического развития.
К особенностям данной группы коренных малочисленных народов можно добавить:
5) экстремальные и суровые природно-климатические условия проживания;
6) наличие больших запасов минерально-сырьевых ресурсов и уязвимая природная среда на территории традиционного проживания и хозяйствования.
Природно-ресурсный потенциал определенной территории как ареала проживания имеет для малочисленных северных народов первостепенное жизненно важное значение в силу неразрывной связи этих народов с северной природной средой. Именно эта связь заложена в их генофонд и определяет сущностные стороны воспроизводства общностей всех малочисленных народов Севера. Данные народы в течение многих веков были «встроены» в суровый климат высоких северных широт, специфический рацион питания и образ жизни, в технологически своеобразные формы и методы природопользования.
Особенности традиционного образа жизни и деятельности коренных малочисленных народов таковы, что они не позволяют им в полном объеме, без предоставления специальных прав и гарантий пользоваться всеми конституционными правами российских граждан. Поэтому на коренные малочисленные народы Севера должно быть обращено особое внимание со стороны государства.
Оленеводы Тувы в 2000 г. получили новое статусное положение в связи с тем, что тувинцев-тоджинцев включили в список «Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (КМНСС и ДВ). Включенность тувинских оленеводов в состав народов КМНСС и ДВ расширяет их права на традиционный образ жизни, благоприятную исканную среду обитания и позволяет им находиться под защитой государства и ассоциации КМНСС и ДВ Российской Федерации. В списочный состав вошли территории: сумон Азасский - село Адыр-Кежик с зарегистрированным по месту жительства населением, составляющим 1297 чел., Сыстыг-Хем - 178 чел., Ырбан - 363 чел., Ий - 1284 чел. и Чазылары - 138 чел. Итого 3260 человек. Таким образом, тувинцы-тоджинцы составили 55,2% от всего населения кожууна.
Целью данного исследования является анализ законодательства Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и разработка на этой основе научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.
Необходимость достижения указанной цели обусловила постановку и разрешение следующих задач:
- изучить законодательство Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- рассмотреть законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Объектом исследования является законодательный процесс в области защиты коренных малочисленных народов.
Предмет исследования - развитие законодательства Российской Федерации в области защиты коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Методологическую основу исследования общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция и др.) и специальные (сравнительно-правовой, исторический, статистический и др.) методы познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в области защиты коренных народов, федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, законодательство субъектов Российской Федерации в области защиты коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В настоящее время в условиях глобализации и активного освоения природных богатств Севера, Сибири и Дальнего Востока проблема коренных малочисленных народов России требует более пристального к себе внимания. Но в России пока отсутствует система правовой поддержки и защиты интересов коренных малочисленных народов, хотя необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными нормами и законодательно закрепить четко установленные границы проживания коренных малочисленных народов по подобию американских резерваций в целях сохранения среды их обитания и гарантий сохранения территорий будущим поколениям давно назрела. Например, анализ положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» показывает, что многие статьи носят декларативный или отсылочный характер, а некоторые даже противоречат действующему законодательству.
Конституция Российской Федерации исходит из общепризнанных принципов на равноправие и самоопределение народов: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69). Включение в Конституцию Российской Федерации этой статьи стало отражением демократизации российского общества в течение последнего десятилетия и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международной практики в области защиты прав и свобод человека.
Начало XXI в. в рассматриваемом нами контексте можно охарактеризовать как эпоху развития прав коренных народов - новую страницу в истории прав человека. ООН были объявлены международные десятилетия коренных народов (1995 - 2004 гг.; 2005 - 2014 гг.)
Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в рамках ЭКОСОС и Экспертный механизм ООН по правам коренных народов в рамках УВКПЧ, и самое важное - в 2007 г. принята Декларация ООН по защите прав коренных народов.
Несмотря на это Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», поскольку имеются препятствия. Некоторые положения Конвенции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Это делает невозможным полную инкорпорацию Конвенции в систему российского права.
Основу регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав коренных малочисленных народов в России, составляет не международное право, а внутреннее законодательство, и в первую очередь Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно данному Закону к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных признаков коренного малочисленного народа Российской Федерации.
Во-первых, проживание на территории традиционного расселения своих предков. Достаточно обширная формулировка зачастую вызывает сложности в определении границ такой территории, особенно в отношении кочевых народов. Во-вторых, ведение традиционного образа жизни,хозяйствования и промыслов. Это не значит, что необходимо досконально копировать образ жизни своих предков, допускается внедрение новых технологий, облегчающих жизнь человека, но представители коренных народов не должны утрачивать своих традиционных навыков и умений, направленных на защиту их среды обитания. В-третьих, численность такого народа не должна превышать 50 тыс. человек. В настоящее время этот численный порог не вызывает трудностей, поскольку численность большинства из этих народов не превышает указанного предела. Так, например, численность ненцев не превышает 42 тыс. человек, эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. Численность же алеутов, нганасанцев, негидальцев, энцев не превышает 1 тыс. человек.
Анализ действующего законодательства в содержательном плане позволяет констатировать, что на уровне нормативного регулирования созданы предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества - имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий жизни представителей коренных малочисленных народов. Однако зачастую их права, льготы и преимущества, установленные законодательством, не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения и надлежащего государственного контроля. Как следствие, лица, принадлежащие к этим народам, формально являясь равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина.
В 2000 г. нормативно-правовая база по проблемам сохранения и приумножения культурного наследия коренных народов включала около 170 документов международного, федерального и регионального уровней , и она продолжает пополняться. Однако издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных малочисленных народов. Реальный статус данных народов во многом зависит от общего положения дел в России, готовности общества признать традиционный образ жизни аборигенов равным технологической цивилизации, а также от того, насколько быстро они сами освоят новые правовые возможности, научатся умело ими пользоваться, каким в комплексе окажется организационное, экономическое, финансовое и процессуальное их обеспечение .
В целом можно прийти к выводу, что Россия, использовав прогрессивный мировой опыт и отразив его в отечественной правовой системе, в качестве идеологической основы правового регулирования отношений, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов, утвердила принцип государственного протекционизма. Однако развитие федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов носит нестабильный характер. Несмотря на множество законодательных актов в этой сфере необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования.
Законодательство Российской Федерации должно полностью соответствовать международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных народов России и закреплены их коллективные права как этнических общностей в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации этих прав.
Выводы. Но в России пока отсутствует система правовой поддержки и защиты интересов коренных малочисленных народов, хотя необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными нормами и законодательно закрепить четко установленные границы проживания коренных малочисленных народов по подобию американских резерваций в целях сохранения среды их обитания и гарантий сохранения территорий будущим поколениям давно назрела. Например, анализ положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» показывает, что многие статьи носят декларативный или отсылочный характер, а некоторые даже противоречат действующему законодательству.
Конституция Российской Федерации исходит из общепризнанных принципов на равноправие и самоопределение народов: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69). Включение в Конституцию Российской Федерации этой статьи стало отражением демократизации российского общества в течение последнего десятилетия и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международной практики в области защиты прав и свобод человека.
Начало XXI в. в рассматриваемом нами контексте можно охарактеризовать как эпоху развития прав коренных народов - новую страницу в истории прав человека. ООН были объявлены международные десятилетия коренных народов (1995 - 2004 гг.; 2005 - 2014 гг.), созданы Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в рамках ЭКОСОС и Экспертный механизм ООН по правам коренных народов в рамках УВКПЧ, и самое важное - в 2007 г. принята Декларация ООН по защите прав коренных народов.
Несмотря на это Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», поскольку имеются препятствия. Некоторые положения Конвенции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Это делает невозможным
полную инкорпорацию Конвенции в систему российского права.
Основу регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав коренных малочисленных народов в России, составляет не международное право, а внутреннее законодательство, и в первую очередь Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно данному Закону к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных признаков коренного малочисленного народа Российской Федерации.
Во-первых, проживание на территории традиционного расселения своих предков. Достаточно обширная формулировка зачастую вызывает сложности в определении границ такой территории, особенно в отношении кочевых народов. Во-вторых, ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Это не значит, что необходимо досконально копировать образ жизни своих предков, допускается внедрение новых технологий, облегчающих жизнь человека, но представители коренных народов не должны утрачивать своих традиционных навыков и умений, направленных на защиту их среды обитания. В-третьих, численность такого народа не должна превышать 50 тыс. человек. В настоящее время этот численный порог не вызывает трудностей, поскольку численность большинства из этих народов не превышает указанного предела. Так, например, численность ненцев не превышает 42 тыс. человек, эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. Численность же алеутов, нганасанцев, негидальцев,энцев не превышает 1 тыс. человек.
Анализ действующего законодательства в содержательном плане позволяет констатировать, что на уровне нормативного регулирования созданы предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества - имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий жизни представителей коренных малочисленных народов. Однако зачастую их права, льготы и преимущества, установленные законодательством, не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения и надлежащего государственного контроля. Как следствие, лица, принадлежащие к этим народам, формально являясь равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина.
В 2000 г. нормативно-правовая база по проблемам сохранения и приумножения культурного наследия коренных народов включала около 170 документов международного, федерального и регионального уровней , и она продолжает пополняться. Однако издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных малочисленных народов. Реальный статус данных народов во многом зависит от общего положения дел в России, готовности общества признать традиционный образ жизни аборигенов равным технологической цивилизации, а также от того, насколько быстро они сами освоят новые правовые возможности, научатся умело ими пользоваться, каким в комплексе окажется организационное, экономическое, финансовое и процессуальное их обеспечение.
В целом можно прийти к выводу, что Россия, использовав прогрессивный мировой опыт и отразив его в отечественной правовой системе, в качестве идеологической основы правового регулирования отношений, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов, утвердила принцип государственного протекционизма. Однако развитие федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов носит нестабильный характер. Несмотря на множество законодательных актов в этой сфере необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования.
Законодательство Российской Федерации должно полностью соответствовать международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных народов России и закреплены их коллективные права как этнических общностей в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации этих прав.
Конституция Российской Федерации исходит из общепризнанных принципов на равноправие и самоопределение народов: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69). Включение в Конституцию Российской Федерации этой статьи стало отражением демократизации российского общества в течение последнего десятилетия и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международной практики в области защиты прав и свобод человека.
Начало XXI в. в рассматриваемом нами контексте можно охарактеризовать как эпоху развития прав коренных народов - новую страницу в истории прав человека. ООН были объявлены международные десятилетия коренных народов (1995 - 2004 гг.; 2005 - 2014 гг.)
Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в рамках ЭКОСОС и Экспертный механизм ООН по правам коренных народов в рамках УВКПЧ, и самое важное - в 2007 г. принята Декларация ООН по защите прав коренных народов.
Несмотря на это Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», поскольку имеются препятствия. Некоторые положения Конвенции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Это делает невозможным полную инкорпорацию Конвенции в систему российского права.
Основу регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав коренных малочисленных народов в России, составляет не международное право, а внутреннее законодательство, и в первую очередь Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно данному Закону к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных признаков коренного малочисленного народа Российской Федерации.
Во-первых, проживание на территории традиционного расселения своих предков. Достаточно обширная формулировка зачастую вызывает сложности в определении границ такой территории, особенно в отношении кочевых народов. Во-вторых, ведение традиционного образа жизни,хозяйствования и промыслов. Это не значит, что необходимо досконально копировать образ жизни своих предков, допускается внедрение новых технологий, облегчающих жизнь человека, но представители коренных народов не должны утрачивать своих традиционных навыков и умений, направленных на защиту их среды обитания. В-третьих, численность такого народа не должна превышать 50 тыс. человек. В настоящее время этот численный порог не вызывает трудностей, поскольку численность большинства из этих народов не превышает указанного предела. Так, например, численность ненцев не превышает 42 тыс. человек, эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. Численность же алеутов, нганасанцев, негидальцев, энцев не превышает 1 тыс. человек.
Анализ действующего законодательства в содержательном плане позволяет констатировать, что на уровне нормативного регулирования созданы предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества - имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий жизни представителей коренных малочисленных народов. Однако зачастую их права, льготы и преимущества, установленные законодательством, не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения и надлежащего государственного контроля. Как следствие, лица, принадлежащие к этим народам, формально являясь равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина.
В 2000 г. нормативно-правовая база по проблемам сохранения и приумножения культурного наследия коренных народов включала около 170 документов международного, федерального и регионального уровней , и она продолжает пополняться. Однако издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных малочисленных народов. Реальный статус данных народов во многом зависит от общего положения дел в России, готовности общества признать традиционный образ жизни аборигенов равным технологической цивилизации, а также от того, насколько быстро они сами освоят новые правовые возможности, научатся умело ими пользоваться, каким в комплексе окажется организационное, экономическое, финансовое и процессуальное их обеспечение .
В целом можно прийти к выводу, что Россия, использовав прогрессивный мировой опыт и отразив его в отечественной правовой системе, в качестве идеологической основы правового регулирования отношений, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов, утвердила принцип государственного протекционизма. Однако развитие федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов носит нестабильный характер. Несмотря на множество законодательных актов в этой сфере необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования.
Законодательство Российской Федерации должно полностью соответствовать международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных народов России и закреплены их коллективные права как этнических общностей в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации этих прав.
Выводы. Но в России пока отсутствует система правовой поддержки и защиты интересов коренных малочисленных народов, хотя необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными нормами и законодательно закрепить четко установленные границы проживания коренных малочисленных народов по подобию американских резерваций в целях сохранения среды их обитания и гарантий сохранения территорий будущим поколениям давно назрела. Например, анализ положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» показывает, что многие статьи носят декларативный или отсылочный характер, а некоторые даже противоречат действующему законодательству.
Конституция Российской Федерации исходит из общепризнанных принципов на равноправие и самоопределение народов: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69). Включение в Конституцию Российской Федерации этой статьи стало отражением демократизации российского общества в течение последнего десятилетия и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международной практики в области защиты прав и свобод человека.
Начало XXI в. в рассматриваемом нами контексте можно охарактеризовать как эпоху развития прав коренных народов - новую страницу в истории прав человека. ООН были объявлены международные десятилетия коренных народов (1995 - 2004 гг.; 2005 - 2014 гг.), созданы Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов в рамках ЭКОСОС и Экспертный механизм ООН по правам коренных народов в рамках УВКПЧ, и самое важное - в 2007 г. принята Декларация ООН по защите прав коренных народов.
Несмотря на это Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», поскольку имеются препятствия. Некоторые положения Конвенции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Это делает невозможным
полную инкорпорацию Конвенции в систему российского права.
Основу регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав коренных малочисленных народов в России, составляет не международное право, а внутреннее законодательство, и в первую очередь Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Согласно данному Закону к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных признаков коренного малочисленного народа Российской Федерации.
Во-первых, проживание на территории традиционного расселения своих предков. Достаточно обширная формулировка зачастую вызывает сложности в определении границ такой территории, особенно в отношении кочевых народов. Во-вторых, ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Это не значит, что необходимо досконально копировать образ жизни своих предков, допускается внедрение новых технологий, облегчающих жизнь человека, но представители коренных народов не должны утрачивать своих традиционных навыков и умений, направленных на защиту их среды обитания. В-третьих, численность такого народа не должна превышать 50 тыс. человек. В настоящее время этот численный порог не вызывает трудностей, поскольку численность большинства из этих народов не превышает указанного предела. Так, например, численность ненцев не превышает 42 тыс. человек, эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. Численность же алеутов, нганасанцев, негидальцев,энцев не превышает 1 тыс. человек.
Анализ действующего законодательства в содержательном плане позволяет констатировать, что на уровне нормативного регулирования созданы предпосылки для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества - имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий жизни представителей коренных малочисленных народов. Однако зачастую их права, льготы и преимущества, установленные законодательством, не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения и надлежащего государственного контроля. Как следствие, лица, принадлежащие к этим народам, формально являясь равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина.
В 2000 г. нормативно-правовая база по проблемам сохранения и приумножения культурного наследия коренных народов включала около 170 документов международного, федерального и регионального уровней , и она продолжает пополняться. Однако издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных малочисленных народов. Реальный статус данных народов во многом зависит от общего положения дел в России, готовности общества признать традиционный образ жизни аборигенов равным технологической цивилизации, а также от того, насколько быстро они сами освоят новые правовые возможности, научатся умело ими пользоваться, каким в комплексе окажется организационное, экономическое, финансовое и процессуальное их обеспечение.
В целом можно прийти к выводу, что Россия, использовав прогрессивный мировой опыт и отразив его в отечественной правовой системе, в качестве идеологической основы правового регулирования отношений, касающихся прав и интересов коренных малочисленных народов, утвердила принцип государственного протекционизма. Однако развитие федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов носит нестабильный характер. Несмотря на множество законодательных актов в этой сфере необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования.
Законодательство Российской Федерации должно полностью соответствовать международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных народов России и закреплены их коллективные права как этнических общностей в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации этих прав.
Подобные работы
- Защита прав коренных малочисленных народов в РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВО НА ЗЕМЛЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социальной защиты представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2019 - Международно-правовая и внутригосударственная защита прав коренных народов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Демографическая ситуация коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края
Главы к дипломным работам, география. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ И РАССЕЛЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



