Криминологические особенности уголовно-правовой характеристики взяточничества
|
Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества
1.1. Историко-правовое развития законодательства об ответственности за
получение взятки 7
1.2. Объект и предмет преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации 17
1.3. Объективная сторона и субъективные признаки получения взятки ...
29
Глава 2. Вопросы квалификации и криминологическая характеристика взяточничества 43
2.1. Вопросы квалификации взяточничества 43
2.2. Криминологическая характеристика взяточничества 58
Заключение 68
Список используемых источников и литературы 73
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества
1.1. Историко-правовое развития законодательства об ответственности за
получение взятки 7
1.2. Объект и предмет преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации 17
1.3. Объективная сторона и субъективные признаки получения взятки ...
29
Глава 2. Вопросы квалификации и криминологическая характеристика взяточничества 43
2.1. Вопросы квалификации взяточничества 43
2.2. Криминологическая характеристика взяточничества 58
Заключение 68
Список используемых источников и литературы 73
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, состоянием преступности в обществе, ее непрекращающимся ростом, в том числе и должностной преступности, в составе которой взяточничество представляет повышенную общественную опасность. Преступлению, предусмотренному ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации , свойственны значительная фактическая распространенность, высокая латентность, наличие организованных его форм. Объективна необходимость борьбы со взяточничеством уголовно-правовыми средствами.
В связи с изменениями, происходящими в системе управления, экономике, социальной сфере рассматриваемое преступление претерпевает значительное модифицирование, не позволяющее рассматривать его с точки зрения традиционных теоретических штампов уголовно-правового характера.
Дача и получение взятки традиционно является одним из наиболее латентных преступлений. Следователь в ходе расследования данного вида преступления сталкивается с целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой взяточничества.
Во взяточничестве всегда заинтересованы две стороны это с одной стороны взяткодатель, заинтересованный в скорейшем принятии решения, либо который рассчитывает выиграть какой-либо конкурс, заведомо понимая, что во многом уступает своим конкурентом. А с другой стороны - это взяткополучатель, который за один росчерк пера может получить сумму, который многократно превышает его заработную плату.
Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает получение взятки, конкретизировала содержание конструктивных признаков данного состава преступления. По-новому описано поведение должностного лица, за которое получается взятка. Поэтому как сами признаки данного вида преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и иные отличительные особенности данного посягательства требуют специального исследования.
Важным этапом в разработке проблем уголовной ответственности за получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК, следует признать постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»'.
Вместе с тем, наряду с детальным разъяснением вопросов, касающихся субъекта должностных и служебных преступлений, предмета взятки и многих других, указанное постановление содержит положения, являющиеся дискуссионными, а с некоторыми из них мы согласиться не можем.
В условиях Республики Тыва на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрела остроту, главным образом, вследствие увеличения числа возбужденных дел в последние годы. Так, согласно официальной статистике Республики Тыва, за 2016 год выявлено больше 5 тысяч преступлений по статье 290 УК РФ «Получение взятки», из них 676 преступлений - совершенных в крупном и особо крупном размере. Из 1,7 тысячи лиц, совершивших данные преступления, 1,6 тысячи - привлечены к уголовной ответственности. Помимо этого, зарегистрировано 715 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ). К уголовной ответственности привлечено 240 человек, подозреваемых в указанном преступлении. В январе-октябре 2016 года по Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» оконченным и приостановленным уголовным делам по статье 290 УК РФ причинен материальный ущерб в размере 34,5 млрд рублей.
Однако статистические данные о взяточничестве не отражают его действительный уровень. По данным криминологов, от официальной регистрации преступлений скрыто 98 % подобных фактов.
Это обусловлено тем, что взяточничество является одним из самых трудных для выявления и расследования преступлений, характеризующееся присущими только ему особенностями механизма следообразования.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правовой борьбы с получением взятки.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступили спорные вопросы квалификации получения взятки, соответствующая уголовно-правовая норма, ее содержание, тенденции развития, практика применения.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование взяточничества по уголовному праву России. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- отразить историко-правовое развитие законодательства об ответственности за получение взятки;
- рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;
- выявить основные вопросы при квалификации получения взятки;
- определить криминологическую характеристику взяточничества.
Методологическая основа работы. Применение общенаучных и частнонаучных методов познания - диалектического, логического, сравнительно-правового анализа и синтеза, статистического.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ (в ред. от 07.05.2013г.) «О противодействии коррупции», положения Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ. Постановление Пленума Верховного Суда от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Закон Республики Тыва от 07.07.2008 № 856-ВХ «О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва». Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 2 октября 2008 г № 221 «О комиссии по противодействию коррупции в Республике Тыва», Указ Председателя Правительства РТ от 17.11.2011 № 193 «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Тыва и другие нормативные акты.
Теоретическую основу работы составили труды ученых в области криминалистики, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и других наук: Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, Ф.В. Глазырина, Л. Я. Драпкина, В.А. Жбанкова, И.М. Лузгина, В.В. Николюка, В.А. Образцова, В.И. Шиканова, П.П. Яблокова и др.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В связи с изменениями, происходящими в системе управления, экономике, социальной сфере рассматриваемое преступление претерпевает значительное модифицирование, не позволяющее рассматривать его с точки зрения традиционных теоретических штампов уголовно-правового характера.
Дача и получение взятки традиционно является одним из наиболее латентных преступлений. Следователь в ходе расследования данного вида преступления сталкивается с целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой взяточничества.
Во взяточничестве всегда заинтересованы две стороны это с одной стороны взяткодатель, заинтересованный в скорейшем принятии решения, либо который рассчитывает выиграть какой-либо конкурс, заведомо понимая, что во многом уступает своим конкурентом. А с другой стороны - это взяткополучатель, который за один росчерк пера может получить сумму, который многократно превышает его заработную плату.
Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает получение взятки, конкретизировала содержание конструктивных признаков данного состава преступления. По-новому описано поведение должностного лица, за которое получается взятка. Поэтому как сами признаки данного вида преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и иные отличительные особенности данного посягательства требуют специального исследования.
Важным этапом в разработке проблем уголовной ответственности за получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК, следует признать постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»'.
Вместе с тем, наряду с детальным разъяснением вопросов, касающихся субъекта должностных и служебных преступлений, предмета взятки и многих других, указанное постановление содержит положения, являющиеся дискуссионными, а с некоторыми из них мы согласиться не можем.
В условиях Республики Тыва на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрела остроту, главным образом, вследствие увеличения числа возбужденных дел в последние годы. Так, согласно официальной статистике Республики Тыва, за 2016 год выявлено больше 5 тысяч преступлений по статье 290 УК РФ «Получение взятки», из них 676 преступлений - совершенных в крупном и особо крупном размере. Из 1,7 тысячи лиц, совершивших данные преступления, 1,6 тысячи - привлечены к уголовной ответственности. Помимо этого, зарегистрировано 715 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ). К уголовной ответственности привлечено 240 человек, подозреваемых в указанном преступлении. В январе-октябре 2016 года по Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» оконченным и приостановленным уголовным делам по статье 290 УК РФ причинен материальный ущерб в размере 34,5 млрд рублей.
Однако статистические данные о взяточничестве не отражают его действительный уровень. По данным криминологов, от официальной регистрации преступлений скрыто 98 % подобных фактов.
Это обусловлено тем, что взяточничество является одним из самых трудных для выявления и расследования преступлений, характеризующееся присущими только ему особенностями механизма следообразования.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правовой борьбы с получением взятки.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступили спорные вопросы квалификации получения взятки, соответствующая уголовно-правовая норма, ее содержание, тенденции развития, практика применения.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование взяточничества по уголовному праву России. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- отразить историко-правовое развитие законодательства об ответственности за получение взятки;
- рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;
- выявить основные вопросы при квалификации получения взятки;
- определить криминологическую характеристику взяточничества.
Методологическая основа работы. Применение общенаучных и частнонаучных методов познания - диалектического, логического, сравнительно-правового анализа и синтеза, статистического.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ (в ред. от 07.05.2013г.) «О противодействии коррупции», положения Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ. Постановление Пленума Верховного Суда от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Закон Республики Тыва от 07.07.2008 № 856-ВХ «О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва». Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 2 октября 2008 г № 221 «О комиссии по противодействию коррупции в Республике Тыва», Указ Председателя Правительства РТ от 17.11.2011 № 193 «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Тыва и другие нормативные акты.
Теоретическую основу работы составили труды ученых в области криминалистики, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и других наук: Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, Ф.В. Глазырина, Л. Я. Драпкина, В.А. Жбанкова, И.М. Лузгина, В.В. Николюка, В.А. Образцова, В.И. Шиканова, П.П. Яблокова и др.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Результаты исследования позволили прийти к следующим выводам:
В качестве объекта состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК, следует рассматривать авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Получение взятки приводит к девальвации авторитета государственной службы, разрушает возможность государственного влияния в подконтрольных ему сферах жизни общества.
Ключевым признаком объективной стороны посягательства, предусмотренного ст. 290 УК, является взятка, определяющим свойством которой выступает исключительно материальный характер.
Деяние должностного лица, за которое вручается взятка, подлежит самостоятельной юридической оценке и при наличии в нем признаков преступления требует квалификации по совокупности со ст. 290 УК. Данное поведение характеризует обстановку получения взятки.
Преступление, предусмотренное ст. 290 УК, объективно не может быть совершено общим субъектом, т.е. лицом, не наделенным должностными полномочиями. Именно последние порождают заинтересованность взяткодателя в определенном служебном поведении чиновника и выступают в качестве причины, по которой передается взятка.
Об осознании лицом, получающим взятку, общественной опасности своих действий свидетельствуют объективные обстоятельства совершения преступления. К ним относятся: стремление скрыть факт получения взятки или придать ему внешне законные, бытовые формы, попытки уйти от ответственности в процессе изобличения.
Под незаконными действиями должностного лица в ч. 2 ст. 290 УК понимаются действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения. Важно подчеркнуть: за взятку совершаются преступления или иные правонарушения, представляющие собой должностные злоупотребления. Использование законодателем в ч. 2 ст. 290 УК термина «взятка» делает невозможными выводы о том, что получение взятки за незаконные действия - это самостоятельный состав по отношению к ч. 1 ст. 290 УК.
При решении вопроса о вменении ч. 4 ст. 290 УК нужно отличать государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъектов Российской Федерации от государственной должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Они соотносятся как особенное и общее. Сводный перечень должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации». В приложении к названному Указу определен перечень государственных должностей Российской Федерации. Перечисленные там должностные лица и будут являться субъектами преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК. В 1996 и 1998 гг. этот перечень дополнялся. Последнее обстоятельство иллюстрирует переменный характер исследуемого бланкетного признака, поэтому при его вменении всегда нужно обращаться к соответствующим административно-правовым актам.
О наличии соисполнительства в получении взятки свидетельствуют следующие признаки: предшествующий событию преступления сговор (вербальный контакт; конклюдентные действия; если взяточники «сработались», то специального сговора может и не потребоваться); наличие у каждого члена группы умысла на получение хотя бы части взятки; выполнение каждым должностным лицом за взятку действий с использованием должностного положения. К последним деяниям может относиться и не препятствование одним должностным лицом противоправному поведению другого должностного лица, осуществляемому за взятку, если на нем лежала обязанность по его пресечению. Существо перечисленных действий находится в пределах служебных полномочий соисполнителей или вытекает из них.
Под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо фактическое нарушение виновным прав потерпевшего, для предотвращения которого последний вынужден дать взятку. Причем указанные действия вытекают из служебных полномочий должностного лица. Положительное решение вопроса о вменении виновному и. «в» ч. 4 ст. 290 УК не может основываться лишь на субъективном представлении лица, дающего взятку, о наличии факта вымогательства.
Получение взятки отличается от всех других видов подкупов предусмотренных Уголовным законом, тем, что только оно посягает на интересы власти и государственной службы. Кроме того, преступление, предусмотренное ст. 290 УК, в отличии от указанной группы смежных составов объективно не может быть совершено общим субъектом, а только должностным лицом.
От хищения получение взятки отличается тем, что должностное лицо не участвует непосредственно в незаконном безвозмездном изъятии имущества и получает ценности материального характера за свое служебное поведение.
После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» внесена масса изменений и дополнений законы и подзаконные акты. Наибольшее их количество коснулось ответственности за коррупционные правонарушения. В частности, дисциплинарной, административной и уголовной. Изменения коснулись обязанностей государственных служащих и служащих правоохранительной системы и требований к ним, но данные изменения несущественны.
Необходимо последующее совершенствование действующего законодательства, внесение изменений, дополнений и принятие новых законодательных актов, в частности кодекса об ответственности государственных и муниципальных служащих, актов, закрепляющих механизмы реализации отдельных обязанностей и запретов в системе государственной и муниципальной службы.
Недостаточно усилий со стороны государства. Общество также должно активно содействовать противодействию коррупции, в частности путем общественного контроля. Низкий уровень правовой культуры значительной части тувинского общества, правовой нигилизм, боязнь идти против сложившейся системы, отношение к взяточничеству как к обыденному явлению - все это также способствует росту взяточничества в системе государственной и муниципальной службы. Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие взяточничества является одной из важнейших задач антикоррупционной политики. Должно быть сформировано негативное отношение к взяточничеству. Повышение правовой культуры является актуальной задачей на данном этапе времени.
В целях профилактики борьбы с взяточничеством необходимо проведение целого ряд мероприятий, направленных на:
- минимизацию прямого общение чиновников всех уровней с гражданами путем создания возможности получения государственных услуг с использованием электронных средств;
- автоматизацию выдачи различных документов, в частности справок и подтверждений;
- упрощение процедур, связанных с оформлением документов; установку систем видеонаблюдения за должностным лицом во время исполнения им профессиональных обязанностей;
введение так называемых «открытых кабинетов» с прозрачными стенами;
- законодательное закрепление пожизненной дисквалификации в случае привлечения чиновника к уголовной ответственности;
- ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), устанавливающую возможность привлечения должностного лица к уголовной ответственности за незаконное обогащение, т.е. значительное
увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Таким образом, решение в комплексе задач правового, экономического и профилактического характера создаст условия для изменения общественного сознания и улучшения качества противодействия коррупции.
В качестве объекта состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК, следует рассматривать авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Получение взятки приводит к девальвации авторитета государственной службы, разрушает возможность государственного влияния в подконтрольных ему сферах жизни общества.
Ключевым признаком объективной стороны посягательства, предусмотренного ст. 290 УК, является взятка, определяющим свойством которой выступает исключительно материальный характер.
Деяние должностного лица, за которое вручается взятка, подлежит самостоятельной юридической оценке и при наличии в нем признаков преступления требует квалификации по совокупности со ст. 290 УК. Данное поведение характеризует обстановку получения взятки.
Преступление, предусмотренное ст. 290 УК, объективно не может быть совершено общим субъектом, т.е. лицом, не наделенным должностными полномочиями. Именно последние порождают заинтересованность взяткодателя в определенном служебном поведении чиновника и выступают в качестве причины, по которой передается взятка.
Об осознании лицом, получающим взятку, общественной опасности своих действий свидетельствуют объективные обстоятельства совершения преступления. К ним относятся: стремление скрыть факт получения взятки или придать ему внешне законные, бытовые формы, попытки уйти от ответственности в процессе изобличения.
Под незаконными действиями должностного лица в ч. 2 ст. 290 УК понимаются действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения. Важно подчеркнуть: за взятку совершаются преступления или иные правонарушения, представляющие собой должностные злоупотребления. Использование законодателем в ч. 2 ст. 290 УК термина «взятка» делает невозможными выводы о том, что получение взятки за незаконные действия - это самостоятельный состав по отношению к ч. 1 ст. 290 УК.
При решении вопроса о вменении ч. 4 ст. 290 УК нужно отличать государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъектов Российской Федерации от государственной должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Они соотносятся как особенное и общее. Сводный перечень должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации». В приложении к названному Указу определен перечень государственных должностей Российской Федерации. Перечисленные там должностные лица и будут являться субъектами преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК. В 1996 и 1998 гг. этот перечень дополнялся. Последнее обстоятельство иллюстрирует переменный характер исследуемого бланкетного признака, поэтому при его вменении всегда нужно обращаться к соответствующим административно-правовым актам.
О наличии соисполнительства в получении взятки свидетельствуют следующие признаки: предшествующий событию преступления сговор (вербальный контакт; конклюдентные действия; если взяточники «сработались», то специального сговора может и не потребоваться); наличие у каждого члена группы умысла на получение хотя бы части взятки; выполнение каждым должностным лицом за взятку действий с использованием должностного положения. К последним деяниям может относиться и не препятствование одним должностным лицом противоправному поведению другого должностного лица, осуществляемому за взятку, если на нем лежала обязанность по его пресечению. Существо перечисленных действий находится в пределах служебных полномочий соисполнителей или вытекает из них.
Под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо фактическое нарушение виновным прав потерпевшего, для предотвращения которого последний вынужден дать взятку. Причем указанные действия вытекают из служебных полномочий должностного лица. Положительное решение вопроса о вменении виновному и. «в» ч. 4 ст. 290 УК не может основываться лишь на субъективном представлении лица, дающего взятку, о наличии факта вымогательства.
Получение взятки отличается от всех других видов подкупов предусмотренных Уголовным законом, тем, что только оно посягает на интересы власти и государственной службы. Кроме того, преступление, предусмотренное ст. 290 УК, в отличии от указанной группы смежных составов объективно не может быть совершено общим субъектом, а только должностным лицом.
От хищения получение взятки отличается тем, что должностное лицо не участвует непосредственно в незаконном безвозмездном изъятии имущества и получает ценности материального характера за свое служебное поведение.
После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» внесена масса изменений и дополнений законы и подзаконные акты. Наибольшее их количество коснулось ответственности за коррупционные правонарушения. В частности, дисциплинарной, административной и уголовной. Изменения коснулись обязанностей государственных служащих и служащих правоохранительной системы и требований к ним, но данные изменения несущественны.
Необходимо последующее совершенствование действующего законодательства, внесение изменений, дополнений и принятие новых законодательных актов, в частности кодекса об ответственности государственных и муниципальных служащих, актов, закрепляющих механизмы реализации отдельных обязанностей и запретов в системе государственной и муниципальной службы.
Недостаточно усилий со стороны государства. Общество также должно активно содействовать противодействию коррупции, в частности путем общественного контроля. Низкий уровень правовой культуры значительной части тувинского общества, правовой нигилизм, боязнь идти против сложившейся системы, отношение к взяточничеству как к обыденному явлению - все это также способствует росту взяточничества в системе государственной и муниципальной службы. Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие взяточничества является одной из важнейших задач антикоррупционной политики. Должно быть сформировано негативное отношение к взяточничеству. Повышение правовой культуры является актуальной задачей на данном этапе времени.
В целях профилактики борьбы с взяточничеством необходимо проведение целого ряд мероприятий, направленных на:
- минимизацию прямого общение чиновников всех уровней с гражданами путем создания возможности получения государственных услуг с использованием электронных средств;
- автоматизацию выдачи различных документов, в частности справок и подтверждений;
- упрощение процедур, связанных с оформлением документов; установку систем видеонаблюдения за должностным лицом во время исполнения им профессиональных обязанностей;
введение так называемых «открытых кабинетов» с прозрачными стенами;
- законодательное закрепление пожизненной дисквалификации в случае привлечения чиновника к уголовной ответственности;
- ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), устанавливающую возможность привлечения должностного лица к уголовной ответственности за незаконное обогащение, т.е. значительное
увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Таким образом, решение в комплексе задач правового, экономического и профилактического характера создаст условия для изменения общественного сознания и улучшения качества противодействия коррупции.
Подобные работы
- Особенности первоначального этапа расследования взяточничества
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Уголовно-правовая характеристика привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА (12. 00. 08 )
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Уголовная ответственность за взяточничество (Российский университет транспорта)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Мошенничество: уголовно-правовая характеристика, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Ответственность за взяточничество по Уголовному кодексу Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Спорные вопросы квалификации взяточничества
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020



