Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методический и педагогический потенциал материалов археологических исследований комплекса палеолитических стоянок «Афонтова гора»

Работа №167396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История исследования палеолитического комплекса стоянок
«Афонтова гора» 7
1.1. Дореволюционный и советский период 7
1.2. Современный период 10
Глава 2. Материалы палеолитического комплекса стоянок «Афонтова гора» 15
2.1. Топография и геоморфология группы стоянок «Афонтова гора» 15
2.2. Каменный инвентарь 19
2.3. Фаунистическая коллекция и костяные изделия 22
Глава 3. Применение результатов исследований палеолитического комплекса стоянок «Афонтова гора» в школьном курсе древнего мира и истории Красноярского края 27
3.1. Использования объектов археологического наследия в
образовательных целях 27
3.2. Обзор нормативных документов об организации учебного процесса в
школах 28
3.2. Проектирование музейного урока для учащихся 5 классов 33
Заключение 39
Список источников и литературы 41
Приложения


Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе развития образования, когда у учащихся появляется больше возможностей узнать об истории и культуре родного края, появляется недостаток в обеспечении методической и учебной литературой. Воспитание бережного отношения к родному краю, воспитание патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину - все это является важными задачами, поставленными перед современным образованием. Память о прошлом, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить и передаваться от поколения к поколению. Музей - это то место, где процесс утверждения этих ценностей идет лучше всего.
Красноярск - один из старейших городов Сибири, основанный в 1628 году. Эта территория имеет богатую историю, начавшуюся еще в древние времена. АфонтоваГ ора - группа стоянок каменного века, располагающаяся на левобережье р. Енисея г. Красноярска. Комплекс палеолитических стоянок входит в число наиболее важных памятников сибирского палеолита. Наиболее актуальными проблемами в исследовании комплекса палеолитических стоянок Афонтова гора остаются вопросы, касаемые развития «афонтовской» индустрии. Более детального изучения также требует история исследования памятников, для этого необходимо свести воедино археологические материалы и информацию о исследованиях. Опубликованные статьи и монографии несут в себе информацию сжатого характера или же посвящены одному конкретному памятнику (например, исследования Афонтовой горы II. Несмотря на длительную историю исследования, памятник нуждается в более подробном изучении. Это требует особого внимания и на данный момент работа над полученным материалом не окончена.
В курсе всеобщей истории в 5 классе, а также в курсе отечественной истории в 6 классе рассматриваются темы, связанные с древнейшей историей человечества.
Новизна исследования. За многие годы исследования стоянок Афонтовой Горы, практически, не проводились систематизация и структурирование полученной научной информации и археологических данных. Цель данного исследования заключается в комплексном анализе имеющейся информации по комплексу памятников, разработке методики применения археологических данных в педагогической деятельности
Объектом исследования являются материалы археологических исследований комплекса палеолитических стоянок «Афонтова гора».
Предметом исследования является методический и педагогический потенциал материалов археологических исследований комплекса палеолитических стоянок «Афонтова гора».
Исходя из того, что этот широкий круг проблем не предоставляется возможным решить в данной работе, автор ограничивается следующими целями:
1. Предоставить в обобщенном виде историю исследования комплекса палеолитических стоянок Афонтова гора в дореволюционный, светский и современный периоды.
2. Предоставить и обобщить информацию по полученному материалу в ходе археологических работ, с начала изучения стоянки Афонтова гора.
3. На основе археологических данных по изучению стоянки Афонтова гора спроектировать музейный урок, посвященный древней истории Красноярского края. Провести апробацию в рамках производственной педагогической практики по результатам исследования, определить положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Для выполнения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить историю научных исследований комплекса палеолитических стоянок Афонтова гора.
2. Изучить и проанализировать полученный материал в ходе археологических работ на стоянке Афонтова гора.
3. Использовать полученные данные в образовательных целях.
Степень изученности. Археологические исследования Афонтовой горы на территории г. Красноярска начались в XIX веке. Стоянка Афонтова гора до сих пор дает ученым новую информацию. Материалы, найденные в XXI веке, позволили дополнить полученные ранее данные, уточнить представления о материальной культуре населения верхнего палеолита Среднего Енисея и зафиксировать использование территории комплекса представителями кокоревской культуры.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников. Во-первых, источники, включающие в себя нормативные документы, регулирующие сферу образования - федеральный и региональный закон «Об образовании», содержащий в себе принципы организации учебного процесса обучения в Российской Федерации, закон «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае». Важными документами является: ФГОС нового поколения, которые формулируют общие требования к школьному образованию в РФ; и историко-культурный стандарт, который представлен методической и организационной литературой.
В научную литературу входят научные статьи и монографии, несущие в себе информацию о группе палеолитических стоянок Афонтовой горы, результаты проведенных археологических работ и анализ полученного материала.
Методы исследования. В работе использованы сравнительно-исторический, систематический, картографический, теоретический методы научного исследования.
Территориальные рамки. Комплекс археологических памятников Афонтовой горы располагается в г. Красноярске, в зоне плотной городской застройки, размещен на склонах южной, юго-западной и юго-восточной экспозиции левобережья р. Енисей.
Хронологические рамки работы охватывают период позднего палеолита - около 11 - 30 тыс. лет назад.
Структура работы состоит из следующих последовательных элементов: введение, 3 главы основного содержания, заключение, и список использованных источников и литературы. К работе прилагается иллюстративное приложение в виде карто-схем, топопланов, фото и графических рисунков артефактов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках представленной работы, поставленные задачи были решены, а обозначенные в работе цели достигнуты.
Данная работа представляет собой анализ материалов комплекса палеолитических стоянок «Афонтова гора» на предмет возможности и целесообразности использования в рамках образовательного процесса. Анализ самих исследований показал, что в них содержится существенные потенциал для эффективного применения на уроках истории.
История археологических исследований палеолитических стоянок Афонтовой горы насчитывает более 100 лет, однако, несмотря на длительную историю изучения, памятник нуждается в более подробном исследовании. Это требует особого внимания и на данный момент работы на стоянках продолжаются. Комплекс стоянок «Афонтова гора» является значимым археологическим объектом эпохи палеолита в Средней Сибири. Археологические исследования приобрели большую международную известность, когда были получены данные о том, что человек появился в Сибири в ледниковый период и являлся современником мамонта.
В результате анализа источников в виде полевых отчетов и паспортной документации можно отследить все этапы исследования данного памятника. Часть стоянок была выявлена в результате археологических разведочных работ. Крупные археологические раскопки были произведены в результате охранно-спасательных работ.
Результаты археологических исследований позволяют реконструировать жизнь древнего населения в эпоху позднего палеолита. На территорию Афонтовой горы человек приходил в различные периоды сезонной охоты и использовал место для кратковременных лагерей. Для этого и изготавливались различные наконечники и орудия из камня и кости. Уникальные украшения и изделия из кости также подчеркивают своеобразие данного памятника.
Помимо археологических исследований, Афонтова гора способствовала зарождению педагогической археологии в Красноярске. Еще в XIX веке, И. Т. Савенков, находясь на должности директора Красноярской учительской семинарии, ввел в практику обязательные полевые экскурсии по памятникам природы, культуры и истории. Во время одной из таких экскурсий был открыт неолитический могильник с уникальными погребениями на р. Базаихе в 1885 г. В дальнейшем был создан археологический кружок, в котором будущие исследователи Н. К. Ауэрбах, Г. П. Сосновский, В. И. Громов совершили свои первые открытия еще будучи гимназистами.
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники, и даже дополнительные источники информации, применяя, в том числе и информациооно-коммуникативные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определенных знаний, умений навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелегкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.
Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного района, исторический материал для учеников становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята, в каком-то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.



1. Артемьев Е. В. Отчет о проведении предварительного археологического изучения стоянки Афонтова гора II // Известия Иркутского государственного университета, 2013. № 2 (3). С. 58 - 71.
2. Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории от 21 мая 2012 г. № Пр. - 1334. 30 октября 2013 г.
3. Кардаш О. В. Акт ГИКЭ № б/н от 30.03.2017 документации по Обеспечении сохранности ОАН по объектам «Стоянка Афонтова гора-2», «Стоянка Афонтова гора-4» в г. Красноярске [Электронный ресурс] Сайт СГООКН КК; Режим доступа:http://ookn.ru/experts/,свободный.
4. Муратов Е. С. Научный отчет о проведении археологической
разведки в муниципальном образовании г. Дивногорск, Октябрьском и Советском районах г. Красноярск Красноярского края в 2019 г. Красноярск. 2020 // Архив ООО «Научно-производственное объединение
«Археологическое проектирование и изыскания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно¬методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020).
7. Томилова Е. В. Акт ГИКЭ № 29-П/2021 от 09.12.2021
документации по объекту «Комплекс памятников: стоянка «Афонтова гора- I», стоянка «Афонтова гора-II», стоянка «Афонтова гора-III», стоянка «Афонтова гора-IV» в г. Красноярске [Электронный ресурс] Сайт СГООКН КК; Режим доступа:http://ookn.ru/experts/,свободный.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации».
9. Федюнин И. В. Акт ГИКЭ № б/н от 18.06.2020 документации по
объекту «Красноярск. Стоянка Афонтова гора-5» в г. Красноярске [Электронный ресурс] Сайт СГООКН КК; Режим доступа:http://ookn.ru/experts/,свободный.
Литература
1. Абрамова З. А. Пелеолит Енисея Афонтовская культура. Новосибирск: Наука, 1979. 156 с.
2. Акимова Е. В., Барков А. В., Разгильдеева И. И., Стасюк И. В. Раскопки стоянки Афонтова Гора IV (Овражная, пункт II) в Красноярске в 2021 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2021. Т. 27. С. 871 - 877.
3. Акимова Е. В., Новосельцева В. М., Стасюк И. В. Кокоревские стоянки Афонтовой Горы // Записки Института истории материальной культуры РАН. СПб.: ИИМК РАН, 2021. №24. С. 104 - 119.
4. Артемьев Е. В., Дроздов Н. И., Макулов В. И. Основные этапы
археологического изучения стоянки Афонтова гора II // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология.
Антропология. 2013. № 2. С. 19-24.
5. Артемьев Е. В., Разгильдеева И. И. Прилепская Н. Е. Стоянка Крутая - новый объект в археологическом комплексе Афонтовой горы: предварительные результаты исследований 2017 года // Преодоление времени и пространства. Иркутск: ООО «Красноярская Геоархеология», АНО «Археологическое исследование Сибири», 2019. С. 34-54.
6. Астахов С. Н. Коллекция И. Т. Савенкова со стоянки Афонтова Гора I // Сибирский археологический сборник. Новосибирск: Наука, 1966. С. 99 - 14.
7. Астахов С. Н. Палеолитическая стоянка Афонтова Гора II // Проблемы исследования каменного века Евразии. КФ СО РАН, Красноярск, 1984. С 10 - 13.
8. Астахов С. Н. Палеолит Енисея. Палеолитические стоянки на Афонтовой Горе в г. Красноярке. СПб.: Европейский дом, 1999. 207 с.
9. Ауэрбах Н. К. Первый период археологической деятельности И. Т. Савенкова // Ежегодник Минусинского музея, Т. 6. Вып. 2, Минусинск: Гос. типография, 1929. С. 163 - 185.
10. Ауэрбах Н. К., Сосновский Г. П. Материалы к изучению палеолитической индустрии и условий ее нахождения на стоянке Афонтова гора II// Труды комиссии по изучению четвертичного периода. Т. 1. СПб.: Издательство академии наук СССР, 1932. С. 45 - 114.
11. Вдовин А. С., Н. П. Макаров. Афонтова гора и педагогическая археология: дневник членов красноярского школьного археологического кружка им. И. Т. Савенкова (1924 - 1925 годы) // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 208 - 224.
12. Геология палеолита Северной Азии: к столетию со дня рождения С.М. Цейтлина. Путеводитель полевой экскурсии. — Красноярск: Изд. «Ситалл», 2020. — 108 с.
13. Громов. В. И. К определению древности и некоторых особенностей Енисейского палеолита // Северная Азия, № 1, Л.: Наука, 1929. С. 66 - 76.
14. Громов В. И. Геология и фауна палеолитической стоянки Афонтова гора II// Труды комиссии по изучению четвертичного периода. Т. 1. СПб.: Издательство академии наук СССР, 1932. С. 145 - 184.
15. Грязнов М. П. Остатки человека из культурного слоя Афонтовой горы // Труды комиссии по изучению четвертичного периода. Т. 1. СПб.: Издательство академии наук СССР, 1932. С. 137 - 144.
16. Костяная индустрия стоянки Афонтова Гора II (по результатам раскопок 2014 года) / В. С. Славинский, Е. А. Акимова, Д. Н. Лысенко и др. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2014. С. 435 - 437.
17. К истории изучения палеолита на Енисее / Н. И. Дроздов, А. М. Буровский, А. В. Ермолаев и др. // Проблемы исследования каменного века Евразии (К 100-летию открытия палеолита на Енисее), ТД Краевой конференции, КГПИ, Красноярск, 1984. С. 3 - 6.
18. Мацкевич. М. «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. Москва, 2016. 110 с.
19. Новосельцева В. М., Акимова Е. В., Стасюк И. В. Раскопкипозднепалеолитической стоянки Афонтова гора IV (Овражная) в 2020 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельныхтерриторий. 2020. Т. 26. С. 181-188.
20. Новые антропологические находки эпохи палеолита со стоянки Афонтова Г ора II (предварительное описание, краткий стратиграфический и археологический контекст) / А. П. Деревянко, В. С. Славинский, Т. А. Чикишева и др. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибирии сопредельных территорий. Новосибирск. 2014. С. 541 - 554.
21. Палеолитическая стоянка Афонтова гора II / Н. К. Ауэрбах, Г. П. Сосновский, М. П. Грязнов и др. // Труды комиссии по изучению четвертичного периода. Т. 1. СПб.: Издательство академии наук СССР, 1932. С. 43 - 44.
22. Позднепалеолитическая стоянка Афонтова Гора II: итоги мультидисциплинарных исследований 2014 года / Е. В. Акимова, А. А. Анойкин, С. К. Васильев и др. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2021. 260 с.
23. Разгильдеева И. И., Клементьев А. М., Артемьев Е. В. Палеофаунистические материалы в контексте культурных отложений Стоянки Крутая: группа памятников Афонтовой Горы // Записки Института истории материальной культуры РАН. СПб.: ИИМК РАН, 2021. №24. С. 92 - 103.
24. Сосновский Г. П. Поселение на Афонтовой горе. // Изв. ГАИМК.
Вып. 118. 1935. С. 125 - 151.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ