ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Содержание понятия гражданской идентичности и способы проверки ее сформированности основ 6
1.1 Содержание понятия «гражданская идентичность» 6
1.2 Особенности объекта в младшем школьном возрасте 16
1.3 Организационные формы воспитания гражданской идентичности у
младших школьников и критерии оценки ее сформированности 23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по определению актуального 36 уровня сформированности основ гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста
2.1 Методический инструментарий по выявлению актуального уровня 36 осознания основ гражданской идентичности у младших школьников
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3 Программа по формированию основ гражданской идентичности у 52 младших школьников
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение
Глава 1. Содержание понятия гражданской идентичности и способы проверки ее сформированности основ 6
1.1 Содержание понятия «гражданская идентичность» 6
1.2 Особенности объекта в младшем школьном возрасте 16
1.3 Организационные формы воспитания гражданской идентичности у
младших школьников и критерии оценки ее сформированности 23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по определению актуального 36 уровня сформированности основ гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста
2.1 Методический инструментарий по выявлению актуального уровня 36 осознания основ гражданской идентичности у младших школьников
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3 Программа по формированию основ гражданской идентичности у 52 младших школьников
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение
Проблема формирования основ гражданской идентичности является одним из ключевых вопросов воспитания подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гражданственность рассматриваются в качестве базовых национальных ценностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения к наиболее значимым личностным результатам начального образования отнесены становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение.
Успешная реализация задач по развитию основ гражданской идентичности подрастающего поколения в современных условиях во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагога. Учитель, осуществляющий формирование гражданской идентичности, должен сам быть патриотом своей страны и малой Родины.
Проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках (С.В Рыжова) ; определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е.М. Арутюнова); выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е.А. Гришина); формирование индивидуальной, личностной идентичности рассматривали, Э. Фромм, К. Хорни, К.-Г. Юнг, в их работах затрагивались и проблемы идентичности людей , а также в трудах З.Фрейда, С. Московичи, Дж. Тернера, Э. Эриксона, согласно подходу, которых идентичность определяется посредством логических операций сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых параметров.
Отмечая результативность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования основ гражданской идентичности младшего школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, находятся в поле внимания исследователей.
Это позволило выделить противоречие между практической необходимостью формирования основ гражданской идентичности младших школьников и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированных концепций формирования основ гражданской идентичности учащихся младшего школьного возраста. Данное противоречие определило тему исследования.
Объект исследования - процесс формирования основ гражданской идентичности школьников.
Предмет исследования - условия формирования основ гражданской идентичности у младших школьников.
Цель исследования - определить актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у выпускников начальной школы и разработать программу по их целенаправленному формированию.
В качестве рабочей гипотезы предполагаем, что уровень осознания своей гражданской идентичности у выпускников начальной школы низок, что обусловлено возрастными особенностями младшего школьника и отсутствием целенаправленного формирования.
Для решения поставленной цели нам предстояло решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить условия формирующие осознание основ гражданской идентичности у младших школьников.
3. Определить критерии и подобрать методики для определения актуального уровня основ гражданской идентичности у младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у младших школьников.
...
Успешная реализация задач по развитию основ гражданской идентичности подрастающего поколения в современных условиях во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагога. Учитель, осуществляющий формирование гражданской идентичности, должен сам быть патриотом своей страны и малой Родины.
Проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках (С.В Рыжова) ; определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е.М. Арутюнова); выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е.А. Гришина); формирование индивидуальной, личностной идентичности рассматривали, Э. Фромм, К. Хорни, К.-Г. Юнг, в их работах затрагивались и проблемы идентичности людей , а также в трудах З.Фрейда, С. Московичи, Дж. Тернера, Э. Эриксона, согласно подходу, которых идентичность определяется посредством логических операций сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых параметров.
Отмечая результативность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования основ гражданской идентичности младшего школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, находятся в поле внимания исследователей.
Это позволило выделить противоречие между практической необходимостью формирования основ гражданской идентичности младших школьников и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированных концепций формирования основ гражданской идентичности учащихся младшего школьного возраста. Данное противоречие определило тему исследования.
Объект исследования - процесс формирования основ гражданской идентичности школьников.
Предмет исследования - условия формирования основ гражданской идентичности у младших школьников.
Цель исследования - определить актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у выпускников начальной школы и разработать программу по их целенаправленному формированию.
В качестве рабочей гипотезы предполагаем, что уровень осознания своей гражданской идентичности у выпускников начальной школы низок, что обусловлено возрастными особенностями младшего школьника и отсутствием целенаправленного формирования.
Для решения поставленной цели нам предстояло решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить условия формирующие осознание основ гражданской идентичности у младших школьников.
3. Определить критерии и подобрать методики для определения актуального уровня основ гражданской идентичности у младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у младших школьников.
...
Очевидно, что разработка и внедрение в практику современных методов, формирующих основу гражданской идентичности у учащихся, являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов. Вместе с тем, организаторам воспитательной деятельности необходимо отдавать себе отчет в том, что качественное и полноценное формирование основ гражданских чувств и качеств у младших школьников не может являться результатом лишь их работы. Это возможно лишь при совместной скоординированной работе с педагогами различных специальностей, государственными учреждениями и родителями младших школьников.
В процессе написания работы решался последовательно ряд исследовательских задач.
В первую очередь были рассмотрены сущность и содержания понятий, употребляемых в сфере деятельности, связанной с формированием основ гражданской идентичности учащихся 5-х классов. Речь идет о таких понятиях, как «гражданин», «гражданское образование», «гражданская идентичность». Была изучена соответствующая психолого-педагогическая литература.
Определены критерии и осуществлен подбор методик для определения актуального уровня основ гражданской идентичности у младших школьников.
В дальнейшем были рассмотрены наиболее распространенные формы и методы формирования основ гражданской идентичности детей в современных условиях, выделены те, которые наиболее зарекомендовали себя.
Выявлен актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у младших школьников, который подтвердил гипотезу нашего исследования.
В работе изучены особенности воспитательной деятельности по формированию основ гражданской идентичности младших школьников. Можно сделать вывод о значительном разнообразии применяемых в этой сфере деятельности форм и методов.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны лист- опросники и тесты, направленные на выявление у учащихся уровня сформированности основ у них гражданской идентичности.
В ходе работы использовались такие методы психологопедагогического исследования, как опрос и тестирование по теме.
По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа по формированию основ гражданской идентичности, с ее тематическим планированием можно ознакомиться в приложении Д. Программа включает в себя разработки на все компоненты гражданской идентичности.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза: уровень осознания своей гражданской идентичности низок у выпускников начальной школы, что обусловлено возрастными особенностями младшего школьника и отсутствием целенаправленного формирования.
Задачи ВКР были успешно выполнены.
В процессе написания работы решался последовательно ряд исследовательских задач.
В первую очередь были рассмотрены сущность и содержания понятий, употребляемых в сфере деятельности, связанной с формированием основ гражданской идентичности учащихся 5-х классов. Речь идет о таких понятиях, как «гражданин», «гражданское образование», «гражданская идентичность». Была изучена соответствующая психолого-педагогическая литература.
Определены критерии и осуществлен подбор методик для определения актуального уровня основ гражданской идентичности у младших школьников.
В дальнейшем были рассмотрены наиболее распространенные формы и методы формирования основ гражданской идентичности детей в современных условиях, выделены те, которые наиболее зарекомендовали себя.
Выявлен актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у младших школьников, который подтвердил гипотезу нашего исследования.
В работе изучены особенности воспитательной деятельности по формированию основ гражданской идентичности младших школьников. Можно сделать вывод о значительном разнообразии применяемых в этой сфере деятельности форм и методов.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны лист- опросники и тесты, направленные на выявление у учащихся уровня сформированности основ у них гражданской идентичности.
В ходе работы использовались такие методы психологопедагогического исследования, как опрос и тестирование по теме.
По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа по формированию основ гражданской идентичности, с ее тематическим планированием можно ознакомиться в приложении Д. Программа включает в себя разработки на все компоненты гражданской идентичности.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза: уровень осознания своей гражданской идентичности низок у выпускников начальной школы, что обусловлено возрастными особенностями младшего школьника и отсутствием целенаправленного формирования.
Задачи ВКР были успешно выполнены.
Подобные работы
- КЛАССНЫЙ ЧАС КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ КРОССКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕКСТ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование гражданской идентичности подростков посредством общения с русской классической инструментальной музыкой
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018





