ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОРЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БРОДСКОГО В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 5
1.1. Особенности художественного мировосприятия И.А. Бродского 5
1.2.Основные концепты прозы и поэзии И.А. Бродского 9
1.3.Маринистические мотивы в творчестве писателей и поэтов XX века 13
ГЛАВА 2. МОРСКИЕ ПЕЙЗАЖИ В ПОЭЗИИ И.А. БРОДСКОГО: ИСТОКИ И ФУНКЦИИ 17
2.1Образ моря и связанные с ним ключевые мотивы 17
2.2Истоки морской тематики в творчестве И.А. Бродского 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В творчестве Иосифа Александровича Бродского достаточно часто прослеживаются маринистические мотивы. В широком числе его стихотворений и поэм зачастую в той или иной степени фигурируют темы, связанные с морем и морской тематикой, в целом. Связано ли в это с теплым отношением русского и американского поэта к морю либо такому проявлению маринистических мотивов в творчестве И.А. Бродского есть какие-либо другие объяснения?
В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены конкретные примеры проявления маринистических мотивов в поэзии И.А. Бродского, а также проанализирован путь его становления в качестве известного во всем мире поэта. И на основе соответствующих взаимосвязей, которые планируется выявить в процессе исследования, будут определены источники и особенности проявления маринистических мотивов в творчестве И.А. Бродского.
Целью курсовой работы является раскрытие способов художественного воплощения маринистических мотивов в поэзии И.А. Бродского, характеристика связанных с ними художественных средств их функций.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• привести краткий обзор особенностей художественного мировосприятия И.А. Бродского;
• конспективно изложить основные концепты прозы и поэзии И.А. Бродского;
• в качестве контекста представить краткий обзор проявления маринистических мотивов в творчестве писателей и поэтов XX века;
• охарактеризовать ключевые мотивы, связанные у И.А. Бродского с морской тематикой;
• проследить истоки морской тематики в творчестве И.А. Бродского.
Объектом исследования является поэзия И.А. Бродского.
В качестве предмета исследования выступают способы воплощения и функции маринистических мотивов в творчестве И.А. Бродского.
Теоретическая база исследования является достаточно серьезной, в курсовой работе были проанализированы как стихотворения и поэмы самого И.А. Бродского, так и соответствующие материалы, подготовленные различными учеными, которые занимались исследованиями его поэзии.
В данном случае можно выделить следующих специалистов, которые изучали творчество И.А. Бродского: В.Г. Бондаренко, К.А. Верещагина, А.С. Гасангаджиева, К.А. Кадырова, О.И. Глазунова, О.В. Еремина, В. Харитонова, И.М. Жукова, К.А. Жулькова, И.И. Плеханова, М.С. Салинкина, В.Д. Серафимова, А.А. Чевтаев и другие авторы.
Методы исследования, использованные в рамках написания курсовой работы – сравнительно-типологический, историко-функциональный, метод структурного анализа.
Структура курсовой работы также несет достаточно стандартный характер. Все начинается с Введения, в котором обосновывается актуальность исследования, определяются его объект и предмет, а также цель и задачи. Далее идет основная часть, представленная двумя главами – теоретической и аналитической. В довершение всего, в работе представлено Заключение, в котором зафиксированы результаты по проведенному исследованию.
Проведенное исследование маринистических мотивов в творчестве Иосифа Бродского позволило выявить многогранную и глубоко символическую связь автора с морем на протяжении всей его поэзии. Увлечение И.А. Бродского морским миром не ограничивается простым описанием, поскольку через маринистические мотивы поэт исследует темы вольности, вечности и состояния человека.
Прежде всего, в качестве вывода необходимо отметить, что использование И.А. Бродским маринистических мотивов подчеркивает его отношение к явлению свободы. Морская необъятность и неукротимая природа становятся метафорами бегства от социальных и экзистенциальных ограничений. И.А. Бродский изображает море как царство возможностей, где людям доступно найти утешение и автономию.
В равной степени маринистические мотивы имеют и экзистенциальный вес в творчестве И.А. Бродского, поскольку они всецело отображают его размышления о жизни, смерти и состоянии человека. Море становится символом как красоты, так и опасности, оно содержит в себе сложности существования и неизбежность смерти. Исследование И.А. Бродским разных тем, включая тоску, утрату и течение времени, обогащается использованием им морских образов, что придает глубину и резонанс его размышлениям о человеческом опыте.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что маринистические мотивы являются центральным и крайне серьезным элементом в поэзии Иосифа Бродского, поскольку за их счет поэт смог сформировать богатую палитру символизма, с помощью которой он исследует темы свободы, вечности, времени и экзистенциальных поисков. Выразительными изображениями моря Иосиф Александрович Бродский приглашает читателей задуматься о тайнах бытия и непреходящем очаровании мира природы.
1. Азаренков А.А. «Красноречие» как конструктивный принцип поэтики «Больших стихотворений» Иосифа Бродского / А.А. Азаренков // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2015. – № 6. – С. 78-82.
2. Бондаренко В.Г. Морская душа [Электронный ресурс] // Вики Чтение – научно-просветительский проект. – Москва, 2024. – URL: https://biography.wikireading.ru/266884 (дата обращения: 16.03.2024).
3. Верещагина К.А. Вопросы изучения маринистики как жанра в отечественном литературоведении / К.А. Верещагина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – № 2 (35). – С. 14-20.
4. Гасангаджиева А.С. Резонантное пространство в поэтическом цикле Иосифа Бродского «Новый Жюль Верн» / А.С. Гасангаджиева, К.А. Кадырова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2018. – № 3. – С. 41-46.
5. Глазунова О.И. В погоне за призраками (О стихотворении Бродского «Новый Жюль Верн») / О.И. Глазунова // Русская литература. – 2007. – № 2. – С. 64-84.
6. Еремина О.В. Образ воды в сборнике И. Бродского «Пейзаж с наводнением» / О.В. Еремина, В. Харитонова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. – 2016. – С. 45-52.
7. Жукова И.М. Образ пустоты в лирике И. Бродского / И.М. Жукова // Универсальное и культурно-специфичное в языках и литературах: сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции (в рамках проекта «Дни Германии в Кургане»). – Курган: Курганский государственный университет, 2022. – С. 24-27.
8. Жулькова К.А. Основные концепты поэзии И.А. Бродского / К.А. Жулькова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. – 2020. – № 4. – С. 91-97.
9. Капец О.В. «Времяпространство» в поэзии И.А. Бродского / О.В. Капец, В.П. Капец // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: материалы Международной научной конференции. – Майкоп: Издательство Адыгейского государственного университета, 2018. – С. 49-56.
10. Кидярова Е.Е. Образный строй стихотворений И. А. Бродского и их англоязычных коррелятов / Е.Е. Кидярова // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – № 4. – С. 158-161.
11. Плеханова И.И. Поэтическое осознание трагедии существования в поэзии Иосифа Бродского / И.И. Плеханова // XX Свято-троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге: сборник материалов XX Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, 2020. – С. 159-207.
12. Ряпина Т.В. Трансформация категории пространства и времени в переводных текстах И. Бродского (Сборник «Часть речи») / Т.В. Ряпина // Вопросы филологических наук. – 2008. – № 6. – С. 96-104.
13. Салинкина М.С. Иосиф Бродский: от трагического к возвышенному («Письмо в бутылке» и «Новый Жюль Верн») / М.С. Салинкина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: филология. Журналистика. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 94-97.
14. Серафимова В.Д. И.А. Бродский. Поэтика. Мифологические, социальные, нравственные образы, молитвы / В.Д. Серафимова // Cross – Cultural Studies: Education and Science. – 2021. – Т. 6. – № 3. – С. 27-32.
15. Твердислова Е. Поэзия как поступок: опыт Бродского / Е. Твердислова // Вестник культурологии. – 2017. – № 1 (80). – С. 98-134.
16. Твердохлеб О.Г. Грамматика причастных оборотов, атрибутивно характеризующих акватическую лексику, в поэтическом тексте Иосифа Бродского / О.Г. Твердохлеб // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 1-2 (44). – С. 34-40.
17. Чевтаев А.А. Система персонажей в повествовательной поэзии И. Бродского / А.А. Чевтаев // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2006. – Т. 65. – № 2. – С. 55-64.
18. Иосиф Бродский «С видом на море» [Электронный ресурс] // «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект. – Москва, 2024. – URL: https://www.culture.ru/poems/30519/s-vidom-na-more. (дата обращения: 11.03.2024).
19. Морские маневры [Электронный ресурс] // Русская поэзия – онлайн-сборник материалов. – Москва, 2024. – URL: https://rupoem.ru/brodskij/ataka-pterodaktilej-na.aspx. (дата обращения: 12.03.2024).
20. Письмо в бутылке [Электронный ресурс] // Интернет-портал памяти Иосифа Бродского. – Москва, 2024. – URL: https://brodskiy.su/pismo-v-butylke. (дата обращения: 14.03.2024).