Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Саморегуляция: понятие, компоненты, характеристики 9
1.2. Становление саморегуляции в младшем школьном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы саморегуляции учащихся
младшего школьного возраста на уроках физической культуры 22
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное изучение саморегуляции учащихся младшего школьного возраста 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Особенности саморегуляции учащихся младшего школьного возраста.. 33
Выводы по второй главе 50
Глава 3. Психологическая программа развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 52
3.1. Научно методологические подходы к развитию саморегуляции учащихся
младшего школьного возраста 52
3.2. Основные направления, формы, методы развития саморегуляции
учащихся младшего школьного возраста 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 83
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложение 98
Актуальность исследования: Среди обучающихся начальной школы, каждый год растет число детей не только с проблемами здоровья, но и с девиантным поведением, агрессивных, гиперактивных, инфантильных, тревожных, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, нуждающихся в психологической помощи.
Важным потенциалом становления возможностей учащихся начальных классов к саморегуляции поведения, обладает двигательная работа. Результаты многих исследований показывают, что в данном возрасте она плотно взаимосвязана с умственным развитием, позитивно мотивирована, доступна для самоанализа в большей степени, чем умственная и с большей возможностью разрешает создать для детей ситуации успеха.
Актуальность темы определяется нехваткой программ направленных на развитие саморегуляции учащихся младшего школьного возраста и совсем не представленных для уроков физической культуры.
Одно из важных мест при решении данной проблемы занимают уроки физической культуры. Двигательная активность включает в себя не только освоение движения, но и познавательный, личностный и саморегулирующий процесс. Двигательная активность прививает человеку здоровый образ жизни, самоконтроль в стрессовых ситуациях и умение преодолевать агрессивность.
В настоящее время, формирование у учащихся системы саморегуляции является сложной задачей современного обучения, которая необходима для эффективного выполнения учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного. Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования личностной саморегуляции. В настоящее время достаточно исследована регуляция различных видов деятельности, отдельных психических состояний и процессов, регуляция личности и ее поведения.
Так же в настоящее время имеется обширный материал экспериментальных и теоретических исследований в этой области у таких ученых как (А.Г. Асмолов, 1994; Л.М. Веккер, 1981; В.А. Иванников, 2006; О.А. Конопкин, 1989; Е.Г. Ксенофонтова, 1988; Н.А. Ратинова, 1998). Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л.С. Выготского (1928), А.Н. Леонтьева (1977), С.Л. Рубинштейна (1958), и др.
Большой вклад в изучение собственно 4 психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как (П.Я. Гальперин, 1952; А.В. Запорожец, 1953; Т.В. Захарова, 1973; В.А. Иванников, 2006; О.А. Конопкин 1972 и др.). В работах, посвященных изучению детей саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, 1999; В.И. Лубовский,1999; Н.Г. Лутонян, 1976; О.С. Орлова 1997 и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, 1992; С.Д. Максименко 1992 и др.). Вместе с тем, проблема развития и формирования саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Цель исследования: изучить особенности саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры и разработать психологическую программу по их своевременной коррекции.
Объект исследования: саморегуляция учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры являются: недостаточное развитие волевых качеств и эмоциональной устойчивости; противодействие стрессовым воздействиям и ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, а так же, способности отстаивать свои убеждения. Разработанная нами психологическая программа, позволит сформировать на уроках физической культуры умения саморегуляции учащихся младшего школьного возраста. При реализации нашей комплексной программы формирование саморегуляции станет более успешной.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1. На основании анализа научной психологической и психолого-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
2. Выявить особенности саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
3. Разработать психологическую программу формирования саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу составляют:
- подходы к изучению способностей младшего школьника к саморегуляции (Л.С.Выготский, (1923); P.M.Грановская, (1984); В.В. Давыдов, (1996); И.В. Дубровина, (1988); И.М. Никольская, (1997) и др.).
- разработка программ формирования навыков эмоциональной саморегуляции (Л.С.Акопян, (2010); Е.К.Агеенкова, (2003); Н.Р.Битянова, (1998); С.О.Ларионова, (2006) и др.)
- представления о психологических особенностях младших школьников (Л.С.Выготский, (1923); А.В.Запорожец, (1981); Д.Б.Эльконин, (1973) и др.);
Методы и методики исследования:
1) Теоретические методы (анализ научной психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) Эмпирические методы: наблюдение; экспериментальные методы:
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; психодиагностический метод реализован с помощью вербально-коммуникативного метода (беседа) и с помощью следующих психодиагностических методик: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого (1976) [63,с.376]; «Изучение уровня
саморегуляции» У.В. Ульенковой (1983) [82,с.108]; «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса (1995) [72, с.321].
3) Методы количественного и качественного анализа: метод описательной статистики (процентное соотношение), интерпретационные методы.
Организация исследования: эксперимент проходил в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «средняя школа №121», г. Красноярск. В исследовании принимали участие учащиеся младшего школьного возраста, а именно ученики 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет. Общий объем экспериментальной группы составил 23 учащихся, из них 14 мальчиков и 9 девочек.
Этапы реализации исследования: исследование проводилось в несколько этапов в период с 2019 по 2021 гг.:
1 этап - (сентябрь 2019 - апрель 2020 гг.): подбор и анализ общей психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, определение ее современного состояния; отработка понятийного аппарата исследования, определение объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, постановки задач, подбор методик исследования;
2 этап - (май 2020 - сентябрь 2020 гг.): постановка констатирующего эксперимента на изучение саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры на основании подобранных диагностических методов и методик;
3 этап - (октябрь 2020 - май 2021 гг.): разработка и реализация психологической программы развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
4 этап - (июнь 2021 -ноябрь 2021): реализация контрольного эксперимента, анализ полученных результатов и оценка эффективности разработанной психологической программы по развитию саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры , сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, формулирование выводов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данные исследования позволяют расширить и углубить существующие теоретические представления по проблеме изучения развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Так же уточнить терминологическую сторону понятия «саморегуляция», теоретически обосновать психологическую программу, разработанную в данном исследовании, расширить знания о специфике формирования саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Практическая значимость исследования определяется получением качественных и количественных данных по результатам проведенного исследования изучения развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, которые могут быть полезны учителям и педагогам-психологам. Разработанная в исследовании психологическая программа развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры может быть рекомендована психологам, педагогам и другим специалистам, которые работают с исследуемой категории учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список литературы из 90 наименований, приложения. Объем работы составляет 118 страниц.
Целью нашего исследования стало изучить особенности саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры и разработать психологическую программу по их своевременной коррекции.
Для подтверждения нашей гипотезы был проведен эксперимент на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «средняя школа №121», 3 «А» класс в составе 23 человек в возрасте 8-9 лет, из которых 14 мальчиков (60,86% от общего числа детей в классе) и 9 девочек (39,14% от общего числа детей в классе.
Понятие саморегуляции в психолого - педагогической литературе активно рассматривается в работах многих авторов, которые предпринимают попытки вычленения видов и уровней саморегуляции. Саморегуляция рассматривается как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость и пластичность на любом ее уровне.
Краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции показывает, что понятие саморегуляции следует рассматривать как интегративный процесс и как целостную динамическую систему функционирования разных уровней и аспектов. Изменения на одном из уровней будут влиять на ее другие уровни и на систему в целом.
Анализируя взгляды ученых, исследованы волевой и эмоциональный компоненты, а так же компонент регуляции действия младших школьников, т.к. для школьников очень важно: не допускать спонтанные реакции на определенные события, которые в особенности могут затрагивать учебную деятельность; вырабатывать такие качества, как дисциплинированность и выдержка, которые пригодятся им в дальнейшем обучении; реализовывать поставленные цели; управлять собой и своими чувствами; осуществлять контроль и оценку результатов своих действий.
В работе было осуществлено целеполагание процесса развития навыков саморегуляции младших школьников, которое позволило выявить текущий уровень сформированности саморегуляции у младших школьников; проанализировать и обобщить результаты первичной диагностики; реализовать программу развития навыков саморегуляции младших школьников; проанализировать эффективность программы развития навыков саморегуляции младших школьников; провести повторную диагностику сформированности эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников; проанализировать и обобщить результаты повторной диагностики.
При отборе диагностического инструментария мы опирались на задачи исследования. Методики предназначались для оценки волевых качеств, определения уровня сформированности саморегуляции, а так же изучения и уровня характера тревожности связанного со школой у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость разработки и реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, для подтверждения гипотезы.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что наибольшие изменения произошли по показателям волевого компонента саморегуляции (волевое качество «самостоятельность» увеличилось на 17,4%, волевое качество «выдержка» увеличилось на 13%, волевое качество «дисциплинированность» увеличилось на 8,7% на высоком уровне), по показателям компонента регуляции действия (средний уровень саморегуляции увеличился на 8,7%, уровень саморегуляции выше среднего увеличился на 8,8%), по показателям эмоционального компонента саморегуляции (низкий уровень школьной тревожности увеличился на 26,1%, повышенный уровень школьной тревожности снизился на 17,4%, высокий уровень тревожности снизился с 9% до 0%).
Таким образом, реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников, способствовала развитию компонента регуляции действия испытуемых, так же в ходе реализации программы развития мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа развития навыков саморегуляции позволила оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.
Эффективность программы подтверждается положительными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Следовательно, гипотеза подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза, сформулированная на начальном этапе, заключающаяся в предположении о том, что особенностями саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры являются: недостаточное развитие волевых качеств (самостоятельность, выдержка, дисциплинированность), уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности, а так же, уровня и характера тревожности, связанного со школой у учащихся младшего школьного возраста. Разработанная нами психологическая программа, позволит сформировать умение саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста. При реализации нашей комплексной программы формирование саморегуляции станет более успешной, нашла подтверждение.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. - М.: ИОИ, 2017. - 176 с.
2. Антипова, Д.А. Актуальные вопросы современной психологии по саморегуляции личности / Д.А. Антипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. - 2017. -
№ 7. - С. 64.
3. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. - М., 2015. - 300 с.
4. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Алла Валериевна Аркадьева // Начальная школа плюс До и после. - 2015. - №2. - С.8-11.
5. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2015. - 161с.
6. Андронова Е.О. Психология и педагогика// Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии. М., 2018. С. 149 -152.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М.:
Издательство Эскмо, Москва, 2017. - 177с.
8. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.— М.: Институт психологии РАН, 2016.— 512 с.
9. Асмолов А.Г. Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2017.— 824 с.
10. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика?. - М.: Издательство Просвещение, 2015. - 111с.
11. Белопольская Н.Л. Экспериментально-психологические
исследования личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]/ Белопольская Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито- Центр, 2018.— 32 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15674.—ЭБС «IPRbooks», по паролю
12. Божович Л.И Развитие воли в онтогенезе // [Электронный ресурс]
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 2017. - с. 302 - 332. - URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63126.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». - 2008. - 276с.
14. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2017. - 298с.
15. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды
[Электронный ресурс]/ Брушлинский А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2016.— 623 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15533.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
16. Бодалев, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 2-7.
17. Братусь, Б.С. Общая психология как университетская наука / Б.С. Братусь
// Вестник Московского университета. - 2015. - № 3. - С. 73-82.
18. Бандура, А. Теория социального научения: монография / А. Бандура. -М.: Директ-Медиа, 2008. - 532 с.
19. Боркина, Н.П. Основы развития саморегуляции ребенка / Н.П. Боркина. -URL:https://urok.1sept.ru(дата обращения: 23.10.2019).
20. Варгас, Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж. Варгас. - М.: Оперант, 2015. - 480 с.
21. Вареца, Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников / Е.С. Вареца // Вестник «АГУ». - 2015. - № 2 (159). - С. 147-151.
22. Волкова, Т.Г. Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для студентов спец. / Т.Г. Волкова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 80 с.
23. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.
Выготский. - М.:Юрайт, 2017. - 480 с.
24. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы:
Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 117 с.
25. Гонина, О.А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О.А. Гонина. - М.: «Флинта», 2018. - 278 с.
26. Гордеев, И.П. Саморегуляция в младшем школьном возрасте. -
URL: https://multiurok.ru/files/samoreguliatsiia-v-mladshem-shkolnom-
vozraste.html(дата обращения 15.01.2020).
27. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2019. - 240с.
28. Волков Б.С. Психология младшего школьника [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Волков Б.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 208 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/36520.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
29. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд- во Эксмо, 2015. - 1136 с.
30. Гессманн Х-В, Севастьянов П.С. Концепция ненасильственного
общения М. Розенберга [Электронный ресурс] //
Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. №
2.С. 84- 91. URL:
http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70115.shtml (дата обращения: 02.05.2016) 18.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: Харвест, 1998. - 225с.
31. Гостев А.А. Психология вторичного образа. - М.: Институт психологииРАН, 2017. - 512с.
32. Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 415 c.— Режим
доступа:http://www.iprbookshop.ru/3829.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
33. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — М.: Юрайт 2017 — 608 с.
34. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2014. — 194с.
35. Зобков, А.В., Турчин, А.С.
Саморегуляция учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. - Владимир-Иваново, 2013. - 251 с.
36. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной
деятельности : монография / А.В. Зобков. - Иваново-Санкт
Петербург, 2013. - 320 с.
37. Иванова, Л. В., Слав, М. Г. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образован / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7. - С. 36-40.
38. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - М.: Фениск, 2013. - 352 с.
39. Давыдов, В.В. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.6 Директ-медиа, 2014. - 331 с.
40. Драгунова, И.В. Хрестоматия по возрастной психологии: «Кризис» объясняли по-разному / И.В. Драгунова. - Воронеж : Издательство НПО Модек, 2018. - 501 с.
41. Конопкин О.А.Общая способность к
саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 127-135 23. В.И. Долгова. Управление процессом
саморегуляции у младших школьников / В.И. Долгова //
Психологические науки. - 2019. - № 1. - С. 203-205.
42. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / И.В. Дубровина. - М., 2015. - 368 с.
43. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого - педагогические технологии в начальной школе: монография. - M.: Издательство Перо, 2015. - 200с.
44. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно - практической конференции. (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 - Новокузнецк:
РИО КузГПА, 2018. - С. 45-47
45. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии.
- М.: Когито-Центр, 2018. - 187с.
46. Зелинский, А.С. Психическая саморегуляция (аутотренинг) / А.С. Зелинский. - URL:https://psyfactor.org/lib/zln16.htm(дата обращения: 01.12.2019).
47. Иванова, Л. В., Слав М. Г. Формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.
- Т. 44. - С. 157-166. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56990.htm(дата обращения 12.12.2019).
48. Ильясова, Г.И. Развитие саморегуляции младших школьников : диагностика и развитие / Г.И. Ильясова. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. - 37 с.
49. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. 3-е изд.
- СПб.: Питер, 2016, - 208с.
50. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер 2019, - 368с.
51. Князева Т.Н. Психологическая система сопровождения готовности младших школьников к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12817.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
52. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст].
— М.: Академический проект, 2017. - 420 с.
53. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно - функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2018. №3. С. 5-12
54. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - 2-е изд., М: Ленанд, 2019. - 320с.
55. Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Королева Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.— 63 с.
56. Купцова, С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья / С.А. Купцова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 221-227.
57. Лазарев, С.Н. Концепция системы половой саморегуляции и история ее развития / С.Н. Лазарев. - URL:https://psy.wikireading.ru/76273(дата обращения: 25.01.2020).
58. Лейтес, Д.И. Психология одаренности детей и подростков / Д.И. Лейтес. -М.: Academia М, 2012. - 332 с.
59. Лупанова, Е.П. Самоконтроль у младших школьников и его развитие в учебной деятельности / Е.П. Лупанова // Народной образование. - 2015. - С.44-46.
60. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2017. - 214 c.
61. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции / В.И. Моросанова. - М.: Нестор-история, 2012. - 280 с.
62. Олпорт Г. Диспозициональное направление в теории личности / Г.Олпорт. - Санкт Петербург, 2015. - 309 с.
63. Осадько, О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников : диссертация канд. псих. наук. - Киев, 2011. - 170 с.
64. Парыгин, Б.П. Анатомия общения: учебное пособие / Б.П. Парыгин. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 301 с.
65. Панкратова, Т.М. Саморегуляция в социальном поведении : учебное пособие / Т.М. Панкратова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
66. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский. - М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2017. - 528 с.
67. Прохоров, О.А. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности: монография / О.А. Прохоров. - Москва: ПЕРСЭ, 2005. - 350 с.
68.
Развитие саморегуляции младших школьников. - URL:
http://psihdocs.ru/razvitie-samoregulyacii-u-mladshih-shkolenikov (дата
обращения: 25.11.2019).
68. Седова, Е.О. Коррекция нарушений формирования
саморегуляции у младших школьников : дис....кан.псих.наук 19.00.10 ;
Московский городской псих.-пед.ун-т. - Москва, 2015. - 155 с.
70.
Серебренникова, В.Г. Диагностика младших школьников. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/01/13
(датаобращения 02.09.2019).
69. Слободняк, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у уча- щихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практ. пособие / Н. П. Слободняк. М.: АйрисПресс, 2012. - с. 176.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373] // Приказ Министерства образования РФ. - 2009. - № 373. - 41 с.
71. Федоренко, Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе / Л.Г.Федоренко. - М.: МГППУ, 2017. - 272 с.
72. Федосеева, Е.С. Формирование личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками : дис.кан.пед.наук : 13.00.01 / Е.С. Федосеева ; Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2016. - 172 с.
73. Фельдштейн, Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Д.И. Фельдштейн. - М., 2015. - 523 с.
74. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - URL: http://adalin.mospsy.ru/l 01 06.shtml(дата обращения 11.12.2019).
75. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ / А. Фрейд. - М.: ИОИ, 2016. - 356 с.
76. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Электронная библиотека. - URL:http://pedlib.ru/Books/1/0374/1 0374-75.shtml(дата обращения 01.11.2019).
77. Шагивалеева, Г.Р., Бильданова, В.Р. Основы психической саморегуляции: учебное пособие /Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2016. - 41 с.
78. Щербаков, А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии / А.И. Щербаков. - М., 2015. - 226 с.
79. Ядов, В.А. Социологические исследования младших школьников / В.А. Ядов // Социальная педагогика. - 2015. - № 9. - С. 145-146
80. Bar-On R., EQ-i. Bar-On emotional quotient inventory, technical manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems. 1997.
81. Bar-On R., Parker J.D.A. The Bar-On R. EQ-i: YV: Technical manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems.2000
82. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. Supl. P. 13-25.
85. Bechara A., Tranel D., Damasio A.R. Poor judgment in spite of high intellect: Neurological evidence for emotional intelligence // The Handbook of Emotional Intelligence. Jossey-Bass, San Francisco. 2000 P. 192-214.
86. Cote S., Miners C.T.H. Emotional intelligence, cognitive intelligence, and job performance // Administrative Science Quarterly. 2006. Vol. 51. No. 1. P. 1-28
87. Denham S. A. Social - emotional competence as support for school readiness: what is it and how do we assess it. Early education and development. 2006. Vol. 17. Issue 1. P. 57-89.
88. Denham S. A., Bassett, H. H. & Wyatt, T. (2007). The socialization of emotional competence. In J. E. Grusec, & P. D. Hastings (Eds.), Handbook of socialization (pp. 614637). New York: The Guilford Press.
89. Denham S. A., Blair, K. A., DeMulder, E., Levitas, J., Sawyer, K. 208 Auerbach - Major, S., Queenan, P. Preschool Emotional Competence: Pathway to Social Competence, Child Development . 2003. Vol. 74. N. 1. P.238-256.
90. Denham S. A., Salich, M., Olthof, T., Kochanoff, A. & Caverly, S. (2004). Emotional and social development in childhood. In P. K. Smith, & C. H. Hart, (Eds.), Childhood Social Development (pp. 307-328). Oxford: Blackwell Publishing Ltd.