ВЗАИМОСВЯЗЬ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
Дружеские отношения как один из видов межличностных
отношений 6
Возрастная специфика межличностных отношений старших школьников..18
Обзор исследований взаимосвязи дружеских отношений и академической
успеваемости старших школьников 25
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДРУЖЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ 34
Организация и методы исследования 34
Анализ дружеских связей обучающихся разных классов 38
Оценка взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемостью
старшеклассников 48
Выводы по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
Дружеские отношения как один из видов межличностных
отношений 6
Возрастная специфика межличностных отношений старших школьников..18
Обзор исследований взаимосвязи дружеских отношений и академической
успеваемости старших школьников 25
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДРУЖЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ 34
Организация и методы исследования 34
Анализ дружеских связей обучающихся разных классов 38
Оценка взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемостью
старшеклассников 48
Выводы по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы исследования. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности старшеклассника, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений сверстников в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов.
Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психологопедагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к подростковому возрасту.
Старший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений. Помимо общения на уроке, школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются менее изученными.
Изучение дружеских отношений старшеклассников становится актуальным с учетом значимости двух деятельностей - учебной и общения. Обе эти линии развития могут взаимно определять личностное становление подростков. Поэтому может возникать проблема успеваемости старшеклассников, у которых развита сфера межличностных отношений со сверстниками, и могут быть проблемы в отношениях у подростков с высокой академической успеваемостью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между дружескими отношениями и академической успеваемостью старшеклассников.
Объект исследования: дружеские отношения в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь дружеских отношений с академической успеваемостью у старшеклассников.
Гипотеза исследования. В старших классах происходит изменение оснований для дружеских отношений: важную роль начинает играть академическая успеваемость в соотношении с общими интересами и определенными представлениями о дружбе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
Провести анализ понятия «дружеские отношения» в психологопедагогической литературе.
Провести анализ исследований по выявлению взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемости старшеклассников.
Изучить особенности дружеских отношений старшеклассников в сравнении со старшими подростками.
Выделить соотношение дружеских отношений старшеклассников и академической успеваемости по сравнению со старшими подростками.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологопедагогической литературы.
Эмпирические: социометрический метод (модификация
М.Р. Битяновой); опросные методы (опросник коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха, опросник «Умеешь ли ты дружить?»); ассоциативный метод (ассоциации на слово «дружба»); определение академической успеваемости на основе средних значений отметок.
...
Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психологопедагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к подростковому возрасту.
Старший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений. Помимо общения на уроке, школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются менее изученными.
Изучение дружеских отношений старшеклассников становится актуальным с учетом значимости двух деятельностей - учебной и общения. Обе эти линии развития могут взаимно определять личностное становление подростков. Поэтому может возникать проблема успеваемости старшеклассников, у которых развита сфера межличностных отношений со сверстниками, и могут быть проблемы в отношениях у подростков с высокой академической успеваемостью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между дружескими отношениями и академической успеваемостью старшеклассников.
Объект исследования: дружеские отношения в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь дружеских отношений с академической успеваемостью у старшеклассников.
Гипотеза исследования. В старших классах происходит изменение оснований для дружеских отношений: важную роль начинает играть академическая успеваемость в соотношении с общими интересами и определенными представлениями о дружбе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
Провести анализ понятия «дружеские отношения» в психологопедагогической литературе.
Провести анализ исследований по выявлению взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемости старшеклассников.
Изучить особенности дружеских отношений старшеклассников в сравнении со старшими подростками.
Выделить соотношение дружеских отношений старшеклассников и академической успеваемости по сравнению со старшими подростками.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологопедагогической литературы.
Эмпирические: социометрический метод (модификация
М.Р. Битяновой); опросные методы (опросник коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха, опросник «Умеешь ли ты дружить?»); ассоциативный метод (ассоциации на слово «дружба»); определение академической успеваемости на основе средних значений отметок.
...
В проведенном исследовании изучалось наличие взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемости старшеклассников.
На основе теоретического анализа было выявлено, что дружеские отношения представляют собой один из видов межличностных отношений, основанных на взаимной симпатии субъектов, сходстве ценностных ориентиров и установок, доверии. Специфика дружбы заключается в том, что такие отношения могут связывать людей, разных по темпераменту и характеру при наличии у них общности взглядов на жизнь.
Проведя анализ исследований, было выявлено, что исследований на тему взаимосвязи академической успеваемости и дружеских отношений в среде старшеклассников проведено мало. В некоторых исследованиях было обнаружено, что благоприятный психологический климат в коллективе способствует более успешному выполнению членами коллектива различных видов деятельности. В исследованиях показано, что существует взаимосвязь между успешностью субъекта в ведущей деятельности, связанной с общими целями членов коллектива, и его социометрическим статусом.
Для выявления взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемости старших школьников были подобраны методики, направленные на изучение дружеских отношений.
На основании результатов социометрического метода были выделены обучающиеся, которые дружат, хотели бы дружить со сверстниками в своем классе, либо ни с кем не дружат из класса. Сопоставление структуры дружеских связей в VIII и Х классах показало, что в старших классах появляются изолированные группы, количество членов группы, которые связывают дружеские отношения, становится больше: как правило, преобладают триады у старшеклассников и диадические отношения в подростковом возрасте, т.е. с возрастом увеличивается количество дружеских связей. Различия связаны с тем, что в раннем юношеском возрасте дружеские отношения складываются на основе общих интересов и целей, основываются на построении доверительных отношений. В силу этих изменений отношения становятся более референтны и взаимны.
У старшеклассников дружба ассоциируется с доверием, щедростью, уважением, пониманием и взаимопониманием, общением, весельем, честностью по сравнению с подростками, для которых дружба связана с поддержкой и интересом, важность наличия определенных переживаний и наличие общих интересов. Для старшеклассников важным является определенное настроение, связанное с друзьями, но большее значение приобретает уважение и доверие, щедрость, т.е. вопрос равных позиций, открытости, желании делиться друг с другом.
Старшеклассникам, которые дружат или хотят дружить, свойственно проявление агрессивного поведения в целях удовлетворения потребности казаться более раскованными и смелыми в глазах сверстников. Обучающимся, которые не дружат с одноклассниками, свойственна склонность менять свои намерения и поведение в зависимости от ситуаций.
Проведя оценку взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемостью старшеклассников, были сделаны следующие выводы. В VIII классе отсутствует тенденция иметь дружеские отношения в зависимости от уровня академической успеваемости сверстника. Выбор сверстника, с которым дружат, зависит от других внешних или внутренних факторов каждого из участников дружеских отношений.
В Х классе выбор дружеских отношений взаимосвязан с уровнем академической успеваемости. Участники каждой из групп, которые дружат, между собой имеют одинаковый уровень академической успеваемости.
Оценка себя своих умений и желаний быть другом не связана с академической успеваемостью в подростковом возрасте, определяется индивидуальными особенностями.
...
На основе теоретического анализа было выявлено, что дружеские отношения представляют собой один из видов межличностных отношений, основанных на взаимной симпатии субъектов, сходстве ценностных ориентиров и установок, доверии. Специфика дружбы заключается в том, что такие отношения могут связывать людей, разных по темпераменту и характеру при наличии у них общности взглядов на жизнь.
Проведя анализ исследований, было выявлено, что исследований на тему взаимосвязи академической успеваемости и дружеских отношений в среде старшеклассников проведено мало. В некоторых исследованиях было обнаружено, что благоприятный психологический климат в коллективе способствует более успешному выполнению членами коллектива различных видов деятельности. В исследованиях показано, что существует взаимосвязь между успешностью субъекта в ведущей деятельности, связанной с общими целями членов коллектива, и его социометрическим статусом.
Для выявления взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемости старших школьников были подобраны методики, направленные на изучение дружеских отношений.
На основании результатов социометрического метода были выделены обучающиеся, которые дружат, хотели бы дружить со сверстниками в своем классе, либо ни с кем не дружат из класса. Сопоставление структуры дружеских связей в VIII и Х классах показало, что в старших классах появляются изолированные группы, количество членов группы, которые связывают дружеские отношения, становится больше: как правило, преобладают триады у старшеклассников и диадические отношения в подростковом возрасте, т.е. с возрастом увеличивается количество дружеских связей. Различия связаны с тем, что в раннем юношеском возрасте дружеские отношения складываются на основе общих интересов и целей, основываются на построении доверительных отношений. В силу этих изменений отношения становятся более референтны и взаимны.
У старшеклассников дружба ассоциируется с доверием, щедростью, уважением, пониманием и взаимопониманием, общением, весельем, честностью по сравнению с подростками, для которых дружба связана с поддержкой и интересом, важность наличия определенных переживаний и наличие общих интересов. Для старшеклассников важным является определенное настроение, связанное с друзьями, но большее значение приобретает уважение и доверие, щедрость, т.е. вопрос равных позиций, открытости, желании делиться друг с другом.
Старшеклассникам, которые дружат или хотят дружить, свойственно проявление агрессивного поведения в целях удовлетворения потребности казаться более раскованными и смелыми в глазах сверстников. Обучающимся, которые не дружат с одноклассниками, свойственна склонность менять свои намерения и поведение в зависимости от ситуаций.
Проведя оценку взаимосвязи дружеских отношений и академической успеваемостью старшеклассников, были сделаны следующие выводы. В VIII классе отсутствует тенденция иметь дружеские отношения в зависимости от уровня академической успеваемости сверстника. Выбор сверстника, с которым дружат, зависит от других внешних или внутренних факторов каждого из участников дружеских отношений.
В Х классе выбор дружеских отношений взаимосвязан с уровнем академической успеваемости. Участники каждой из групп, которые дружат, между собой имеют одинаковый уровень академической успеваемости.
Оценка себя своих умений и желаний быть другом не связана с академической успеваемостью в подростковом возрасте, определяется индивидуальными особенностями.
...





