ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Теоретический анализ становление игр как человеческой
деятельности 6
1.2. Социализация личности как социально-педагогический феномен... .15
1.3. Психологические и физиологические особенности детей 7-8 лет....23
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА III ВНЕДРЕНИЕ ИГР В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
3.1. Обоснование, выявление и применение игр в деятельности групп продленного дня детей 7-8 лет 35
3.2. Выявление результативной применения игр в деятельности групп
продленного дня детей 7-8 лет 46
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Социализация детей 7-8 лет на первой ступени школьного образования крайне важна, так как дома получить такой опыт ребёнок вряд ли сможет. На первой ступени школьного образования продолжается после ДОУ распределение ролей, кроме того, ребёнок начинает понимать свою роль в обществе и постепенно становится самостоятельным. Поскольку ведущим видом деятельности в образовании детей этого возраста является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка.
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра это практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта [15].
Именно в игре он развивается и реализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. По мнению многих исследователей, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер [28]. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Подвижные игры очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива [3]. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. Подвижные игры не только способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций, а также учат детей взаимодействовать друг с другом. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций [32].
Процесс социализации входе подвижной игровой деятельности успешно формируется и развивается, приобретает высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности . Когда дети играют вместе в подвижные игры, они учатся уступать друг другу, договариваться, строят свои взаимоотношения, общаются. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха [19].
Кроме того, игра служит средством развития и самореализации школьников первой ступени, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Объект исследования: деятельность групп продленного дня детей 7-8 лет.
Предмет исследования: игры, влияющие на социализацию детей 7¬8 лет.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить игры в группы продленного дня с целью социализации детей 7-8 лет.
Гипотеза исследования:
Процесс социализации детей 7-8- лет будет более результативным, если в группе продленного дня использовать игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать в психолого-педагогических источниках
процесс социализации детей 7-8 лет.
2. Выявить, обосновать и внедрить в деятельность групп продленного дня игры, влияющие на социализацию детей 7-8 лет.
3. Выявить результативность внедренных игр в деятельности групп продленного дня.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что:
— Выявлены игры, влияющие на социализацию детей 7-8 лет;
— Игры внедрены в деятельность групп продленного дня.
1. Проанализировав в психолого-педагогических источниках процесс социализации, мы выяснили, что человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
2. Нами были выявлены, обоснованны и внедрены в деятельность групп продленного дня игры влияющие на социализацию детей 7-8 лет.
3. Была выявлена результативность по запоминанию двигательных действий, методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда. (принятие себя; эмоциональная комфортность, адаптивность).
1. Анатомия стретчинга: большая иллюстрированная энциклопедия; / пер. с англ. Н.А. Татаренко. - Москва: Эксмо, 2018. - 224 с.: ил. - (Анатомия спорта).
2. Артемов, Д.Н. Диагностика и коррекция нарушений осанки у
школьников: автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.09, 14.00.51 /
Артемов Дмитрий Николаевич. - Москва, 2005. - 24 с.
3. Аршин, В.В. Роль реабилитации двигательного стереотипа при
коррекции патологии опорно-двигательной системы / В.В. Аршин, Н.В. Сушина // Актуальные вопросы профилактики, ранней диагностике, лечения и медицинской реабилитации больных с неинфекционными заболеваниями и травмами: материалы IV
межрегиональной науч.-практ. конф. Центрального федерального округа междунар. участием для специалистов, оказывающих помощь по медицинской реабилитации. - Иваново, 2016. - С. 46-48.
4. Аухадеев, Э.И. Исследование аппарата движений детей как сложноорганизованной развивающейся системы / Э.И. Аухадеев, О.Б. Сергеева // Физкультура в профилактике, лечении, реабилитации: научно-практический журнал. - 2010. - №3-4 (34-35). - С. 92-95.
5. Бальсевич, В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5 - 65 лет): автореф. дис. ... д-ра биол. наук / В.К. Бальсевич. - Москва, 1971. - 38 с.
6. Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания с
оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, В.Г. Болыпенков, Ф.П. Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. - 1996. - № 2. - С. 13 - 18.
7. Бальсевич, В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников / В.К. Бальсевич // Советская педагогика. -1993. - № 8. - С. 18-21.
8. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - Москва: Книга по Требованию, 2012. - 253 с.
9. Болванович, А.Е. Особенности действия некоторых комплексов лечебной гимнастики при асимметричной осанке и сколиотической болезни 1-11 степени / А.Е. Болванович, А.А. Усанова, Н.А. Аширова, О.Н. Букаев // Современные тенденции развития науки и технологий. - Белгород, 2016. - № 6-4.- С. 66-69.
10. Гавердовский, Ю.К. Двигательный навык и автоматизация
двигательных действий в спорте / Ю.К. Гавердовский // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - Москва, 2012. - №1 (23). - С 46-49.
11. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. - Москва: Физкультура и Спорт, 2007. - 912 с.
12. Гайдук, А.А. Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста со статическими нарушениями опорно - двигательного аппарата / А.А.Гайдук, А.А. Потапчук // Гений ортопедии. - 2011. - №4. - С. 58-62.
13. Городничев, Р.М. Физиология силы: монография / Р.М. Городничев, В.Н. Шляхтов. - Москва: Спорт, 2016. - 166 с.
14. Григорьев, Д.Н. Программно-целевой подход к управлению детским оздоровительным лагерем / Д.Н. Григорьев // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: сб. ст. - Витебск, 2017. - С. 17-20.
15. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
/ авт. -сост. Г.Н. Германов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. -224 с. (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль).
16.Загревский, В.О. Адаптивные методы обучения спортивным
упражнениям / В.О. Загревский // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической
подготовки: сборник статей / ответственный редактор Ю.П.
Шкаплеров. - Могилев, 2014. - С.55-61.
17.Зациорский, В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В.М. Зациорский, А.С. Аруин, В.Н. Селуянов. - Москва: Физкультура и спорт, 1981. -143 с.
18.Зинчук, В.В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие/ В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. - 3-е изд., стер. - Минск: Высшэйшая школа, 2014. - 431с.: ил.
19. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва: Спорт, 2016. - 464 с.
20. Казакова, О.В. Анализ физического развития учащихся на этапе поступления в школу / О.В. Казакова, А.А. Шибков, М.А. Силкина // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2011. - Ч. 2. - С. 79-81.
21. Коваленко, Н.В. Роль непрерывного физического воспитания в развитии школьников и сохранении их здоровья / Н.В. Коваленко. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2003. - 70 с.
22. Комачева, О.А. Стабилометрические показатели равновесия детей 5-7 лет с различным состоянием сводов стоп / О.А. Комачева, Ю.П. Галкин, Л.В. Виноградова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 69-72.
23. Контрерас, Б. Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса / Б. Контрерас; пер. с англ. С. Э. Борич. -Минск: Попурри, 2014. - 224 с.: ил.
24. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка / под ред. проф. В.Н. Шестаковой. - Смоленск, 2003. - 592 с.
25. Кудяшева, А.Н. Влияние комплексной методики на состояние опорно - двигательного аппарата и физической подготовленности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки / А.Н. Кудяшева, З.М. Кузнецова, И.Ш. Мутаева // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№7. - С. 90-92.
26. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия
«координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1. - С. 48-50.
27. Маслова, Г.М. Онтогенез мышечной работоспособности: причины и следствия / Г.М. Маслова // Физиология развития человека: материалы междунар. конф., Москва, 22-24 июня 2009 г. - Москва: Вердана, 2009. - С. 61-62.
28. Медведева, Е.Н. Теория и методика обучения базовым видам спорта (подвижные игры): учебно-методическое пособие / Е.Н. Медведева, А.А. Манойлов. -Великие Луки, 2013. - 207 с.
29. Мирзаев, Дж.А. Силовые тренировки для детей и подростков: систематизация научной информации / Дж.А. Мирзаев, М.Б. Пальчук // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - №3. - С. 61¬78.
30. Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация:
перевод с немецкого / под редакцией Й.М. Йегера, К. Крюгера; под
общей редакцией Д.Г. Калашникова. - Москва: Практическая медицина, 2016. - 408 с.
31. Никифорова, О.А. Здоровьесберегающие аспекты профильного
обучения / О.А. Никифорова, В.И. Навалихина, Е.А. Каленская // Новые исследования. - Москва: Вердана, 2010. - № 2 (23). - С. 53-74.
32. Петрова, В.К. Адаптация сердца растущего организма к
функциональным нагрузкам: монография / В.К Петрова, Ю.С. Ванюшин. -Казань: КФУ, 2014. - 140 с.
33. Сапахова, Е.Х. Инновационный подход к разработке индивидуальных программ физических тренировок детей / Е.Х. Сапахова, Т.Н. Доронина // Исследования молодых ученых - вклад в инновационное развитие России: сборник трудов конференции. - Астрахань, 2015. - С. 77-79.
34. Слободская, Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и
приспособление / Е.Р. Слободская. - Новосибирск: СО РАМН, 2004. - 415 с.
35. Старикова, Л.Д. Методы педагогического исследования: учебник для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. / Л.Д. Старикова, С.А. Стариков. - Екатеринбург, 2018. - 348 с.
36. Сухарев, А.Г. Методика социально-гигиенического мониторинга
детского и подросткового возраста / А.Г. Сухарев // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 4-10.
37. Тхор, Л.К. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения
здоровья младших школьников / Л.К. Тхор // Педагогика и
современность. - 2013. - № 4.- С. 102-107.
38.Челноков, А.А. Закономерности формирования спинального
торможения у человека: дис. ... д-ра биол. наук : 03.03.01 / Челноков Андрей Алексеевич. - Великие Луки, 2014. - 351 с.
39. Чернова, М.Б. Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на двигательную подготовленность детей / М.Б. Чернова [и др.] // Наука без границ. - 2017. - № 7 (12). - С. 46-50.
40. Шаров, Б.Б. Комплексный контроль и коррекция функционального состояния детей с дисбалансом мышечной системы / Б.Б. Шаров, А.А. Андреева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 21-23.
41. Шибкова, Д.З. Морфофункциональные и психофизиологические
особенности адаптации школьников к учебной деятельности: монография / Д.З. Шибкова [и др.]. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. - 380 с.
42.Эммануилиди, И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7 - 8-ми лет, имеющими нарушения осанки: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Эммануилиди Игорь Петрович. - Волгоград, 2008. - 162 с.
43. Юрлова, Е.С. Морфофункциональные особенности развития и
адаптации детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / Юрлова Елена Сергеевна. - Н. Новгород, 2009. - 23 с.
44. Altaf, F. Systematic Review of School Scoliosis Screening / F. Altaf [et al.]
// Spine Deform. - 2017. - №5(5). - P. 303-309. - URL:
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28882347/(дата обращения 10.06.2021).
45. Arientia, С. Trunk asymmetry is associated with dominance preference: results from a cross-sectional study of 1029 children / С. Arientia [et al.] // Brazilian Journal of Physical Therapy. - 2019. - №23 (4). - P. 324-328.