Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ В ШКОЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

Работа №167373

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы131
Год сдачи2019
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ресурсы и дефициты в изучении проблемы женщин в политике на уроках по всеобщей истории в школе 12
1.1. Основные подходы в изучении проблемы женщин в политике в научной
литературе 12
1.2. Женщины в политике в школьных учебниках по всеобщей истории (5-9
классы) 17
1.3. Женщины в политике в школьных учебниках по всеобщей истории (10¬
11 классы) 21
1.4. Опрос учащихся общеобразовательной школы по теме «Женщины
политики на уроках всеобщей истории» 24
Глава 2. Практические рекомендации по преподаванию проблемы женщин в
политике на уроках всеобщей истории в школе 27
2.1. Методические рекомендации по реализации «простых» подходов в
преподавании проблемы женщин в политике на уроках всеобщей истории в школе 27
2.2. Методические рекомендации по реализации «сложных» подходов в
преподавании проблемы женщин в политике на уроках всеобщей истории в школе 32
Заключение 37
Список источников и литературы 40
Приложение 1 50
Приложение 2 56
Приложение 3 58
Приложение 4 77
Приложение 5 91
Приложение 6 104
Приложение 7 118

Актуальность данного диссертационного исследования определяется задачами модернизации современного исторического образования и необходимостью повышения его качества. В то же время, в связи с изменением структуры исторического знания все больше внимания уделяется проблемам изучения гендерной истории и участия женщин в политических процессах. С начала 1970-х гг. в США и Европе начинают развиваться женские исследования, в 1980-х гг. там же появляется гендерная история. В проекте концепции нового УМК по всемирной истории заявляется, что в школьных учебниках «нужно уделить внимание гендерной истории, что соответствует новейшим тенденциям в развитии исторической науки».
Возрастание интереса к гендерному аспекту в исследовании политических институтов актуализирует изучение роли женщины в политике. Традиционное понимание политической деятельности связано с такими категориями как мужество, хладнокровие, воля, жесткость и предполагает в качестве ее основных акторов мужчин. Однако, в последние десятилетия ситуация меняется. На сегодняшний день проблема достижения женщинами паритета с мужчинами в сфере политики является одним из приоритетных направлений в политическом развитии различных стран мира. С каждым годом появляется всё больше женщин, не просто имеющих внушительный политический вес, но чьи имена известны широкой аудитории. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Женщина становится активным субъектом политики. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика — для мужчин, а семья, дети — для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой. Внедрение гендерного подхода в преподавание такого важного и значимого предмета как история рассматривается как важный элемент развития гражданского общества. Этим и обусловлено обращение к исследованию образа женщины в политике в школьном предмете «всеобщая история».
Степень изученности.
В соответствии с мировым трендом гендерных исследований и модернизацией российского образования появляются статьи, анализирующие школьные учебники в русле репрезентации в них женских персоналий. Однако, на данный момент существует дефицит научных исследований, анализирующих российские школьные учебники на предмет представленности в них участия женщин в политике. Н. Л. Пушкарева непопулярность «женской темы» в отечественной исторической науке объясняет именно тем, что история женщин никак не отражается в школьной учебной литературе. Она показывает, что «женская тема» всплывает в учебниках о российском и зарубежном прошлом обычно в связи с историей образования, труда, отчасти — с политической историей . На данный момент существует ряд работ, анализирующих учебники по истории России. Например, работы С.А. Коротковой, Т.Б. Котловой и А.В. Смирновой. Их данные свидетельствуют, что во всех сферах жизнедеятельности человека (работа - досуг - дом) прослеживается патриархатный стереотип, который воспроизводится из учебника в учебник, а, следовательно, закрепляется в сознании школьников. Е. Л. Фалько пишет, что учебники по истории демонстрируют модель исторического знания, характеризующуюся явной гендерной асимметрией. Развитие женских исследований, извлекших из небытия многие женские имена, накопивших большой конкретно¬исторический материал, не привело к адекватной репрезентации женщин на уровне общеобразовательных курсов истории. Т. К. Антонова также отмечает, что содержание учебников характеризуется гендерной ассиметрией, андроцентризмом. Ознакомившись с работами данных исследователей, мы можем утверждать, что имеющаяся научная литература, анализирующая отражение «женской темы» в школьной учебной литературе, явно недостаточна. Отметим, что статьи посвящены практически полностью рассмотрению женского вопроса в школьных учебниках по российской истории, при этом не рассматривается участие и роль женщин в политике во всеобщей истории.
В качестве методической литературы использовались известные в педагогических кругах работы М. Т. Студеникина, Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой, В. В. Шоган и Е. В.Сторожаковой и др. В работе «Современные технологии преподавания истории в школе» М.Т. Студеникина предлагаются основные современные технологии преподавания истории - модульно¬блочное обучение, проектная деятельность, применение интернета на уроках истории. В учебнике Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории. В пособии В. В. Шоган и Е. В. Сторожаковой рассмотрены регулятивные принципы обучения истории, новая классификация средств и приемы работы с ними, традиционные и проблемные методы обучения истории, а также методы модульной технологии, ориентированные на создание образа, на мышление, на глубинное переживание, на самостоятельное действие и рефлексию учащихся. В книге также представлены новые типы уроков: урок-образ, урок мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия и урок проповеди. В данных работах подробно освещены различные общие методические аспекты преподавания истории в школах, которые были использованы нами для создания авторских методических разработок. Однако никто из авторов не рассматривает в своих работах методы и формы обучения на примерах женских персоналий.
Исходя из актуальности темы исследования и степени её научной разработанности, целью диссертационного исследования является оценка возможностей реализации в школьном предмете «всеобщая история» научных подходов в изучении проблемы женщин в политике.
Задачи:
1. Определить подходы в рамках которых изучается проблема женщин в политике в научной литературе и в школьном предмете «всеобщая история».
2. На основании выделенных нами подходов выявить ресурсы и дефициты в преподавании проблемы женщин в политике в школьном предмете «всеобщая история».
3. Создать комплекс заданий по отработке дефицитов в изучении женщин в политике на уроках «всеобщей истории».
Объект исследования - научные подходы, используемые в школьном предмете «всеобщая история» для изучения проблемы женщин в политике
Предмет исследования - возможности реализации в школьном предмете «всеобщая история» научных подходов для изучения проблемы женщин в политике.
Методология исследования. При написании диссертационной работы использовался метод контент-анализа, а также метод опроса, аналитический метод и метод обобщения данных.
Источниковую базу работы можно подразделить на три группы:
1. Нормативно-правовые документы, к которым относятся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273- ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и проект концепции историко-культурного стандарта по всеобщей истории, а также приказ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
2. Учебная и методическая литература, включающая в себя учебники по всеобщей истории, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации. К ним относятся учебники от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-Граф». С помощью данной группы источников мы определили ресурсы и дефициты в преподавании проблемы женщин в политике в учебниках по «всеобщей истории».
3. Опрос учащихся 5-9 и 10-11 классов на предмет знания женских политических персоналий . Данный источник позволил определить спектр знаний учащихся по теме исследования и сделать вывод, что учащиеся в своих ответах в целом отражают именно те персоналии, которые наиболее распространены в школьных учебниках по «всеобщей истории».
4. Политические карикатуры на женщин-политиков, женские национальные символы . Данные источники были использованы при составлении методических разработок к урокам.
5. Монографии и статьи, посвященные женщинам-политикам . Данная группа источников позволяет определить основные научные подходы, существующие в изучении этой темы.
Новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа школьных учебников по Всеобщей истории были выделены ресурсы и дефициты в изучении проблемы женщин в политике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её материалы можно использовать при подготовке уроков и элективных курсов по изучению гендерной и женской истории.
Апробация. Некоторые аспекты диссертационного исследования нашли отражение в статье «Женщины в школьных учебниках по всеобщей истории» опубликованной в сборнике III Всероссийской конференции «Социально¬политические процессы в истории мировых цивилизаций» в рамках VI международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», в статье «Женщины в политике в школьных учебниках по всеобщей истории (5 -9 классы)» (в соавторстве с научным руководителем Е.С. Меер) опубликованной в сборнике XIII Всероссийской научной конференции с международным участием «История мировых цивилизаций. Социально-политические процессы: направления и методы исследования» в рамках VII международного научно¬образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». А также в еще неопубликованной статье «Женщины в политике в школьных учебниках по всеобщей истории (10 -11 классы)» в рамках конференции «История мировых цивилизаций. общественные процессы в антропологическом измерении».
Структура работы отражает специфику изучаемой темы, определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы и приложений. Основная часть работы состоит из двух глав.
Первая глава содержит в себе анализ основных подходов в изучении проблемы женщин в политике в научной литературе. На основании выделенных нами подходов проводится анализ школьных учебников по всеобщей истории на предмет содержательности представленного в них материала и эффективности предлагаемых форм работы на уроках по проблеме женщин в политике. Также в данной главе проводится анализ опроса учащихся 5-11 классов на предмет знания женских персоналий.
Во второй главе предлагаются методические рекомендации и различные формы работы на уроках всеобщей истории, в рамках выделенных нами подходов.
В приложениях содержится статья, написанная по материалам диссертационной работы, дополнительные материалы к предлагаемым во второй главе методическим разработкам и варианты проведения уроков, оформленные в виде технологических карт урока и результаты опроса учащихся 5-11 классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество характеризуется все более широким проникновением женщин в политику и в целом расширением женского политического участия. Всё это порождает новые требования к историческому образованию в школе. Более глубокое изучение проблемы женщин в политике на уроках всеобщей истории в школе объясняется объективными потребностями современного общества. И эти потребности уже находят своё отражение в меняющихся концепциях исторического образования в России.
На основе анализа научной литературы нами были выделены шесть основных подходов в изучении женщин в политике: 1. роль выдающихся женщин в политике; 2. политические организации, которые противопоставляют себя традиционной мужской политике и защищают особые интересы женщин; 3. политика по адаптации женщин к участию в политической жизни; 4. репрезентация женщин-политиков; 5. женские символы в политике; 6. феминность в политическом дискурсе.
На основании выделенных подходов, нами был проведен контент-анализ школьных учебников по всеобщей истории. В качестве источников мы использовали 23 учебника по всеобщей истории для 5-9 классов и 9 учебников по всеобщей истории для 10-11 классов. В учебниках для 5-9 классов отражены первые пять подходов (кроме подхода: феминность в политическом дискурсе), в учебниках для 10-11 только первые три. И в средней, и в старшей школе доминирующим оказался первый подход- роль выдающихся женщин в политике. В учебниках для 5-9 классов женщин, так или иначе участвовавших в политике, представлено - всего 55, в учебниках для 10-11 в разы меньше, всего - 23. Исходя из таких критериев, как частота повторения в учебниках за один период, полнота характеристики политического участия, наличие визуального изображения, вопросов и заданий, источников, иллюстрирующих политический путь женщины, самыми известными женщинами являются Жанна Д’Арк (как политическая героиня), Елизавета I Английская, Мария Терезия, Маргарэт Тэтчер, Индира Ганди. Большинство женщин относятся к Западному миру (в 5-9 классах только 6 женщин относятся к Азии (при этом 2 из них европейского происхождения), 2- к Латинской Америке, 1 (Клеопатра) - к Африке, в учебниках для 10-11 классов только 3 женщины относятся к Азии, 1 (Эва Перон) - к Латинской Америке, 1 (Клеопатра) - к Африке). Таким образом, можно отметить, что уже сейчас можно наблюдать тенденции в направлении гендерной истории в учебниках по всеобщей истории, однако дефициты в реализации подходов огромны. Даже в рамках самого первого подхода наблюдаются большие пробелы. Особенно это касается стран Азии и Латинской Америки, в которых в XX - XXI вв. роль женщин-политиков весьма значима. Кроме того, авторы зачастую используют несколько громких женских персоналий, оставляя в тени огромное количество женщин - политиков, женских организаций и просто женщин, участвовавших в политической деятельности.
Исходя из проведенного анализа школьных учебников по всеобщей истории, нами было решено провести опрос среди учащихся на предмет знания женских политических персоналий. Опрос проводился на базе МБОУ СШ №6 города Красноярска среди учащихся 5-9 и 10-11 классов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что учащиеся в своих ответах в целом отражают именно те персоналии, которые наиболее распространены в учебниках (особенно касаемо Жанны Д’Арк). Кроме того, как и в учебниках по всеобщей истории, среди ответов учащихся почти все женщины-политики, кроме Клеопатры, относятся к Западу. Многие опрошенные (особенно среди 5-9 классов) не смогли объяснить, чем женщины-политики знамениты, многие давали односложные ответы.
В качестве инструмента для преодоления дефицитов в реализации подходов в изучении женщин в политике нами был разработан комплекс методических рекомендаций по преподаванию проблемы женщин в политике на уроках всеобщей истории в школе. В рамках подходов нами были предложены примеры уроков с использованием современных педагогических технологий (проблемного обучения, интерактивных технологий, технологии развития критического мышления через чтение и письмо), что соответствует требованиям ФГОС.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены. На основании анализа учебной литературы и проведенного опроса были выявлены возможности и дефициты в преподавании проблемы женщин в политике в школьном предмете «всеобщая история» и предложены методические рекомендации для ликвидации этих дефицитов.
Подводя итог данного исследования, мы пришли к выводу, что изучение проблемы женщин в политике в школьном предмете всеобщая история представляется крайне важным в условиях модернизации современного исторического образования. Постижение истории должно быть направлено не только на успешную сдачу Всероссийских проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ, но и учитывать ценностную составляющую в формировании личности обучающихся. Именно школа призвана воспитать молодую личность, которая объективно будет оценивать не только историко-политическое прошлое, но и настоящее. Тем более, как показало данное исследование, существует много возможностей для реализации эффективного обучения истории женщин в политике.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
2. Проект. Концепция нового учебно-методического комплекса по
всемирной истории [Электронный ресурс]. URL:
http://tsput.ru/his_seminar/progect.pdf(дата обращения: 20.10.2019).
3. Приказ № 413 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 15.04.2019).
4. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
[Электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/(дата обращения: 11.05.2019).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс].- Электронные данные. КосультантПлюс. Электронный фонд правовой и нормативно технической информации.- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата
обращения 14.10.2019).
Учебные пособия:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 3-е изд. М., 2014. 288 с.
2. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 12-е изд. М., 2012. 295 с.
3. Андреевская Т. П., Белкин М. В., Ванина В. Э. История древнего мира.
5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2009. 304 с.
4. Белоусов Л. С., Смирнов В. П. История. Новейшее время, XX - начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М., 2015. 143 с.
5. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. 5-е изд. М., 2016. 264 с.
6. Ведюшкин В. А., Бовыкин Д. Ю. История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 4-е изд. М., 2015. 256 с.
7. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 12-е изд. М., 2013. 302 с.
8. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Новая история зарубежных стран. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М., 2008. 256 с.
9. Ведюшкин В. А., Уколова В. И. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 6-е изд. М., 2017. 111 с.
10. Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 3-е изд. М., 2015. 303 с.
11. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. Россия в мире. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М., 2016. 400 с.
12. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия в мире. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М., 2018. 352 с.
13. Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. История. Всеобщая история. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 5-е изд. М., 2017. 257 с.
14. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 6-е изд. М., 2019. 223 с.
15. Данилов Д.Д., Сизова Е. В., Кузнецов А. В., Кузнецова С. С., Николаева А. А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2013. 288 с.
16. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История нового времени. Конец XV-XVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 5-е изд. М., 2007. 320 с.
17. Загладин Н. В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX - начало XX века. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 10-е изд. М., 2010. 304 с.
18. Загладин Н. В. Всеобщая история. Новейшая история. XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М., 2014. 272 с.
19. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX - начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 3-е изд. М., 2016. 448 с.
20. Загладин Н. В., Сахаров А.Н. История с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М., 2014. 445 с.
21. Искровская Л. В., Федоров С. Е., Гурьянова Ю. В. История средних веков. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2008. 304 с.
22. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В. История. Всеобщая история (базовый уровень и углублённый уровни). 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2013. 336 с.
23. Медяков А. С., Бовыкин Д. Ю. История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 4-е изд. М., 2015. 112 с.
24. Пленков О. Ю., Андреевская Т. П., Шевченко С. В. Всеобщая история. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2013. 336 с.
25. Ревякин А. В. Всеобщая история. История нового времени 1800-1900. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М., 2008. 320 с.
26. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А. О. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 7-е изд. М., 2018. 304 с.
27. Уколова В. И. История. Древний мир. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 7-е изд. М., 2018. 160 с.
28. Уколова В. И., Ревякин А. В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 9-е изд. М., 2014. 367 с.
29. Хейфец В. Л., Хейфец Л. С., Северинов К. М. Всеобщая история. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2013. 305 с.
30. Шубин А. В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010. 251 с.
31. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. История Нового времени. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М., 2018. 463 с.
32. Юдовская А.Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история.
История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций. 2-е изд. М., 2014. 320 с.
Прочие источники:
1. Scott J. W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // The American Historical Review. 1986. Vol.91. №5. P. 1053-1075.
2. Айвазова С. Г. Политическое участие женщин: немного истории и теории//Женщина в российском обществе. 2009. №3. С. 7.
3. Британская империя: становление, эволюция, распад/ под ред. В. В. Высоковой. Екатеринбург, 2010. 188 с.
4. Британская политическая карикатура: Тереза Мэй и другие
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://medveziyugol.ru/blog/43584988731/Britanskaya-politicheskaya- karikatura:-Tereza-Mey-i drugie?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.12.19).
5. Британская политическая карикатура: Тереза Мэй и другие
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://medveziyugol.ru/blog/43584988731/Britanskaya-politicheskaya- karikatura:-Tereza-Mey-i-drugie?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.12.19).
6. Британский парламент вновь проголосует по ключевым вопросам Brexit [Электронный ресурс]//Российская газета-Электрон. дан. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/11/britanskij-parlament-vnov-progolosuet-po- kliuchevym-voprosam-brexit.html- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.12.19).
7. Бугашев С.И. Британский суфражизм в XIX - начале XX века// Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2012. № 8. С. 24-35.
8. Джиоева А.А., Буцык Е.Д. Конструирование фемининности и маскулинности в политической коммуникации//Вестник МГИМО Университета. 2015. № 3 (42). С. 167-172.
9. Женщины в политике и управлении: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. Ярославль.1999. 221 с.
10. Иванова А.В. Образ первого президента-женщины республики Корея Пак Кын Хе в политических карикатурах в период ее правления//Современный ученый. 2017. № 5. С. 150-154.
11. Игнатьев П.Н. Никарагуа после холодной войны: модернизация и политическая конкуренция//Латинская Америка. 2014. №4. С. 48-60.
12. История женщин на Западе. В 5 томах. Т. IV: Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны/под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро.; под ред. Ф. Тебо; научн. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2015. 536 с.
13. Лорбер Дж. Хрестоматия к курсу «Основы исследований». М.: МЦГИ, 2013. 396 с.
14. Марианна. Французская революция [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9C%D0%B0%D1 %8 0%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%D0%92%D0%B 5%D0%BB%D0%B8% - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 23.11.19).
15. Матвеева Д. С. Роль женщин в политике стран Латинской Америки и Карибского бассейна//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2014. № 9. C. 103-106.
16. Мир, сотрудничество, неприсоединение: избранные статьи, речи,
интервью о внешней политике Индии и советско-индийских
отношениях. М: Прогресс, 1985. С. 3-51.
17. Митрофанова А. А., Градскова Ю. В. Гендерные аспекты
политики//Введение в гендерные исследования: учебное пособие для студентов вузов/под ред. И.В. Костиковой. 2-е изд. М., 2005. С. 156— 168.
18. Михайлов А.Е., Иванова А.В. Образ премьер-министра
Великобритании Терезы Мэй в политических
карикатурах//Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 11(77). C. 137.
19. Монахова Ю. А. Возможности реализации политических прав женщин в европейских странах//Вестник ТвГУ. 2016. № 2. С. 136 — 140.
20. Национальный символ «Британия» [Электронный ресурс] — Режим
доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8 2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F- Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 23.11.19).
21. Никитина С. В., Болдырева И. И. Конструирование гендера в
современных англоязычных СМИ на примере языковой репрезентации женщины-политика//Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и
межкультурная коммуникация. 2013. №1. С. 39-43.
22. Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки//Поздеев А. В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 8 класс. М.: ВАКО, 2018. С. 24-27.
23. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М: Наука, 1996. 301 с.
24. Пронина А.В. Суфражизм как фактор развития гражданской идентичности и правового сознания женщин в Англии// Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 46-48.
25. Пруссия. Дева. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.ru/images/seareh?text=%D0%BF%D1 %80%D 1 %83%D 1 %8 1 %D 1 %81 %D0%B8%D 1 %8F%20%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5 %D0%B3%D0%BE%D1%80% - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 23.11.19).
26. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого//Средние века, 2004. № 65. С. 357-360.
27. Репина Л.П. От «домашних дел» к «делам государства»: гендер и власть
в историческом контексте»//Диалог со временем: альманах
интеллектуальной истории. 2007. №19. С. 5-27.
28. Репина, Л. П. Гендерная история: проблемы и методы
исследования//Новая и новейшая история, 1997. № 6. С. 41-58.
29. Роговцов, Д.А. Роль и место символов в политике//Палпычная сфера.
2003. № 2. С. 36-38.
30. Рябов, О. В. Гендерное измерение национализма: методологические исследования//Вестник Ивановского государственного университета (серия «Гуманитарные науки»). 2008. С. 41-51.
31. Синеокая Н. А. Лексические маркеры фемининности в политическом дискурсе (на примере интервью женщин-политиков Германии)// Политическая лингвистика. 2017. №6. С. 128-134.
32. Скотт, Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа// Гендерные исследования. - № 2 (5)., 2000. С. 142-170.
33. Суворова А. А. «Плачущая вдова», покорившая мир//Азия и Африка сегодня. 2016. №6(607). С. 55-61.
34. Суворова А. А. Женское политическое лидерство в Азии//Азия и Африка сегодня. 2013. № 3. С. 17-24.
35. Темкина А. A. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение//Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей). СПб. 1996. С. 13-18.
36. Тогоева О. И. Еретичка, ставшая святой. Две жизни Жанны д’Арк. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 576 с.
37. Чекрякова О.М. Визуальный образ Елизаветы Тюдор как аспект официальной пропаганды и репрезентации королевской власти в Англии второй половины XVI в.//История мировых цивилизаций: политическая культура как отражение общественных процессов: материалы X Всероссийской научной конференции. Красноярск, 26 мая 2016 г. / отв. ред. Е.С. Меер. Красноярск, 2017. С. 101-113.
38. Шведова Н.А. «Женщины в США: механизм гендерного
равенства»//Российский научный журнал. 2008. №1/2. С. 22-53.
39. Швец Л.Г., Шепелева Ю.Л. Гендерный аспект властных отношений: проблемы и направления развития. М: Кредо, 2015. С. 5-14.
40. Явнова И. И. Маргарет Тэтчер- железная леди
Великобритании//Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2014. №13. С.18-22.
41. Яковлева Н.М. Женщины — президенты американских стран// Философия права. 2010. № 2 (39). С. 44-47.
Использованная литература
1. Антонова Т. К. Отражение гендерной теории в учебном процессе средней общеобразовательной школы// Новые технологии. 2011. №4. С. 231-235.
2. Беем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2015. C. 308-330.
3. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Джери Д., Джери Дж. М.: АСТ, 1999; Т.1. 544 с.
4. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение. 1972. 351 с.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 384 с.
6. Горяйнова О.А. Исторический источник — карикатура [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0 %B8/637129/- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.10.19).
7. Дудина Е. А. Критическое мышление как условие успешности педагога// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. СПб., 2014. С. 40-42.
8. Жеребкина, И. А. Введение в гендерные исследования. Ч. I: учебное пособие. Харьков: ХЦГИ, 2001. 708 с.
9. Киммел, М. Гендерное общество. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 464 с.
10. Короткова С. А. Необходимость гендерного подхода в изучении
истории в школе
//URL:https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/38/151178 7978821 fade0fdd841 f2b300546c01 е7204й/Необходимость%20гендерног о%20подхода%20в%20изучении%20истории%20в%20школе.рйГ (дата обращения: 20.05.2019).
11. Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы//Женщина в российском обществе. 2001. № 3-4. С. 53-61.
12. Меер Е.С., Мут М.В. Женщины в политике в школьных учебниках по всеобщей истории (5-9 классы)//История мировых цивилизаций.
Социально-политические процессы: направления и методы
исследования. Материалы XIII Всероссийской научной конференции с международным участием. Красноярск, 8 ноября 2018 г./ отв. ред. А.Г. Канаев. Красноярск, 2019. С. 128-137.
13. Мой, Т. Сексуальная текстуальная политика. М.: «Прогресс-Традиция». 2004. 239 с.
14. Мут М. В. Женщины в школьных учебниках по всеобщей истории// Социально-политические процессы в истории мировых цивилизаций. Материалы III Всероссийской конференции кафедры всеобщей истории. Красноярск, 21 ноября 2017 г. /отв. ред. Д. В. Григорьев. Красноярск, 2018. С. 262-274.
15. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие. Калининград, 2000. 95 с.
16. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Москва: Пед. общество России, 1999. 212 с.
17. Пушкарева Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России //Историческая психология и социология истории. 2010. №2. С. 51-65.
18. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
19. Фалько Е. Л. Женские персоналии на страницах школьных учебников Отечественной истории//Арктика и Север. 2011.№4. С. 1-17.
20. Федюнина, Т.В. Гендер в условиях информационной культуры//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №2. С. 302-306.
21. Шоган В. В., Сторожакова Е. В. Методика обучения истории в школе. Ростов-на-дону: «Ростовкнига», 2016. 556 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ