ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 5
1.1. Понятие и подходы учебной мотивации в психологии 5
1.2. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных 10
1.3 Взаимосвязь личностных особенностей с учебной мотивацией несовершеннолетних осужденных 10
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ С УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы по главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
В настоящее время все чаще отмечается расхождение между реальными интересами обучающихся и содержанием общего образования, предложенного им. Данное противоречие влияет на возникновение проблемы мотивации учения. В свою очередь мотивация к обучению является критерием эффективности образовательного процесса. Несформированность мотивации ведет к постепенной деградации личности, через снижение учебной мотивации и отсутствие интереса к самообразованию.
Важной особенностью подросткового возраста, которая сама по себе влияет на снижение учебной мотивации, является интимно-личностное общение со сверстниками [23]. На данном возрастном этапе обучающемуся важно установить авторитет среди сверстников; приобрести уважение и положительную оценку деятельности, а также стать членом «учебного коллектива», для того чтобы продемонстрировать социально одобряемую позицию относительно обучения.
Относительно путей решения проблемы учебной мотивации подростков, в психолого-педагогической литературе, отмечается следующее: при реализации образовательного процесса необходимо создавать такие условия обучения, которые наиболее полно раскрывают интересы детей, а также направлены на раскрытие имеющегося у них потенциала в освоении содержания обучения [11].
Пенитенциарная психологии также рассматривает данную проблему, и определяет ее злободневность. Если в научной психолого-педагогической литературе пути решения данной проблемы рассматриваются как теоретически, так и эмпирически, то в содержании пенитенциарной психологии проблема учебной мотивации несовершеннолетних осужденных (в возрасте от 14 до 15 лет) мало изучена, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Возможности организации и проведения воспитательной работы и обучения в следственном изоляторе (далее СИЗО) весьма ограничены, но они есть, и их необходимо использовать. В основу должен быть положен комплексный подход, подразумевающий единство действий сотрудников различных служб СИЗО.
При этом организация и проведение воспитательной работы с несовершеннолетними, и их общеобразовательного обучения должны основываться на рекомендациях психологов и учитывать индивидуальные особенности личности несовершеннолетних осужденных.
Таким образом, целью нашей работы является определить связь между личностными особенностями и учебной мотивацией несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы...
Данная исследовательская работа позволила нам теоретически и практически рассмотреть взаимосвязь личностных особенностей с учебной мотивацией несовершеннолетних осужденных.
В ходе работы над литературой исследования мы определили, что категориальный аппарат данной темы был рассмотрен такими ученными как: Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, Р. Кеттелл и др.
Анализ классификаций и различных подходов по определению учебных мотивов позволил рассмотреть термин «учебная мотивация» в широком и узком смысле, где «мотивация учения» обозначают побуждения, характерные конкретной личности обучающегося, возникающие при наличии познавательного интереса к деятельности, которые формируются на протяжении всей жизни, под воздействием воспитания семьи и учебного заведения.
При изучении литературы также были рассмотрены личностные особенности несовершеннолетних осужденных, которые влияют на учебную успеваемость.
Практическая часть работы была посвящена исследовательской деятельности, направленной на выявление связей между личностными особенностями и учебной мотивацией. Для этого использовалась методика «Изучения мотивации обучения несовершеннолетних осужденных» М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина и методика «16 факторный опросник» Р. Кеттелла.
Для установления связей корреляционный анализ, который показал, что две связи, значимую и тенденцию к значимой корреляционной связи.
Цель исследования достигнута, задачи решены полностью.
1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии, 2011. №1. С. 22-32.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи // Антонов Г.А., Медков В.М. Издательство МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич». М.: 2014. 305 с.
3. Барановская М.С. Пятифакторная модель личности П. Коста и Р. Мак Крея и ее взаимосвязь с факторными теориями личности Г. Айзенка и Р. Кеттела //Психологический журнал, 2005. Т.8, №4. С. 52-57.
4. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Сов. Педагогика, 1990. №12. С. 65-71.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Д.И. Фельдштейн. М.: МПСИ, 2001. 349 с.
6. Вилкова А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных в учебной деятельности / А. В. Вилкова // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. (В 2-х томах, г. Рязань, 28-29 ноября 2018 г.) Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 302-310.
7. Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А.// Карпушкина и др. Известия ПГПУ. Пермь: 2010. №16. С. 83-87.
8. Грекова В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. №6/3. С. 45-51.
9. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов- на-Дону: Феникс, 2007. 682 с.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи /Дружинин В.Н. М.: КСП. 2014. С 60-77.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 3-е издание, пересмотренное. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 448 с.
12. Кригер Е.Э. Мотивация учения // Создание мотивирующей
образовательной среды: Коллективная монография. Орехово-Зуево:
Государственный гуманитарно-технологический университет. 2019. С. 83-95.
13. Ларионова С.О. Сущность понятия «вторичная профилактика девиантного поведения» / С.О. Ларионова. // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. М.: 2013. №1. С. 5-7.
14. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал, 2016. №62. С. 18-37.
15. Личко Е.А. Эти трудные подростки: записки психиатра / Е.А. Личко. М.: «Лениз-дат», 1983. 126 с...39