Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования безопасного поведения младших школьников на природе
1.1. Безопасное поведение как актуальное направление социально -
культурного образования ребенка младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности формирования безопасного поведения младших
школьников на природе 12
1.3. Игровая деятельность как метод формирования безопасного поведения
младших школьников на природе 21
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическая часть исследования
2.1. Обоснование формирующего эксперимента и описание результатов его
реализации 35
2.2. Обоснование формирующего эксперимента и описание результатов его
реализации 48
2.3. Описание и объяснение результатов второго констатирующего
исследования 56
Выводы по главе 2 63
Заключение 67
Библиография 71
Приложение 1 76
Приложение 2 77
Приложение 3 78
Приложение 4 79
Приложение 5 80
Приложение 6 81
Приложение 7
Актуальность исследования. В современном мире проблема безопасности выходит на первый план. Данная проблема обусловлена тем, что в процессе жизнедеятельности человек нередко сталкивается с угрозами, для предотвращения которых требуется наличие особых знаний. Помимо этого, современное общество отличается существенной динамикой развития, в результате чего люди не всегда способны осознать, как правильно поступить в той или иной ситуации по причине постоянно изменяющихся условий.
Следует согласиться с учеными, которые считают безопасность одним из важнейших условий, которое необходимо для дальнейшего прогрессивного развития любого социума. Исходя из этого, для поддержания необходимого уровня безопасности требуется не только принимать меры, направленные на ее поддержание в обществе в целом, но и уделять внимание подготовке каждого человека. Такого рода работа будет способствовать наиболее эффективной профилактике возникновения различных чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, а также минимизации их последствий.
Для того, чтобы у человека сформировалось правильное представление о безопасности жизнедеятельности, его следует обучать ее основам. При этом, данные знания необходимы не только уже полностью сформировавшимся личностям, но и детям, относящимся к любой возрастной группе: от дошкольников до школьников старших классов. При этом, следует иметь в виду, что чем раньше начато обучение ребенка основам безопасности жизнедеятельности, тем раньше у него сформируются навыки, необходимые для реализации безопасного поведения в своей повседневной жизни.
Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности.
Методическая деятельность в процессе обучения основным знаниям безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности требует системного подхода и выстраивать ее необходимо именно целостно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Обучающиеся намного быстрее, продуктивнее, активнее и эффективнее воспринимают сложнейшую информацию в процессе игровой и творческой деятельности.
Обучающиеся младшего школьного возраста с большой заинтересованностью играют, принимают участие в викторинах и олимпиадах, активно участвуют в эстафетах, рисуют, наблюдают, придумывают, конструируют, участвуют в создании проектной деятельности, участвуют в викторинах, интерактивных играх и т. д.
Теоретической основой исследования являются: - идеи становления личности с позиции формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.Д. Ширшов, Г.И. Царегородцев, Т.Г. Хромцова и др.); - работы, посвященные психологическим аспектам проблемы безопасности жизнедеятельности личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б. Скиннер, М. Беккер, С. Диклименти); - научные труды по вопросам формирования навыков безопасного поведения в природе у детей младшего школьного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.Ф. Тихомирова и др.
Руководствуясь изученными данными анализа теоретических исследований и изучением практических данных образовательных учреждений начального общего звена, нами были выявлены следующие противоречия:
- между реальными знаниями обучающихся о правилах безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и актуальностью вопроса безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста;
- между выбранной темой и наполненностью реально реализованных занятий и мероприятий по существующим программам и содержанием программного обеспечения в образовательных учреждениях;
Объект исследования: процесс расширения знаний младших школьников о правилах безопасного поведения на природе.
Предмет исследования: игровая деятельность (комплекс игровых занятий) как средство расширения знаний младших школьников о безопасном поведении на природе.
Цель исследования: выявить актуальное состояние объекта в конкретном школьном возрасте, расширить знания младших школьников о правилах безопасного поведения на природе средствами игровой деятельности и доказать эффективность педагогического воздействия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования безопасного поведения младших школьников на природе.
3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня знаний младших школьников о правилах безопасного поведения в природе.
4. Изучить уровень знаний младших школьников о правилах безопасного поведения на природе.
5. Разработать и апробировать программу расширения знаний о правилах безопасного поведения младших школьников на природе средствами игровой деятельности.
6. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Гипотезой исследования послужило предположение, что игровая деятельность может явиться эффективным средством расширения знаний младших школьников о правилах безопасного поведения на природе, если она будет включать дидактические игры и упражнения, направленные на изучение опасностей, возможных в естественной природной среде (лесу), их профилактику и способы преодоления в отношении продуктов питания, ядовитых растений и диких животных, поведения у водоема.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы.
- Анкетирование.
-Педагогический эксперимент.
-Методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования: диагностические и методические материалы, разработанные в рамках данного исследования, могут быть полезны в профессиональной деятельности педагогов начальных классов, классных руководителей. Данные материалы можно использовать во внеурочной деятельности с целью формирования безопасного поведения на природе у детей младшего школьного возраста.
База исследования МБОУ «Успенская СОШ 6 им. Героя Советского Союза В.Н. Прохорова».
Объём и структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 96 страницах, состоит из введения, двух глав, выводов к ним, списка литературы, включающего 45 источников, 7 приложений.
В ходе нашего исследования были решены все поставленные задачи.
Мы дали определение понятия «безопасное поведение» детей младшего школьного возраста, связав его с понятием «безопасность», и будем придерживаться позиции И.С. Зиминой, которая считает, что под безопасным поведением детей младшего школьного возраста понимается совокупность сформированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасный контакт с окружающими условиями. Чтобы сформировать данные навыки, младшие школьники, прежде всего, должны иметь достаточный опыт представлений об окружающем мире, теоретическую подготовку к безопасному образу жизни.
Охарактеризовав особенности формирования навыков безопасного поведения в младшем школьном возрасте, мы выявили, следующие особенности формирования безопасного поведения в природе младших школьников: знания о правилах безопасного поведения в природе (мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); умение действовать в тех или иных ситуациях (принятие решения); выработанная привычка к соблюдению мер предосторожности и установка на здоровый образ жизни. Всему этому способствуют различные методы и приемы, применяемые педагогом на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Мы описали педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе в младшем школьном возрасте, такие как: применение бесед, направленных на расширение представлений о опасностях в природе, и правилах безопасного поведения; использование проблемных ситуаций, направленных на выработку привычки к соблюдению мер предосторожности и установки на здоровый образ жизни.
Процесс экспериментального исследования проводился в три этапа:
1 этап - констатирующий. На данном этапе был подобран диагностический инструментарий, а также проведено исследование знаний младших школьников о безопасном поведении на природе.
2 этап - формирующий. На данном этапе осуществлялся процесс формирования безопасного поведения младших школьников на природе при использовании игровых заданий. Была разработана программа, которая включает в себя 10 занятий в игровом формате с младшими школьниками.
3 этап - контрольный. На данном этапе осуществлялась проверка эффективности проведённой работы с использованием тех же методик, что и на первом этапе.
С целью достижения поставленной цели в исследовании был применен метод индивидуального анкетирования. Анкеты были разработаны на основе курса Т.П. Гарнышевой «ОБЖ для дошкольников».
Мы провели диагностическую работу по изучению уровня знаний о безопасном поведении в природе в 3 классе. В исследовании принимали участие 16 детей младшего школьного возраста.
Нами были предложены вопросы, которые мы разделили по трем анкетам: вопросы первого блока направлены на выявление уровня представлений младших школьников об опасностях, возможных в природе; во втором блоке предложены ситуации, требующие знаний о мерах предосторожности в природе; вопросы третьего блока направлены на выявление уровня знаний.
В результате мы выявили, что наибольшим запасом знаний опрошенные младшие школьники обладают в области возможных опасностей в природе, хуже ориентируются в мерах предосторожности опасных ситуаций и в способах преодоления опасных ситуаций в природе. В целом по каждому из выделенных критерий большинство значений расположено на среднем уровне. Показатели по общему уровню знаний о безопасном поведении в природе распределились в группе испытуемых следующим образом: всего у четверых учащихся был выявлен высокий уровень (25%), у семи учащихся, что составило 44%, выявлен средний уровень, у пяти испытуемых (31%) выявлен низкий уровень владения знаниями как о возможных опасностях в природе, так и способах их преодоления.
Также нами была разработана и апробирована программа, включающая в себя комплекс игровых занятий, целью которых является формирование безопасного поведения у младших школьников в природе.
Показатели по общему уровню знаний о безопасном поведении в природе на контрольном этапе эксперимента распределились в группе испытуемых следующим образом: до эксперимента всего у четверых учащихся был выявлен высокий уровень (25%), после эксперимента у шестерых (38%). Низкий уровень владения знаниями как о возможных опасностях в природе, так и способах их преодоления до эксперимента был выявлен у пяти испытуемых (31%), однако на контрольном этапе данный показатель был снижен до 14%. Средний уровень отмечается у большинства -55%. Таким образом, мы видим положительную динамику по высокому уровню безопасного поведения на природе после проведения эксперимента. Данные результаты говорят о эффективности проведенной работы. Затем данные были подвергнуты статистическому анализу. Полученные результаты свидетельствуют о достоверном различии между показателями до и после психологического воздействия.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что актуальное состояние знаний младших школьников о безопасном поведении на природе определяется объемом знаний детей о существующих опасностях в природе, мерах по их профилактике, способах преодоления и находится преимущественно на среднем уровне подтвердилась.
Также подтвердилась гипотеза, о том, что игровая деятельность может явиться эффективным средством расширения знаний младших школьников о правилах безопасного поведения на природе, если она будет включать дидактические игры и упражнения, направленные на изучение опасностей и угроз, возможных в естественной природной среде (лесу), о мерах их профилактики и способах преодоления в отношении продуктов питания, ядовитых растений и диких животных, поведения у водоема, на льду, знания номеров телефона экстренных служб, поведения при грозе и в лесу.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности / В. Ю. Абрамова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №3. - С.162-165
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособие / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - Москва: АСТ-С.П., 2002. - 279 с.
3. Акимова, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Л. А. Акимова, Г. А. Матчин, В. В. Конев, В. Ф. Трусов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 204 с.
4. Быструшкин С. Концепция преподавания курса ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2012 . - с. 50-51
5. Виноградова, Н. Ф. Ознакомление с окружающим миром / Н. Ф. Виноградова. - Москва: Вентана-Граф, 2002. - 112 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. Москва: Академический проект; 2005. 208 с.
7. Газман О. С., Баянкина З. В., Григорьев В. Г. и др. Каникулы: игра,
воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью
школьников: Кн. для учителя под ред. О. С. Газмана. Москва:
Просвещение, 1988. 160 с.
8. Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД, №4 (18), 2015. С. 32-38.
9. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва: Флинта, 2016. 280 с.
10. Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед.наук. - Тула, 2001. - 208 с.
11. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского
языка. Современное написание / В. И. Даль. - Москва : Астрель, 2006. - 349
с.
12. Диканова Е.Г. Подготовка будущего учителя к формированию безопасного образа жизни младших школьников в условиях педагогического колледжа/Е.Г. Диканова: Диссертация на соиск. Степени канд. пед. наук. - Волгоград, 2012.
13. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие.; Москва: Дрофа, 2012. -180 с. - Текст: Электронный.
14. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. Методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011. 67 с.
15. Ефанова З.А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. Корифей, 2015.- 112 с.
16. Живцов, В. А. Работа с представлениями об опасности в контексте воспитания безопасного поведения / В. А. Живцов // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - №4. - С. 11-16.
17. Зимина, И.С. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях / И.С. Зимина, О. А. Деминцева, М.Н. Гаврилова, О.В. Полозова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017, №11 (211). - С. 8-12.
18. Киселева, Э. М. Методические аспекты обучения безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода / Э. М. Киселева //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №12. - С.72-75.
19. Козловская И.А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений) / И.А. Козловская .Москва: Академия,, 2006. - 201 с.
20. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И. А. Козловская / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. - 2009. - №6. - С. 29-34.
21. Косолапова Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. - Москва : Академия, 2013. - 336 с.
22. Кошкина, Н. А. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» / Н. А. Кошкина, Е.Н. Половникова, О.Ю. Беспятых // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №4. - С. 44-47.
23. Кузниченко, П. М. Методика обучения учащихся навыкам безопасного поведения с животными / П. М. Кузниченко, М. С. Казаченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (4 апреля 2019 г., г. Стерлитамак). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. - С. 202-204.
24. Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении: автореферат дне. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Валерия Феликсовна Купецкова. - Пенза, 2008. - 27 с.
25. Лбова, О. В. К вопросу о формировании опыта безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр / О. В. Лбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 912-914. — URL:
https://moluch.ru/archive/132/36747/(дата обращения: 18.03.2021).
26. Магомедов, М.Е. Безопасное поведение личности как педагогическая проблема / М.Е. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2012. - №9. - С. 39-44.
27. Марчук, Н. Ю. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков/ Н.
Ю. Марчук, И. В. Пестова, Т. Р. Дильмиева. - Екатеринбург: ЕБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
28. Михайлов, Л. А. Основы безопасности жизнедеятельности человека: методическое пособие для учителей начальной школы / Л. А. Михайлов, Е. Д. Михеев, В. П. Соломин. - Санкт-Петербург : Спец. Литература, 2016. - 280 с.
29. Мишин Б. Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении России / Б. Мишин // журнал «ОБЖ» М.:, 20014 № 8.- С.31-37
30. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8.
31. Неверов, В.Н. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект / В. Н. Неверов, А. М. Деркач // Молодой ученый. - 2014. - № 5. - С. 50-53.
32. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Минобрнаука России от 19.12.2014 № 1598 // Официальные документы в образовании. - 2014. - №10. - 14 с.
33. Плешаков А.А. Окружающий мир «Школа России» Концепция и программы для начальных классов/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2017.
34. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Москва: ACT, 2006. - 479 с.
35. Руденко А. Основы психологии и педагогики. Москва: Феникс, 2015. 128 с.
36. Скрипник, Л. Ю. Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения / Л. Ю. Скрипник, О. Б. Алпатова // Проблемы современного образования. - 2018. - №6. - С. 3137.
37. Смирнов, Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности / Д. В. Смирнов // Вестник Академии детскоюношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 3. - С. 90-111.
38. Усачев, А. П. Школа безопасности: учебник / А. П. Усачев. - Москва: Просвещение, 2009. - 412 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
40. Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе / Т. А. Ермакова, Е. И. Шагалина, А. Х. Мусифуллина [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14856/(дата обращения: 18.03.2021).
41. Чмыхова, Г.В. Учимся безопасному поведению на улице / Г.В. Чмыхова // Начальное образование. - 2011. - № 3. - С. 26-28.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Педагогика 1998. 132с.
43. Эмирвелиева З. С. Формирование навыков безопасного поведения в
природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ // Символ науки. 2016. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-
bezopasnogo-povedeniya-v-prirode-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v- dou (дата обращения: 18.03.2021).
44. Яременко, Е. И. Программно-методические материалы. Окружающий мир: начальная школа / Е. И. Яременко. - Москва: Дрофа. 2000. - 225 с.
45. Ярочкин, В. И. Теория безопасности: науч. изд. / В. И. Ярочкин, Я. В. Бузанова. - Москва, 2015. - 278 с.