ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 7
1.1. Проблема гиперактивности в детской психологии и педагогике 7
1.2. Особенности проявления гиперактивности у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Специфика эмоционального состояния гиперактивных детей
старшего дошкольного возраста 12
1.4. Возможности арт-терапии в обеспечении эмоционального
благополучия гиперактивных детей 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Эмпирическое исследование эмоционального благополучия
гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Разработка системы коррекционно-развивающих мероприятий,
направленных на обеспечение эмоционального благополучия гиперактивных детей старшего дошкольного возраста средствами арттерапии 38
2.4. Эмпирическое изучение эффективности проведенной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования проблемы гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена не только увеличением в настоящее время числа детей, которым свойственно проявление данного типа поведения, но и тем, что отсутствие коррекционно-развивающей работы приводит к дезадаптации, затрудняющей у этих дошкольников приобретение знаний и умений, налаживание отношений в детском коллективе [15].
Проанализировав научные источники можно сказать о том, что исследователи уделяют большое внимание проблеме коррекции гиперактивности. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (Н.Н. Заваденко, А.М. Радаев, Т.Ю. Успенская, В.М. Трошин, Ю.С. Шевченко) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они предлагают различные формы и методы работы в зависимости от специфики проявления гиперактивности. На современном этапе проблемой гиперактивности детей старшего дошкольного возраста занимаются педагоги и психологи: В.И. Габдракипова, Т.И. Горохова, А.А. Кулинич, Е.Ю. Кутырева, К.М. Рукосуева, А.Л. Сиротюк, А.В. Хасанова и др.
Актуальность исследования данной проблемы заключается в нескольких положениях. Во-первых, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью родители начинают интересоваться только к моменту поступления ребенка в школу или подготовки к школе, поскольку становится очевидным неспособность ребенка концентрировать внимание на задании, удерживать внимание долгое время, низкая способность к запоминанию материала. Кроме того, поведение такого ребенка, как правило, сопровождается высокой импульсивностью, спонтанностью, часто агрессивностью, что затрудняет его адекватное взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми, оттягивая во времени процесс формирования произвольной и познавательной сферы [5; 9].
Во-вторых, актуально рассматривать эмоциональную сферу ребенка старшего дошкольного возраста как важнейший фактор обеспечения его психологического здоровья.
Эмоциональное развитие, напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. При эмоциональном неблагополучии у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые часто провоцируют проявления гиперактивного поведения.
И, наконец, в-третьих, это создание таких коррекционных программ и комплексов, которые наиболее эффективно позволяли бы развивать, корректировать и в целом формировать внимание, снижать импульсивность и гиперактивность таких детей, наращивая социальную адаптированность и повышая качество межличностного взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками.
Одной из таких методик является арт-терапия, которая позволяет привлечь ребенка к самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.
Ситуация в образовании и развитии ребенка дошкольного возраста часто осложняется тем, что информированность специалистов системы образования и родителей о гиперактивности, о причинах, механизмах подобных нарушений поведения и мерах эффективной помощи детям чрезвычайно низка.
Указанные положения актуализируют тему исследования: «Обеспечение эмоционального благополучия гиперактивных детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии».
Цель исследования: выявить возможности обеспечения эмоционального благополучия гиперактивных детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
^Проанализировать научную литературу по проблеме обеспечения эмоционального благополучия гиперактивных детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
1.1. Изучить понятие «гиперактивность» в психолого-педагогической литературе;
1.2. Рассмотреть особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Выявить специфику эмоционального состояния гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методы и методики, позволяющие диагностировать эмоциональное благополучие гиперактивных детей.
3. Провести исследование эмоционального благополучия
гиперактивных детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты.
4. Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающих мероприятий с использованием средств арт-терапии для обеспечения эмоционального благополучия гиперактивных детей.
5. Выявить эффективность проделанной работы.
Объект исследования: эмоциональное благополучие ребенка.
Предмет исследования: обеспечение эмоционального благополучия гиперактивных детей старшего дошкольного возраста средствами арт- терапии.
Гипотеза исследования. Развитие эмоциональной сферы гиперактивных детей старшего дошкольного возраста имеет особенности: им свойственно проявление негативных эмоций (гнев, раздражение); повышенный уровень тревожности; наличие страхов. Использование средств арт-терапии будет способствовать обеспечению эмоционального благополучия гиперактивных дошкольников.
Методы исследования: анализ научной литературы, психодиагностика (методика наблюдения «Признаки импульсивности» Лютова Е.К., Монина Г.Б., методика «Расставь точки» В. Богомолов, проективный метод «Я в детском саду» Быкова М., Аромштам М., методика «Эмоциональное благополучие» Л.П. Стрелкова).
Научная новизна исследования. Эмпирическим путем установлено, что гиперактивным детям старшего дошкольного возраста может быть свойственно эмоциональное неблагополучие: яркое проявление негативных эмоций (гнев, страх, раздражение); плаксивости, капризности, острых реакций протеста и отказа.
Доказано, что использование средств арт-терапии: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, лепка, образные разговоры, пение, музыка, выразительное движение тела, способствует обеспечению эмоционального благополучия гиперактивных дошкольников.
Гиперактивность - неврологическое расстройство поведения, возникающее в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, плохо управляемая импульсивность.
Анализ научно-методических подходов к изучению эмоционального неблагополучия позволил нам определить его критерии и показатели относительно старшего дошкольного возраста: нестабильность
эмоционального реагирования (частая смена эмоциональных реакций, преобладание неустойчивого настроения); неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма эмоционального реагирования ребенка, неадекватная ситуации интенсивность эмоционального реагирования); доминирование отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения); наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность; наличие страхов, превышающих возрастную норму); преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность; склонность к самообвинению).
Устойчивое преобладание положительных эмоций, состояние эмоционального благополучия является одной из главных эмоциональных детерминант развития.
Арт-терапия необходима для работы с гиперактивными детьми, так как она поможет им снять стресс, выразить свои эмоции и освободиться от негативной энергетики. Ее эффективность повышается еще и за счет позитивных эмоций, которые ребенок испытывает во время занятия.
В ходе проведенной исследовательской работы нами были решены следующие задачи: проанализирована научная литература по проблеме исследования (изучено понятие «гиперактивность» в психолого¬педагогической литературе; проанализированы особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрена специфика эмоционального состояния гиперактивных детей старшего дошкольного возраста); подобраны методы и методики, позволяющие диагностировать эмоциональное благополучие гиперактивных детей; эмпирическим путем изучены особенности эмоционального благополучия гиперактивных детей старшего дошкольного возраста; разработана и апробирована система коррекционно-развивающих мероприятий с использованием средств арт-терапии для обеспечения эмоционального благополучия гиперактивных детей; выявлена эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие эмоциональной сферы гиперактивных детей старшего дошкольного возраста имеет особенности: им свойственно проявление негативных эмоций (гнев, раздражение); повышенный уровень тревожности; наличие страхов; использование средств арт-терапии способствует обеспечению эмоционального благополучия гиперактивных дошкольников.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования достигнута.
1. Актуальные проблемы психологии: теория и практика: материалы Международной заочной научной конференции, 16-17 мая 2010 г. / Сост. О. А. Спицына. Шадринск : Шадринский гос. пед. ин-т, 2010. 245 с.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2013. 208 с.
3. Алешина А.В., Шабанов С.Т. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. Санкт-Петербург : Речь, 2012. 336 с.
4. Алешина А.В., Шабанов С.Т. Эмоциональный интеллект.
Российская практика. М.: «Манн, Иванов и Фербер». 2014. 429 с.
5. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: Сфера, 2014. 88 с.
6. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. Санкт- Петербург : Речь, 2013. 288 с.
7. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 57-65.
8. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2014. 388 с.
9. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей
школьника: методическое пособие. М.: Сфера, 2013. 80 с.
10. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым
эмоциональным развитием. М.: Теревинф, 2010. 111 с.
11. Берк, Л. Е. Развитие ребенка. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 1056 с.
12. Богомолов В. Тестирование детей. Ростов-на-Дону, 2006.
13. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. Санкт-Петербург: НПК "Омега", 2010. 157 с.
14. Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Психотерапия, 2008. 202с.
15. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для гиперактивных дошкольников: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акад. развития : Академия К°, 2012. 204 с.
16. Гиперактивный ребенок-это не проблема! Материалы для работы с детьми дошкольного возраста / Сост. Н. В. Микляева. М.: АРКТИ, 2012. 99 с.
17. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: «АСТ МОСКВА», 2013. 478 с.
18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 560 с.
19. Гурьянова Л.С. Дети двойной исключительности: как растить гиперактивного ребенка? Санкт-Петербург: Вектор, 2011. 206 с.
20. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2014. 160 с.
21. Дошкольник в семье: / Сост. В. И. Чудакова, В.Р. Добкин. Минск: Нар. асвета, 2010. 80 с.
22. Дошкольник и младший школьник в системе образования: Герцен. чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апр. 2004 г. /Сост. Т.А. Барышева. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 568 с.
23. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: Материалы конф. "Чтения Ушинского" пед. фак. ЯГПУ / Сост. О.Ю. Трыкова. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 211 с.
24. Дошкольник, образование, здоровье: метод. рекомендации по орг. и содерж. образоват. процесса в дошк. образоват. учреждениях Ульян. обл. в 2004-2005 учеб. г. / Сост. М.А. Ковардаков. Ульяновск : УИПКПРО, 2013. 95 с.
25. Дошкольник: обучение и развитие: Воспитателям и родителям . Ярославль : Акад. развития : Акад. Ко, 1998. 255 с.
26. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок: Как этого достичь? Труд. Игры. Творчество. Праздники года: Из опыта воспитания дошкольников по вальдорф. педагогике. СПб.: Петро-РИФ, 2012. 172 с.
21. Ефименкова Л. Н. Формирование личности дошкольников: (Дети с эмоциональными особенностями). Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 2012. 112 с.
28. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Academia, 2011. 255 с.
29. Здоровый дошкольник: Соц.-оздоров. технология XXI века: Пособие для исследователей и практ. работников / Сост. Антонов Ю. Е. М.: Аркти, 2012. 85 с.
30. Изард К. Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 464 с.
31. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 752 с.
32. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов- на-Дону: Феникс, 2014. 448 с.
33. Кабаченко Т. С. Психология управления. М.: Педагогическое общество Росии, 2012. 384 с.
34. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 672 с.
35. Коллективные психологические занятия с дошкольниками: конспекты занятий /Сост. А.А. Грибовской. - М.: Твор. центр Сфера, 2013. 185с.
36. Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинг, занятия. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. 133 с.
31. Кочерова О.Ю. Возрастные закономерности физического и психического развития, заболеваемости детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, диагностика и профилактика их нарушений : автореферат дис. ... доктора медицинских наук : 14.00.09 / Иван. гос. мед. акад. - Иваново, 2005. 39 с.
38. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 2016. 208 с.
39. Куницына Н. В., Казаринова Н. В., Поголына В. Н. Эмоциональный интеллект и межличностное общение. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 544 с.
40. Левитина Е. В., Ноговицина О. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: жизнь в семье и школе: монография. Тюменская гос. мед. акад., Нефтеюганская гор. больница. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2009. 139 с.
41. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой : развиваем внимание, терпение, усидчивость. М.: Центрполиграф, 2010. 188 с.
42. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. 329 с.
43. Лютова Е.К., Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. —. СПб.: Издательство «Речь», 2007. 136 с.
44. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Санкт- Петербург: Речь, 2012. 176 с.
45. Малышев В. Г., Федосейкин И. В., Малышева Е. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых. М.: Наука, 2011. 329 с.
46. Мать и дитя. Дети старшего возраста: Дошкольник. Школьник. Подросток. Что нужно знать об основных периодах развития ребенка: Энциклопедия. / Отв. ред. Н. Доломанова; Пер. с нем. Б. Богомолова и др. М.: АСТ : Астрель, 2002. 352 с.
47. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта // Начальная школа. 2013. № 5. С. 80-87.
48. Нгуен М. А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности // Психология образования сегодня: теория и практика / Под ред. С. И. Коптевой, А. П. Лобанова, Н. В. Дроздовой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 273 с.
49. Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманитарный вектор. 2015. № 1. С. 134-140.
50. Никишина В. Б., Баркова В. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно-поведенческий аспект: монография. Курск: Курская гор. тип., 2010. 206 с.
51. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Юрайт, 2016. 448 с.
52. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2012. 510 с.
53. Парыгин Б. Д. Проблема эмоционального интеллекта в социальной психологии // Динамика социально-психологический явлений в изменяющемся обществе / под ред. А. Л. Журавлева. М.: Сфера, 2013. 532 с.
54. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 3-26.
55. Родительские собрания в детском саду: подготовительная группа , оценка готовности ребенка к школе, методы работы с родителями, тренинги, психологические тесты, анкеты, сценарии совместных с детьми мероприятий /Сост.: С. В. Чиркова. М.: ВАКО, 2008. 334 с.
56. Рыжов Д. В. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта. // Среднее профессиональное образование. 2013. № 2. С. 29-37.
57. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая
программа для детей 5-7 лет. М.: Издательство АРКТИ, 2013. 80 с.
58. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д.
Карузо «Эмоциональный интеллект»: руководство. М.: «Институт
психологии РАН», 2015. 176 с.
59. Смирнов М.Ю. Психодиагностика: Учеб. Пособие. Омск: ОГИС, 2014. 96 с.
60. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Сост. О.А. Шаграева. М.: Академия, 2003.
61. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка- дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости// Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
62. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: 2013. 214 с.
63. Цукерман Г.В., Венгер М.И. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2013. 160 с.
64. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: ВЛАДОС, 2015. 314 с.
65. Щетинина А. М. Восприятие и понимание младшими школьниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 60-66