Введение 3
Глава 1. Школьный поход - виды, функции, методика организации 5
Школьный поход - его виды и функции 5
Методика организации школьного похода 15
Глава 2. Организационный план проведения туристского похода со
школьниками в природный парк «Ергаки» 27
Общие сведения о походе 27
Район и маршрут похода 28
Материально-техническое обеспечение похода 29
Глава 3. Применение географических умений обучающимися 5 класса в школьном походе 34
Образовательные возможности туристского похода 34
Географические умения и навыки обучающихся 37
Проект методической разработки внеклассного мероприятия для
5 класса «Светит незнакомая звезда» 39
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложения 53
Ещё в середине XIX века великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал золотые слова, актуальные и сешгодня: «...день, проведенный
ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Актуальность работы. Проведение школьных походов имеет очень глубокие воспитательные идеи: формирование у участников патриотизма и любви к Родине, привитие навыков гуманного, бережного отношения к природе и памятникам истории и культуры, развитие самостоятельности, коллективного взаимодействия и чувства команды, расширение кругозора. Но в походах со школьниками можно решать и образовательные задачи, формируя или закрепляя географические умения.
На изучение своей местности, своего края в школьной географии уделяется не достаточно времени. Поэтому необходимо это делать во внеурочное время в рамках краеведения и туризма. Самые интересные и познавательные для детей способы изучать свой край - это экскурсии и туристские походы.
Школьный туристский поход - отличное средство «очеловечить» и «расшколить» педагогику, изменить традиционную работу с классом, перейти с авторитарной педагогики к сотрудничеству.
Объект исследования: школьный поход как форма внеклассной работы
по географии.
Предмет исследования: возможности применения географических умений обучающимися 5 класса в школьном походе.
Цель: разработать внеклассное мероприятие по применению
географических умений обучающимися 5 класса в школьном походе.
Задачи:
Раскрыть виды и функции школьного похода.
Описать методику организации школьного похода.
Разработать организационный план проведения туристского похода со школьниками в природный парк «Ергаки.
Методы исследования: теоретические (изучение учебных и научных источников, анализ, синтез), эмпирические (изучение педагогического опыта), картографический.
Школьные походы выполняют очень важные функции в воспитании подрастающего поколения - споспособствуют физическому развитию, оздоровлению и познанию окружающей действительности, формируют ценные духовные качества личности (ответственность, терпимость, взаимопомощь). Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение вместе с физкультурой и спортом.
Туристский поход с учениками - отличное средство «очеловечить» и «расшколить» педагогику, изменить традиционную работу с классом, организовывать полезный досуг школьников.
Но у школьных походов есть и большой образовательный потенциал, который, на наш взгляд, используется не достаточно. Он позволяет формировать и применять многие географические навыки.
Проблемами развития школьного туризма в стране являются бюрократические преграды, боязнь учителей брать ответственность за жизнь детей вне школы и отсутствие у многих учителей умения и желания проводить походы.
1. «Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/3460598-konstantin ushinsky
2. Беловолова Е.А. Формирование универсальных учебных действий в школьном географическом образовании. - URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/e54/e547473e5d1d875d0f87ee2e2b23be7c. pdf
3. Биржаков М.Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме.- СПБ.:2006
4. Бондаренко В.Ф. Организация туристских походов в школе. URL: https://urok.1sept.ru/articles/413117
5. Выродова М.А. Чем отличаются «внеурочная», «внеучебная»,
«внеклассная» и «внешкольная» деятельности? URL:
https://infourok.ru/chem-otlichayutsya-vneurochnaya-vneuchebnaya- vneklassnaya-vneshkolnaya-deyatelnosti-801511.html
6. Гребенкина О.В. Географические умения и навыки, приемы их формирования. URL: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=3726
7. Елисеева К.Н. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов выходного дня со школьниками. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-
obrazovanie/library/2016/11/03/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-i
8. Золотухина Е.А. Внеурочное занятие объединения «Юный турист» по теме «Туристический поход». МБОУ ООШ № 53, Хабаровскйи край, г. Бикин, 2016. URL: https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya- turisticheskiy-pohod-klass- 1810762.html
9. Инструктаж по технике безопасности во время пребывания в походе https://урок.рф/library/instruktazh po tehnike bezopasnosti vo vremya prebi v 123014.html
10. КЕДРОВА И.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ОСНОВ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-
teoreticheskih-osnov-ekskursovedeniya-klassifikatsiya-ekskursiy
11. Коренева К.Н. Рабочая программ по географии для 5 класса по
ФГОС . URL:
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/10/30/rabochaya-programm- po-geografii-dlya-5-klassa-po-fgos
12. Куликов В.П., Киселев В.И. «Потребность в двигательной
активности». Новосибирск: «Наука» 1998. Режим доступа
http://www.agmu.ru/about/fakultet/pediatricheskiy-fakultet/kafedra- patofiziologii/nauchnaia-rabota/monografii/
13. Логвинов В.С., Семиреков В.А., Тарасов А.Е., Шеманаев В.К.
Некоторые проблемы формирования управленческой компетенции инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма
(руководителя туристского похода) // Siberian Pedagogical Journal. 2015. № 2.
С. 185-189.
14. Манильская декларация по мировому туризму. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/901813698
15. Маршрут -
http://slovari.bibliofond.ru/bse word/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88% D 1%80%D 1%83%D 1%82/
... всего 32 источника