Определение биоритмологического типа студентов ФФКиС и СХФ и его влияние на успеваемость
|
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1. 1 Историческая справка 6
1. 2 Классификация биоритмов 9
1. 3 Инфрадианные ритмы 10
1. 4 Лунные ритмы 11
1. 5 Ультрадианные ритмы 11
1. 6 Циркадианные (околосуточные) ритмы 11
1. 7 Теория «трёх ритмов» 12
Глава 2. Методы исследования 15
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 16
Выводы 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Глава 1. Обзор литературы 6
1. 1 Историческая справка 6
1. 2 Классификация биоритмов 9
1. 3 Инфрадианные ритмы 10
1. 4 Лунные ритмы 11
1. 5 Ультрадианные ритмы 11
1. 6 Циркадианные (околосуточные) ритмы 11
1. 7 Теория «трёх ритмов» 12
Глава 2. Методы исследования 15
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 16
Выводы 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Одним из фундаментальных направлений в биологии и медицине является изучение нейрогуморальных механизмов регуляторных процессов адаптации. Потенциальным подходом к анализу приспособительных возможностей организма является изучение его функционального состояния (ФС), которое отражает относительную длительность протекающих процессов тоническую составляющую активности. Базовый уровень ФС определяется в условиях спокойного бодрствования (оперативного покоя) и зависит от индивидуальных особенностей организма. Эндогенные источники, отражающие активные процессы е живой системе, подвергают его модуляциям. Автономные колебания деятельности этих систем представляют собой эндогенные биологические ритмы-рабочие циклы отдельных систем. Согласно классификации известного хронобиолога Ф.Х'альберга, ритмы дыхания, работы сердца, а также электрических явлений в головном мозге относят к ритмам высокой частоты с периодом до получаса. Биоритмы с одинаковыми периодами часто сопряжены по иерархическому принципу: выделенные группы клеток одной из систем могут играть роль центров синхронизации ритмов водителей для другой
системы.
Еще в начале XX века было установлено, что людей можно разделить на определенные хронотипы по времени повышения их работоспособности: "жаворонки" - с пиком работоспособности в утренние часы, "совы"- с максимумом работоспособности в вечернее время, "голуби" - с одинаковой работоспособностью в течение дня. Рождаются люди "жаворонками" и "совами" или их такими делает жизнь? В целом ряде работ показана взаимосвязь между хронотипом и родом деятельности человека. Но есть и другие исследования доказывающие, что индивидуальные ритмологические особенности обусловлены генетически, высказываются предположения о наличии "часовых" генов. Однако полный механизм еще до конца не изучен. В связи с этим комплексная разработка вопросов взаимодействия
ритмической активности мозга и вегетативных систем, их зависимость от хронотипа остается актуальной.
Актуальность изучения проблемы личностей с разными хронотипами обусловлена тем, что в настоящее время внимание специалистов привлекает проблема биоритмологичееских коррелят личностных черт. Еще в начале 20 века было замечено, что не все люди одинаково активны утром и вечером. Одни легко справляются с нагрузками в утренние часы, другие предпочитают вечерне время для осуществления той или иной деятельности, а третьи нее имеют четких суточных предпочтений. Условно выделяют 3 основных хронотипа: утренний, вечерний и индифферентный.
Под хронотипом понимается индивидуальный суточный тип человека, который характеризуется особенностями протекания всех физиологических и психофизиологических функций в течение дня.
Люди с утренним хронотипом обычно отдают предпочтение выполнению энергозатратной деятельности в утренние часы, с вечерним - в вечерние часы, а с индифферентным - нее имеют четко выраженных суточных предпочтений. В нашей стране пик исследований проблем хронотипа приходится на 70 — 90 годы, но к настоящему времени интерес к проблеме хронотипа несколько упал.
Однако очевидно, что исследование данной проблемы необходимо как в теоретическом, так и в практическом плане. В литературе приводятся противоречивые данные о таких коррелятах хронотипа как пол, возраст, психологические и поведенческие особенности
Цель: Определение хронотипа студентов 1,3 курса факультета физической культуры и 1 курса спорта и сельскохозяйственного факультета и его влияния на успеваемость.
Задачи:
1. Определить хронобиологический тип по тесту-опроснику Остберга.
2. Проанализировать результаты зимней сессии
3. Определить влияние хронотипа на успеваемость студентов.
4. Определить хронотипы студентов проживающих в общежитии.
При выполнении тестового задания мы предлагаем студентам придерживаться следующих рекомендаций:
1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитать каждый вопрос.
2. Отвечать на все вопросы в заданной последовательности.
3. На каждый вопрос надо ответить не зависимо от другого вопроса.
4. Выбирать только один, наиболее подходящий, ответ.
системы.
Еще в начале XX века было установлено, что людей можно разделить на определенные хронотипы по времени повышения их работоспособности: "жаворонки" - с пиком работоспособности в утренние часы, "совы"- с максимумом работоспособности в вечернее время, "голуби" - с одинаковой работоспособностью в течение дня. Рождаются люди "жаворонками" и "совами" или их такими делает жизнь? В целом ряде работ показана взаимосвязь между хронотипом и родом деятельности человека. Но есть и другие исследования доказывающие, что индивидуальные ритмологические особенности обусловлены генетически, высказываются предположения о наличии "часовых" генов. Однако полный механизм еще до конца не изучен. В связи с этим комплексная разработка вопросов взаимодействия
ритмической активности мозга и вегетативных систем, их зависимость от хронотипа остается актуальной.
Актуальность изучения проблемы личностей с разными хронотипами обусловлена тем, что в настоящее время внимание специалистов привлекает проблема биоритмологичееских коррелят личностных черт. Еще в начале 20 века было замечено, что не все люди одинаково активны утром и вечером. Одни легко справляются с нагрузками в утренние часы, другие предпочитают вечерне время для осуществления той или иной деятельности, а третьи нее имеют четких суточных предпочтений. Условно выделяют 3 основных хронотипа: утренний, вечерний и индифферентный.
Под хронотипом понимается индивидуальный суточный тип человека, который характеризуется особенностями протекания всех физиологических и психофизиологических функций в течение дня.
Люди с утренним хронотипом обычно отдают предпочтение выполнению энергозатратной деятельности в утренние часы, с вечерним - в вечерние часы, а с индифферентным - нее имеют четко выраженных суточных предпочтений. В нашей стране пик исследований проблем хронотипа приходится на 70 — 90 годы, но к настоящему времени интерес к проблеме хронотипа несколько упал.
Однако очевидно, что исследование данной проблемы необходимо как в теоретическом, так и в практическом плане. В литературе приводятся противоречивые данные о таких коррелятах хронотипа как пол, возраст, психологические и поведенческие особенности
Цель: Определение хронотипа студентов 1,3 курса факультета физической культуры и 1 курса спорта и сельскохозяйственного факультета и его влияния на успеваемость.
Задачи:
1. Определить хронобиологический тип по тесту-опроснику Остберга.
2. Проанализировать результаты зимней сессии
3. Определить влияние хронотипа на успеваемость студентов.
4. Определить хронотипы студентов проживающих в общежитии.
При выполнении тестового задания мы предлагаем студентам придерживаться следующих рекомендаций:
1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитать каждый вопрос.
2. Отвечать на все вопросы в заданной последовательности.
3. На каждый вопрос надо ответить не зависимо от другого вопроса.
4. Выбирать только один, наиболее подходящий, ответ.
Наука о биологических ритмах - биоритмология - еще очень молода. Но уже сейчас она имеет большое практическое значение. Искусственно изменяя сезонные циклы освещения и температуры, можно добиться массового цветения и плодоношения растений в теплицах, высокой плодовитости животных. В настоящее время фактор времени учитывают при лечении многих заболеваний, и в первую очередь при лечении рака.
Биоритмологические разработки необходимы и для совершенствования системы медицинского обеспечения людей, участвующих в освоении северных и восточных регионов страны, для улучшения методов ранней диагностики заболеваний, качества медицинских прогнозов и повышения эффективности лечебных мероприятий. Нужны научные рекомендации по оптимальной временной структуре учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся - суточной динамики показателей памяти, внимания, образного и конкретного мышления. Научные резервы для решения этих задач имеются. Исследованием вопросов биоритмологии занимаются во многих учреждениях. Однако работы ведутся разрозненно, обмен информацией затруднен. Отсутствует единая общегосударственная программа биоритмологических исследований. Не уделяется достаточно внимания подготовке специалистов. Нет должного финансирования со стороны государства. Все эти проблемы могут привести к затруднениям в развитии биоритмологии, что, несомненно, скажется на здоровье людей. Однако эта молодая наука уже имеет множество достижений, которые очень важны для человечества.
Основные достижения биоритмологии:
Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы - от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.
Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и
процессы адаптации в биологических системах.
Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.
Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе - человека - одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.
Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.
Биологические ритмы оказывают большое влияние на все аспекты жизнедеятельности людей.
Выделяют различные классификации биоритмов. Они базируются на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев. Существуют: классификация биоритмов Ю. Ашоффа, классификация биологических ритмов по Халбергу, классификация биоритмов Н.И. Моисеевой и В.Н. Сысуева.
Биоритмологические разработки необходимы и для совершенствования системы медицинского обеспечения людей, участвующих в освоении северных и восточных регионов страны, для улучшения методов ранней диагностики заболеваний, качества медицинских прогнозов и повышения эффективности лечебных мероприятий. Нужны научные рекомендации по оптимальной временной структуре учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся - суточной динамики показателей памяти, внимания, образного и конкретного мышления. Научные резервы для решения этих задач имеются. Исследованием вопросов биоритмологии занимаются во многих учреждениях. Однако работы ведутся разрозненно, обмен информацией затруднен. Отсутствует единая общегосударственная программа биоритмологических исследований. Не уделяется достаточно внимания подготовке специалистов. Нет должного финансирования со стороны государства. Все эти проблемы могут привести к затруднениям в развитии биоритмологии, что, несомненно, скажется на здоровье людей. Однако эта молодая наука уже имеет множество достижений, которые очень важны для человечества.
Основные достижения биоритмологии:
Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы - от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.
Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и
процессы адаптации в биологических системах.
Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.
Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе - человека - одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.
Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.
Биологические ритмы оказывают большое влияние на все аспекты жизнедеятельности людей.
Выделяют различные классификации биоритмов. Они базируются на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев. Существуют: классификация биоритмов Ю. Ашоффа, классификация биологических ритмов по Халбергу, классификация биоритмов Н.И. Моисеевой и В.Н. Сысуева.



