Введение
Глава 1. Морфологическая организация хордовых животных
1.1. Хордовые животные
1.2. Сравнительно-эволюционная организация систем хордовых
животных
Глава 2. Лабораторные работы по биологическим свойствам хордовых животных 10
Глава 3. Методические рекомендации по организации проведения на уроках биологии (курс зоологии) 57
Выводы 60
Библиография 61
В условиях перехода российского образования на ФГОС второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты обучения биологии. Учителю, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, необходим опыт педагогического проектирования.
Насущная необходимость возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития», переход системы образования в новое состояние. В условиях введения новых ФГОС система образования переходит в новое состояние, что требует от школы обновления содержания и информационной образовательной среды. Педагогическое проектирование направлено на создание возможности деятельности и призвано до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия тех или иных замыслов. Поэтому при переходе к новых ФГОС от учителя биологии требуется умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду, в которой будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. С этой целью необходимо обладать умениями выявлять и создавать условия, способствующие повышению качества биологического образования, разработку и включение в предметную среду новых средств, в основном интерактивной природы, прогнозировать достижение требуемых результатов обучения, предвидеть негативные последствия учебной деятельности учащихся.
Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.
Цель данной работы:
1. Разработка методических рекомендаций по использованию лабораторных работ в школьном курсе биологии (на примере раздела зоологии)
Задачи:
1. Изучить варианты школьных программ (линии I - под редакцией Н. И. Сонина,11 - под редакцией В. В. Пасечника,111 - под редакцией И. Н. Пономаревой)
2. Подобрать лабораторные работы в сравнительно эволюционном аспекте по системам морфофункциональной организации хордовых животных
3. Составить методические рекомендации к лабораторному практикуму по морфофункциональной организации хордовых животных
Рассмотрев школьные учебные программы разных линий (I - под редакцией Н. И. Сонина,П - под редакцией В. В. Пасечника, Ш - под редакцией И. Н. Пономаревой), было выявлено, что по:
— I линии дано 13 лабораторных работ с морфологическим направлением;
— II линии 10 лабораторных работ с морфолого-анатомическим направлением;
— III линии 7 лабораторных работ с анатомическим направлением.
Лабораторные работы подобраны в сравнительно эволюционном аспекте по 3 для каждой выполняемой функции живого организма, что всесторонне дополняет теоретический материал.
Составлены методические рекомендации по организации лабораторных работ на уроках биологии в школьном курсе.
1. "Биосфера", сб. статей, изд-во "Мир", М., 1972
2. "Горизонты биохимии", изд-во "Мир", М., 1964. - 116
3. "Живая клетка", ИЛ, М., 1962
4. "Курс зоологии (для университетов и педагогических вузов)", в двух томах, под ред. Б. С. Матвеева. - М.: "Высшая школа", 1961. - С. 65-87
5. "Механизмы биологической конкуренции", изд-во "Мир", М., 1964
6. "Моделирование в биологии", ИЛ, М., 1963
7. "Наука и жизнь" №4 (специальный номер о живой природе), 1962
8. "Общая биология", под ред . Д. К. Беляева и Ю. Я. Керкиса, изд-во "Просвещение", М., 1966
9. "Общая биология", под ред . Ю. И. Полянского, изд-во "Просвещение", М., 1966
10. "Ферменты" (из серии "Основы молекулярной биологии), под ред. Акад. А. Е. Браунштейна, изд-во "Наука", М., 1964
11. "Химия жизни (беседы по актуальным проблемам науки), серия "Биология и медицина", изд-во "Знание", М., 1965
12. Адольф Т. А., Бутьев В. Т., Михеев А. В. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных: Учеб. Пособие для студентов биол. Специальностей пед. Ин-тов. - 2-е изд., перераб. М., "Просвещение",
1977. - 191
13. Боген Г. Современная биология. М.: "Мир", 1970. - С. 25-97
14. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов ("Физиологические часы"), ИЛ, М., 1961. - С. 38-61
15. Вавилов Н. И., Линнеевский вид как система. М., 1935. - С. 64-72
16. Вилли К., Детье В. Биология. Биологические процессы. - М.: "Мир", 1974. - 782
17. Вулдридж Д. Механизмы мозга. - М.: "Мир", 1965. - С. 64-85
18. Грегори Р. Разумный глаз. - М.: "Мир", 1972. - С. 26-58
19. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 1.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1993. - 368
20. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 2.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1993. - 325
21. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1993. - 376
22. Гродинз Ф. Теория регулирования и биологические системы. - М.:
"Мир", 1966. - С. 54-89
23. Гуртовой Н. Н., Матвеев Б. С., Дзержинский Ф. Я. Практическая зоотомия позвоночных. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы. М., 1976.- С. 53-97
24. Дельгадо Х. Мозг и сознание. - М.: "Мир", 1971. - С 19-58
25. Джермен М. Количественная биология в задачах и примерах. - М.: "Мир", 1972. - С. 92-128
26. Дубинин Н. П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. - М.: "Просвещение", 1970. - С. 36-57
27. Дубинин Н. П. Общая генетика. - М.: "Наука", 1970. - С. 46-77
28. Житников И. С. Самодельные наглядные пособия по зоологии позвоночных. - М.: Гос. Учеб. - Пед. Изд. Мин. Просвещения, 1954. - С. 12-34
29. Ичас М. Биологический код. - М.: "Мир", 1971. - С. 49-56
30. Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. Пособие для биол. Спец. Ун-тов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Высш. Школа, 1981. - 320 с., ил.
31. Клегг П., Клегг А. Гормоны, клетки, организм. - М.: "Мир", 1971. - С. 26-39
32. Ковалевский А. История развития Amphioxis lanceolatus. - Записки Петерб Академии наук. Сер. 7, т. 11, №4, 1867. - С. 36-98
33. Луцкая Л. А., Никишов А. И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1977. - 111
34. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. - М.: "Мир", 1968. - С. 37-64
35. Макфедьен А. Экология животных. - М.: "Мир", 1965. - С. 28-32
36. Меттлер Л., Грегг Т. Генетика популяций и эволюция. - М.: "Мир", 1972.- С. 49-52
37. Мосс Д. Ферменты. - М.: "Мир", 1970. - 128
38. Ньют Д. Рост и развитие животных. - М.: "Мир", 1973. - 92
39. Оганесян М. Природа и значение мутаций. - М.: "Биология в школе", №4, 1965
40. Павлов В. А. Раздражимость и формы ее проявления. - М.: "Советская наука", 1954
41. Павлович С. Самодельные пособия по зоологии. - М.: дет. Лит-ры, 1952.
- С. 10-27
42. Пожидаев Е. А. Развитие зародыша. - М.: "Медицина", 1965
43. Ригель ДЖ. Энергия, жизнь и организм. - М.: "Мир", 1967
44. Северцов А. И. Морфологические закономерности. - М.: - Л., 1939
45. Тимирязен К. А. Чарлз Дарвин и его учение, Избр. Соч., т. 4, Сельхозгиз.- М., 1949
46. Тринкаус Дж. От клеток к органам. - М.: "Мир", 1972
47. Уоддингтон Х. Морфогенез и генетика. - М.: "Мир", 1964
48. Фишель В. Думают ли животные? М.: "Мир", 1973
49. Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции. - М.: "Мир", 1971
50. Хилл А. Механика мышечного сокращения. - М.: "Мир", 1972
51. Ходжкин А. Нервный импульс. - М.: "Мир", 1965
52. Хохлов А. С., Овчинников Ю. А. Химические регуляторы биологических процессов. - М.: "Знание", 1969
53. Шимкевича В. Курсъсравнительной анатомии позвоночныхъ животныхъ. - М.: Т- ВА М. О. Вольфъ, 1905. - С. 75-109
54. Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии . - М.: - Л., 1946
55. Шмальгаузен И. И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. - М., 1947. - С. 19-123
56. Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. - М., 1945
57. Шмальгаузен И. И. Факторы эволюции. - М.: - Л., 1946
58. Шовен Р. От пчелы до гориллы. - М.: "Мир", 1965
59. Шовен Р. Поведение животных. - М.: "Мир", 1972
60. Эмме А. М. Часы живой природы. - М.: "Советская Россия", 1962