Изучение условий содержания немецких военнопленных в СССР в рамках проектной деятельности школьников (Государственный социально-гуманитарный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЕННОГО ПЛЕНА В СССР 5
1.1. Создание системы ГУПВИ: количество лагерей, их численный и национальный состав 5
1. 2. Правовое регулирование режима советского военного плена 11
ГЛАВА 2. ЖИЗНЬ НЕМЕЦКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СОВЕТСКОМ ЛАГЕРЕ 17
2.1. Распорядок дня, жилищные условия и формы досуга 17
2.2. Антифашистская работа с немецкими военнопленными 23
2.3. Отражение жизни немецких военнопленных в мемуарах 27
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕМЕЦКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 32
3.1. Отражение положения немецких военнопленных в школьных учебниках по гуманитарным дисциплинам 32
3.2. Проектная деятельность в школе: суть, особенности и виды 35
3.3. Методические рекомендации к выполнению индивидуального проекта по теме курсового исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Одним из основных направлений международного гуманитарного права является защита лиц, прекративших участие в вооруженном конфликте – раненых и военнопленных. Такая проблема возникла и в период Второй Мировой войны. По статистике НКВД СССР, через советский плен прошло более 3,5 миллионов солдат и офицеров нацистской Германии. Но, после окончания войны, советское руководство предпочитало не афишировать эти сведения, что сделало данную тему сложной и малоизученной в отечественном историческом сообществе. В 80-х годах была снята засекреченность с данной темы и открыт доступ к ранее секретным архивным источникам НКВД и МВД СССР. Публикация документов ГА РФ, РГАСПИ, РГВА и других, в том числе региональных, архивов обозначили новую веху в изучении содержания и правового статуса военнопленных в годы Великой Отечественной войны.
Актуальность нашей работы заключается в том, что она затрагивает важнейшие общечеловеческие принципы, которые призвано защищать международное гуманитарное право. В настоящее время проблема изучения исторического опыта условий содержания немецких военнопленных особенно важна в свете тенденций глобальной интеграции и роста числа локальных конфликтов.
Целью курсового исследования является изучение условий содержания военнопленных в СССР, их правовых основ и специфических особенностей.
Для реализации цели нами были намечены следующие задачи:
1. Изучить становление системы ГУПВИ СССР;
2. Рассмотреть правовые основы советского военного плена;
3. Исследовать распорядок дня и формы досуга военнопленных в лагерях;
4. Изучить антифашистскую работу с немецкими военнопленными.
5. Определить, как положение немецких военнопленных в условиях военного плена отражено в мемуарах;
6. Подготовить разработку и доказать возможность применения исследования в организации проектной деятельности школьников.
Хронологические рамки нашей курсовой работы охватывают период с 1939 по 1956 гг. Эти даты выбраны не случайно, ведь 1939 год связан с приказом № 0308 «Об организации лагерей для военнопленных» Л. П. Берия, а 1956 – с ликвидацией специального отделения ГУПВИ.
Историография проблемы:
Условия содержания немецких военнопленных в 1940-50 годы в настоящее время достаточно изучены и представлены в научной литературе. Мы ознакомились с монографией С. Карнера , а также общим научным исследованием системы ГУПВИ авторства М.М. Загогулько, С. Г. Сидорова и Т.В. Царевской . Нами были проанализированы статьи о быте и культурной жизни в советских лагерях, написанные В. П. Галицким, В. Ю. Кладовым, Д. В. Перевощиковым и др . При анализе литературы, мы также пользовались научными журналами, такими как «Военно-исторический журнал», «Знание. Понимание. Умение», «Вестник Российского университета дружбы народов» и пр . Довольно много информации было подчеркнуто нами из Интернет-ресурсов, а именно из Электронной библиотеки исторических документов .
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
На основании изучения, обработки и анализа научной литературы по теме нами была достигнута поставленная цель исследования – изучены условия содержания военнопленных в СССР, их правовые основы и специфические особенности.
Действие системы Управления по делам военнопленных при НКВД СССР происходило с 1939 по 1956 годы и отвечало за обращение и контроль за военнопленными и гражданскими интернированными во время и после окончания Второй мировой войны. По всей территории Советского союза, от Иваново до Хабаровска, было создано более 4 тысяч лагерей, в которых содержалось 3,5 миллиона немцев и их союзников.
Отвергнув Женевскую конвенцию 1929 года, с 1939 года советское руководство активно составляло свои нормативно-правовые акты в области международного гуманитарного права. Были созданы специальные Положения о военнопленных (1939, 1941), которые регламентировали их правовой статус и виды ответственности. В ходе анализа, стало очевидным, что к пленным Вермахта относились намного гуманнее, чем к красноармейцам в немецких лагерях. Так, военнопленные получали фиксированные продовольственные пайки, теплую одежду в зимний сезон и даже денежное довольствие.
Жизнь военнопленных в лагерях была строго подчинена расписанию: каждый проходил утреннюю и вечернюю проверки, работал 8-9 часов в день и питался три раза в сутки. После окончания войны, по вечерам военнопленным начали отводить время на отдых и культурные развлечения. Пленные активно участвовали в спортивных соревнованиях, создавали свои музыкальные коллективы, литературные сборники. Апогеем культурной жизни были театральные постановки и вечерние киносеансы, преимущественно документальных и художественных фильмов идеологической направленности.
В лагерях большое внимание уделялось антифашистской «перековке», целями которой стало перевоспитание военнопленных и их обращение в «друзей» Советского Союза. На базе лагерей системы ГУПВИ создавались антифашистские школы, в рамках которых проводились групповые и индивидуальные беседы, собрания, лекции по советской истории и пр. В 1943 –1945 годах действовали созданные органы политического руководства: Народный комитет «Свободная Германия» и Союз немецких офицеров. Их члены вели активную пропагандистскую работу среди других военнопленных и, непосредственно, на линии фронта.
Работая над темой курсового исследования, мы узнали для себя много нового о советском военном плене и более подробно изучили особенности международного гуманитарного права 1940-х годов. Помимо этого, нами был проведен анализ школьных учебников, в ходе которого было выяснено, что данный феномен недостаточно в них отражен и изучен. Именно поэтому мы также предложили свои методические рекомендации, которые помогут учащемуся, который захочет изучить положение немецких военнопленных в СССР в рамках индивидуальной проектной деятельности.
1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев, А.Ю. Лазебниковой. – Москва : Просвещение, 2023. – 287 с.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.Ю. Лазебникова, А.Ю. Лазебниковой. – Москва : Просвещение, 2023. – 288 с.
3. Вавулинская, Л. И. Организация быта военнопленных в советских лагерях. На материалах Карело-Финской ССР, 1944-1949 гг / Л. И. Вавулинская // Военно-исторический журнал. – 2015. – № 4. – С. 58-62.
4. Военнопленные в СССР. 1939–1956. Документы и материалы / Сост. М.М. Загогулько, С. Г. Сидоров, Т.В. Царевская; Под ред. М.М. Загогулько. М.:Логос, 2000. 1120 с.: ил.
5. Галицкий, В. П. Антифашистское движение немецких военнопленных в СССР (1945-1949 гг.) / В. П. Галицкий // Обозреватель. – 2008. – № 9(224). – С. 118-126.
6. Иванова, Г. М. Политическая и антифашистская работа среди иностранных военнопленных / Г. М. Иванова // Проблемы изучения военной истории : сборник статей Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием, Самара, 24–25 марта 2015 года / Репинецкий А. И. (отв. редактор). – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2015. – С. 161-168.
7. Карнер С. Архипелаг ГУПВИ: Плен и интернированные в Советском Союзе. 1941–1956 / Пер. с нем. О. Асписовой. М.:Российск.гос. гунимат. ун-т, 2002. 303 с.
8. Кладов, В. Ю. Газеты для немецких военнопленных как инструмент политико-идеологического воспитания / В. Ю. Кладов // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5-3. – С. 192-197.
9. Козлов, А. В. Советские газеты для военнопленных ориентировали иностранных граждан на лояльное отношение к Советскому Союзу. 1945-1956 гг / А. В. Козлов // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 11. – С. 37-38.
10. Колошинская, Н.В. Антифашистская «перековка» как элемент советского военного плена // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. №1 (61). – С.120-124.
11. Кузьминых А. Л. Архипелаг ГУПВИ на Европейском Севере СССР (1939 – 1949) / – М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 591 с. – (История сталинизма).
12. Кузьминых, А. Л. Правовое регулирование режима военного плена в СССР в период Второй мировой войны: теория и практика / А. Л. Кузьминых // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2011. – № 3(15). – С. 82-92.
13. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ. 2014. – 135 с.
14. Мединский, В.Р. История. История России. 1914–1945 годы. 10 кл. Базовый уровень : учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 496 с.
15. Мединский, В.Р. История. История России. 1945 год – начало XXI века. 11 кл. Базовый уровень : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 447 с.
16. Мухамеджанов, М.М. Советские и германские военнопленные в годы Второй Мировой войны (сравнительный анализ численности) // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №3. – С. 168-171.
17. Никитин, А. Ф. Право: 10-11-е классы: базовый и углублённый уровни : учебник / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина, Т. Ф. Акчурин. – 4-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 462 с.
18. Перевощиков, Д. В. Повседневная жизнь и досуг иностранных военнопленных в Удмуртии в 1945-1948 гг. (на примере лагеря № 371) / Д. В. Перевощиков // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 417. – С. 132-141.
19. Поршнева, О. С. Повседневность плена: иностранные военнопленные Второй мировой войны в Нижнем Тагиле (1943-1949 гг.) / О. С. Поршнева, М. В. Долинова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2003. – № 2. – С. 127-139.
20. Преснякова, И. И. Организация и руководство индивидуальным проектом учащегося при реализации ФГОС среднего общего образования : Учебно-методическое пособие / И. И. Преснякова, Г. Ю. Онищенко, В. В. Прохорова. – Санкт-Петербург : ГАОУ ДПО ЛОИРО, 2016. – 30 с. – («Библиотека педагога Ленинградской области: образовательные стандарты нового поколения» ; часть II ; Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников).
21. Руссу, О. Д. Творчество как один из источников истории быта военнопленных после окончания Сталинградской битвы / О. Д. Руссу // Актуальные проблемы источниковедения : материалы VI Международной научно-практической конференции, Витебск, 23-24 апреля 2021 г.. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – С. 354-356.
22. Ручка, О. Н. Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий // ИСОМ. 2017. №2-2 – 7 с.
23. Холль Э. После Сталинграда. Семь лет в советском плену. 1943 –1950 / Пер. с нем. А.Л. Андреева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2018. – 287 с. – (За линией фронта. Мемуары).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Выписка из протокола № 37 заседания Экономсовета при СНК СССР о нормах продовольственного снабжения военнопленных. Москва. 20 сентября 1939 г. // ГА РФ. Ф. 5446, оп. 23а, д. 2136, л. 19-20. Машинопись на бланке Экономсовета при СНК СССР. Заверенная копия. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/170938-vypiska-iz-protokola-37-zasedaniya-ekonomsoveta-pri-snk-sssr-o-normah-prodovolstvennogo-snabzheniya-voennoplennyh-moskva-20-sentyabrya-1939-g (дата обращения: 24.04.2023).
2. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел посольству США в СССР об отказе СССР присоединиться к Женевской конвенции о военнопленных 1929 г. // АВП РФ. Ф. 06. Оп. 3. П. 4. Д. 31. Л. 162—163. Заверенная копия. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/197974 (дата обращения: 24.04.2023).
3. Постановление ЦИК и СНК СССР № 46 об утверждении проекта постановления ЦИК и СНК СССР «Положение о военнопленных». Москва. 19 марта 1931 г. // ГА РФ. Ф. 3316, оп. 64, д. 1049, л. 2, 4-12. Машинопись. Заверенная копия. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/170804-postanovlenie-tsik-i-snk-sssr-46-ob-utverzhdenii-proekta-postanovleniya-tsik-i-snk-sssr-polozhenie-o-voennoplennyh-moskva-19-marta-1931-g (дата обращения: 24.04.2023).
4. Специальное положение о военнопленных. 1 июля 1941 г. // ЦА ФСБ России. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/178320 (дата обращения: 24.04.2023).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/.
6. Циркуляр НКВД СССР № 353 о введении норм довольствия военнопленных. Москва, 25 августа 1942 г. // РГВА. Ф. 1п. Оп. 37а. Д. 1. Л. 194—196 об. Типографский экз. Опуб.: Военнопленные в СССР. 1939—1956. С. 343—346. Документ публикуется по: ГА РФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 652. Л. 123–127. Подлинник. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/223015-tsirkulyar-nkvd-sssr-353-o-vvedenii-norm-dovolstviya-voennoplennyh-moskva-25-avgusta-1942-g (дата обращения: 24.04.2023).