Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №167417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Содержание понятия гражданской идентичности и способы проверки ее сформированности основ 6
1.1 Содержание понятия «гражданская идентичность» 6
1.2 Особенности объекта в младшем школьном возрасте 16
1.3 Организационные формы воспитания гражданской идентичности у
младших школьников и критерии оценки ее сформированности 23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по определению актуального 36 уровня сформированности основ гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста
2.1 Методический инструментарий по выявлению актуального уровня 36 осознания основ гражданской идентичности у младших школьников
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3 Программа по формированию основ гражданской идентичности у 52 младших школьников
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение


Проблема формирования основ гражданской идентичности является одним из ключевых вопросов воспитания подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гражданственность рассматриваются в качестве базовых национальных ценностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения к наиболее значимым личностным результатам начального образования отнесены становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение.
Успешная реализация задач по развитию основ гражданской идентичности подрастающего поколения в современных условиях во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагога. Учитель, осуществляющий формирование гражданской идентичности, должен сам быть патриотом своей страны и малой Родины.
Проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках (С.В Рыжова) ; определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е.М. Арутюнова); выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е.А. Гришина); формирование индивидуальной, личностной идентичности рассматривали, Э. Фромм, К. Хорни, К.-Г. Юнг, в их работах затрагивались и проблемы идентичности людей , а также в трудах З.Фрейда, С. Московичи, Дж. Тернера, Э. Эриксона, согласно подходу, которых идентичность определяется посредством логических операций сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых параметров.
Отмечая результативность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования основ гражданской идентичности младшего школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, находятся в поле внимания исследователей.
Это позволило выделить противоречие между практической необходимостью формирования основ гражданской идентичности младших школьников и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированных концепций формирования основ гражданской идентичности учащихся младшего школьного возраста. Данное противоречие определило тему исследования.
Объект исследования - процесс формирования основ гражданской идентичности школьников.
Предмет исследования - условия формирования основ гражданской идентичности у младших школьников.
Цель исследования - определить актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у выпускников начальной школы и разработать программу по их целенаправленному формированию.
В качестве рабочей гипотезы предполагаем, что уровень осознания своей гражданской идентичности у выпускников начальной школы низок, что обусловлено возрастными особенностями младшего школьника и отсутствием целенаправленного формирования.
Для решения поставленной цели нам предстояло решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить условия формирующие осознание основ гражданской идентичности у младших школьников.
3. Определить критерии и подобрать методики для определения актуального уровня основ гражданской идентичности у младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у младших школьников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Очевидно, что разработка и внедрение в практику современных методов, формирующих основу гражданской идентичности у учащихся, являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов. Вместе с тем, организаторам воспитательной деятельности необходимо отдавать себе отчет в том, что качественное и полноценное формирование основ гражданских чувств и качеств у младших школьников не может являться результатом лишь их работы. Это возможно лишь при совместной скоординированной работе с педагогами различных специальностей, государственными учреждениями и родителями младших школьников.
В процессе написания работы решался последовательно ряд исследовательских задач.
В первую очередь были рассмотрены сущность и содержания понятий, употребляемых в сфере деятельности, связанной с формированием основ гражданской идентичности учащихся 5-х классов. Речь идет о таких понятиях, как «гражданин», «гражданское образование», «гражданская идентичность». Была изучена соответствующая психолого-педагогическая литература.
Определены критерии и осуществлен подбор методик для определения актуального уровня основ гражданской идентичности у младших школьников.
В дальнейшем были рассмотрены наиболее распространенные формы и методы формирования основ гражданской идентичности детей в современных условиях, выделены те, которые наиболее зарекомендовали себя.
Выявлен актуальный уровень осознания основ гражданской идентичности у младших школьников, который подтвердил гипотезу нашего исследования.
В работе изучены особенности воспитательной деятельности по формированию основ гражданской идентичности младших школьников. Можно сделать вывод о значительном разнообразии применяемых в этой сфере деятельности форм и методов.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны лист- опросники и тесты, направленные на выявление у учащихся уровня сформированности основ у них гражданской идентичности.
В ходе работы использовались такие методы психологопедагогического исследования, как опрос и тестирование по теме.
По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа по формированию основ гражданской идентичности, с ее тематическим планированием можно ознакомиться в приложении Д. Программа включает в себя разработки на все компоненты гражданской идентичности.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза: уровень осознания своей гражданской идентичности низок у выпускников начальной школы, что обусловлено возрастными особенностями младшего школьника и отсутствием целенаправленного формирования.
Задачи ВКР были успешно выполнены.



1. Арутюнова Е.М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи (на примере московских студентов)[Электронный ресурс].// Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007 Режим доступа: ecsocman.hse.ru/text/.
2. Белова Н. Ю. Субъект и объект восприятия в различных системах художественного взаимодействия // Вестн. Том. гос. ун-та . 2010. №333. С.141-144.
3. Бычкова, Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности / Л.В. Бычкова //Преподавание истории в школе.-2015.-
№2.-С.14-21.
4. Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В.В.Горшкова // Начальная школа. - 2011. -№2. - С. 55 - 59.
5. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития . 2013. №11. С.250-254.
6. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3 - 7.
7. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 2010. - № 3. С. 38-50.
8. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. -2010. -№1 . - С. 10 - 20.
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010.
10. Гришина Е.А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М., 2003.
11. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности [Электронный ресурс] /Н.Н. Деменева, Ч.Р. Громова. Режим доступа: mininuniver.ru>mediafiles/u/files
12. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности /К.П. Зайцева //Начальная школа плюс До и После.- 2011. -№ 4. - С. 78-82.
13. Захарова, Э.Г. Роль краеведческого музея в воспитании гражданственности школьников /Э.Г. Захарова //Воспитание школьников.
- 2012. - № 10. - С. 48 - 51.
14. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
15. Земш, М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения / М.Б. Земш //Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 39
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ