Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Задачи открытого типа как средство развития умения строить логические цепочки рассуждений на уроках математики в начальной школе

Работа №167375

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы развития умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений в теоретических источниках 7
1.1. Сущность понятия логической цепи рассуждений 7
1.2. Анализ научной литературы по особенностям развития умения младших
школьников строить логическую цепь рассуждения 11
1.3. Организация деятельности учащихся по развитию умения строить логическую
цепь рассуждений на уроках математики 16
Вывод по Главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию умения младших школьников строить логическую цепь через задачи открытого типа 26
2.1. Диагностика уровня развития умения младших школьников строить логическую
цепь рассуждений 26
2.2. Результаты исследования уровня развития умения младших школьников строить
логическую цепь рассуждений 34
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию умения строить логическую цепь
рассуждений через задачи открытого типа на уроках математики 38
Вывод по Главе 2 53
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение А 63
Приложение Б 66
Приложение В 69
Приложение Г 72
Приложение Д 75
Приложение Е 77
Приложение Ж 85
Приложение З

В настоящее время цель современного начального образования подразумевает владение не только базовыми образовательными компетенциями, но и освоение младшим школьником универсальных учебных действий. Исключительно приобретение знаний, умений и навыков не позволяет сделать заключение об успешности освоения школьной программы. Развитие познавательных и коммуникативных способностей является неотъемлемыми требованиями ФГОС НОО к современной программе.
Именно развитие универсальных учебных действий помогает ребенку осваивать школьную программу наиболее эффективно, а также предоставляет возможности для саморазвития и самосовершенствования личности ученика.
В современном мире перед учащимся возникает необходимость самостоятельного поиска, приобретения и усвоения новых знаний, а также развития умений и навыков.
Согласно ФГОС НОО, младший школьник должен самостоятельно проводить анализ объектов, уметь выделять их признаки, составлять целое из частей, производить самостоятельное достроение с восполнением недостающих компонентов. Уметь осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, обладать навыком подведения под понятие, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи и представления цепочек объектов и явлений. Учащийся должен уметь строить логическую цепь рассуждений, анализировать истинность утверждений, выдвигать доказательства, гипотезы и их обоснование. Все перечисленное делает актуальным развитие логических УУД в начальной школе.
Одной из основных задач системы современного образования является обеспечение условий для того, чтобы «научить учиться» ребенка. Этому способствует формирование комплекса универсальных учебных действий. Изучение процесса развития УУД в рамках освоения учащимся программы начального образования рассматривали в своих трудах В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев и многие другие выдающиеся педагоги. Важность развития универсальных учебных действий младших школьников также неоднократно была отмечена Л.С. Выготским, К.Д. Ушинским, Н.А. Лошкаревой и др.
Развитие универсальных учебных действий происходит в рамках усвоения разных учебных дисциплин, каждая из которых способствует развитию познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД в той или иной степени. Основой развития логических учебных действий для младшего школьника является учебная дисциплина «Математика». Именно во время освоения данной дисциплины закладывается умение строить логическую цепь рассуждений и происходит формирование элементов системного мышления. Таким образом, развитие логических УУД на уроках математики в начальных классах является неотъемлемой частью учебного процесса, что определяет актуальность данной работы.
По исследуемой теме можно выделить следующие противоречия на трех уровнях:
1) Между требованиями ФГОС НОО к уровню владения логическими УУД (в том числе, к умению строить логическую цепь рассуждений) и малой ориентацией некоторых УМК на их развитие;
2) Между позитивной педагогической практикой и малой заинтересованностью со стороны администрации учебных заведений в применении инновационных методик;
3) Между потребностью личности младшего школьника в развитии логического мышления и малой долей заданий, способствующих этому развитию.
Проблема: определение комплекса упражнений, направленного на развитие умения строить логическую цепь рассуждений.
Цель исследования: разработать и реализовать комплекс упражнений, направленный на развитие умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений в процессе решения задач открытого типа.
Объект исследования: процесс развития умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений на уроках математики.
Предмет исследования: задачи открытого типа как средство развития умения младших школьников строить логические цепочки рассуждений на уроках математики.
Задачи исследования.
С учетом цели, объекта и предмета исследования были выделены следующие задачи:
- уточнить сущность понятия универсальных учебных действий;
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- провести анализ современного педагогического опыта по теме исследования;
- определить критерии и уровни развития умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений;
- исследовать уровень развития умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений;
- разработать и апробировать комплекс упражнений по развитию умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений, состоящий из задач открытого типа;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сформулировать выводы.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и статистические методы исследования.
Теоретические:
- работа с информационными источниками (книги, научные статьи, документы, интернет);
- анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение педагогического опыта по теме исследования.
Эмпирические:
- педагогический эксперимент.
Статистические:
- ранжирование;
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования.
Цель, объект и предмет работы позволили сформулировать следующую гипотезу исследования:
Процесс развития умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений будет эффективен, если в рамках образовательного процесса использовать комплекс задач открытого типа, удовлетворяющих условиям:
- подбор условий задачи осуществляется с учетом интересов учащегося;
- задача содержит противоречие, побуждающее ученика найти решение, используя творческий подход;
- задача сформулирована таким образом, что для ее решения необходимо построить логическую цепочку рассуждений ;
- задания являются разноплановыми и позволяют каждому ученику выбрать уровень сложности, соответствующий его умениям.
База исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №157». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 28 учащихся 3 «Э» класса.
Практическая значимость исследования.
В ходе исследования был разработан комплекс упражнений, состоящий из 10 уроков и позволяющий использовать задачи открытого типа для развития умения младших школьников строить логическую цепочку рассуждения на уроках математики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема развития умения младших школьников строить логическую цепи рассуждений является чрезвычайно актуальной для педагога. Подтверждение данного суждения неоднократно происходило как в ходе анализа научной педагогической литературы, так и на практике. ФГОС НОО также подтверждает необходимость создания условий для того, чтобы «научить учиться» младшего школьника, требует от учителей начальной школы полного переосмысления подходов к организации учебной деятельности учащихся и формирования у них метапредметных умений.
Основную сложность по исследованию вопроса развития умения строить логическую цепочку рассуждений представляет отсутствие конкретного понятийного аппарата и надпредметный характер, невозможность отнести данное умение к какому-либо конкретному учебному предмету. В связи с этим, перед современным педагогом возникает необходимость находить новые способы организации деятельности учащихся.
Особое значение для развития такого УУД как умение строить цепочки рассуждений имеет организация хода урока во время изучения дисциплины «Математика». Именно данный предмет школьной программы не только требует постоянного практического применения логических УУД, но и предоставляет возможности для развития творческого потенциала учащихся при правильно подобранных заданиях для изучения каждой из тем.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о том, что задачи открытого типа являются эффективным инструментом для развития умения младших школьников строить логическую цепь рассуждений , поскольку предполагают наличие противоречия, вовлекающего учащегося в мыслительный процесс, а также позволяют учащемуся в полной мере проявить свой творческий потенциал.



1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе/ И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2003
2. Аксенова, Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы науч. конф. Чита, декабрь, 2011 г. - Чита : Изд-во молодой ученый, 2011. - С. 94-100.
3. Аммосова, Н.В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 42-45.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 152 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов, - М., 2007.
6. Астанина И.В. роль задач в обучении математике / И.В. Астанина // Молодой ученый. - 2015, - №8. - с. 879-882
7. Баматова, Д.К. Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения математике / Д.К. Баманова // Успехи современного естествознания. - 2017. - №12. - с.19
8. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - Москва : Просвещение, 2012. - 420с.
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 2002.
10. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 455 с.
11. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные
психологические труды / П.П. Блонский. - М., : МПСИ, МОДЭК, 2006. - 623с.
12. Блохина, Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // начальная школа плюс до и после. - 2010. - №3.
13. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 11. - С. 78-81.
14. Бушуева, Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников / Людмила Бушуева // Начальная школа. - 2008. - №3. - С. 13¬16.
15. Вайсбурд, И.А. Развиваем логическое мышление: для начальной школы / Игорь Вайсбурд. - Москва : Эксмо, 2012. - 48 с.
16. Васильев, В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев / Молодой ученый, 2014. - С. 106-109.
17. Волков А.Е. Модель Российское образование - 2020 / А.Е. Волков и др. // Вопросы образования. -2012 - № 1. - с. 32-64.
18. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985.
19. Герасимов, С.В. Когда учение становится привлекательным / С.В. Герасимов. - М., 2013. - 650 с.
20. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П.М. Горев, В.В. Утемов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 112 с.
21. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук А.А. Горчинская.
- Челябинск, 2012. - 187 с.
22. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.
23. Егорина, В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В.С. Егорина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 38-43.
24. Елисеева, Д.С. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. Уфа, март, 2013 г. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
25. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ.
- 2014. - № 4. - Т. 6. - С. 16-26.
26. Зайцев ,Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. - М.: Педагогика, 1983. - 99 с.
27. Зак, А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. -
Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с. 25. Зак, А.З. Развитие
умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 102 с.
28. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск, 1993.
29. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-
педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. - М., 2002.
30. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие учителя. М.,: Просвещение, 1985. - 64 с.
31. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2000. - 288 с. 28.
32. Ильясов, И.И. Система Эвристических приемов решения задач. -М.: РОУ 2010. - 344 с. 29.
33. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений / С.А. Козлова. - Москва : Начальная школа плюс до и после, 2014. - 3 - 9 с.
34. Ковалева Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 3 ч. Ч.1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
35. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
36. Магомеддибирова, З.А. Развитие логических универсальных учебных действий в процессе обучения математике / З.А. Магомеддибирова // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 40-44.
37. Моро, М.И., Пышкало, А.М. Методика обучения математике в 1 -3 классах. М.: Просвещение, 1975г.
38. Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах: Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» - К.: Пед. Пресса, 2001. - 128 с.
39. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов / Д.А. Поспелов. - М.: Радио и связь, 1989. - с. 5-10
40. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск, 1993.
41. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2001. - №5
42. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2001. - №5.
43. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. - М., 2007.
44. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.- 251 с. 42.
45. Хлебникова, А.А. Развитие логического мышления на уроках математики / А.А. Хлебникова // Начальная школа. - 2015. - №4. - С. 53-56.
46. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. - 2004. - №4. - С. 49 - 51.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. М.:Педагогика, 1989. - 560 с.
48. Калачикова, К.С. Задачи открытого типа как средство развития умения
младших школьников строить логические цепочки [Электронный ресурс] / К.С. Калачикова // Режим доступа: https://na-jurnal.ru/4-2020-
pedagogika/2804-zadachi-otkrytogo-tipa-kak-sredstvo-razvitiya-umeniya-mladshih-shkolnikov-stroit-logicheskie-cepochki
49. Калачикова, К.С. Проблемы развития умения младших школьников строить логические цепочки на уроках математики [Электронный ресурс] / К.С. Калачикова // Режим доступа:https://na-jurnal.ru/4-2020-pedagogika/2805-problemy-razvitiya-umeniya-mladshih-shkolnikov-stroit-logicheskie-cepochki-na-urokah-matematiki
50. Антипова, Л.М. Открытые задачи в начальной школе [Электронный ресурс] / Л.М. Антипова // Режим доступа:
https ://infourok.ru/ material/html&mid= 116275
51. Горев, П.М. Использование задач открытого типа на различных этапах урока математики [Электронный ресурс] / П.М. Горев, И.С. Зыков / Режим доступа:https://cyberleninka/ru/article/n/ispolzovanie-zadach-otkrytogo-tipa-na-razlichnyh-etapah-uroka-matematiki
52. Одинокова, Б.О. Методики для мониторнга познавательных УУД [Электронный ресурс] / Б.О. Одинокова // Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/10/10/metodiki-dlya-monitoringa-2
53. Утемов, В.В. Система «открытых» задач как средство развития креативности учащихся основной школы [Электронный ресурс] / В.В. Утемов // Режим доступа:https://moluch.ru/conf7ped/archive/18/801/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ