Введение 5
Глава 1.Теоретические основы развития творческих способностей школьников ... 7
1.1 Теоретические обоснование процесса развития творческих способностей
школьников посредством факультативных курсов 7
1.2 Формы и методы развития творческих способностей обучающихся 12
Глава 2. Разработка факультативного курса «Аморфные материалы» 19
2.1 Разработка программы и содержания факультативного курса «Аморфные
материалы»» для школьников 7-8 классов 19
2.1.1 Предмет исследования «Аморфные материалы» 23
2.1.2 Аморфные материалы в повседневной жизни 30
2.1.3 Изучение аморфных материалов как средство развития творческой
деятельности обучаемых 32
2.2 Разработка и реализация факультативного курса «Аморфные материалы» для
школьников 8-9 классов 33
2.3 Технология создания украшений из аморфных материалов на примере
эпоксидной смолы 34
2.4 Результаты творческого развития обучающихся на факультативном курсе
«Аморфные материалы» 47
Заключение 49
Список использованных источников и литературы:
Аморфные материалы является самыми широко применяемыми материалами в быту, строительстве, на транспорте благодаря своим уникальным качествам: твердости, химической устойчивости к активным химическим реагентам, относительной дешевизне производства. Без него невозможно изготовить оптические приборы, телевизоры, космические корабли и др. Несмотря на успехи в создании новых материалов широкого назначения, неорганические стекла после камня, бетона, металла прочно занимают одно из главных мест среди используемых в практике.
Человеку с древнейших времен известны природные аморфные материалы (янтарь, стекла вулканического происхождения), а вырабатывать их он научился несколько тысяч лет назад. Производство совершенствовалось на протяжении веков, но долгое время этот процесс определяло искусство мастеров, опыт которых передавался из поколения в поколение. В народном хозяйстве ориентировочно можно выделить следующие основные области применения стекла: строительная промышленность, производство стеклотары, химической посуды; электровакуумная промышленность, использование стекла в качестве декоративного материала, оптическая промышленность и приборостроение. Актуальность темы исследования заключается в том, что в связи с преобразованием внеклассной работы в систему дополнительного образования возникла потребность в разнообразных видах неформального образования для личности и общества в целом. Данный факультативный курс побуждает детей творить, дает возможность учителю развивать творческую личность. Занятия по данной тематике отличаются большим разнообразием, изобретательностью, импровизацией, что позволяет введением данного курса в качестве факультатива в школьную программу. Для создания условий не необходимости задействовать материальную базу.
Сам процесс изучения структуры аморфных материалов и сфер их применения вызывает положительные эмоции у учеников. Из этих материалов производится огромное количество различных предметов.
Объект исследование: внеурочная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей на факультативных занятиях «Аморфные материалы».
Цель исследования: разработать программу по развитию творческих способностей обучающихся на факультативном курсе «аморфные материалы». Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Задачи:
1) Проанализировать научно теоретическую литературу и практический опыт по проблеме исследования.
2) Выявить эффективные формы и методы развития творческих способностей обучающихся.
3) Разработать программу и содержание факультативного курса «аморфные материалы»
4) Выявить результаты творческого развития обучающихся.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть применены: на внеклассных занятиях с целью углубленного изучения модуля образовательной области «Технология», раздела «художественная обработка материалов», для развития творческих способностей учащихся. Могут использоваться педагогами учреждений дополнительного образования, студентами, родителями.
В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно. В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура творческого процесса, управление творческим процессом. Показано, что развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.
Во второй главе были рассмотрены такие проблемы как: создание плана преподавания факультативного курса «Аморфные материалы», его апробация. Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения.
Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.
Цель работы - разработать программу по развитию творческих способностей обучающихся на факультативном курсе «аморфные материалы» достигнута с помощью решения следующих задач:
Была проанализирована научно теоретическая литература и практический опыт по проблеме исследования.
Выявлены эффективные формы и методы развития творческих способностей обучающихся.
Разработана программа и содержание факультативного курса «Аморфные материалы»
Выявлены результаты творческого развития обучающихся.