Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанр очерка в творчестве Ч. Диккенса: литературоведческий и методический аспекты (на примере «Очерков Боза»: разделы «Наш приход» и «Картинки с натуры»)

Работа №167392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-4
2. Глава 1 5-21
1.1. Очерк-художественно-публицистический жанр 5-7
1.2. Типизация как признак жанра 7-10
1.3. Особенность образа автора в тексте 10-12
1.4. Особенности композиции очерка 12-15.
1.5. Из истории английского очерка 15-18
1.6. Типы очерков. Диккенс: от репортера к писателю 18-21
3. Глава II 22-37
2.1. Специфика «Очерков Боза» 22-34
2.2. Идея и проблематика раздела «Наш приход» 24-27
2.3. Автор и его позиция в разделе «Наш приход» 27-30
2.4. Приемы типизации в очерках «Наш приход» 30-33
2.5. Особенности композиции раздела «Наш приход» 34-37
4. Глава III 38-56
3.1. Тематика и идейное содержание «Картинок с натуры» 38-40
3.2. Способы выражения авторской позиции
в «Картинках с натуры» 41-44
3.3. Типизация в разделе «Картинки с натуры» 44-46
3.4. Сюжет и композиция очерков «Картинки с натуры» 46-49
3.5. Театральность раздела «Картинки с натуры» 49-52
3.6. Сопоставление разделов «Картинки с натуры» и «Наш приход» 52-56
5. Заключение 57-59.
6. Программа элективного курса «Очерки Боза» в школе» 60-64
7. Список используемой литературы


Очерк, как жанр появился в впервые десятилетия 18 века. В это время в своем творчестве его стали практиковать такие английские писатели как Стилл и Аддисон в своих сатирических журналах. Это был жанр нравоописательной литературы с присущими ему чертами: описательностью, отражением типического, нравственным подтекстом. Данный жанр был направлен не столько на отражение действительности, сколько призван влиять на эмоциональную сферу читателя. Позже такой очерк назовут очерком- эссе. Но это был еще не тот очерк, к которому пришли позднее писатели-реалисты XIX века.
Позже, в творчестве Ч. Диккенса в «Очерках Боза» появится так называемый очерк-скетч, который отличался от очерка-эссе рядом особенностей: мобильностью, отражением современной действительности, репортажностью, применением художественных средств выразительности. Иными словами, это был пограничный жанр, относящийся к литературе, но обладающий рядом особенностей, которые привнес писатель, поработав некоторое время репортером.
«ОчеркиБоза» это первое литературное произведение писателя, увидевшее свет в 1836 году. Книга очерков состояла из нескольких циклов: «Наш приход», «Картинки с натуры», «Лондонские типы», «Рассказы». Все они были посвящены жизни Лондона и его обитателей. Для нашей исследовательской работы мы выбрали два цикла произведения: «Наш приход» и «Картинки с натуры», обосновывая это тем, что именно в этих двух разделах наиболее явно проявляется своеобразие очерков писателя.
Предмет исследования: Специфика очерков Ч.Диккенса
Объект исследования: Художественный текст «Очерков Боза» Ч.Диккенса («Наш приход», «Картинки с натуры»)
Цель работы: исследование своеобразия очерков Ч.Диккенса
Задачи:
1. исследовать жанрообразующие черты очерка
2. проанализировать два раздела «Очерков Боза» («Наш приход» и «Картинки с натуры»
3. сопоставить разделы «Наш приход» и «Картинки с натуры» с целью выявления авторского своеобразия
4. разработать факультативные занятия для общеобразовательной школы.
Новизна: Данное произведение является недостаточно исследованным. В монографиях, посвященных Диккенсу произведение упоминается лишь в контексте творчества писателя. В диссертационных исследованиях последних лет «Очерки Боза» рассматриваются только в сопоставлении с другими произведениями автора.
Практическая значимость: Возможность использовать материал для разработки факультативных занятий в школе
Структура работы: Введение, 3 главы, методическая часть (разработка факультатива), заключение, список литературы, состоящий из 52 наименований.
Работа опирается на монографии Н.П Михальской, Т.Н. Сильман, З.С Смелковой, Е.Н. Журбиной, М.Н. Кима, и диссертации Е.С. Старшовой, Н.Н. Еремкиной, Н.В. Егоровой.
В исследовании применяются следующие методы: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев теорию жанра и проанализировав разделы «Очерков Боза» («Наш приход» и «Картинки с натуры»), можно сделать следующие выводы.
1. К публицистическим жанрообразующим чертам очерка относятся документальность, актуальность, оценочность, наличие «репортажного начала». К художественным: интимизацию, эскизность, образность, типизацию.
2. В своем творчестве Ч. Диккенс обращался к данному жанру неоднократно. Но необходимо отметить, что он наиболее характерен для первого периода творчества писателя. «Очерки Боза» были напечатаны в 1836 году. В 1837 увидели свет «Мадфогские записки». В 1842 были изданы «Американские заметки».
Раздел «Наш приход» посвящен описанию жизни одного из лондонских приходов через повествование об общем устройстве приходской жизни, его общественных организациях, должностных лицах и простых обывателях.
Диккенс поднимает следующие проблемы: Почему приход как социальная структура, призванная помогать человеку, калечит его жизнь? Имеет ли жизнь свой смысл и как этот смысл не утратить? и т.д.
Образ автора в тексте представлен Бозом, который является одновременно и сторонним наблюдателем и участником событий.
Особенность приема типизации - заключается в обобщении жизненных явлений (характеров, обстоятельств, событий, поступков) при использовании деталей (портретных, предметных, событийных)
В разделе Раздел «Картинки с натуры» перед читателем предстают лондонские улицы и их обитатели в разное время дня, торговые лавки, развлечения лондонцев, уголовные суды и т.д.
Проблематика «Картинки с натуры» заключается в осмыслении ряда проблем (социальных, политических, общечеловеческих).
Психологизм в изображении персонажей заключается в изображении характера через использование системы художественных средств (деталь, юмор, и т.д.)
Театральность цикла представлена театральной тематикой, репликами персонажей, фарсовой композицией.
Композиция схожа с композицией театрального фарса: каждое произведение на ряд сцен-явлений примерно одинаковой величины. Можно выделить экспозицию, место действия, само действие. Развязка, ка правило, отсутствует.
3. «В очерках Боза» присутствуют все традиционные черты, присущие жанру. Авторское своеобразие можно выявить при сопоставлении двух разделов между собой.
Сходство двух разделов заключается, во-первых, в обыгрывании деталей. Автор на страницах своих очерков дает характеристику прихожан с помощью многогранного юмора. А так же широко использует детали предметного мира. Они не просто дополняют какой - то образ, они являются его неотъемлемой частью, его продолжением.
Во-вторых, использованием схожих композиционных приемов: сочетания элементов хроникальной, логической, эссеисткой композиции в зависимости от целей повествования.
В-третьих, сентиментальностью авторских оценок. В обоих разделах Диккенс сочувствует людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, очутившимся за чертой бедности.
В - четвертых, психологизмом в изображении персонажей. Автор двумя, тремя штрихами способен изобразить психологических портрет любого горожанина.
Отличаются разделы, во-первых, числом и тематикой авторских отступлений. В «Картинках с натуры» число авторских отступлений возрастает и чаще отмечается их отвлеченность.
Во-вторых, положением автора в тексте. В «Нашем приходе» автор, по большей части, является рассказчиком, сторонним наблюдателем, иногда и участником событий. В «Картинках с натуры» автор вездесущ. Он знает о мыслях и чувствах своих героев и делится ими с читателем.
В - третьих, композиционной структурой и развитием сюжета. Каждый очерк «Нашего прихода» имеет завязку и развязку, подводится некий итог повествования. В «Картинках с натуры» почти все очерки неожиданно прерываются либо уходят от основной темы.
В - четвертых, степенью использования театральных приемов. В «Нашем приходе» театральная специфика очерков Диккенса отмечается не так явно как в «Картинках с натуры».. В «Картинках с натуры» театральность проявляется в тематике и композиции очерков, репликах персонажей.
Таким образом, в качестве своеобразия очерков Ч.Диккенса можно отметить: обыгрывание деталей с помощью юмора, изображение предметного мира как части образа персонажа, сочетание различных композиционных приемов, сентиментальность авторских оценок, точность психологических характеристик, широту авторских отступлений, использование театральных приемов. Эти методы позволяют писателю в полной проявить в «Очерках Боза» свою авторскую индивидуальность.
Программа элективного курса по зарубежной литературе «Очерки Боза» в школе»



1. Диккенс, Ч. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. Очерки Боза. Мадфоргские записки. - М.: Худож. лит, 1957. - 747с.
2. Аникин, Г.В. История английской литературы: учеб для студпед. инт / Г.В. Аникин, Н.П. Михальская. - М.: Высш. шк., 1985. - 431 с.
3. Анненская, А.Н. Чарльз Диккенс: его жизнь и литературная деятельность[Электронный ресурс] / А.Н.Анненская. - Режим доступа :http://www.russiandickens.com/sience/Essay/textl.htm, свободный.
4. Беленкова, Т.О. Эстетика Хогарта и урбанистический образ у Диккенса («Очерки Боза») / Т.О. Беленкова // Филология. Литературоведение. - 2008. - №19. - С. 146-154.
5. Божко, Н.М. Зарубежная литература 5 - 11 классы. Нестандартные уроки с использованием новых технологий / Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 531 с.
6. Большая литературная энциклопедия / под ред. В.Е. Красовский и др. - М.: Фил. изд. «Слово», 2003. - 845с.: ил.
7. Брусов, А.В. Самоинсценировка: историко-теоретический аспект /А.В. Брусов // Вестник Челябинского педагогического университета. - 2017. - №1. - С. 93-98.
8. Говард, Д. Диккенс. С. Соловьев. Биографические повествования / Д. Говард, Ф. Лассаль;сост., общ.ред. и послесл. Н.Ф. Болдырев. - Челябинск: Урал LTD, 1999 - 428 с.
9. Дубкова, М.В. Город и фантазеры в работах П. Акройда / М.В. Дубкова // Известия Сарат. ун-та. - 2015 . - №2. - С. 91-94.
10. Дьяконова, Н.Я. Чарльз Лэм и Элия / Н.Я. Дьяконова // Чарльз Лэм: очерки Элии. - М.: Наука,1979. 181 -209 с.
11. Егорова, И.В. Форма и смысл ранних произведений Чарльза Диккенса: дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / И.В. Егорова. - Калининград. - 2009. - 189 с.
12. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе 5-9 классы / Н.В Егорова.- М.: Вако, 2004.- 224 с.
13. Еремкина, Н.И. Английский рассказ XIX века: становление и развитие / Н.И.Еремкина // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №4. - С. 293 - 297.
14. Еремкина, Н.И. Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук/ Н.И.Еремкина. - Самара. - 2009. - 192 с.
15. Журбина, Е.И. Повесть с двумя сюжетами / Е.И.Журбина.- М.: Изд. «Сов. писатель», 1979. - 376 с.
16. Зарубежные писатели. Библиографический словарь в двух частях. Ч.1: А-Л / под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1997. - 476 с.
17. Ивашева, В.В. Творчество Диккенса /В.В.Ивашева.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1954. - 472 с.
18. История печати: Антология. Т3 / сост., предисл и коммент. Я.Н. Засурского, О.А. Бакурина. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 271 с.
19. Катарский, И.М. Диккенс / И.М. Катарский. - М.: Гослитиздат, 1961. - 271 с.
20. Катарский, И.М. Диккенс в России /И.М.Катарский. - М.: Наука, 1966. - 426 с.
21. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики /М.Н.Ким. - Спб.: Изд- во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.
22. Клименко, Е.И. Английская литература первой половины XIX века (очерк развития) / Е.И. Клименко. -Спб.: Изд. Ленинградского университета, 1971. - 139 с.
23. Королева, О.А. Жанр эссе в творчестве Д.Аддисона и Р Стиля / О.А. Королева // Вестник Нижегор. ун-та. - 2007. - № 6. - С. 274 - 277.
24. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. - М.: Сов.энцикл., 1962¬1978. Т.8: Флобер - Яшпал / гл.ред А.А.Сурков. - М.: Сов. энцикл.,1975. —1136 стб.
25. Лазурский, В. Сатирико-нравоучительный журнал Стиля и Аддисона: из истории английской журналистики XVIII века. Т. 1. -Одесса.: Экономическая типография, 1909. - 235 с.
26. Лебедева, О.В. Синтез новеллы и очерка как одно из направлений развития английского малого жанра в 19 столетии / О.В.Лебедева // Международный научно - исследовательский журнал. - 2016. - № 8. - С.117 - 118.
27. Лесничева, О.К. Малые жанры в литературе Сибири конца XIX- началаХХв.в /О.К. Лесничева.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006. - 260 с.
28. Луков, В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Луков. - М.: Изд. центр «Академия», 2003 - 512 с.
29. Манжелевская, Е.В. Речевое поведение Ч. Диккенса на разных этапах творческой деятельности / Е.В.Манжелевска, К.В. Терновая // Иностранные языки: лингвистический и методический аспекты. - 2015. - №30. - С. 172- 179.
30. Михальская, Н.П. Зарубежная литература. Программа для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Н.П.Михальская.- М.: Дрофа, 2003. - 64 с.
31. Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс : книга для учащихся. - М.,1987 - 126с.
32. Муравьев, В.С. Эссе // Краткая литературная энциклопедия. Т 8. / гл. ред. А.А. Сурков. - М.: Советская энциклопедия. - С. 961-962.
33. Оль, Ж.П. Диккенс / Ж.П.Оль. - М.: Молодая гвардия. -2015. - 299 [5] с.: ил.
34. Пирсон, Х. Диккенс / Х.Пирсон. -М.: Терра - Книжный клуб, 2001. - 496 с.
35. Садыхова, Л.Г. Театральность произведений Ч. Диккенса, как социокультурный феномен / Л.Г.Садыхова // Язык и культура. - 2012. - № 3. - С. 11- 15.
36. Сильман,Т.И. Диккенс: Очерк творчества / Т.И.Сильман.- М.: Художественная литература, 1975. - 406 с.
37. Сомова, Е.В. Жанр «истории» в английской литературе XIX века / Е.В.Сомова, М.А. Маслова // Вестник Минского университета. -
2015. - №3. - С. 50 - 54.
38. Старшова, Е.С. Русская англистика в журнале «Современник» 1840 - 1850 годов: дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Е.С. Старшова . - Псков. - 2003. - 231 с.
39. Тайна Чарльза Диккенса. Сборник статей / под ред. Е.Ю. Гениевой, Б.М. Парчевской - М.: Книжная палата, 1990. - 536 с.
40. Ткачева, Н.В. Малая проза Чарльза Диккенса и проблема «чужого слова»: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. филол наук / Н.В. Ткачева. - Тамбов, 2003. - 24 с.
41. Тугушева, М.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества / М.П. Тугушева. - М.: Дет. лит, 1979. - 208 с., ил.
42. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса / Э. Уилсон. - М.: Прогресс, 1975. - 319 с.
43. Урнов, М.М. Неподражаемый Чарльз Диккенс - издатель и редактор / М.М. Урнов. - М.: Кимпс, 1990. - 286с.: ил.
44. Фомичева, Е.Г. Автор и герой в очерке: Приемы портретизации: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Е.Г.Фомичева. - Санкт-Петербург, 2003. - 22 с.
45. Хализев, В.Е. Теория литературы : учебник для высш. уч. зав. / В.Е. Хализев. - Москва: Высшая школа, 2005. - 404 с.
46. Черномазова, М.Ю. Традиции готической литературы в творчестве Ч. Диккенса: дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / М.Ю. Черномазова. - Москва . - 2010. - 170 с.
47. Честертон, Г.К. Чарльз Диккенс / Г.К.Чесертон. - М.: Радуга, 1982. - 203 с.
48. Шевелева, Т.Н. Изучение творчества Ч. Диккенса в духовно-нравственном аспекте образования высшей школы / Т.Н.Шевелева // Вестник Минского университета . - 2014. - №4. - С. 20-26.
49. Шевелева, Т.Н. Христианские мотивы в творчестве Ч. Диккенса:дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Т.Н. Шевелева. - Нижний Новгород. - 2004. - 213 с.
50. Шуйская, Ю.В. Риторическая структура очерков Ч. Диккенса / Ю.В. Шуйская // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2016. - № 1.- С. 72- 78.
51. Шурупова, О.С. Строгий, многоводный, темный город.
Петербуржский и лондонский тексты / О.С. Шурупова // Русский язык за рубежом. - 2011. - №3. - С. 78- 83.
52. Якимова, Л.П. Сибирский очерк. 20-70 годы / Л.П. Якимова, Б.М. Юдалевич. - Новосибирск: Из-во «Наука», 1983. - 183 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ