Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния гаджетов на речевое развитие младших школьников 7
1.1. Понятие речи и проблема речевого развития младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Использование гаджетов как фактор, влияющий на речевое развитие
младших школьников 17
1.3. Приемы работы с младшими школьниками по оптимизации
использования гаджетов с целью развития речи у младших школьников 23
Выводы по I главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния гаджетов на речь младших школьников 31
2.1. Методика обследования уровня развития речи младших школьников и
активности использования гаджетов 31
2.2. Анализ экспериментальных данных по выявлению уровня развития речи
и активности использования гаджетов младшими школьниками 40
2.3 Рекомендации по речевому развитию младших школьников с использованием гаджетов 50
Выводы по II главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 73
Приложения 79
Согласно статье 16, Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) в отечественном
образовании предусмотрена «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», отмечается необходимость создания информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий.
Современные школы оснащены всевозможными электронными (цифровыми) ресурсами, доступом к сети Интернет, что позволяет использовать в образовательном процессе разнообразные педагогические технологии, педагогические методы и приемы. Одно из потенциальных направлений использования электронных ресурсов - использование различных гаджетов. Однако современная жизнь и бесконтрольное использование гаджетов детьми, начиная с раннего возраста, взращивает культуру, в которой гаджеты порой заменяют реальное общение (в частности в семье), образовательные потребности (отсутствует проблематика познания, дети наблюдают ту картину мира, которую «предлагает» гаджет).
Так, Е.С. Щепина, О.Г. Лукьянова, Е.А. Третьякова (2015), отмечают, что «43% детей в возрасте до 2 лет уже имели опыт пользования планшетом, а среди тех, чей возраст умещается в рамки от 2 до 8, «знатоков» сенсорных экранов уже 72%» [43, с. 1]. Современные исследования отечественных ученых (Н.В. Дудина (2016), Е.С. Щепина, О.Г. Лукьянова, Е.А. Третьякова (2015), М.В. Белоусова, А.М. Карпов, М.А. Уткузова (2014)) в вопросе влияния гаджетов на развитие детей и подростков показывают, что использование электронных игрушек, планшетов, телефонов, способствует тому, что маленькие пользователи становятся самодостаточными, постепенно ослабевает мотивация к обучению, потребность в реальном общении заменяется виртуальным. Существует гипотеза, что бесконтрольное использование детьми и подростками гаджетов, способствует их аутизации (развитию расстройств аутистического спектра), нарушению речевого развития (в связи с недостатком вербального общения).
В то же время общемировая тенденция к цифровизации образования ориентирует современных педагогов и родителей к тому, что гаджеты - это лишь средство, в зависимости от целей использования гаджет может являться педагогическим средством, которое используется в обучении и развитии детей и подростков.
Так преимущества использования гаджетов в образовательном процессе связаны с повышением мотивации обучающихся, с развитием умений и навыков (гаджеты-тренажеры), с расширением кругозора и доступа к крупным образовательным порталам, электронным (цифровым) учебным ресурсам. Развивающее значение гаджетов для ребенка очень велико. Применение игр создают эмоциональный настрой, положительно сказывается на развитии ребенка.
Следовательно, использование гаджетов не должно быть самоцелью, следует оптимизировать образовательный процесс с позиции использования гаджетов на занятиях, при подготовке уроков и образовательных проектов, развития отдельных умений и навыков.
...
Речь является одним из самых важных факторов формирования здорового психического развития ребенка. Полноценное речевое общение является необходимым условием для жизни в современном обществе, для выстраивания социальных коммуникаций, расширении представлений и описания младшими школьниками знаний об окружающей действительности. Овладение всеми процессами речевого развития регулирует поведение, помогает в планировании адекватной коллективной деятельности и является залогом успешной обучаемости.
Развитие речи должно происходить целенаправленно и под контролем педагогов, этот процесс не должен носить неосознанный характер, который в конечном счете не покажет положительного результата.
Проведенный эксперимент показал, что у 53,3% испытуемых средний уровень развития речи, являющийся недостаточным. Остальная часть выборки показала результаты выше среднего. Это говорит о том, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась частично. Первая часть нашей гипотезы подтвердилась в связи с тем, что речь младших школьников развита недостаточно. Говоря о второй части выдвигаемой нами гипотезы, можно сделать вывод, что она не подтвердилась, так как прямой закономерности влияния гаджетов на речь младших школьников выявлено не было.
1. Агафонова Н.Н. Пересказ как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09/07/pereskaz- kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey, свободный - (20.11.2020)
2. Алексеев А.Г. Гаджеты: польза или вред для современного школьника? // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gadzhety-polza- ili-vred-dlya-sovremennogo-shkolnika (дата обращения: 29.04.2019).
3. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах. [Текст]:научная статья / М.С. Бессонова.- Азербайджан, 2010.
4. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на
развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // ПМ. 2014. №9 (85). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie- kommunikatsii-sotsializatsii-i-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo- vozrasta (дата обращения: 29.04.2019).
5. Булычева, Н.М. Развитие речи младших школьников в процессе использования мультимедиа в образовательном процессе [Текст]:научная статья/ Н.М. Булычева. - Челябинск, 2010.
6. Валиева, К.Р., Воробьева, Е.А.. Сборник артикуляционной гимнастики. Издательство: ГБОУ СО «Камышловский педагогический колледж» (Камышлов), -2018.
7. Головяшкина М.А. Педагогический потенциал гаджетов в
образовательной среде университета // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. №1 (9). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskiy-potentsial-gadzhetov-v- obrazovatelnoy-srede-universiteta (дата обращения: 29.04.2019).
8. Горбунова Г.В. Развитие связной речи у младших школьников [Текст] :выпускная квалификационная работа.- Свердловск,2017.
9. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — URL: https:ZZmoluch.ru/archive/73Z12441Z
10. Гудова М.Ю. Культурная практика досугового чтения в современной
информационной культуре // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-
praktika-dosugovogo-chteniya-v-sovremennoy-informatsionnoy-kulture (дата обращения: 29.04.2019).
11. Дудина Н.В. Гаджет-зависимость у детей младшего школьного возраста // Конференция: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы IV международной научно-практической конференции студентов и магистрантов (29 апреля 2016г.). И.М. Прищепа (главный редактор). Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск). - 2016. С. 275-276
12. Ефросинина Л.А. Оцениванием умение читать. [Текст]: Журнал
«Начальная школа» №2/2008.
13. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Издательство: «Просвещение» -2019.
14. Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А. Литературное чтение [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская. Издательство: «Просвещение»- 2019.
15. Колозариди П.В. Родители и гаджеты в большом городе // Шаги/Steps.
2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditeli-i-gadzhety-v-
bolshom-gorode (дата обращения: 29.04.2019).
... всего 43 истчоника