Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Работа №167332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
§ 1.1. Проблема межличностных отношений в психологии 9
§ 1.2. Развитие межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста 18
§ 1.3. Современное состояние изучения проблемы развитие
межличностных отношений средствами игровой деятельности детей с
речевыми нарушениями 27
Вывод по первой главе 38
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 41
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 41
§ 2.2. Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 47
Вывод по второй главе 53
Глава III. Психологическая коррекция межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с использованием игровой деятельности 55
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 55
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой
деятельности 60
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 71
Вывод по третьей главе 75
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение 93

Актуальность исследования. Поднимая вопросы, связанные с обучением детей младшего школьного возраста, нельзя не говорить об их межличностных отношениях. Именно в младшей школе дети динамично овладевают навыками общения и активно устанавливают дружеские связи. Способность взаимодействовать с другими членами общества, приобретать друзей среди сверстников - важная задача развития на данном этапе. Таким способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка.
Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребёнка, компонентов учебной деятельности, рефлексии.
Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства её организации [23]. Иные виды деятельности в соответствующей литературе рассмотрены в недостаточной степени.
Особое значение имеет изучение межличностных отношений учащихся с речевыми нарушениями, чьи процессы социализации происходят иначе. Современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста, в том числе - с нарушениями речи. Одним из таких подходов могла бы стать игровая деятельность.
На необходимость формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др. Изучению особенностей общения и межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, теоретическом обосновании и разработке психологической программы коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами игровой деятельности.
Объект исследования. Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами игровой деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями являются: негативное отношение к классному коллективу, конфликтность и стремление к уединению. Разработанная нами программа позволит создать социально-психологические условия для коррекции межличностных отношений изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
3. Разработать психологическую программу коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности и определить ее эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- исследования общих закономерностей возрастного развития детей
младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- психофизиологические основы формирования и развития речи, представленные в работах Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
- работы, посвященные играм учащихся младшего школьного возраста (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова);
-исследования по игровой деятельности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
-аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким;
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым — изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» Р. Жиля, И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой (1976) [72];
2. «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» К.Э. Сишора (1985) [70];
3. «Поздравь товарища» Я.Л. Коломинского (1984) [54].
Организация исследования. Базой для реализации исследования явилось МАОУ СШ 149, г. Красноярска. В эксперименте участвовало 20 учащихся 2 классов и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 20 мальчика и 20 девочек.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019 — 2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2019) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап (декабрь 2019 — апрель 2020) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, разработка методики и проведение констатирующего эксперимента, его анализ.
Третий этап (март - апрель 2020) - обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностного общения учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Проведение формирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап (апрель - май 2020) - проведение контрольного эксперимента и последующий анализ его результатов. Оценка эффективности психологической программы коррекции. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования. Настоящее исследование расширяет представления об особенностях межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и способах их коррекции средствами игровой деятельности.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями может быть в дальнейшем использована педагогами, психологами и родителями в образовательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 108 источников). Включает 5 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами, 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования были получены следующие практические и теоретические результаты:
1. Выделено понятие межличностных отношений - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
2. Выделено понятие межличностных отношений младших школьников - это субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности, а также определены этапы их становления.
3. Выявлено, что игровая деятельность в процессе коррекции межличностных отношений младших школьников с речевыми нарушениями:
• предоставляет возможность формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в продуктивной форме;
• развивает психологическую пластичность;
• позволяет корректировать межличностные отношения младших школьников в процессе проведения;
• способствует разностороннему развитию младших школьников;
• позволяет реализовывать различные методы и подходы к воспитательному процессу.
4. Был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ СШ 149 города Красноярска для которого были отобраны и описаны следующие методики:
• «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» Р. Жиль (И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева, 1972);
• «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» К.Э. Сишор (1985);
• «Поздравь товарища» Я.Л. Коломинский (1984).
5. По результатам проведения методики «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» большинство учеников считают ближайшими людьми братьев или сестер (47% и 50% для 2 и 4 классов соответственно), друга или подруга называли 24% и 20% респондентов.
6. Положительное отношение к классному коллективу выразило 19% учащихся 2 классов и 16% в 4 классе. Соседей по парте предпочитают 22% во 2 классах и 25% в четвертых.
7. Учащиеся продемонстрировали низкий показатель по шкале любознательности, и напротив, ярко выражено стремление к уединению и отгороженности.
8. По результатам проведения методики «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» 5% учащихся второго и 10% четвертого класса назвали классный коллектив привлекательным. 20% в каждой возрастной группе хорошо адаптированы в классном коллективе, а 60% выразили нейтральное отношение к коллективу. 15% во втором классе и 10% в четвертом отметили негативное отношение к классу и неудовлетворенность своим положением и ролью в нем.
9. По результатам проведения методики «Поздравь товарища» в 2 классах имеется 10% «не принятых» и 15% «звезд», тогда как в 4 классах -15% «не принятых» и 20% «звезд».
10. На основе результатов проведенных методик исследования был сделан вывод, что особенностями межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями являются: негативное отношение к классному коллективу, конфликтность и стремление к уединению.
коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности:
• Цель программы: оказание содействия по созданию позитивной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с речевыми нарушениями и обеспечивающей психологические условия для успешных межличностных отношений.
Задачи программы:
• Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.
• Формирование у детей чувства психологической защищенности.
• Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.
• Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
12. По результатам контрольного эксперимента получены следующие результаты:
• По результатам проведения методики «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» прирост в 25% и 18% наблюдается по шкалам «отношение к коллективу» и «любознательность» (соответственно).
• По результатам проведения методики «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» 5 учащихся (25%) признали классный коллектив очень привлекательным. Хорошо адаптированы в классном коллективе половина респондентов (10 учеников), количество нейтрально относящихся снизилось до 25% (5 учеников), а 5 и менее баллов набрали (негативное отношение к классу) не набрал ни один из проходящих программу коррекции младших школьников.
• По результатам проведения методики «Поздравь товарища» в экспериментальной группе количество звезд увеличилось до 6, а количество не принятых сократилось до 0
13. Согласно результатам исследования, программу психологической коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности можно считать эффективной.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза об эффективности программы коррекции межличностных отношений младших школьников с речевыми нарушениями с помощью игровых технологий - подтверждена. В рамках продолжения исследований в данном направлении возможна разработка конкретных методических рекомендаций по конкретизации содержания программы в условиях образовательного процесса.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] : учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. - М. : ООО «ПЕР СЭ», 2008. - 384 с.
2. Агафонова, В. А. Деятельность учителя по формированию и развитию межличностных отношений младших школьников в процессе их социализации [Текст] / В. А. Агафонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. -2015. -№3. - 98-99 с.
3. Алифанов, С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии [Текст] / С. А. Алифанов, 1991. - №3 - С. 90-96.
4. Амонашвили, Ш. А. В школу - с шести лет. Педагогический поиск [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Академия, 1988. - 544 с.
5. Андреев, Г. М. Межличностное восприятие в группе [Текст] / Г. М. Андреева, А. И. Донцова. - М. : МГУ, 1981. - 292 с.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2009. - 363 с.
7. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов ; под ред. В. А.Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 264 с.
8. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1983. - 94 с.
9. Архипова, В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса [Текст] / В. В. Архипова. - СПб. : Эксклюзив, 1995. - 234 с.
10. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика [Текст] / Т. В. Безродных. - Новосибирск : ЦРНС, 2009. - 311 с.
11. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
12. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. - М. : Наука, 1994.-400 с.
13. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] /, Т.Д. Марцинковской ; под ред. А. И. Липкиной. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1997. - 575 с.
14. Богуславская, З. М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. Сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
15. Бодалев, A. A. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
16. Бодалева, А. А. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. [Текст] / А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 304с.
17. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] : психологическое исследование / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
18. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
19. Брунчукова, Н. М. Общение младших школьников в малых группах при изучении учебного материала [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / Н. М. Брунчукова. - М., 1993.- 14 с.
20. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер , 2000. - 528 с.
21. Вартанова,Л. P. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. Наук / Л. Р. Вартанова. - Ставрополь, 2011. - 21 с.
22. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2004. - 143 с.
23. Газман, О. С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли [Текст] : А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой ; под ред. А. Ю. Гордина. - М. : Педагогика, 1973.
24. Гаурилиус, А. И. Возрастная динамика представлений учащихся
вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / А. И.
Гаурилиус; Мн, 1998. - 20 с. 70
25. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников. Теория и практика образования в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы IV Междунар. науч. конф. 2014. URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/.
26. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман, Г. С. Прокопенко. - М. : Знак Почета, 1987. - 23 с.
27. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Мн. : Харвест, 1998. - 800 с.
28. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2000. - 152 с.
29. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст]: Вопросы психологии / В. В. Давыдов, В. М. Слободчиков, Г. А. Цукерман. - 1992. - 14-19 с.
30. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1979. - 276 с.
31. Донцов, А. И. Психология коллектива [Текст] : учеб.пособ. / А. И. Донцов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.
32. Донцов, А. И. О понятии группы в социальной психологии //Социальная психология: хрестоматия [Текст]/ А. И. Донцов ; сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М. : Аспект-Пресс, 2003 - 471с.
33. Донцов, А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования [Текст] / А. И. Донцов. М. : МГУ , 1984. - 207 с.
34. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб пособие для студентов пед. Институтов / сост. В. И. Логинова. - М. : Просвещение, 1988. 378 с.
35. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников [Текст] / И. Г. Емельянова. - М. : Новая школа, 2015. - 35-38 с.
36. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : Норма-Инфа, 2000. - 624 с.
37. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т [Текст] / А. В Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - Т.1 - 316 с.
38. Ишмухаметова, А. Р. Дидактическая игра на уроках математики в начальных классах [Текст] : А. Р. Ишмухаметова , С. А. Косцова // В сборнике : Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. — 190-191 с.
39. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] ; под ред. А. М. Арсеньева. - М. : Педагогика, 1982. - 704 с.
40. Кембелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д. Кембелл, И. М. Бобнева. - М. : Прогресс, 1980. - 390 с.
41. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Минск : Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
42. Кудусова, Т. Х. Личностные особенности младших школьников, способствующие развитию их межличностных отношений [Текст] : Т. Х. Кудусова, Н. Н. Мозговая // Международная научно-практическая конференция «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития». Нижний Новгород, 2015.
43. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии [Текст] / Е. С. Кузьмин. Л. : ЛГУ, 1967. - 172 с.
44. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы [Текст] : А. Ф. Лазурский. - СПб. : Алетейя, 2011. - 192 с.
45. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты [Текст] / А. Ф. Лазурский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 119 с.
46. Леонтьев, А. А. Психология коллективной деятельности в учении [Текст] / А. А. Леонтьев. М. : Начальная школа. - 2002. - 3-6 с.
47. Леонтьев, А. Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 247-250 с.
48. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
49. Литвинова, Н. А. Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие в 2 ч. [Текст] / Н. А. Литвинова, Н. Л. Радчикова. - Мн. : БГПУ, 2008. - Ч.1 - 87 с.
50. Лукьяненко, Е. С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников [Текст] / Е. С. Лукьяненко : психологическое здоровье личности: теория и практика. - 2015. - 22-28 с.
51. Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М. : Педагогика, 1988. - 128 с.
52. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2003. - 752 с. 71
53. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.
54. Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии [Текст] : учеб. пособие / И. М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 46 с.
55. Маркс, К. [Текст] : сбор. соч. К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981 гг. - 360 с.
56. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности: тексты [Текст] / А. Маслоу. - М., 1982. -108 -117с.
57. Межличностное восприятие в группе [Текст] / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : МГУ, 1981. - 292 с.
58. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и ее роли в процессе обучения младших школьников [Текст] / Н. А. Мишечкина. 2017. - 201- 204 с.
59. Мокина, Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников [Текст] / Я.А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2016. - 118-122 с.
60. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка [Текст] : сборник статей международной научно-практической конференции / Н. Абдиева, З. Мурадагаева. - 2016. -71-173 с.
61. Мухина, В. С. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В. С. Мухина ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение. - 1973. - 400 с.
62. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности [Текст] : хрестоматия / В. Н. Мясинцев. - Самара : Изд. Дом БАХРАХ, 1999. - Т 2 - 197-244 с.
63. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясинцев. - М. : Издательство Института психотерапии, 2005. - 688 с.
64. Нагорнова, А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников [Текст] / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. 2015. -38-42 с.
65. Невская, И. А. Значение дидактических игра на уроках математики [Текст] / И. А. Невская // Вестник научных конференций. 2015. - 108-109 с.
66. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н. И. Непомнящая. - М. : Педагогика, 1992. - 160 с.
67. Нечаева, А. С. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / А. С. Нечаева // Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации XXIX Международная научно¬практическая конференция. 2017. - 466-468 с.
68. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. - Л. : ЛГУ, 1979. - 236 с.
69. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обозов. - К. : Лыбидь, 1990. - 192 с.
70. Процко, Т. А. Психолого-педагогическое обследование младших классов вспомогательной школы [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. А. Процко. - Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2000. - 111 с.
71. Прудникова, М. Э. Поведенческие проявления индивидуальности в сфере межличностных отношений обучения [Текст] : дисс ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. Э Прудникова. - Сочи, 2002. - 182 с.
72. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 232 с.
73. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
74. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская. М. : Просвещение. - 1989. - 216
75. Самоукина, Н. В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении // Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / Галкина Н. В., Н.В. Самоукина. - Новосибирск : Наука, 1987. - 244 с.
76. Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание. - М.
- Новая школа, 1998. - 252 с.
77. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2012. - 160 с.
78. Смиронова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] : Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 160 с.
79. Соковня И. Игровые методики // Родительское собрание. - 2004. — №1. - М.. - С. 77 -91.
80. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - М. - С. 63 - 67.
81. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
82. Сухомлинский, В. А. Воспитание коллективизма у школьников [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 272 с.
83. Сысуева, Л. В. Развитие самооценки младших школьников в их совместной деятельности [Текст] : автореф. Дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Сысуева. - М. : 1996. - 16 с.
84. Тампиева, С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. О. Тампиева. - Карачаевск, 2007. - 226 с.
85. Твой друг игра / Под ред. Л.М. Короткова, Н.В. Студеницкого, Е.М. Минскина, А. Лукачи. - М.: Знание, 1988. - 187 с.
86. Тиханова, И. Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции [Текст] : дис канд. психол.
87. Ушакова О., Графова Е. Скрытые возможности игровой терапии // Защити меня. - 2005. — №1. - М. - С. 39 - 43.
88. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. [Электронный ресурс] URL : ййрз://минобрнауки.рф/документы/922.
89. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
90. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Академия, 1997. - 67 с.
91. Фельдштейн, Д. И. Человек как созидатель и носитель социального [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 2007.- 65 с.
92. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. - 2005. — №3. - М. - С. 30 - 34.
93. Фришман И. Коммуникативные, ситуационно - ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. - 2005. — №2. - М. - С. 119 - 126.
94. Ханина Е.Е., Солопова А.В. Игровая форма обучения // Открытая школа. - 2004. — №5. - М. - С. 63 - 66.
95. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. - 2005. - №21. - М. - С. 41 - 44.
96. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А. Цукерман.
- Томск : Пеленг, 1993. - 268 с.
97. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные основы социальной психологии [Текст] / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ