Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
|
Введение 4
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
§ 1.1. Проблема межличностных отношений в психологии 9
§ 1.2. Развитие межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста 18
§ 1.3. Современное состояние изучения проблемы развитие
межличностных отношений средствами игровой деятельности детей с
речевыми нарушениями 27
Вывод по первой главе 38
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 41
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 41
§ 2.2. Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 47
Вывод по второй главе 53
Глава III. Психологическая коррекция межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с использованием игровой деятельности 55
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 55
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой
деятельности 60
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 71
Вывод по третьей главе 75
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение 93
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
§ 1.1. Проблема межличностных отношений в психологии 9
§ 1.2. Развитие межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста 18
§ 1.3. Современное состояние изучения проблемы развитие
межличностных отношений средствами игровой деятельности детей с
речевыми нарушениями 27
Вывод по первой главе 38
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 41
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 41
§ 2.2. Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 47
Вывод по второй главе 53
Глава III. Психологическая коррекция межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с использованием игровой деятельности 55
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 55
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой
деятельности 60
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 71
Вывод по третьей главе 75
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение 93
Актуальность исследования. Поднимая вопросы, связанные с обучением детей младшего школьного возраста, нельзя не говорить об их межличностных отношениях. Именно в младшей школе дети динамично овладевают навыками общения и активно устанавливают дружеские связи. Способность взаимодействовать с другими членами общества, приобретать друзей среди сверстников - важная задача развития на данном этапе. Таким способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка.
Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребёнка, компонентов учебной деятельности, рефлексии.
Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства её организации [23]. Иные виды деятельности в соответствующей литературе рассмотрены в недостаточной степени.
Особое значение имеет изучение межличностных отношений учащихся с речевыми нарушениями, чьи процессы социализации происходят иначе. Современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста, в том числе - с нарушениями речи. Одним из таких подходов могла бы стать игровая деятельность.
На необходимость формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др. Изучению особенностей общения и межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, теоретическом обосновании и разработке психологической программы коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами игровой деятельности.
Объект исследования. Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами игровой деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями являются: негативное отношение к классному коллективу, конфликтность и стремление к уединению. Разработанная нами программа позволит создать социально-психологические условия для коррекции межличностных отношений изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
3. Разработать психологическую программу коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности и определить ее эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- исследования общих закономерностей возрастного развития детей
младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- психофизиологические основы формирования и развития речи, представленные в работах Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
- работы, посвященные играм учащихся младшего школьного возраста (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова);
-исследования по игровой деятельности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
-аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким;
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым — изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» Р. Жиля, И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой (1976) [72];
2. «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» К.Э. Сишора (1985) [70];
3. «Поздравь товарища» Я.Л. Коломинского (1984) [54].
Организация исследования. Базой для реализации исследования явилось МАОУ СШ 149, г. Красноярска. В эксперименте участвовало 20 учащихся 2 классов и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 20 мальчика и 20 девочек.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019 — 2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2019) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап (декабрь 2019 — апрель 2020) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, разработка методики и проведение констатирующего эксперимента, его анализ.
Третий этап (март - апрель 2020) - обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностного общения учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Проведение формирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап (апрель - май 2020) - проведение контрольного эксперимента и последующий анализ его результатов. Оценка эффективности психологической программы коррекции. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования. Настоящее исследование расширяет представления об особенностях межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и способах их коррекции средствами игровой деятельности.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями может быть в дальнейшем использована педагогами, психологами и родителями в образовательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 108 источников). Включает 5 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами, 3 рисунками.
Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребёнка, компонентов учебной деятельности, рефлексии.
Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства её организации [23]. Иные виды деятельности в соответствующей литературе рассмотрены в недостаточной степени.
Особое значение имеет изучение межличностных отношений учащихся с речевыми нарушениями, чьи процессы социализации происходят иначе. Современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста, в том числе - с нарушениями речи. Одним из таких подходов могла бы стать игровая деятельность.
На необходимость формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др. Изучению особенностей общения и межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, теоретическом обосновании и разработке психологической программы коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами игровой деятельности.
Объект исследования. Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами игровой деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями являются: негативное отношение к классному коллективу, конфликтность и стремление к уединению. Разработанная нами программа позволит создать социально-психологические условия для коррекции межличностных отношений изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
3. Разработать психологическую программу коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности и определить ее эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- исследования общих закономерностей возрастного развития детей
младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- психофизиологические основы формирования и развития речи, представленные в работах Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
- работы, посвященные играм учащихся младшего школьного возраста (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова);
-исследования по игровой деятельности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
-аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким;
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым — изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» Р. Жиля, И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой (1976) [72];
2. «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» К.Э. Сишора (1985) [70];
3. «Поздравь товарища» Я.Л. Коломинского (1984) [54].
Организация исследования. Базой для реализации исследования явилось МАОУ СШ 149, г. Красноярска. В эксперименте участвовало 20 учащихся 2 классов и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 20 мальчика и 20 девочек.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019 — 2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2019) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап (декабрь 2019 — апрель 2020) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, разработка методики и проведение констатирующего эксперимента, его анализ.
Третий этап (март - апрель 2020) - обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностного общения учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Проведение формирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап (апрель - май 2020) - проведение контрольного эксперимента и последующий анализ его результатов. Оценка эффективности психологической программы коррекции. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования. Настоящее исследование расширяет представления об особенностях межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и способах их коррекции средствами игровой деятельности.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями может быть в дальнейшем использована педагогами, психологами и родителями в образовательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 108 источников). Включает 5 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами, 3 рисунками.
В ходе данного исследования были получены следующие практические и теоретические результаты:
1. Выделено понятие межличностных отношений - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
2. Выделено понятие межличностных отношений младших школьников - это субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности, а также определены этапы их становления.
3. Выявлено, что игровая деятельность в процессе коррекции межличностных отношений младших школьников с речевыми нарушениями:
• предоставляет возможность формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в продуктивной форме;
• развивает психологическую пластичность;
• позволяет корректировать межличностные отношения младших школьников в процессе проведения;
• способствует разностороннему развитию младших школьников;
• позволяет реализовывать различные методы и подходы к воспитательному процессу.
4. Был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ СШ 149 города Красноярска для которого были отобраны и описаны следующие методики:
• «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» Р. Жиль (И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева, 1972);
• «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» К.Э. Сишор (1985);
• «Поздравь товарища» Я.Л. Коломинский (1984).
5. По результатам проведения методики «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» большинство учеников считают ближайшими людьми братьев или сестер (47% и 50% для 2 и 4 классов соответственно), друга или подруга называли 24% и 20% респондентов.
6. Положительное отношение к классному коллективу выразило 19% учащихся 2 классов и 16% в 4 классе. Соседей по парте предпочитают 22% во 2 классах и 25% в четвертых.
7. Учащиеся продемонстрировали низкий показатель по шкале любознательности, и напротив, ярко выражено стремление к уединению и отгороженности.
8. По результатам проведения методики «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» 5% учащихся второго и 10% четвертого класса назвали классный коллектив привлекательным. 20% в каждой возрастной группе хорошо адаптированы в классном коллективе, а 60% выразили нейтральное отношение к коллективу. 15% во втором классе и 10% в четвертом отметили негативное отношение к классу и неудовлетворенность своим положением и ролью в нем.
9. По результатам проведения методики «Поздравь товарища» в 2 классах имеется 10% «не принятых» и 15% «звезд», тогда как в 4 классах -15% «не принятых» и 20% «звезд».
10. На основе результатов проведенных методик исследования был сделан вывод, что особенностями межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями являются: негативное отношение к классному коллективу, конфликтность и стремление к уединению.
коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности:
• Цель программы: оказание содействия по созданию позитивной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с речевыми нарушениями и обеспечивающей психологические условия для успешных межличностных отношений.
Задачи программы:
• Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.
• Формирование у детей чувства психологической защищенности.
• Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.
• Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
12. По результатам контрольного эксперимента получены следующие результаты:
• По результатам проведения методики «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» прирост в 25% и 18% наблюдается по шкалам «отношение к коллективу» и «любознательность» (соответственно).
• По результатам проведения методики «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» 5 учащихся (25%) признали классный коллектив очень привлекательным. Хорошо адаптированы в классном коллективе половина респондентов (10 учеников), количество нейтрально относящихся снизилось до 25% (5 учеников), а 5 и менее баллов набрали (негативное отношение к классу) не набрал ни один из проходящих программу коррекции младших школьников.
• По результатам проведения методики «Поздравь товарища» в экспериментальной группе количество звезд увеличилось до 6, а количество не принятых сократилось до 0
13. Согласно результатам исследования, программу психологической коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности можно считать эффективной.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза об эффективности программы коррекции межличностных отношений младших школьников с речевыми нарушениями с помощью игровых технологий - подтверждена. В рамках продолжения исследований в данном направлении возможна разработка конкретных методических рекомендаций по конкретизации содержания программы в условиях образовательного процесса.
1. Выделено понятие межличностных отношений - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
2. Выделено понятие межличностных отношений младших школьников - это субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности, а также определены этапы их становления.
3. Выявлено, что игровая деятельность в процессе коррекции межличностных отношений младших школьников с речевыми нарушениями:
• предоставляет возможность формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в продуктивной форме;
• развивает психологическую пластичность;
• позволяет корректировать межличностные отношения младших школьников в процессе проведения;
• способствует разностороннему развитию младших школьников;
• позволяет реализовывать различные методы и подходы к воспитательному процессу.
4. Был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ СШ 149 города Красноярска для которого были отобраны и описаны следующие методики:
• «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» Р. Жиль (И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева, 1972);
• «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» К.Э. Сишор (1985);
• «Поздравь товарища» Я.Л. Коломинский (1984).
5. По результатам проведения методики «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» большинство учеников считают ближайшими людьми братьев или сестер (47% и 50% для 2 и 4 классов соответственно), друга или подруга называли 24% и 20% респондентов.
6. Положительное отношение к классному коллективу выразило 19% учащихся 2 классов и 16% в 4 классе. Соседей по парте предпочитают 22% во 2 классах и 25% в четвертых.
7. Учащиеся продемонстрировали низкий показатель по шкале любознательности, и напротив, ярко выражено стремление к уединению и отгороженности.
8. По результатам проведения методики «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» 5% учащихся второго и 10% четвертого класса назвали классный коллектив привлекательным. 20% в каждой возрастной группе хорошо адаптированы в классном коллективе, а 60% выразили нейтральное отношение к коллективу. 15% во втором классе и 10% в четвертом отметили негативное отношение к классу и неудовлетворенность своим положением и ролью в нем.
9. По результатам проведения методики «Поздравь товарища» в 2 классах имеется 10% «не принятых» и 15% «звезд», тогда как в 4 классах -15% «не принятых» и 20% «звезд».
10. На основе результатов проведенных методик исследования был сделан вывод, что особенностями межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями являются: негативное отношение к классному коллективу, конфликтность и стремление к уединению.
коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности:
• Цель программы: оказание содействия по созданию позитивной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с речевыми нарушениями и обеспечивающей психологические условия для успешных межличностных отношений.
Задачи программы:
• Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.
• Формирование у детей чувства психологической защищенности.
• Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.
• Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
12. По результатам контрольного эксперимента получены следующие результаты:
• По результатам проведения методики «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» прирост в 25% и 18% наблюдается по шкалам «отношение к коллективу» и «любознательность» (соответственно).
• По результатам проведения методики «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» 5 учащихся (25%) признали классный коллектив очень привлекательным. Хорошо адаптированы в классном коллективе половина респондентов (10 учеников), количество нейтрально относящихся снизилось до 25% (5 учеников), а 5 и менее баллов набрали (негативное отношение к классу) не набрал ни один из проходящих программу коррекции младших школьников.
• По результатам проведения методики «Поздравь товарища» в экспериментальной группе количество звезд увеличилось до 6, а количество не принятых сократилось до 0
13. Согласно результатам исследования, программу психологической коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровой деятельности можно считать эффективной.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза об эффективности программы коррекции межличностных отношений младших школьников с речевыми нарушениями с помощью игровых технологий - подтверждена. В рамках продолжения исследований в данном направлении возможна разработка конкретных методических рекомендаций по конкретизации содержания программы в условиях образовательного процесса.
Подобные работы
- Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



