Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА

Работа №167374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания детей
дошкольного возраста 6
1.2. Педагогические средства патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Лэпбук как средство патриотического воспитания 20
Вывод по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКА 26
2.1. Организация эмпирического исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического
исследования 30
2.3. Организация воспитательной работы с детьми старшего
дошкольного возраста 33
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 35
Вывод по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ


Патриотическое воспитание дошкольников очень важно для любого государства. Именно поэтому оно является первоочередной задачей образовательной политики Российской Федерации, духовно-нравственного воспитания, нравственно-патриотического развития и воспитание личности, патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Своевременность и важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркивается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы», утверждённой Президентом Российской Федерации 16 января 2020 года в рамках «Перечня поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям». Исходя из этого документа можно сделать вывод, что, целью нравственно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности. Формирование у граждан высоких моральных ценностей и качеств и способности проявлять их в творчестве, в интересах Родины и, таким образом укреплять государство, обеспечивать его жизненные интересы и устойчивое развитие. Патриотизм и гражданское самосознание предполагают взаимодействие моральных принципов и определённых поведенческих характеристик. Поэтому патриотическое воспитание - это воспитание активного гражданина и патриота, осознающего свою социальную роль в обществе, гражданскую ответственность, духовность, ориентированного на положительные ценности и, способного проявлять эти качества в интересах Родины. Чувство патриотизма в структуре личности человека напрямую связано с взаимодействием с людьми окружающими его, социумом, и является результатом этого взаимодействия. Именно возможность проявлять себя, деятельно участвовать в жизни общества формирует гражданское сознание, а значит, и содержание гражданского сознания, и процесс его формирования имеют деятельностную сущность. Таким образом, благоприятная среда для проявления гражданственности и патриотизма возникает на почве различных проявлений общественной деятельности. Анализ теории и практики работы дошкольного образовательного учреждения в патриотическом воспитании детей высветил несоответствие между большой актуальной насущностью нравственного и патриотического воспитания детей в современных условиях, необходимостью их подготовки к защите Родины, и недостаточной проработкой этой проблемы в педагогической теории и практике; государственный заказ на формирование личности патриота и гражданина и отсутствие возможности проявить свою гражданскую позицию в условиях обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Эти противоречия определили тему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых лэпбук будет являться эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путём проверить эффективность лэпбука как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа научной, методической литературы и нормативно-правовых документов уточнить понятие «патриотическое воспитание».
2. Выявить психолого-педагогические особенности
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить потенциал различных средств, в том числе лэпбук в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровней патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести воспитательную работу с использованием лэпбука, направленную на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что лэпбук является результативным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях:
• если педагогом ведётся целенаправленная деятельность по формированию патриотических чувств с использованием лэпбука;
• если детьми самостоятельно изучается лэпбук в ходе обучения;
• если проводятся занятия по созданию творческих работ на патриотические темы с детьми.
Методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
2) Эмпирические методы: беседа, наблюдение.
3) Методики О. Алексеевой и Л. Петропавловской.
Практическая значимость работы: полученные в процессе опытно-экспериментальной работы положения и выводы могут быть использованы в практике студентов и работников дошкольных образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотизм - неотъемлемая часть любого уважающего себя человека. Без данного качества, человек не может существовать в современном мире. Чувство патриотизма закладывается ещё в детстве, поэтому патриотически- ориентированная воспитательная работа педагога должна вестись с самого детства. Именно данная работа педагога должна быть одной из приоритетных, ведь без развития таких качеств у ребёнка как гражданственность, любовь к Родине, умение и желание её защитить невозможно, воспитать в ребёнке российскую идентичность.
Очевидно, что главной задачей воспитания подрастающего поколения является формирование патриотизма, а на современном этапе становления российской государственности эта проблема приобретает особое значение. Исходя из этого в педагогической деятельности сочетаются такие виды работы с детьми старшего дошкольного возраста, как ознакомление детей с явлениями общественной жизни и народного творчества;
ознакомление с изобразительным искусством и изобразительно - прикладной деятельностью;
организация практической деятельности детей - труд, наблюдения, игры; празднования национальных и государственных праздников.
В современных реалиях задача воспитания в детях чувства патриотизма является одной из главных. Исходя из этого, педагоги должны проектировать свою деятельность, которая будет направлена на ознакомление с художественной литературой, которая направлена на раскрытие роли гражданина для своей страны, ознакомление с историей своей Родины, посредством музеев, использование в своей работе кино, как одного из самых интересующих детей средства, обучению взаимодействия в другими детьми в ходе игры, использование устного народного творчества, как неотъемлемую части нашего народа, а также прививание любви к природе и всему, что его окружает.
Ранее мы уже говорили о важной роли патриотизма в современных реалиях Российского государства. На основании изученной нами литературы, мы сопоставили понятие «патриотизм» из трудов разных авторов. Стоит отметить, что именно понятие «патриотическое воспитание» легло в основу нашей работы. Патриотизм - не что иное как, любовь к Родине, это и его защита, о любовь к ближним своим, их уважение, любовь ко всему, что тебя окружает, готовность помочь всем и всему, что рядом с тобой. Патриотическое воспитание - не что иное как, целенаправленная деятельность педагога направленная на формирование у дошкольника любви к своей стране, высокого уровня патриотического самосознания, готовности защищать и быть верным своему Отечеству, быть готовым прийти на помощь ко всякому, кто в этом нуждается.
В рамках первой главы мы рассматривали педагогические средства, которые будут актуальными и действенными в вопросах патриотического воспитания. Таким образом, нами были выделены: художественная литература, музеи, кино, игры, устное народное творчество, природа и лэпбук.
Художественная литература всегда выступала одним из главных средств, используемых педагогами в своей работе. Практически ни одно занятие не обходится без стихотворения или рассказа. Дети с особой любовью и трепетом относиться к героям любимых сказок, а чтение педагога вслух заставляет всех детей оставить свои игры и с упоением слушать загадочный сюжет. Литература может помочь воспитателю в его работе над привитием у детей чувств патриотизма. Стоит лишь прочитать детям рассказ или стихотворение о ребёнке на войне, как дошкольники сразу смогут перенять всю ту храбрость, ведь они сопереживают любимым героям и хотят разделить с ними одни и те же чувства.
Музейная педагогика напрямую поможет воспитателю продемонстрировать весь тот многовековой опыт нашей многонациональной страны. Благодаря мини-музеям дети могут с лёгкостью окунуться в историю, которая читается на экспонатах. Рассматривая костюмы народов России дети смогут примерить на себя роль культуры о которой, возможно, даже не слышали, видя предметы быта прошлых поколений, смогут представить как бы они их использовали, рассматривая фотографии, дошкольники перенесутся в те моменты, что запечатлены.
Кинематограф и мультфильмы являются одним из самых излюбленных детьми средством. Они просты и понятны, но вместе с тем ярки и красочны. В современном мире существует огромное множество различных героев полюбившихся мультфильмов, но мы все же склоняемся к советским мультфильмам. Именно сюжеты советских мультфильмов на доступном языке могут объяснить ребёнку нормы морали, принципы общества и основы патриотизма, чести, нравственности и доблести, которыми должен обладать ребёнок.
Игра является основным видом деятельности дошкольника. В игре ребёнок переносится в мир, который придумал сам. С помощью направления педагогом воспитанник может в игровой форме научиться всему тому, что подразумевает под собой патриотизм.
Фольклорное творчество понятно и всегда было доступно ребёнку. Потешки, забавы, заклички, поговорки всегда идут бок о бок с дошкольником. Сам того не замечая, в привычный обиход слов приходят выражения и высказывания, которые формируют у ребёнка понятие нравственности и чести.
Обучая бережному отношению к природе родной страны, педагог воспитывает в детях ответственность за все то, что его окружает. Без любви к природе возможен настоящий патриот. Стоит ценить, беречь и оберегать леса, поля, моря, птиц, животных и даже насекомых, ведь именно от человека зависит эта живая и неживая природа.
Каждое средство отлично работает по отдельности, но, только используя их в совокупности мы можем говорить о действительно качественном патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Стоит отметить, что именно такому педагогическому средству как лэпбук мы уделили особое внимание, так как считаем, что оно крайне актуально и весьма интересно для детей, что поможет педагогу более качественно подойти к вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Если использовать лэпбук в контексте патриотического воспитания, то можно говорить о его незаменимом вкладе в формирование гражданственности у детей, высокой социальной активности, а также воспитания чувств гордости и верности своей стране, и расширять представления дошкольника обо всем том многообразии культуры, в которой он живёт.
Лэпбуком может пользоваться не только педагог в своей работе, но и родители. Используя лэпбук как средство патриотического воспитания, взрослый получит такие результаты у ребёнка, как получение информации и знаний о своей стране (о символике страны и края, о природе родных мест, о памятных местах народов и многое другое), использование своих знаний ребёнком на практике (на занятиях и в играх), самостоятельная деятельность детей. В условиях ДОО лэпбук станет прекрасной основой для проведения любого рода занятия, будь то познавательное, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Лэпбук может выступать одним из основных средств в работе педагога, с помощью которого дети смогут систематизировать информацию которую уже знают. Так, подобрав наполнение для лэпбука в ключе патриотического воспитания, дети смогут вспомнить уже известные им факты о Родине и узнать новое. Также красочное оформление лэпбука не требует иной мотивации для детей, так как оно само по себе уже располагает детей к получению новых знаний и навыков.
Для дальнейшей работы нам необходимо было выявить уровень сформированности патриотических чувств и представлений детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе ДОУ №Ы.Целью экспериментального исследования является проведение исследования по организации патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ №N. Уровень сформированности чувства патриотизма у дошкольников недостаточен. Результаты диагностики свидетельствуют о невысоких показателях развития патриотических качеств у детей.
Далее в нашей работе было необходимость доказать важность патриотического воспитания. Для этого во второй главе нашей работы мы провели методики, по которым выявляли уровень сформированности патриотических чувств и представлений у детей старшего дошкольного возраста. Наше исследование проводилось на базе ДОО №N г. Красноярск. Исследование показало, что у детей недостаточно развиты представления о родном городе, крае и стране, а также не все дети позитивно высказываются о значимых для страны событиях, что свидетельствует о слабом развитии патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Мы приняли решение о том, что необходимо создать и провести занятие с использованием лэпбук в целях повышения уровня представлений и патриотических чувств у детей. Нами был разработан лэпбук «Наша Родина - Россия» патриотического воспитания старших дошкольников по формированию чувства патриотизма. Также было проведено занятие и дано время детям на самостоятельное изучение и использование лэпбука длительностью в 2 недели. На занятии дети с первых секунд и до окончания были активны. Было видно, что сама методика использования лэпбука вызвала у них интерес. Далее мы наблюдали за поведением детей и провели повторные беседы, чтобы выявить результат нашей работы. Используя повторно методики, мы заметили, что произошло повышение уровня практически у каждого ребёнка. Мы не можем заявлять, что только лишь наши действия привели к этому, ведь в период эксперимента дети готовились к празднику 23 февраля, что также сыграло свою значимую роль. Также наблюдение за детьми показало, что дети стали более бережно относиться к тем, кто их окружает. Самостоятельно подходили с предложением помочь воспитателю, а также помогали другим детям в бытовых трудностях.
Таким образом, наше первоначальное предположение о том, что лэпбук является результативным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях: если педагогом ведётся целенаправленная деятельность по формированию патриотических чувств с использованием лэпбука, если детьми самостоятельно изучается лэпбук в ходе деятельности, если проводятся занятия по созданию творческих работ на тему патриотизма с детьми, является верным.



1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2007 .
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011.
3. Бородина Е. Н. Результаты экспериментального исследования по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в
полихудожественной деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-esperimentalnogo-
issledovaniya-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v- polihudozhestvennoy (дата обращения: 18.06.2022).
4. Бурухина А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод.пособие / А. Ф. Буру хина. Челябинск: Челябинский дом печати, 2011.
5. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010.
6. Грекова В.А., Бутырская Е.В. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников // Молодёжь и наука. 2017. № 2. с. 36-41.
7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа
и методические рекомендации: практическое пособие / Н. Ф. Губанова. Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212121(дата обращения: 18.06.2022).
8. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственно го развития и
воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
9. Зимина И. /Народна сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод.пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. М.: Сфера, 2013.
11. Как научить детей любить Родину: хрестоматия / сост. Л. В. Левина. М.: Владос, 2005.
12. Кирюханцев К. А. Экскурсия - важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. №. 2 (26). 2015.
13. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003». 2010.
14. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. - с. 161-376.
15. Корепанова М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников/ М. В. Корепанова, О. В. Куниченко //Начальная школа плюс до и после. 2013. № 12.
16. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013.
17. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 8.
18. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова М.: Скрипторий, 2008.
19. Лунина Г.В. /Воспитание детей на традициях русской культуры./- М.:ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ»,/ 2004.
20. Марков Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марков. - М.: Институт русской цивилизации, 2011.
21. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.
22. Медведева И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И. Я. Медведева, Т.Л. Шишова. М.: Христианская жизнь, 2006.
23. Музейная педагогика / под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
24. Немирич А. А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста / А.А. Немирич // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 10.
25. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Издательство: Мозаика - синтез. Москва 2008 г.
26. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.53000 слов /
С.И.Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО
«Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.
27. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бимбад; ред.кол.: М.М. Безруких, В.А.Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 200 3.
28. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. По-лонкий. М.: Высшая школа, 2015. - 512 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия. URL: http: //
www.otrok.ru/ (дата обращения 20.04.2022.)
30. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 - 55с.
31. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников //
Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-2. URL:
https://cyberlemnka.rU/article/n/patrioticheskoe-vospitame-doshkolmkov (дата
обращения: 20.04.2022).
32. Сечко С.В. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников // Амурский научный вестник. 2017. № 1. с. 173-177.
33. Смирнова, Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. [Текст] / Е. И. Смирнова. // Дошкольное воспитание. 2012.
34. Спиренкова Н. Г., Оськина Н. В. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Перспективы науки и образования. №. 4 (34). 2018.
35. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL:
http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата
обращения: 20.04.2022).
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
38. Хомякова Л. С. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка/ [Электронный ресурс]/ [http: //detsad-detctvo. ru]/(Дата обращения: 22.04.2022).
39. Хусаинова М. Э. Консультация для педагогов Что такое лэпбук?
/[Электронный ресурс] [http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe]/(Дата
обращения: 22.04.2022).
40. Церцвадзе Р. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Р. Г. Церцвадце, В. В. Крылова. // Молодой ученый. 2016.
41. Шаламова В.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2009.
42. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
43. Panovalrina E. Military-
patrioticeducationofchildreninadditionaleducationinstitutions // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №2 (eng).
44. Mamadjonova, HafizaSobirjonovna HISTORICAL FACTORS AND MODERNITY OF TEACHING FOLK SONGS IN THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION IN THE FOLKLORE OF DUTOR // ORIENSS. 2021. №10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ