Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Духовная жизнь российского общества в 1990-е гг. и ее интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе

Работа №167395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования динамики развития культуры в 1990-е гг. 9
1.1. Общие проблемы культуры россиян в переходный период (1990-е гг) 9
1.2. Российский театр в переходный период 15
1.3. Киноискусство в переходный период 24
ГЛАВА 2. Особенности развития основных элементов духовной жизни российского общества 1990-х гг. 33
2.1. Ведущие тенденции в развитии образования 33
2.2 Особенности развития художественной культуры: литературы, музыки,
изобразительного искусства 39
2.3 1990-е годы как период стагнации российского театра: кризис финансирования и
управления, отток зрителя, бульваризация репертуара 43
2.4. Отображение проблемы поиска героя, осмысление истории страны, развитие новых жанров в российском кино 1990-х гг 48
ГЛАВА 3. Интерпретация особенностей духовной жизни российского общества 1990-х гг на уроках истории и обществознания в старшей школе 53
3.1. Методическая разработка урока истории в 10 классе по теме «Духовная жизнь
страны в 1990-е годы» 53
3.2. Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Духовная культура общества» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы. В настоящее время для российского общества и государства характерно большое количество проблем в духовно-нравственной сфере. При этом нужно отметить наличие в ней трансформационных процессов, что обусловлено процессом смены общественно-политической системы и становления современной общественной модели в новой России. Трансформационные процессы были запущены еще до распада СССР, но проблемы духовного, нравственного и морального неустройства российского общества характерны и для современного периода истории.
В действительности многие связи, которые были характерны для советского общества, в результате крушения социализма разрушились, и коренным образом были перестроены ориентиры общественного развития, ценности, духовный и нравственный облик россиян. Для общественного бытия стала характерной утрата многих духовно-нравственных ценностей, которые в советское время находились на стадии развития. Но на смену им не пришли новые. Можно отметить, что до сих пор не завершена трансформация общества, ее духовная и нравственная стороны.
В частности, можно отметить в российском обществе 1990 -х гг. наличие духовно-нравственного кризиса, который сопровождался крушением морали и этики, устоявшихся принципов, норм и навязыванием западных ценностей. Тогда российское общество, которому не был знаком такой опыт, оказалось в состоянии духовной анемии, были утрачены основные стержневые основы социокультурного бытия. Не случайно для современной России первоочередным является возрождение духовно-нравственных ценностей, которые характерны для нашего общества. Причем это выделено в приоритетные направления государственной политики, которая способствует обретению российским обществом утраченных ориентиров, своей духовности и патриотизма, любви к Родине и своей земле.
В настоящее время сложно себе представить передовое общество и государство, в котором нарушены основы и принципы духовно-нравственных ценностей. Это общество обречено на разрушающее воздействие имеющихся социально-политических проблем. Ему неведомы новые шаги к нормальному общественному бытию, а реформы в политической, социальной и экономической сферах не будут иметь успеха. В связи с этим анализ перемен и учет их влияния, которые произошли в период 1990-х гг. в духовно-нравственной сфере российского общества, имеют существенное значение. Особенно актуально их осмысление подрастающим поколением, поскольку оно сыграет важную роль в близком будущем развитии общества.
Степень изученности проблемы. До недавнего времени проблемам изменения духовной жизни и нравственного состояния общества в период 1990 - 2000 гг. уделялось мало внимания в отечественной историографии. Как правило, в качестве объекта исследований историки выбирают изменения в политической сфере и экономическом развитии, а также социальных процессах, которые были характерны для страны тех лет. В то же время изучение глубинных проблем духовно-нравственного состояния российского общества рубежа 1990-2000 гг. стало популярно в других общественных науках, в частности, в педагогических, что в целом обусловлено гуманизацией образования и поиском ответов на вопросы через изучение исторических подходов и традиционных этапов, которые присущи нашему обществу.
Также нужно отметить, что на раннем этапе историки, и особенно социологи, в большой степени уделяли внимание эволюции государственной идеологии и развитию альтернативных проектов в политике и экономики, направленных на ее развитие, появлению множества партий и объединений, которые стали влиять практически на все сферы жизни страны, в том числе и на духовную. На волне провозглашения свободы слова стали активно проводиться социальные опросы среди населения, мониторинги общественного мнения, которые коснулись в том числе и духовно-нравственной мысли. Особый интерес в этом плане представляют духовные изменения общества, которые обусловлены влиянием социально-политических изменений.
Позже интерес историков к изменениям духовно-нравственной атмосферы общества возрос, что обусловлено процессом перехода российского социума к новой государственной и общественной организации. В то же время, появился комплекс работ, в которых проводился анализ системных экономических реформ и их влияния на сознание и морально-нравственную сторону общества как в целом, так и по индивидуальным группам.
На рубеже 1990-2000 гг. был написан ряд фундаментальных работ, в частности В.А. Красильщиковым, В.О. Тяжельниковой, А.К. Соколовым и пр., в которых отображались процессы деградации общественной структуры и связанных с ними трансформационных процессов в системе духовно¬нравственных ценностей.
Несмотря на достаточно распространённое количество исследований разной направленности и глубины изучения, нужно отметить, что мало трудов посвящено переосмыслению трансформационных процессов, которые коснулись духовной жизни общества в театре и кинематографе. При этом данный жанр не только слабо изучен, но и не интерпретирован в образовательной среде. А это способствовало бы формированию духовно-нравственных и моральных устоев современного общества.
Цель исследования данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании духовной жизни российского общества в 1990-х гг. и поискам возможностей ее интерпретации на уроках истории и обществознания.
На основании поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть общие проблемы культуры россиян в переходный период 1990 - начала 2000-х гг.;
- сформировать представление об основных особенностях развития русской культуры в период 1990-2000 гг.;
- выделить характерные черты театра в переходный период;
- изучить основные причины стагнации российского театра в период 1990 - начала 2000 гг.;
- дать оценку изменениям в киноиндустрии после распада СССР и его функционированию в период 1990-2000 гг.;
- выделить ведущие тенденции в развитии образования;
- отразить проблемы осмысления истории страны переломного периода и рассмотреть развитие новых жанров в культуре;
- провести методическую разработку урока истории в 10 классе по направлению «Духовная жизнь страны в 1990-2000 гг.»;
- предложить методическую разработку урока обществознания в 10 классе по теме «Духовная культура общества».
Объект исследования - духовная сфера существования российского общества в 1990-2000 гг.
Предмет исследования - вопросы влияния социально-экономических и политических процессов в данный период на изменения духовной жизни российского общества, и способы их интерпретации на уроках истории и обществознания. Поскольку духовная жизнь и культура - понятия многоаспектные, в рамках ВКР мы ограничились рассмотрением преимущественно двух направлений искусства, непосредственно определяющих духовное состояние народа - театр и кино.
Источниковой базой исследования послужили опубликованные и архивные документы, отразившие исторический процесс 1990-2000 гг., а также специфику духовной жизни и ее изменения в данный период.
Хронологические рамки работы - 1990-е гг. Нижняя и верхняя границы подвижные. Нередко требовалось обращаться как к явлениям советского периода, так и к тенденциям, проявившимся с 2000-х гг. С одной стороны, представленные временные рамки постоянно циркулируют, но в то же время мало внимания уделяется именно вопросам развития духовно-нравственной среды общества, культурной жизни страны, характерных изменений и реакции на эти изменения со стороны общества.
Территориальные рамки работы - Российская Федерация
Научная новизна исследования определяется как широким кругом источников, привлеченных для оценки духовно-нравственного состояния российского общества в контексте характерных изменений того периода, а также анализом тех противоречивых ценностей, которые мало изучены в школьной программе. При этом мы считаем, что их анализ и изучение даст осознание подрастающим поколениям, что российская социокультурная традиция не столько была связана с коммунистическим строем, сколько основывалась на более глубинных принципах - солидарности, взаимопомощи, толерантности и пр. Их искажение в обществе привело к девальвации характерных российскому народу норм, вклиниванию чуждых ему западных ценностей, зарождению таких опасных явлений как стремление любой ценой достичь желаемого. Это поддерживалось новой российской элитой, пропагандировалось в подконтрольных ей СМИ и других объектах культурной среды.
Методология исследования выпускной квалификационной работы основана на принципе историзма с использованием сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов, что позволило осознать особенности духовной жизни общества 1990 - нач. 2000-х гг.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и научные выводы, а также методические разработки для проведения уроков истории и обществознания могут быть использованы как в общеобразовательных школах, так и в средних специальных учебных заведениях для преподавания и подготовки школьников и специалистов среднего звена в соответствии с требованиями Федеральных общеобразовательных стандартов.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существование сильного и жизнеспособного государства основано на созидательной энергии общества, которое не может существовать без представлений об идеях, ценностях и целях. В России 1990-х гг. положение в этой сфере было неблагополучным. Для общества был характерен глубокий социокультурной кризис, который был связан с разрушением привычной картины мира, упадком культурных и социальных ценностей, вызванных дестабилизационными социальными воздействиями, которые отразились на жизни каждого человека.
Кризисные явления проявились сразу в нескольких направлениях:
- утрата прежних коммунистических и социалистических идеалов и формирование образа нового современного человека, но как и каким образом это реализовать, было никому не известно. События 1991 года уже вскоре после распада СССР стали трактоваться как ошибочные и тупиковые, потому что в противном случае ставился под вопрос смысл жизни многих граждан. Проведение демократических реформ и перестраивание страны по западному типу не имело должного результата и показало свою полную недееспособность, при этом «долгоиграющих идеалов» так и не было построено. Также в первые перестроечные годы радикальные меры дали ощущение неготовности власти к новым преобразованиям и ее неспособности их должным образом реализовать. Негативные влияния оказывали и сам распад российского государства, и фактически утрата страной своей державности, что ранее было стержнем гордости и силы для советских граждан.
В 1990-х гг. проявился нравственный кризис, который был характерен для большинства членов общества. Сместились понятия добра и зла, совести и чести, притуплены были нравственность и стыд, на задний план были смещены любовь, дружба и взаимовыручка. В то же время выросли индивидуалистические ценности и эгоистическая направленность, размывались фундаментальные ценности, к которым относится и труд. Происходившие перемены привели к деформации социальной ориентированности людей, их нравственности. Все это стало проявляться и в профессиональной деятельности, пересмотрены были престиж и статус в профессии. Общество все более становилось ориентированным на материализацию интересов и и легкую наживу, демонстрацию своего высокого потребительского статуса. Социальная справедливость как общественная категория претерпела девальвацию. Возможности «новых русских» и олигархов было невозможно даже сравнить с теми, что недавно имела советско-партийная демократия.
Кризис культуры был обусловлен размыванием представлений о социально доступных мерах поведения, а фактически это привело к вседозволенности и развитию преступности.
Отсутствие общих идеалов и кризис ценностей стали вызывать озабоченность у российской элиты. Это привело к поиску национальной идеи для новой России. Но задача не была до конца решена.
Культурная сфера России 1990-х годов испытывала значительные трудности, которые напрямую были связаны с политическими и социально-экономическими процессами. Они запустили маховик общегосударственных проблем и постепенно втянули в них все общество. В то же время государство вовремя не смогло решить возникшие сложности, а поставленные цели и данные обещания в лучшем случае выполнялись на 20-30%. На фоне общего упадка и разрухи культура страны начала жить по-новому. Снижение финансирования привело учреждения культуры в сферу диких рыночных отношений, при этом в них они оказались в одночасье. Общий фон критики в отношении советского строя и современного постсоветского государства набирал обороты и стал актуальным сюжетом для театральных постановок, отражения в кинематографе, музыке.
Несмотря на множество отрицательных фрагментов, можно отметить и тот факт, что такая общественная встряска послужила переосмыслением исторического пути нашего общества, сформированности тех традиционных российских ценностей, моральных устоев, традиций, которые и являются незыблемым стержнем российского общества и его культуры.
В рамках выпускной квалификационной работы были созданы методические разработки по истории и обществознанию по темам: «Духовная жизнь страны в 1990-е годы» и «Духовная культура общества» соответственно. Эти методические разработки позволят сформировать у учеников 10 классов не только представление о духовной культуре своего общества, но и осмыслить понятийный аппарат, осознать суть и структуру, функции духовной культуры. Через призму же исторического анализа они позволят изучить важность поддержания духовности у российского общества, не ломать традиционных ценностей и нравственных принципов, что может быть чревато для страны, настоящих и будущих поколений.



1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46 ст. 2615 (изм. от 30.04.2021)// URL:https://base.garant.ru/104540/
2. Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1991 г., N 31, ст. 1025 (изм. от 25.03.2003)// URL:https://base.garant.ru/102690/
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 28.02.2012) «Об образовании»// URL:https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140.pdf
4. Основные положения Концепции очередного этапа реформирования
системы образования Российской Федерации// URL:
http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/dneprov base reform.pdf
ЛИТЕРАТУРА
5. Авраамова Е. Доступность высшего образования и перспективы позитивной социальной динамики / В сб.: Доступность высшего образования в России. М., НИСП, 2004. - 242 с.
6. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
7. Богатырёва Т. Современная культура и общественное развитие. М.: РАГС, 2001. - 170 с.
8. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Розенфельд Б.А., Суворов А.В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы //Проблемы прогнозирования. 2002. - № 1. - С. 7-19.
9. Взаимодействие с театральной аудиторией// Театр и город. -М., 1992,- С. 133 - 137.
10. Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития // Материалы респ. науч.-практ. конф. 6 дек. 2000 г. / Науч. ред. Н. М. Мухарямов. Казань, 2001. - С. 38.
11. Дадамян Г. Культуре нужна новая экономическая идея // ART- Менеджер, 2006. № 1 (13). - С. 7-9.
12. Добротворский С. Киноавангард - нарушитель конвенции // Он же. Кино на ощупь. СПб.: Сеанс, 2005. - 121 с.
13. Дондурей Д. О современном кино // «Столица» М.,1991, - №5. - С 50-53.
14. Дмитриевский В.Н. Эпоха перестройки: формирование новых
культурных парадигм // Художественная культура. 2019. № 4. С. 564-578. URL: http: //artculturestudies.sias .ru/upload/ iblock/6b 1 /hk_2019_4_564_579_dmitrievskiy.pdf (дата обращения 12.06.2021).
15. Дубин Б.В., Гудков Л.Д., Левинсон А.Г., Леонова А.С., Стучевская О.И. Доступность высшего образования: социальные и институциональ8 ные аспекты / В сб.: Доступность высшего образования в России. М., НИСП, 2004. - 120 с.
16. Дьяконов Ю. Кому нужно перевернутое кино? // «Молодая гвардия» - 1990,- №9.-С. 278-288
17. Замалеев, А.Ф. История русской культуры: Учебное пособие для академического бакалавриата / А.Ф. Замалеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 270 c.
18. Захаров М.А. Театр без вранья. — АСТ, Зебра Е, 2007. — 624 с.
19. История русской культуры IX - XX веков: учебное пособие/ Л.В. Кошман (и др.) - М.: КДУ, 2006. - 490 с.
20. История России XX - до начала XXI века: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030401 "История" / [Милов Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Милова. - Москва : Эксмо, 2006. - 958 с.
21. Кино России. 90-е годы: Цена свободы / Союз кинематографистов РФ, НИИ искусства; [Сост.-ред. Т. Москвина-Ященко, Т. Немчинская]. - М. : Аталанта, 2001. С. 19-31.
22. Культурная деятельность в контексте: экономическая теория,
институциональная среда, социологические измерения. Коллективная монография / Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. - 1072 с.
23. Липперт, Ю. История культуры. / Ю. Липперт. - М.: КД Либроком, 2018. - 264 с.
24. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР (20-80-е годы). М., 1992. - 240 с.
25. Марков, П. А. П. А. Марков. О театре. В четырех томах. Том 3. Дневник театрального критика / П.А. Марков. - М.: Искусство, 2016. - 693 с.
26. Право и история художественной культуры. Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: Юнити, 2017. - 320 с.
27. Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе: Дис. док. искусств.: 17.00.03. М., 2004. - 120 с.
28. Руднев П. А. Драма памяти: Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е. М.: НЛО, 2018. - 130 с.
29. Сведенцов, Н.И. Руководство к изучению сценического искусства. Теория / Н.И. Сведенцов. - Москва: РГГУ, 2017. - 822 с.
30. Славина Л.Н. История современной России. Часть 1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е гг.): учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 199.
31. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999. - 320 с.
32. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.
33. Тупицын В. Коммунальный (пост) модернизм. Русское искусство второй половины ХХ века / В. Тупицын. - М. : Ad Машеш, 1998. - 204 с.
34. Тупицын В. «Другое» искусства : беседы с художниками, критиками, философами / В. Тупицын. - М. : Ad Marginem, 1997. - 105 с.
35. Фусу Л.И. Концепция лиминальности: подходы, сущность понятия, характеристики проявления в обществе на современном этапе // Kant. 2018. № 3 (28). - С. 143.
36. Хайченко Г.А., Страницы истории советского театра, М., 1983, - 320 с.
37. Чекменева Т.Г., Прибытков А.А. Россия в глобализирующемся мире: поиск национальной идентичности // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. Т. 10. № 5-1. С. 105-108.
38. 90-е. Кино, которое мы потеряли / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; сост. Лариса Малюкова. - Москва : Новая газ. : Зебра Е, 2007. - С. 15
39. Brubaker R, Cooper F. Beyond identity // theory A. society. - Dordrecht, 2000. Vol. 29. No 1. Pp. 1-47.
40. Thomassen Bjorn. Liminality and the Modern: Living Through the In¬Between. UK, Ashgate Publishing, Ltd., 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ