Использование текстовых ресурсов англоязычных веб-сайтов как средства формирования навыков чтения во внеурочной деятельности по английскому языку в морском кадетском корпусе
Введение 4
1. Использование текстовых ресурсов англоязычных веб - сайтов как средства формирования навыков чтения по английскому языку во внеурочной деятельности 8
1.1. Внеурочная деятельность и ее особенности 8
1.1.1. Целевое назначение основной образовательной программы и миссия
Канского морского кадетского корпуса 11
1.1.2. Целевая направленность внеурочной деятельности в Канском
морском кадетском корпусе 16
1.2. Применение интернет - технологии в обучении английскому языку 19
1.3. Цели и содержание обучения чтению 23
1.3.1. Виды чтения 27
1.3.2. Критерии отбора текстов 33
Выводы по главе 1 36
2. Проектирование модуля внеурочной деятельности по формированию навыков чтения по английскому языку в морском кадетском корпусе 37
2.1. Проектирование модуля по формированию навыков чтения для курса внеурочной деятельности по английскому языку в Канском морском кадетском корпусе 37
2.2. Организация обучения в рамках модуля 40
2.3. Рекомендации для педагогов по проведению модуля 44
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы, вводится новое содержание образования. В концепции «Наша новая школа» отмечается, что основным критерием качественного образования становятся социальные результаты учащегося, то есть у выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умения проявлять инициативу[13]. Данная мысль прослеживается и в новых Федеральных государственных стандартах для начальной и основной школы, где на первое место выдвигаются не предметные, а личностные и метапредметные результаты [23].
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Канский морской кадетский корпус» (далее - КМКК) реализует образовательную программу основного общего и среднего общего образования. КМКК работает в режиме шестидневной учебной недели. Учебный план данного учреждения отражает специфику образовательной деятельности, его военно-морскую направленность, учитывает основные положения кадетского Устава, включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность ориентирована с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В начале 2016 учебного года в КМКК было проведено анкетирование на предмет выявления образовательного запроса родителей, в результате выявлено, что 35% обучающихся, по мнению родителей, нуждаются в дополнительном курсе английского языка. Так как специфика образовательной деятельности данного учреждения - это военно-морская направленность, то было принято решение о разработке учебных материалов для внеурочных занятий по английскому языку, посвященные данной тематике.
Овладение обучающимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения иностранного языка. На ступени основного общего образования, обучение чтению на английском языке направлено на достижение следующих целей: ориентироваться в иноязычном тексте; читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации [36].
Учитывая специфику учебного заведения, необходимо дополнять материал учебника текстами военно-морской направленности. Самым доступным и современным источником поиска и подбора информации является интернет. Известно, что интернет-ресурсы - одна из возможностей оперативного доступа к актуальным и аутентичным материалам, отсутствующие в школьных учебниках. Стоит отметить, что интернет-ресурсы - это непревзойдённые и неисчерпаемые источники информации, содержащие множество интересных материалов и отвечающие возрастным особенностям и интересам обучающихся.
Исследование направлено на разрешение проблемы нехватке текстов военно-морской направленности, так как учебники издаются без учета специфики учреждения и не могут быстро обновляться.
В связи с этим представляется актуальным поиск текстов, их методическая обработка и использование в процессе внеурочной деятельности по английскому языку в Канском морском кадетском корпусе.
Цель - разработка модуля учебных материалов по формированию навыков чтения во внеурочной деятельности на основном этапе обучения.
Объект исследования - процесс иноязычного образования в Канском морском кадетском корпусе.
Предмет исследования - формирование навыков чтения с помощью текстовых ресурсов англоязычных web-сайтов во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - использование текстовых ресурсов англоязычных Web-сайтов будет способствовать формированию навыков чтения во внеурочной деятельности по английскому языку в морском кадетском корпусе. Данная гипотеза будет доказана при реализации следующих условий:
- модуль внеурочных занятий по чтению спроектирован с учетом возрастных особенностей учащихся;
- содержание текстов соответствует специфике учебного заведения;
- разработанные задания к текстам, способствуют формированию навыков чтения на английском языке.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:
- выявить особенности внеурочной деятельности;
- рассмотреть применение интернет - технологии в обучении английскому языку;
- выявить цели и содержание обучения чтению;
- разработать модуль учебных материалов для внеурочных занятий по английскому языку;
- составить рекомендации для педагогов по проведению модуля.
В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: эмпирический метод изучения литературы и документов, метод интерпретации, составление библиографии, конспектирование, цитирование и сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный модуль внеурочных занятий по английскому языку позволит обучающимся в КМКК определиться с выбором будущей профессии, посвященной служению Отечеству. Данный модуль внеурочных занятий может применяться в других образовательных учреждениях военно-морской направленности.
С целью изучения теоретических положений по теме исследования были рассмотрены труды таких авторов как: Подласый И.П., Зимняя И.А., Верещагина И.Н. Основные сведения по теме исследования были найдены в трудах отечественных авторов: Маслыко Е.А., Полат Е.С., Соловова Е.Н., Рогова Г.В., Щукин А.Н., Климентенко А.Д. и другие, а также в трудах британских методистов: Мильруд Р.П., Jeremy Harmer, Penny Ur. Для успешного написания научной работы, были рассмотрены статьи из методических журналов, научно¬методическая и лингвистическая литература, терминологические справочники по английскому языку, а также статьи с интернет сайтов. Список литературы состоит из 44 источников.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В наше время особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы разработать модуль учебных материалов по формированию навыков чтения во внеурочной деятельности на основном этапе обучения.
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:
- выявлены особенности внеурочной деятельности;
- рассмотрены применения интернет - технологии в обучении английскому языку;
- выявлены цели и содержание обучения чтению;
- разработан модуль учебных материалов для внеурочных занятий по английскому языку;
- составлены рекомендации для педагогов по проведению модуля.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития интересов детей. Данный вид работы по иностранному языку способствует развитию и углублению интереса учащихся к языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня. Для реализации внеурочной деятельности на базе КМКК выбрана оптимизационная модель, которая реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное направление; духовно-нравственное направление; социальное направление; общеинтеллектуальное направление; общекультурное направление.
В области образования интернет - технологии являются одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интернет - ресурсы сегодня позволяют: восполнить дефицит источников учебного материала; развивать навыки и умения информационно - поисковой деятельности; объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки. Однако, информация, представленная в образовательных электронных ресурсах, должна оцениваться исходя из принципов доступности ее представления и необходимости использования на конкретном этапе урока, а также из социальной, практической и личностной значимости для учащихся.
Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения иностранного языка. В обучении чтению выделяют лингвистические и коммуникативные цели. Лингвистические цели направлены на развитие у обучающихся умений рецептивного характера, а коммуникативные цели направлены на развитие умений продуктивного характера. В методике преподавания иностранных языков выделяют более 50 видов и подвидов чтения, но все виды учебного чтения взаимодействуют и дополняют друг друга.
Модуль внеурочной деятельности по английскому языку проектировался согласно примерной программы основного общего образования по английскому языку, с учетом специфики учебного учреждения и возрастных особенностей учащихся 9 класса. Каждое внеурочное занятие по чтению состоит из трех этапов работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Для каждого этапа обучения чтению разработаны упражнения на понимание основного, полного, выборочного содержания.
Для самостоятельной разработки модуля, в работе описаны критерии для отбора материалов из интернет - ресурсов и даны рекомендации по проведению внеурочных занятий. Для успешного проведения внеурочных занятий, рекомендуется внимательно ознакомиться с материалом, подлежащим обучению с тем, чтобы определить: основные этапы обучения чтению; адекватность и неадекватность предложенных упражнений; учесть различные факторы, характеризующие условия обучения, а именно: возрастные особенности обучаемых; индивидуальные особенности обучаемых; отношение учащихся к учебе, к предмету «иностранный язык»; уровень овладения иноязычной культурой; оснащенность учебного процесса; оборудование кабинета, в котором проходит занятие; место занятия в расписании.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что разработанный модуль внеурочных занятий по английскому языку позволит обучающимся в КМКК определиться с выбором будущей профессии, посвященной служению Отечеству, так как содержит материалы соответствующей направленности. Стоит отметить, что данный модуль может применяться в других образовательных организациях военно-морской направленности.
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2013. 177 с.
2. Герасимук А.С. Методика преподавания иностранных языков. Английский язык. Профессиональная лексика. Учеб.-метод. пособие: Минск 2014. 179 с.
3. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие. Красноярск, 2010. 108 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 22 с.
5. Изотова Н.В. Методы обучения иностранному языку с использованием ИКТ/ Учебно-методический журнал Английский язык в школе. 2014. №1. С. 2-7
6. Инновационные педагогические технологии 2часть: сборник статей Mеждунар. науч. конф./ под ред. Г. Д. Ахметова. Казань, октябрь 2014, 120 с.
7. Инновационные педагогические технологии 3 часть: сборник статей Mеждунар. науч. конф./ под ред. Г. Д. Ахметова. Казань, октябрь 2014, 88 с.
8. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе /- М.: Педагогика, 1981. С. 417-424.
9. Климонтова Н.Т. Система упражнений по формированию культуры работы с текстами. Методические рекомендации для учителей английского языка/ Учебно-методический журнал Английский язык в школе.2015. №4. С. 2¬13
10. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1983. 207 с.
11. Кузьмина Н.В., Инькова Н.А., Зайцева Е.А. Создание Web-сайтов: учебное пособие. Тамбов, 2002. 40 с.
12. Маслыко Е.А. Настольная книга иностранного языка. - Мн.: Высшая школа, 2004. 530 с.
13. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».— М., 2010.
14. Методика обучения иностранными языками в средней школе/Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - Москва: Высшая школа, 1982. 373 с.
15. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology - М.: Дрофа, 2005. 253 с.
16. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/Под ред. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
17. Миролюбов А.А. Майкл Уэст и его методика обучения чтению/А.А. Миролюбов//Иностранные языки в школе» Москва 2003. №5.104 с.
18. Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 747 с.
19. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
20. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
21. Российская Федерация. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. ст.12, ст.28, ст.75.ч.1 в редакции от 02.03.2016
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам - М.: Просвещение, 2002. 239 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.— М., 2010; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
24. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. 224 с.
25. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М: Просвещение, 2011. 79 с.
26. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам теория и практика. - М: Филоматис, 2006. 480 с.
27. Jeremy Harmer. How to teach English. Pearson Education Limited, 2007. 288 p.
28. Ur Penny A course in language teaching. Practice and theory/P. Ur.- Cambridge University Press, 2004. 575p.
Электронные ресурсы
29. Английский язык. Примерная программа основного общего образования http://window.edu.ru
30. Английский для Морфлотаhttps://more-angl.ru/morskoe-sudno/
31. Выстраивание системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обученности по предмету https://multiurok.ru/files/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-po-anghliiskomu-iazyku-2.html
32. Использование ИКТ и ресурсов интернета в образовательном процессе.https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-ikt-i-riesursov-intiernieta-v-obrazovatiel-nom-protsiessie.htmlавторы: С.Г. Самсонова, В.В. Фотин
33. Образовательная программа КГБОУ «Канский морской кадетский корпус»http://kanskkadet.ru/
34. Организация дополнительного образования и внеурочной деятельностиhttps://infourok.ru/statya-organizaciya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-vneurochnoy-deyatelnosti-1021220.html
35. План внеурочной деятельности 2016-2017http://kanskkadet.ru/
36. Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе /Матковская И.Лhttp://festival.1september.ru/articles/504347/
37. Рабочая программа по английскому языку (9 класс)
http://kanskkadet.ru/
38. Роль интернет - технологий в современной концепции обучения иностранному языкуhttps://science-education.ru/ru/article/view?id=21913
39. Учебный план КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» 2016-2017http://kanskkadet.ru/
40. Учебное пособие по методике преподавания английского языка для студентов III курса факультета иностранных языковhttp://5fan.ru/wievjob.php?id=86807