Введение 3
Глава I Дополнительное образование как средство развития 6
творческой деятельности
1.1. Анализ теоретических источников по проблеме развития 6
творческой деятельности учащихся средней школы
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования и 15
развития творческой деятельности учащихся средней школы
1.3. Анализ учебных программ по технологии 21
Выводы 28
Глава II Разработка программы «Дизайнерская игрушка» в 30
учреждении дополнительного образования
2.1. Требования, предъявляемые к организации кружковой 30
деятельности в дополнительном образовании
2.2 Организация практической деятельности в объединении 34
«Дизайнерская игрушка»
2.3. Реализация учебной программы «Дизайнерская игрушка» 41
Выводы 52
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Приложение 3 62
Приложение 4 64
Приложение 5 68
В эпоху научно - технического прогресса для реализации своих способностей и желаний человеку требуется творчески подходить к решению поставленных задач, гибкости и подвижности мышления.
Нацеленность образовательных систем на развитие способностей к критическому мышлению, в ущерб способностям мыслить творчески, является следствием практически полной невостребованности творческого потенциала. Как сказал по этому поводу Альберт Эйнштейн: «Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге, и забыло о даре». А специалист по творческому мышлению Эдуард де Боно, отмечал «без творчества не было бы ни какого прогресса, и мы всегда воспроизводили бы одни и те же образцы» [16; 7].
В современных условиях проблеме развития творческой деятельности обучаемых уделяют внимание философы, социологи, педагоги и психологи. Настало время, когда, как писал Ф. Энгельс, «.. .личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает». Еще такие советские психологи, как Л.С. Выготский, Я. А. Пономарев, убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. [11; 39].
Исследование развития творческой деятельности обучаемых - это сложная и противоречивая проблема, которая предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития творческой деятельности и другого. Следует подчеркнуть, что предметом исследования творческой деятельности выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Творчество может рассматриваться как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельный вид деятельности. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. Дрешер Ю. Н.
Актуальность развития творческой деятельности вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход не обходим во всех видах деятельности. Творчество - сущность, принадлежащая, как самому субъекту, так и внешнему миру. Индивидуальное творчество является жизненно важным для развития отдельного человека, но оно становится также предпосылкой для общественного творчества, основой для влияния общественных процессов, по этому так важно развивать творческие способности у обучаемых средней школы.
Благоприятная почва для развития творческой деятельности, складывается в учреждениях системы дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования представляют собой объединение клубов по месту жительства, созданных для досуговой и воспитательной работы с несовершеннолетними. Они выполняют важную роль по воспитанию открытого социума. Максимально приближенные к месту проживания, они доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг. Клуб по месту жительства организует систематичный, целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно - досуговой деятельности детей, подростков и юношества, направленной на приобретение новых навыков организации своего досуга, развитие своих творческих способностей, получение опыта социального партнерства со старшим поколением и приобретение опыта добровольного участия в делах по улучшению общественной жизни.
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: процесс развития творческой деятельности учащихся средней школы в дополнительном образовании.
Цель исследования - разработать и реализовать учебную программу объединения «Дизайнерская игрушка» в рамках дополнительного образования.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме развития творческой деятельности учащихся средней школы.
2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития творческой деятельности учащихся средней школы.
3. Провести анализ программ по обучению технологии в средней школе.
4. Выявить требования, предъявляемые к организации кружковой деятельности учащихся средней школы.
5. Разработать и реализовать учебную программу объединения «Дизайнерская игрушка» в рамках дополнительного образования.
Методологической базой исследования являются: исследования о ведущей роли деятельности, детерминированности этой деятельности требованиями общества; учебники и учебные пособия по технологии, которые отражают цели, задачи, результаты по принципам развития творческих способностей учащихся, как одного из разделов предмета «Технология»; книги о «Дизайнерской игрушке», исследовательские работы, публикации, размещенные в сборниках, журналах, материалы конференций.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при подготовке рабочих программ по технологии в кружковой деятельности.
Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, библиографическим списком, а так же приложениями.
Проанализировав теоретические источники по проблеме развития творческой деятельности учащихся средней школы, были выявлены основные определения и понятия: творчество определено как непрерывное единство познания и воображения, в результате которого происходит создание нового, никогда ранее не существовавшего, открытия для учащегося; творческая деятельность как самодеятельность, охватывающая самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, форма чувственно-эмоционального восприятия мира; детское творчество, в свою очередь, как форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя; способность - как природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем- либо.
При изучении психолого-педагогических аспектов развития творческой деятельности учащихся средней школы мы опирались на возрастную периодизацию, предложенную Л. С. Выготским, согласно которой средний школьный возраст охватывает учащихся от двенадцати до пятнадцати лет в котором активно развивается творческое начало. Познавательное развитие учащихся в этом возрасте - это формирование абстрактных понятий, позволяющее вскрыть связи между предметами и явлениями действительности, позволяющие познать закономерности, управляющие действительностью.
Проанализировав учебные программы по технологии в средней школе, было выявлено, что недостаточно уделяется времени для развития творческой деятельности учащихся. Обучающиеся выполняют действия по образцу, есть существенное ограничение как во временных рамках, так и в объекте трудовой деятельности. В рамках школьной программы недостаточно реализуется творческая деятельность учащихся. Так А. Т. Тищенко основной формой обучения выделяет учебно-практическую деятельность, а приоритетными методами здесь выступают упражнения, лабораторно¬практические и практические работы. Авторский коллективом Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., выделено как отдельное направление сельскохозяйственный труд. Отличительной особенностью рабочей программы к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной является отсутствие делений класса на группы по направлениям.
Для восполнения недостаточной реализации творческой деятельности учащихся вводится дополнительное образование, в которое включаются различные формы организации внеурочной деятельности, в том числе и кружковая деятельность.
При организации кружковой деятельности необходимо придерживаться санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251¬03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). К ним относятся: требования к естественному и искусственному освещению, к организации учебного процесса, гигиенические критерии допустимых условия деятельности учащихся средней школы. Так же необходимо придерживаться основных принципов дополнительного образования, изложенным в статье 13 «Особенности дополнительного образования детей» Федерального Закона. К ним относится свободный выбор учащимися учреждения и образовательных программ, психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей, творческое сотрудничество педагогических работников и учащихся, сохранение физического и психического здоровья детей.
В нашей работе разработана программа объединения «Дизайнерская игрушка», в рамках которого реализуется кружковая деятельность. Программа «Дизайнерская игрушка» разработана на один год занятий с учащимися средней школы и рассчитана на освоение материала на занятиях в дополнительном образовании. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Основной формой работы являются занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Наблюдения за учащимися в процессе их занятий в объединении «Дизайнерская игрушка» на базе МАУДО «Центр дополнительного образования детей» выявили успехи в творческой деятельности. Так, низкий уровень развития творческой деятельности составил 9 % (1 учащийся) от общего числа учащихся, средний- 66% (8 учащихся), высокий- 25% (3 учащихся).
1. Авторская программы по технологии (обслуживающий труд) 8 класс /( под ред. О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской - М.: Дрофа,2015.)
2. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие - 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
3. Батюкова О.С. «Плюсы и минусы внедрения ФГОС в дополнительном образовании»;М., 2015.
4. Бергсон А. Собрание сочинений. М., 1992. Т. 1. .
5. Вельдбрехт Е.Е. Диагностика творческих способностей. - Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. - 104 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. - С.П.б.: Союз, 1997. - 96 с.
7. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
8. Горский В.А.. Пимерные программы внеурочной деятельности. Москва. «просвещение»- 2011.
9. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981.-176с.:ил.
10. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер Ком, 1999. - 368 с.
12. Е.И.Григорьев. «Современные технологии социально-культурной
деятельности». Тамбов. 2004.
13. Закон Российской Федерации "О дополнительном образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150)
14. Иванченко В.Н.. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону. Издательство «Учитель». 2007.
15. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
16. Лосева А.А. психологическая диагностика одаренности. М:
Академический проект,2014. - 151 с.
17. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: Педагогическое общество России, 2012. - 480с.
18. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
19. Психолог в учреждении дополнительного образования детей:
Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Лаврентьевой Т.В. - М.: Издательство « Гном и Д», 2013. - 144 с.
20. Рогалева Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. - Изд. 2-е,
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713с.
22. С.В.Астраханцева. Методические основы преподавания декоративно¬
прикладного творчества. Ростов-на-Дону. «Феникс»- 2006
23. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)
24.. О.М.Дьяченко. Развитие воображения дошкольника. - М. Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. -197 с.