Здоровьесберегающий потенциал дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающего потенциала дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет 11
1.1. Специфика тренировочного процесса школьников-дзюдоистов в
период пандемии 11
1.2. Сущность понятия «здоровьесберегающий потенциал» 15
1.3. Здоровьесберегающий потенциал дистанционных тренировок как
актуальная педагогическая проблема 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению программы дистанционных тренировок дзюдоистов 11¬12 лет со здоровьесберегающим потенциалом 32
2.1 Психолого-педагогические особенности школьников 11-12 лет,
занимающихся дзюдо 32
2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
внедрению программы дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет со здоровьесберегающим потенциалом 43
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению
программы дистанционных тренировок дзюдоистов 11 -12 лет со здоровьесберегающим потенциалом 61
Выводы по второй главе 69
Заключение 72
Список используемых источников 74
Приложения 82
Глава I. Теоретическое обоснование здоровьесберегающего потенциала дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет 11
1.1. Специфика тренировочного процесса школьников-дзюдоистов в
период пандемии 11
1.2. Сущность понятия «здоровьесберегающий потенциал» 15
1.3. Здоровьесберегающий потенциал дистанционных тренировок как
актуальная педагогическая проблема 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению программы дистанционных тренировок дзюдоистов 11¬12 лет со здоровьесберегающим потенциалом 32
2.1 Психолого-педагогические особенности школьников 11-12 лет,
занимающихся дзюдо 32
2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
внедрению программы дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет со здоровьесберегающим потенциалом 43
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению
программы дистанционных тренировок дзюдоистов 11 -12 лет со здоровьесберегающим потенциалом 61
Выводы по второй главе 69
Заключение 72
Список используемых источников 74
Приложения 82
Актуальность исследования. Среди современных тенденций развития спортсменов перспективным направлением совершенствования тренировок является внедрение новых технологий и принципов организации спортивных тренировок, реализация новых моделей и содержания непрерывного процесса, в том числе дистанционного обучения (ДО), основанного на широком использовании современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и является здоровьесберегающим направлением.
Технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии, при этом не только не теряя качество обучения, а наоборот повышая его за счет индивидуализации, активных методов обучения, двустороннего взаимодействия тренера и спортсмена. Кроме того, к преимуществам дистанционного обучения относятся такие характерные черты как гибкость, модульность, технологичность, обновление роли тренера, повышение мотивации и самоорганизации спортсмена. Тренировки при этом становятся интерактивными, возрастает значение самостоятельной работы спортсменов, усиливается интенсивность тренировочного процесса.
Кроме того, информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки тренеров. Овладение современными информационными технологиями становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области дзюдо, что требует разработки и внедрения в тренировочный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.
При этом, обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одного направления, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные направления по конкретному виду спорта. Важно, чтобы в тренировочный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение тренировочных задач.
Организация системы дистанционного обучения в области физической культуры и спорта позволит обеспечить непрерывность и систематичность тренировочной деятельности спортсменов вне спортивного зала, во время тренировочных сборов и соревнований, совершенствовать систему тренировочного обучения, развивать новые формы дополнительного образования.
Внедрение технологий дистанционного обучения в тренировочный процесс несмотря на свою актуальность, еще не получило должного развития. Опыт успешного применения технологий дистанционного обучения в рамках лингвистического, экономического, технического образования, безусловно, полезен и ценен, однако он не может быть механически перенесен в спортивный процесс при подготовке дзюдоистов 11-12 лет
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью разработки новых моделей тренировок, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии, и отсутствием научно-методического обоснования и практической реализации технологий, которые позволят перейти к новому уровню подготовки спортсменов-дзюдоистов. Существование данных противоречий убеждает в актуальности поставленной проблемы исследования.
Подходы к обеспечению здорового образа жизни рассматривались такими учеными, как Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.А. Ананьев, Г.Л.Апанасенко, Т.В.Ахутина, Р.М.Баевский, А.П. Берсенева, В.И. Бондин, И.П. Березин, В.К.Бальсевич, А.А.Баранов, Ю.Н.Вавилов, В.А. Вишневский, Э. Гарлтон, В.И. Дубровский, В.Т.Козлова, Н.А.Фомин и др.
Большое значение с точки зрения нашего исследования играют общие подходы к организации спортивной тренировки В.Г. Алабин, Ю.В. Верхошанский, В.Н.Волков, А.Н.Воробьев, Л.Горский, И.А. Григорьянц, С.И. Гуськов, А.Г.Дембо, О.А.Егорычев, В.А.Запоржанов, В.П.Климин, В.И. Колосков, В. Костка, В.В. Кузнецов, Л.М.Куликов, Л.П.Матвеев, Ф.З. Меерсон, З.С.Миронова, Е.Г. Мильнер, В.П.Моченов и др.
Особенностями подготовки юных хоккеистов занимались такие специалисты, как В.А.Быстрое, А.Ю. Букатин, В.П. Губа, В.П.Иванов, Г.Н.Козловский, Ю.В. Королев, А.В.Мудрук, В.В.Медведев, А.П. Назаров, Ф.П. Суслов, В.П.Савин, А.В.Тарасов, В.Т. Ткач, М.П.Шестаков и др.
Определенное внимание вопросам формирования здоровья детей и подростков в процессе спортивной тренировки уделено в трудах В.П.Моченова, А.Я. Мотылянской, В.Г.Никитушкина, М.Я. Набатницовой, В.И. Столярова, А.В.Тарасова, Н.А.Фомина и др.
Между тем, спортсмен должен обладать таким арсеналом физических, технических, психологических качеств, который способствует предотвращению и предвосхищению негативных последствий от его выступлений. Процесс спортивной подготовки, направленный только на достижение результата, не ведет к ожидаемому устойчивому росту спортивных показателей и дальнейшему долголетию спортсмена в мире профессионального спорта.
К сожалению, в работах, посвященных спортивной подготовке юных дзюдоистов не уделяется должного внимания проблеме обеспечения паритета между достижением высоких результатов и сохранением здоровья детей.
Все это свидетельствует об обострении противоречий между:
а) необходимостью достижения спортивных результатов и сложившимися подходами к осуществлению спортивных тренировок путем повышения тренировочных и соревновательных нагрузок, ведущих к переутомлению юных спортсменов и составляющих угрозу их здоровью;
б) возрастающей потребностью научного обоснования, целесообразности осуществления процесса спортивной подготовки с ориентацией на сохранение здоровья спортсменов, и недостаточной разработанностью теоретических и технологических подходов к осуществлению эффективной спортивной подготовки юных спортсменов без ущерба для их здоровья.
Проблему исследования мы видим в том, что, несмотря на достаточно большое количество разработок новых моделей тренировок, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии, все-таки отсутствует практическая реализация здоровьесберегающих технологий, которые позволят перейти к новому уровню подготовки спортсменов-дзюдоистов.
Выявленные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Здоровьесберегающий потенциал дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет».
В исследовании вводится ограничение: в качестве контингента избрана возрастная группа 11-12 лет.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе программу дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет со здоровьесберегающим потенциалом.
Объект исследования. Дистанционный тренировочный процесс спортсменов-дзюдоистов.
Предмет исследования. Программа дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет со здоровьесберегающим потенциалом.
Гипотеза исследования: процесс создания здоровьесберегающего потенциала дзюдоистов 11-12 лет на дистанционных тренировках будет результативным, если:
- обеспечено сохранение здоровья юных дзюдоистов без снижения результативности;
- повышено качество самостоятельной спортивной тренировки;
- используются здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на индивидуализации тренировочного процесса и направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья юных спортсменов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать традиционную систему технико-тактической подготовки дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации.
2. Определить факторы, влияющие на здоровье спортсменов.
3. Выявить пути и средства реализации здоровьесберегающего потенциала на дистанционных тренировках.
4. Скорректировать программу дистанционных тренировок с учетом здоровьесберегающих технологий.
Теоретико-методологической основой исследования являлись концептуальные идеи управления физкультурно-спортивной деятельностью (Т.В. Ахутиной, В.А. Вишневского, А.Г. Дембо, В.Г. Камалетдинова, Г.Н. Серикова); фундаментальные работы отечественных и зарубежных специалистов по проблеме здоровья и его оптимизации в спортивной подготовке (В.Ф. Башкирова, Л.А. Бутченко, Ю.В. Верхошанского, A.Г.Дембо, В.П. Моченова, Ю.М. Позднякова, Л. Петерсона, С.Г. Серикова); теоретические исследования о взаимосвязи состояния организма спортсмена с текущими нагрузками и показанным результатом, определяющим технологию подготовка юных спортсменов (Т.В. Алферова, Б.Н. Волкова, Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика, А.О. Егорычева, В.А. Коваленко, В.П. Кулик, В.П. Климина, В.И. Колоского, Н.Г. Озолина).
Методы исследования. При решении поставленных в работе задач использовались теоретические и практические методы исследования.
Теоретические методы: системный подход, анализ научно-методической литературы; прогнозирование. Практические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, организация и проведение педагогического эксперимента, статические методы обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе Центра творчества и развития № 1 г. Красноярска. Исследованием были задействованы 15 юных дзюдоистов 11-12 лет с непрерывным стажем занятий 3 года.
Достоверность исследования обеспечивается использованием комплекса подходов адекватных его цели и задачам, использованием методов теоретического анализа, воспроизводимостью результатов исследования, количественной и качественной обработкой экспериментальных данных, корректными математическими подсчетами.
Научная новизна исследования:
- предложен комбинированный подход в обучении юных дзюдоистов на этапе их начальной спортивной специализации, основанный на сочетании алгоритмизации и вариатизации технико-тактических действий в зависимости от их индивидуальных особенностей и возможностей;
- разработаны учебные задания по овладению дзюдоистами технико - тактическими действиями в виде предписаний алгоритмического типа с использованием дистанционных технологий;
- систематизированы технико-тактические действия дзюдоистов в однородные комплексы, формирование их осуществлялось по следующим принципам: способ поворота, момент выведения, способ подбива, в каждом комплексе одинаков, количество технико-тактических действий в нем зависит от шагов, отличающихся способом выведения и местом подбива;
- доказана эффективность совершенствования системы подготовки дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации с использованием разработанной методики дистанционного обучения.
Теоретическая значимость исследования содержится в углублении содержания раздела «Теория физической культуры и спорта» по дисциплине «Спортивная тренировка». Разработана технология преподавания технико-тактическим действиям, учитывающая морфофункциональные и психологические специфики детей. Создана программа комплексов технико-тактических действий молодых дзюдоистов и серии тренировочных заданий - предписаний алгоритмического типа с учетом целей и задач занятий, возрастных особенностей занимающихся и лимита времени, отведённого на обучение, что позволило рационализировать планирование учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации. Поставлены методические приемы успешного обучения; схематическое представление структуры двигательного действия, сосредоточение внимания на главных его элементах, использование предписаний алгоритмического типа, самостоятельное рассмотрение технико-тактических действий, словесные отчеты о понимании изучаемых движений с описанием мышечных ощущений.
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке методических дистанционных рекомендаций для организации учебного процесса молодых спортсменов и для подготовки тренерских кадров;
- в способности применения созданных предписаний алгоритмического типа в работе тренеров специализированных детско- юношеских спортивных школ в период дистанционных тренировок.
Положения, выносимые на защиту:
1. Здоровьесберегающий подход к осуществлению спортивной подготовки юных дзюдоистов предполагает ориентацию данного процесса на обеспечение паритета между достижением спортивного результата и сохранением здоровья спортсменов.
2. В спортивной подготовке дзюдоистов 11-12 лет целесообразно акцентировать внимание на: а) внедрение здоровьесберегающих технологий; б) проведении дистанционных занятий в учебно-тренировочном процессе; в) внедрение информационных и компьютерных технологий.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе Центра творчества и развития № 1 г. Красноярск.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных» (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.), II Всероссийской научно-практической конференции для молодых ученых и студентов «Инициативы молодых - науке и производству» (г. Пенза, 27-28 октября 2021 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (64 источника), 5 приложений, и включат 94 страницы.
Данное исследование выполнено по заявке Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и развития № 1» г. Красноярска (см. заявку в Приложении 1).
Технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии, при этом не только не теряя качество обучения, а наоборот повышая его за счет индивидуализации, активных методов обучения, двустороннего взаимодействия тренера и спортсмена. Кроме того, к преимуществам дистанционного обучения относятся такие характерные черты как гибкость, модульность, технологичность, обновление роли тренера, повышение мотивации и самоорганизации спортсмена. Тренировки при этом становятся интерактивными, возрастает значение самостоятельной работы спортсменов, усиливается интенсивность тренировочного процесса.
Кроме того, информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки тренеров. Овладение современными информационными технологиями становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области дзюдо, что требует разработки и внедрения в тренировочный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.
При этом, обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одного направления, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные направления по конкретному виду спорта. Важно, чтобы в тренировочный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение тренировочных задач.
Организация системы дистанционного обучения в области физической культуры и спорта позволит обеспечить непрерывность и систематичность тренировочной деятельности спортсменов вне спортивного зала, во время тренировочных сборов и соревнований, совершенствовать систему тренировочного обучения, развивать новые формы дополнительного образования.
Внедрение технологий дистанционного обучения в тренировочный процесс несмотря на свою актуальность, еще не получило должного развития. Опыт успешного применения технологий дистанционного обучения в рамках лингвистического, экономического, технического образования, безусловно, полезен и ценен, однако он не может быть механически перенесен в спортивный процесс при подготовке дзюдоистов 11-12 лет
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью разработки новых моделей тренировок, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии, и отсутствием научно-методического обоснования и практической реализации технологий, которые позволят перейти к новому уровню подготовки спортсменов-дзюдоистов. Существование данных противоречий убеждает в актуальности поставленной проблемы исследования.
Подходы к обеспечению здорового образа жизни рассматривались такими учеными, как Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.А. Ананьев, Г.Л.Апанасенко, Т.В.Ахутина, Р.М.Баевский, А.П. Берсенева, В.И. Бондин, И.П. Березин, В.К.Бальсевич, А.А.Баранов, Ю.Н.Вавилов, В.А. Вишневский, Э. Гарлтон, В.И. Дубровский, В.Т.Козлова, Н.А.Фомин и др.
Большое значение с точки зрения нашего исследования играют общие подходы к организации спортивной тренировки В.Г. Алабин, Ю.В. Верхошанский, В.Н.Волков, А.Н.Воробьев, Л.Горский, И.А. Григорьянц, С.И. Гуськов, А.Г.Дембо, О.А.Егорычев, В.А.Запоржанов, В.П.Климин, В.И. Колосков, В. Костка, В.В. Кузнецов, Л.М.Куликов, Л.П.Матвеев, Ф.З. Меерсон, З.С.Миронова, Е.Г. Мильнер, В.П.Моченов и др.
Особенностями подготовки юных хоккеистов занимались такие специалисты, как В.А.Быстрое, А.Ю. Букатин, В.П. Губа, В.П.Иванов, Г.Н.Козловский, Ю.В. Королев, А.В.Мудрук, В.В.Медведев, А.П. Назаров, Ф.П. Суслов, В.П.Савин, А.В.Тарасов, В.Т. Ткач, М.П.Шестаков и др.
Определенное внимание вопросам формирования здоровья детей и подростков в процессе спортивной тренировки уделено в трудах В.П.Моченова, А.Я. Мотылянской, В.Г.Никитушкина, М.Я. Набатницовой, В.И. Столярова, А.В.Тарасова, Н.А.Фомина и др.
Между тем, спортсмен должен обладать таким арсеналом физических, технических, психологических качеств, который способствует предотвращению и предвосхищению негативных последствий от его выступлений. Процесс спортивной подготовки, направленный только на достижение результата, не ведет к ожидаемому устойчивому росту спортивных показателей и дальнейшему долголетию спортсмена в мире профессионального спорта.
К сожалению, в работах, посвященных спортивной подготовке юных дзюдоистов не уделяется должного внимания проблеме обеспечения паритета между достижением высоких результатов и сохранением здоровья детей.
Все это свидетельствует об обострении противоречий между:
а) необходимостью достижения спортивных результатов и сложившимися подходами к осуществлению спортивных тренировок путем повышения тренировочных и соревновательных нагрузок, ведущих к переутомлению юных спортсменов и составляющих угрозу их здоровью;
б) возрастающей потребностью научного обоснования, целесообразности осуществления процесса спортивной подготовки с ориентацией на сохранение здоровья спортсменов, и недостаточной разработанностью теоретических и технологических подходов к осуществлению эффективной спортивной подготовки юных спортсменов без ущерба для их здоровья.
Проблему исследования мы видим в том, что, несмотря на достаточно большое количество разработок новых моделей тренировок, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии, все-таки отсутствует практическая реализация здоровьесберегающих технологий, которые позволят перейти к новому уровню подготовки спортсменов-дзюдоистов.
Выявленные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Здоровьесберегающий потенциал дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет».
В исследовании вводится ограничение: в качестве контингента избрана возрастная группа 11-12 лет.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе программу дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет со здоровьесберегающим потенциалом.
Объект исследования. Дистанционный тренировочный процесс спортсменов-дзюдоистов.
Предмет исследования. Программа дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет со здоровьесберегающим потенциалом.
Гипотеза исследования: процесс создания здоровьесберегающего потенциала дзюдоистов 11-12 лет на дистанционных тренировках будет результативным, если:
- обеспечено сохранение здоровья юных дзюдоистов без снижения результативности;
- повышено качество самостоятельной спортивной тренировки;
- используются здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на индивидуализации тренировочного процесса и направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья юных спортсменов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать традиционную систему технико-тактической подготовки дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации.
2. Определить факторы, влияющие на здоровье спортсменов.
3. Выявить пути и средства реализации здоровьесберегающего потенциала на дистанционных тренировках.
4. Скорректировать программу дистанционных тренировок с учетом здоровьесберегающих технологий.
Теоретико-методологической основой исследования являлись концептуальные идеи управления физкультурно-спортивной деятельностью (Т.В. Ахутиной, В.А. Вишневского, А.Г. Дембо, В.Г. Камалетдинова, Г.Н. Серикова); фундаментальные работы отечественных и зарубежных специалистов по проблеме здоровья и его оптимизации в спортивной подготовке (В.Ф. Башкирова, Л.А. Бутченко, Ю.В. Верхошанского, A.Г.Дембо, В.П. Моченова, Ю.М. Позднякова, Л. Петерсона, С.Г. Серикова); теоретические исследования о взаимосвязи состояния организма спортсмена с текущими нагрузками и показанным результатом, определяющим технологию подготовка юных спортсменов (Т.В. Алферова, Б.Н. Волкова, Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика, А.О. Егорычева, В.А. Коваленко, В.П. Кулик, В.П. Климина, В.И. Колоского, Н.Г. Озолина).
Методы исследования. При решении поставленных в работе задач использовались теоретические и практические методы исследования.
Теоретические методы: системный подход, анализ научно-методической литературы; прогнозирование. Практические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, организация и проведение педагогического эксперимента, статические методы обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе Центра творчества и развития № 1 г. Красноярска. Исследованием были задействованы 15 юных дзюдоистов 11-12 лет с непрерывным стажем занятий 3 года.
Достоверность исследования обеспечивается использованием комплекса подходов адекватных его цели и задачам, использованием методов теоретического анализа, воспроизводимостью результатов исследования, количественной и качественной обработкой экспериментальных данных, корректными математическими подсчетами.
Научная новизна исследования:
- предложен комбинированный подход в обучении юных дзюдоистов на этапе их начальной спортивной специализации, основанный на сочетании алгоритмизации и вариатизации технико-тактических действий в зависимости от их индивидуальных особенностей и возможностей;
- разработаны учебные задания по овладению дзюдоистами технико - тактическими действиями в виде предписаний алгоритмического типа с использованием дистанционных технологий;
- систематизированы технико-тактические действия дзюдоистов в однородные комплексы, формирование их осуществлялось по следующим принципам: способ поворота, момент выведения, способ подбива, в каждом комплексе одинаков, количество технико-тактических действий в нем зависит от шагов, отличающихся способом выведения и местом подбива;
- доказана эффективность совершенствования системы подготовки дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации с использованием разработанной методики дистанционного обучения.
Теоретическая значимость исследования содержится в углублении содержания раздела «Теория физической культуры и спорта» по дисциплине «Спортивная тренировка». Разработана технология преподавания технико-тактическим действиям, учитывающая морфофункциональные и психологические специфики детей. Создана программа комплексов технико-тактических действий молодых дзюдоистов и серии тренировочных заданий - предписаний алгоритмического типа с учетом целей и задач занятий, возрастных особенностей занимающихся и лимита времени, отведённого на обучение, что позволило рационализировать планирование учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации. Поставлены методические приемы успешного обучения; схематическое представление структуры двигательного действия, сосредоточение внимания на главных его элементах, использование предписаний алгоритмического типа, самостоятельное рассмотрение технико-тактических действий, словесные отчеты о понимании изучаемых движений с описанием мышечных ощущений.
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке методических дистанционных рекомендаций для организации учебного процесса молодых спортсменов и для подготовки тренерских кадров;
- в способности применения созданных предписаний алгоритмического типа в работе тренеров специализированных детско- юношеских спортивных школ в период дистанционных тренировок.
Положения, выносимые на защиту:
1. Здоровьесберегающий подход к осуществлению спортивной подготовки юных дзюдоистов предполагает ориентацию данного процесса на обеспечение паритета между достижением спортивного результата и сохранением здоровья спортсменов.
2. В спортивной подготовке дзюдоистов 11-12 лет целесообразно акцентировать внимание на: а) внедрение здоровьесберегающих технологий; б) проведении дистанционных занятий в учебно-тренировочном процессе; в) внедрение информационных и компьютерных технологий.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе Центра творчества и развития № 1 г. Красноярск.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных» (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.), II Всероссийской научно-практической конференции для молодых ученых и студентов «Инициативы молодых - науке и производству» (г. Пенза, 27-28 октября 2021 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (64 источника), 5 приложений, и включат 94 страницы.
Данное исследование выполнено по заявке Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и развития № 1» г. Красноярска (см. заявку в Приложении 1).
В результате анализа технологий дистанционного обучения в тренировочным процессе в педагогической практике выявлен низкий потенциал здоровьесбережения юных спортсменов на тренировках.
В работе уточнено понятие «здоровьесберегающий потенциал», которое трактуется как образовательная среда, которая способствует укреплению и развитию физического, интеллектуального, психологического здоровья спортсменов.
Определены факторы, которые влияют на снижение здоровьесберегающего потенциала в период дистанционных тренировок.
Проанализированы основные здоровьесберегающие технологии, которые применят в период дистанционных тренировок: информационные и компьютерные.
В результате исследования были произведены корректировки в программы дистанционных тренировок с учетом здоровьесберегающего потенциала дзюдоистов 11-12 лет.
Реализация здоровьесберегающих элементов предполагает выделение в деятельности тренера следующих компонентов: проведение комплексного анализа учебно-планирующей документации, разработка и внедрение элементов дистанционных тренировок со здоровьесберегающим потенциалом, разработка индивидуальных карт и мониторинг показателей здоровьесбережения спортсмена.
Выявлено, что программа дистанционного обучения не в полной мере обеспечивает здоровьесберегающий потенциал юных дзюдоистов 11 -12 лет.
Статически обосновано, что в процессе научно-исследовательской работы использование в период дистанционных тренировок элементов здоровьесберегающих технологий положительно влияет на физическую, скоростно-силовую, силовую и психологическую подготовку юных дзюдоистов.
В работе уточнено понятие «здоровьесберегающий потенциал», которое трактуется как образовательная среда, которая способствует укреплению и развитию физического, интеллектуального, психологического здоровья спортсменов.
Определены факторы, которые влияют на снижение здоровьесберегающего потенциала в период дистанционных тренировок.
Проанализированы основные здоровьесберегающие технологии, которые применят в период дистанционных тренировок: информационные и компьютерные.
В результате исследования были произведены корректировки в программы дистанционных тренировок с учетом здоровьесберегающего потенциала дзюдоистов 11-12 лет.
Реализация здоровьесберегающих элементов предполагает выделение в деятельности тренера следующих компонентов: проведение комплексного анализа учебно-планирующей документации, разработка и внедрение элементов дистанционных тренировок со здоровьесберегающим потенциалом, разработка индивидуальных карт и мониторинг показателей здоровьесбережения спортсмена.
Выявлено, что программа дистанционного обучения не в полной мере обеспечивает здоровьесберегающий потенциал юных дзюдоистов 11 -12 лет.
Статически обосновано, что в процессе научно-исследовательской работы использование в период дистанционных тренировок элементов здоровьесберегающих технологий положительно влияет на физическую, скоростно-силовую, силовую и психологическую подготовку юных дзюдоистов.



