Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 9 КЛАССЕ

Работа №167357

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 5
1.1. Анализ педагогической и методической литературы по
применению игровых технологий в процессе обучения географии 5
1.2. Дидактический потенциал настольных образовательных игр в
процессе обучения географии 10
1.3. Алгоритм работы с настольными играми на уроках географии 15
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 18
2.1. Т ранспортно-географическое положение Красноярского края... 18
2.2. Виды транспорта Красноярского края 20
2.3. Транспортные узлы Красноярского края 25
ГЛАВА 3. НАСТОЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО
ГЕОГРАФИИ «ЛОГИСТИК»: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 31
3.1. Место темы «Транспортный комплекс Красноярского края» в
рабочей программе по географии в 9 классе 31
3.2. Паспорт игры «Логистик» 33
3.3. Правила проведения игры «Логистик» и её апробация 38
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 47


Актуальность настоящей темы, определяется тем, что как писал В.А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В педагогических разработках исследователей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра выделяется как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Проблеме организации игровой деятельности посвящены труды таких авторов как В.В. Давыдова, Д.В. Менжерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский.
В современных реалиях для формирования предметных образовательных результатов учителю необходимо тщательно подбирать средства, с которыми ученик сможет работать самостоятельно, которые будут вызывать у него интерес, будут понятны и разнообразны.
Одним из таких средств является настольная игра. Настольные игры обладают массой полезных дидактических качеств: развивают умственные способности, расширяют кругозор, способствуют формированию личностных качеств и т.д.
Однако, несмотря на вышеперечисленные достоинства настольных игр, применение их на уроках географии на сегодняшний день не распространено. Связано это, прежде всего с тем, что большинство готовых настольных игр, которыми богат современный рынок, не отвечают образовательным потребностям и не соответствуют тематике урока.
Указанная актуальность определила цель и задачи работы, её объект и предмет.
Цель - разработка настольной дидактической игры по теме «Транспортный комплекс Красноярского края».
Задачи:
1. Проанализировать дидактический потенциал настольных игр при обучении географии.
2. Дать экономико-географическую характеристику транспортного комплекса Красноярского края.
3. Определить место темы «Транспортный комплекс Красноярского края» в рабочей программе по географии в 9 классе.
Объект исследования - процесс изучения транспортного комплекса на уроках географии в школе.
Предмет исследования - настольная дидактическая игра как средство изучения транспортного комплекса Красноярского края в 9 классе.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение, статистический;
• эмпирические: картографический, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в разработке настольной дидактической игры, которая может применяться при изучении транспортного комплекса Красноярского края как на уроках, так и во внеурочное время.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы был проанализирован дидактический потенциал настольных игр при обучении географии, дана экономико-географическая характеристика транспортного комплекса Красноярского края, определено место темы «Транспортный комплекс Красноярского края» в рабочей программе по географии в 9 классе и разработана настольная дидактическая игра по изучению географии транспортного комплекса Красноярского края.
Выводы:
1. Анализ педагогической и методической литературы показал, что настольная игра определяется как особый вид познавательной деятельности учащихся, реализующий с одной стороны принцип занимательности в обучении, с другой - как средство формирования и развития географических понятий обучающихся. Игровая технология вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала, развивает такие способности как умственная стратегия, тактика. В условиях современного образования для формирования образовательных результатов при изучении географии учителя всё чаще используют дидактические игры.
2. Транспортный комплекс Красноярского края включает практически все известные виды транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, электрический, трубопроводный и воздушный. Доминирующее положение в транспортной системе Красноярского края занимает железнодорожный транспорт (94 % всего грузооборота). Основной объем грузоперевозок по Красноярской железной дороге составляют полезные ископаемые. Благодаря автомобильному транспорту осуществляются перевозки грузов как в широтном направлении с запада на восток (в страны АТР или в европейские страны), так и в южном (Хакасия, Тыва, Монголия). Роль и значимость автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным постоянно увеличивается. Водный транспорт - неотъемлемая часть транспортной сети Красноярского края. Протяженность водных путей, соединяющих северную и восточную части края с г. Красноярском, составляет 7 тыс. километров. Воздушное сообщение обеспечивают 22 аэропорта, значимость авиатранспорта наиболее важна в северных районах.
Значительно лучше обеспечена транспортом южная часть края, намного хуже - северная. Особую роль краю в функционировании транспортной системы придает его уникальное расположение на пересечении железнодорожных, воздушных и автомобильных магистралей. В труднодоступных северных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой используется авиация и сохраняется традиционный вид транспорта - оленьи упряжки.
3. Настольную дидактическую игру «Логистик» предлагается провести в рамках темы «Инфраструктурный комплекс» за счет резервного времени, выделив на это один час в качестве закрепления темы «Транспортный комплекс Красноярского края». Можно провести игру и во внеурочное время, в том числе и в виде соревнования между командами . Игра выполняет профориентационную функцию, т.к. знакомит учащихся с такой сферой экономики как транспортная логистика, и с профессией «логистик». Игра было апробирована на кафедре географии и методики обучения географии при участии студентов-заочников пятого курса. Игра вызвала интерес и получила хорошие отзывы от участников. По отзывам участников апробации они получили новые знания о транспортном комплексе Красноярского края.



1. Автомобильные дороги Красноярского края и Хакасской ССР.
Масштаб 1 : 1 000 000 / Комитет геодезии и картографии СССР. -
Новосибирск, 1992.
2. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2001. С. 383 - 390.
3. Балалаев А.С. Куренков П.В. Пути повышения эффективности взаимодействия железнодорожного и морского транспорта / А.С. Балалаев, П.В. Куренков // Экономика железных дорог. 2010. № 10. С. 72 - 82.
4. Бандман М.К. и др. Енисей - Северный морской путь: грузообразующий потенциал Ангаро-Енисейского региона. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. - 90 с.
5. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 6. С.137-142.
6. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2011. 65 с.
7. Галкина Е.А., Голикова Т.В. Современные технологии обучения
биологии [Электронный ресурс]. - URL:
file:///C:/Users/FSS%20User/Downloads/covrem-tehnologii-obucheniya- monografiya.pdf(дата обращения: 17.04.2023).
8. Государственная программа Красноярского края «Развитие транспортной системы Красноярского края» / Министерство транспорта Красноярского края [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //mintrans .krskstate.ru/- Дата обращения 18.02.2023.
9. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудовский А.Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2002. С. 304 - 307.
10. Данилец А. Настольные игры [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stihi.ru/2013/03/25/2708(дата обращения: 09.05.2023).
11. Елисеев С.Ю. Построение и оптимизация функционирования международных транспортно-логистических систем / С.Ю. Елисеев. - М.: ВИНИТИ РАН, 2006. - 242 с.
12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: В 2 книгах. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496 с.
13. Иванов И.С., Иванова Ж.Б. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm(дата обращения: 09.04.2023).
14. Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Разраб. Министерство экономики и регионального развития Красноярского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.econ.krskstate.ru (дата обращения 10.03.2023)
15. История Северо-Сибирской железной дороги [Электронный ресурс]
// Журнал «Эксперт-Урал». 2008. № 24. Режим доступа:https://expert-
ural.com/archive/24-333/istoriya-severo-sibirskoy-zheleznoy-dorogi.html(дата обращения: 11.04.2023)
16. Красноярский краевой статистический ежегодник 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://24.rosstat.gov.ru/folder/30015.Дата обращения: 18.05.2023
17. Марков В.А. «Куюмба - Тайшет» вчера сегодня завтра [Электронный ресурс] / Марков В.А. // Информационно-аналитический портал «Транспорт нефти». 2012. № 9. - Режим доступа: http://www.transport- nefti.com/Размещено на Allbest.ru. Дата обращения 02.04.2023.
18. Мост в тайгу? [Электронный ресурс] // Журнал «Транспорт». 2012. № 6. Режим доступа:http://www.indpg.ru/- дата обращения 17.05.23
19. Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров: ролевые и социально-моделирующие игры / Г. И. Нетреба. Волгоград: Учитель, 2014. 219 с.
20. Огнева М.В. Программирование в среде Visual Studio.Net: разработка приложений на языке С# / М.В. Огнева, Е.В. Кудрина. - Саратов: Издательство «КУБиК», 2010. - 545 с.
21. Огородник Е.Г. Дидактические игры как средство повышения эффективности процесса обучения химии в средней школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Ленинград, 1990. 18 с.
22. Панова И.В. Логистические центры как инновации в повышении конкурентоспособности транспортной системы [текст] / И.В. Панова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №3 (37). С. 108-111.
23. Панфилов В.В. Игра и игровые принципы // Народное творчество. Челябинск: 2009. № 2. С. 49-53.
24. Приоритетный инвестиционный проект «Строительство автодороги Байкит - Богучаны» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Красноярского края - 2014. - Режим доступа:http: //krskinvest.ru/
25. Проблемные регионы ресурсного типа: программы, проекты и транспортные коридоры. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. - 264 с.
26. Реков А.Е. Проект на века [Электронный ресурс] / А.Е. Реков // Газета «Newslab». 2013. № 12. - Режим доступа:http://newslab.ru/
27. Романова Т.Ю. Потенциал современных настольных игр в школе
[Электронный ресурс]. - URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-
materialy/item/731-romanova-t-yu-potentsialsovremennykh-nastolnykh-igr-v- shkole (дата обращения: 09.04.2023).
28. Садикова Н.А. Игровые технологии [Электронный ресурс]. - URL: http://aplik.ru/10-klass/igrovye-tekhnologii(дата обращения: 20.04.2023).
29. Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр // Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная. // Психологическая наука и образование, 2011. № 2. С. 76.
30. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
31. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. №877-р. URL:https: //mintrans .gov .ru/do cuments/1/1010
32. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. Утв. постановл. Правительства края от 30.10.2018 № 647-п [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //econ.krskstate.ru/ser kray/2030.Дата обращения 15.02.2023.
33. Строительство линии «Кызыл - Курагино» [Электронный ресурс] / А.М. Шаповалов // Дела. 2014. № 3. Режим доступа:http://www.dela.ru/(дата обращения: 26.03.2023)
34. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных организаций). М.: М-во просвещения РФ, 2022.
35. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2010-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848). URL:http://base.garant.ru/1587083/(дата обращения 17.04.23)
36. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
37. Экономическая география транспорта / Под ред. М.М. Казанского. М.: Транспорт, 2005. С. 280 - 281.
38. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ