Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система государственной социальной помощи

Работа №167338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы48
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие, признаки социального обеспечения 7
1.2. Правовая основа социального обеспечения в современной России 15
1.3. Организационная основа социального обеспечения 26
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ОРГАНИАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ 29
2.1. Проблемы в сфере социального обеспечения в современной России 29
2.2. Основные направления совершенствования системы социального обеспечения в России 32
2.3. Обоснование эффективности предложений в сфере совершенствования социального обеспечения в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46


Актуальность темы работы. Тема выпускной квалификационной работы актуальна и значима в силу ряда причин.
Во-первых, конституционной характеристикой РФ является признание России социальным государством. Система социального защиты населения в социальном государстве должна быть выстроена так, чтобы быстро и качественно адаптироваться к изменениям уровня жизни социально уязвимых слоев населения и вместе с тем не сдерживать экономическое развитие страны.
Во-вторых, необходимы признаком и принципом правового государства является то, что в государстве должна быть осуществлена реализация системы социального обеспечения, в том числе и система государственной социальной помощи наиболее незащищённым слоям населения. В силу объективных демографических процессов на сегодняшний день увеличивается число лиц, особо нуждающихся в социальной защите. В первую очередь сказанное касается людей пожилого возраста и инвалидов. Следует обратить внимание и на тот факт, что в настоящее время прослеживается тенденция старения населения. Так, на начало 2022 года число жителей России старше 60 лет превысило 20%, хотя, например, в 1980 года такая доля составляла 12,8%. Т очно также не уменьшается число инвалидов, причем, что наиболее беспокоит, сказанное касается детей-инвалидов.
В-третьих, проблемы государственной социальной помощи актуальны особенно по той причине, что в настоящее время в России можно говорить о наличии кризисных явлений в социальной сфере, когда уровень жизни не растёт. Следует отметить, что на данный момент ситуация в системе социальной защиты населения улучшается, но существуют и определенные проблемы. Прежде всего, это проблема порой весьма громоздкой процедуры назначения мер социальной защиты, отсутствие информации о возможностях такой защиты, о тех учреждениях, которые фактически реализуют данные функции. Как следствие, необходимо менять существующие процедуры, в том числе и на законодательном уровне.
В-четвёртых, есть определённые проблемы в сфере закрепления правовой основы оказания государственной социальной помощи. Даже сама дефиниция «государственная социальная помощь» закреплена крайне неудачно. Таким образом, возникает объективная необходимость совершенствования законодательства. Решение данной проблематики требует внедрения новых технологий социальной защиты населения, разработанных с учетом опыта передовых зарубежных стран и национальных особенностей.
В-пятых, следует признать тот факт, что проблемы государственной социальной помощи получили широкое изучение, но большинство фундаментальных, монографических исследований уже устарели.
Таким образом, все факты изложенные выше свидетельствуют об актуальности и значимости темы настоящей работы.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование системы государственной социальной помощи, выявление проблем, обоснование путей решения. Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие частные задачи:
1) охарактеризовать понятие, признаки социального обеспечения;
2) изучить правовую основу социального обеспечения в современной России;
3) рассмотреть организационную основу социального обеспечения;
4) выявить проблемы в сфере социального обеспечения в современной России;
5) охарактеризовать основные направления совершенствования системы социального обеспечения в России;
6) обосновать эффективность предложений в сфере совершенствования социального обеспечения в России.
Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в сфере государственной социальной помощи в Российской Федерации.
Предметом исследования явились нормы права, практика их применения, научные труды по вопросам регулирования общественных отношений, возникающих в сфере социальной помощи как организационно-правовой формы социального обеспечения.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились научные труды авторов, исследующих вопросы организации и правового регулирования системы государственного социального обеспечения и социальной помощи, в частности. Значительный вклад теоретическое осмысление этих вопросов внесли такие ученые как А.Л. Благодир [14], К.Н. Гусов [17], А.Ю. Зеленина [22], Д.Е. Кожевников [25], Т.К. Миронова [29] и мн. другие.
Однако, нерешенность многих социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества, связанных с социальной защитой, требуют дальнейшего теоретического осмысления ее правового регулирования.
Методология исследования. При исследовании темы выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: описание, анализ, синтез, субстратный (содержательный), конкретно-исторический, структурно-функциональный, формально-догматический и другие методы.
Нормативная основа исследования. Нормативную основу исследования составили следующие основные источники права социального обеспечения: Конституция Российской Федерации [4], международные акты Организации Объединенных Наций (ООН) [1,2], Международной Организации труда (МОТ) [3], ФЗ «О государственной социальной помощи» [6], ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [7] и другие.
Эмпирическая основа исследования. Эмпирическую основу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственная политика в сфере социального обеспечения представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление и поддержание благоприятных условий жизни для населения. Российская Федерация является социальным государством.
Рассматривая вопросы социального обеспечения граждан, исследователи часто акцентируют внимание на субъекте — государстве, которое представлено учреждениями, институтами, и функционирует в рамках отдельной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъектом также могут выступать и органы местного самоуправления.
Существуют и другие субъекты, которые имеют отношение к социальному обеспечению граждан РФ, к ним, например, относятся внебюджетные фонды, профсоюзы, некоммерческие организации и т. д., и они являются вспомогательными субъектами, обеспечивающими достижение государственных целей.
Выделяют несколько видов государственной политики в сфере социального обеспечения: региональная и муниципальная.
В качестве объекта государственной политики социального обеспечения выступает население страны, как в виде отдельных граждан, так и в виде этих же граждан, включенных в определённые социальные группы (дети, инвалиды, пенсионеры и т. д.).
Среди основных функций, которые выполняет государственная политика в сфере социального обеспечения выделяют: обеспечение социальной безопасности; социальная защита населения, она реализуется посредством социальных выплат (пенсий, пособий и компенсаций).
Технология социального обеспечения занимает особое место среди технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими процедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие. Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что она является важнейшим условием реализации общегражданских прав россиян.
Главной целью социального обеспечения является предоставление гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов.
Сформированная технология социального обеспечения имеет недостатки, решение которых необходимо, поскольку социальное обеспечение выполняет множество функций. Социальные выплаты, предоставляемые по системе социального обеспечения, предоставляются в низких размерах, что не позволяет решить ни одних социальных задач. Предоставление социального обслуживания также несовершенно. Поэтому возникает необходимость совершенствования технологии социального обеспечения.
Наличие достаточных финансовых средств для реализации социального обеспечения является необходимым условием ее функционированию. В данном направлении следует:
- адаптировать солидарно-страховой механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения к развитию российского общества,
- ввести трехсторонний принцип финансирования государственных фондов социального назначения, поскольку он используется во многих развитых в социальном плане странах.
Предоставлять социальное обеспечение надо, основываясь на принципе адресности. Для этого необходимо:
- совершенствовать технологию организации социальной помощи населению,
- создать информационные технологии, позволяющие обеспечить доступ гражданам к различной информации. Кроме того, это позволит систематизировать категории получателей по принципу нуждаемости.
Совершенствования требует технология социального обслуживания, которая предоставляется гражданам на платной и бесплатной основе. Для этого следует: совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности учреждений социального обслуживания, укреплять материально-техническую базу и кадровое обеспечение, ввести систему стандартизации социального обслуживания, оказание социальных услуг должно осуществляться не только государственными, но и частными социальными учреждениями.
Касаясь величины пенсий, пособий и денежных компенсаций, надо сказать о том, что их необходимо повысить до величины прожиточного минимума. Повышение величины пособий на детей возможно при использовании опыта зарубежных стран, который сводится к следующему: необходимо ввести обязательное страхование детей, а из сформированных на его основе фондов предоставлять страховое пособие.
В Российской Федерации существует множество законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению. Одной из первейших задач в этой области является кодификация законодательства в сфере социального обеспечения. Кодекс позволит определить:
- полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в области регулирования социального обеспечения,
- условия установления социального обеспечения,
- порядок предоставления социального обеспечения,
- финансирование социального обеспечения,
- технологию начислений, включающую различные виды пенсий, пособий, компенсаций,
- цели, виды, сроки и механизм социального обслуживания.
Кодекс социального обеспечения должен создать реальный правовой механизм, направленный на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, в противовес декларативности многих действующих законов.
Практическая реализация данных положений, по нашему мнению, позволит изменить технологию социального обеспечения в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения.
Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России, именно это заложено в Конституции РФ.
Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого – возрастет стабильность в обществе.



1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/ (дата обращения 11.11.2024)
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г., вступил в силу 03.01.1976 г.) // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения 13.11.2024)
3. Конвенция 102. "Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (принята на Генеральной конференции Международной организации труда 28.06.1952, г. Женева) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.11.2024).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 04.02. 2014 № 1 - ФКЗ) //Российская газета. 25.12. 1993 № 237.
5. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Российская газета, N 247, 20.12.2001.
6. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
8. Социальный кодекс Белгородской области: закон Белгородской области от 28.12.2004 N 165 (принят Белгородской областной Думой 09.12.2004) // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2024).
9. Социальный кодекс Ярославской области: закон Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з (принят Ярославской областной Думой 16.12.2008) // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2024).
10. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций / Д.В. Агашев. – Томск: Факультет дистанционного обучения, ТУСУР, 2021. 180 c.
11. Андреев В.С. Научные труды. Т.2 – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. 528 с.
12. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России: Учебное пособие / В.С. Аракчеев. Томск: Изд-во НТЛ, 2022. 518 с.
13. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система законодательства: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2022. 91 с.
14. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения. Докторская диссертация / автореф. дис... доктора юрид. наук: 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения. М, 2014.
15. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект: монография. М.: ООО «Юрайт. 2015. 255 с.
16. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография / Пенз. гос. пед. ун-т. Пенза, 2021. 228 с.
17. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. М.: Издательство Проспект, 2020.
18. Дорофеев А.О. Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016.
19. Дуденкова М.Б. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: автореф. дис … канд. юрид. наук. М., 2019. 31 с.
20. Дуденцова, Ю. С. Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации / Ю. С. Дуденцова. // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 498-500 // URL: https://moluch.ru/archive/338/75736/ (дата обращения: 12.11.2024).
21. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. М.: Волтерс Клувер, 2020. С. 465.
22. Зеленина А.Ю. Нормативная основа права социального обеспечения России. Кандидатская диссертация / автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения. Дата защиты: 24 мая 2013.
23. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М.: Изд-во МГУ, 1986. 176 с.
24. Казбан А.В. Краткий обзор мирового и отечественного опыта реформирования социального обеспечения населения. / /Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2023. №13. С. 27-34.
25. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы / автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения. Екатеринбург, 2010.
26. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения/ М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М.: «Юстицинформ», 2022. 636 с.
27. Мачульская Е.Е, Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма. 2016. 591 с.
28. Миронов В.И. Трудовое право России. М.: Юристъ. 2017. 680 с.
29. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие / Т.К. Миронова. М.: КНОРУС, 2019.
30. Новикова М., Сидоренко С. Какие стандарты нам нужны. // Социономия. 2024. №10. С.10-14.
31. Петров Д. Е. К вопросу о единстве и различии метода и способа правового регулирования // Юридические науки: проблемы и перспективы: Казань: Бук, 2015. С. 275.
32. Право социального обеспечения: учебники практикум для СПО / М.В. Филиппова [и др.]; под ред. М.В. Филипповой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. 382 с.
33. Роик В. Ключ к улучшению жизни // Пенсионное обеспечение 2024. №1. С.18-23.
34. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2023.
35. Теория государства и права // под ред. Матузова Н.И. Малько А.В. - М. Юрист, 2024. 901 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ