Игровые технологии как средство формирования биологических знаний обучающихся в основной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической технологии игрового
обучения 6
1.2. История становления и развития игровых технологий в теории и
практике обучения 6
1.2. Общие представления о многообразии игровой формы обучения 12
ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования по формированию биологических знаний обучающихся средствами игровых технологий 20
2.1 Возможности школьного курса «Биология. Многообразие живых
организмов. Животные. 7 класс» для реализации игрового обучения 20
2.2 Экспериментальная методика по формированию биологических знаний
обучающихся средствами игровых технологий 29
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической технологии игрового
обучения 6
1.2. История становления и развития игровых технологий в теории и
практике обучения 6
1.2. Общие представления о многообразии игровой формы обучения 12
ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования по формированию биологических знаний обучающихся средствами игровых технологий 20
2.1 Возможности школьного курса «Биология. Многообразие живых
организмов. Животные. 7 класс» для реализации игрового обучения 20
2.2 Экспериментальная методика по формированию биологических знаний
обучающихся средствами игровых технологий 29
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное образование можно охарактеризовать как динамично развивающуюся и изменяющуюся социальную систему, преобразования которой ведут к реорганизации структуры образовательного процесса, совершенствования методики преподавания и выработки новых подходов в организации обучения.
Сегодня, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителями стоит не мало задач. В рамках реализации ФГОС ООО в первую очередь должны решаться задачи совершенствования образования и воспитания будущего ученика, формирование у него глубоких познавательных интересов, прочной системы знаний, творческого мышления. Решение этих проблем требует систематического подхода и изучения с разных сторон путей его развития в процессе обучения. Одним из эффективных средств решения данных проблем можно считать использование в образовательном процессе игровых технологий.
Игровые технологии являются частью педагогических технологий и их применение сегодня представляют огромный интерес у педагогов как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Не мало работ посвящено вопросам игровой деятельности, в отечественной педагогике этим занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Сегодня это работы Г. К. Селевко, А. А. Вербицкого, Б. Н. Герасимова, а так же публикации школьных педагогов в периодических изданиях. К числу таких изданий относится, например, журнал «Биология в школе», на страницах которого действуют специальные рубрики посвященные различным аспектам игровой деятельности.
Игровые технологии и в настоящее время остаются «инновационными» в системе российского образования. Данные технологии нашли широкое применение в нашей практике и имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: развитие универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми, самостоятельно организовывать свою деятельность и т.д.
Анализируя материал по исследуемой нами проблеме, следует отметить недостаточное раскрытие вопроса о включении игровой деятельности в организационный процесс обучения по биологии в основной школе (7 класс). Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе образовательного процесса игровые технологии позволяют решать, в рамках реализации ФГОС ООО, задачи по формированию предметных компетенций, при этом оставаясь инновационными в системе Российского образования.
Цель исследования: заключается в разработке и обосновании методики применения игровых технологий на уроках биологии в 7 классе, в целях повышения качества биологических знаний.
Объект исследования: процесс обучения биологии (7 класс).
Предмет исследования: методика обучения биологии с применением игровых технологий.
Гипотеза исследования содержит предположения о том, что применение на уроках биологии игровых форм обучения будет способствовать формированию предметных результатов, если:
- учебные цели будут ориентированы на повышение уровня качества биологических знаний;
- будет отобрано содержание изучаемого материала в соответствие с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
- применены оптимальные методы, средства, формы и виды учебной деятельности по биологии.
В соответствии с поставленной нами целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
— Проанализировать применение игровых технологий в процессе обучения биологии в психолого-педагогической и методической литературе;
— Выявить возможности применения игровых форм обучения в биологическом образовании;
— Разработать экспериментальную методику обучения биологии с применением игровых технологий как средства формирования биологических знаний обучающихся в основной школе;
— Выявить организационно-педагогические условия реализации разработанной методики.
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический и методы обработки информации и экспериментальных данных.
Практическая значимость и актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложена разработка методических материалов с использованием игровых форм обучения для проведения на уроках биологии, с целью повышения качества предметных знаний обучающихся седьмого класса. Апробация разработанных материалов проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 9 «Лидер». Общее количество участников эксперимента составило 28 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из 89 страниц, 2 глав, 9 таблиц, 6 рисунков и 2 схем. Список литературы содержит 35 источника.
Сегодня, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителями стоит не мало задач. В рамках реализации ФГОС ООО в первую очередь должны решаться задачи совершенствования образования и воспитания будущего ученика, формирование у него глубоких познавательных интересов, прочной системы знаний, творческого мышления. Решение этих проблем требует систематического подхода и изучения с разных сторон путей его развития в процессе обучения. Одним из эффективных средств решения данных проблем можно считать использование в образовательном процессе игровых технологий.
Игровые технологии являются частью педагогических технологий и их применение сегодня представляют огромный интерес у педагогов как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Не мало работ посвящено вопросам игровой деятельности, в отечественной педагогике этим занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Сегодня это работы Г. К. Селевко, А. А. Вербицкого, Б. Н. Герасимова, а так же публикации школьных педагогов в периодических изданиях. К числу таких изданий относится, например, журнал «Биология в школе», на страницах которого действуют специальные рубрики посвященные различным аспектам игровой деятельности.
Игровые технологии и в настоящее время остаются «инновационными» в системе российского образования. Данные технологии нашли широкое применение в нашей практике и имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: развитие универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми, самостоятельно организовывать свою деятельность и т.д.
Анализируя материал по исследуемой нами проблеме, следует отметить недостаточное раскрытие вопроса о включении игровой деятельности в организационный процесс обучения по биологии в основной школе (7 класс). Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе образовательного процесса игровые технологии позволяют решать, в рамках реализации ФГОС ООО, задачи по формированию предметных компетенций, при этом оставаясь инновационными в системе Российского образования.
Цель исследования: заключается в разработке и обосновании методики применения игровых технологий на уроках биологии в 7 классе, в целях повышения качества биологических знаний.
Объект исследования: процесс обучения биологии (7 класс).
Предмет исследования: методика обучения биологии с применением игровых технологий.
Гипотеза исследования содержит предположения о том, что применение на уроках биологии игровых форм обучения будет способствовать формированию предметных результатов, если:
- учебные цели будут ориентированы на повышение уровня качества биологических знаний;
- будет отобрано содержание изучаемого материала в соответствие с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
- применены оптимальные методы, средства, формы и виды учебной деятельности по биологии.
В соответствии с поставленной нами целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
— Проанализировать применение игровых технологий в процессе обучения биологии в психолого-педагогической и методической литературе;
— Выявить возможности применения игровых форм обучения в биологическом образовании;
— Разработать экспериментальную методику обучения биологии с применением игровых технологий как средства формирования биологических знаний обучающихся в основной школе;
— Выявить организационно-педагогические условия реализации разработанной методики.
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический и методы обработки информации и экспериментальных данных.
Практическая значимость и актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложена разработка методических материалов с использованием игровых форм обучения для проведения на уроках биологии, с целью повышения качества предметных знаний обучающихся седьмого класса. Апробация разработанных материалов проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 9 «Лидер». Общее количество участников эксперимента составило 28 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из 89 страниц, 2 глав, 9 таблиц, 6 рисунков и 2 схем. Список литературы содержит 35 источника.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы нами было отмечено, что применение игровых технологий в процессе обучения биологии представляет огромный интерес у педагогов как в учебной, так и внеучебной деятельности. Вопросами игровой деятельности занимались философы, психологи, педагоги, методисты и ее исследователи всех эпох (Аристотель, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Шиллер, З. Фрейд, Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и многие другие) при этом, игровые технологии и в настоящее время остаются инновационными в системе российского образования и нашли широкое применение в нашей практике.
В ходе практического исследования нами было установлено, что применение игровых технологий на уроках биологии в 7 классе оказывают положительное влияние на формирование предметных знаний обучающихся. Но нужно отметить, что успешность такого рода деятельности зависит во многом от необходимости соответствовать обучающим задачам образовательного процесса в целом, от правильной организации и подготовке к игре, в которой заключается определенная последовательность этапов игры, от позиции обучающихся к участию в игре, от уровня развития их возрастных и психологических особенностей и т.д. Выполнение таких условий способствует, в конечном итоге, формированию предметных результатов обучения.
Для проведения практического исследования нами были разработаны игровые формы обучения в соответствии с программой обучения, возрастными особенностями учащихся, которые были направлены на повышение предметных результатов обучения. Применялись данные разработки по следующим разделам учебной программы: «Тип
Моллюски», «Тип Членистоногие», «Тип хордовые. Надкласс рыбы», «Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся». Для организации педагогического эксперимента нами выделены следующие организационно-педагогические условия, которые мы учитывали в ходе своего исследования:
1 Научность биологического содержания дидактических игр и его доступности для обучающихся;
2 Увеличение познавательной самостоятельности обучающихся в игровой деятельности на всех этапах обучения биологии.
3 Учет методики проведения игровых технологий в образовательном процессе, учитывающей уровень сложности биологического содержания дидактических игр и характер игровой деятельности их участников.
4 Ведущая роль учителя в организации и управлении игрой деятельностью обучающихся.
5 Учет основных принципов в организации игровой деятельности (Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, где важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт.
В ходе практического исследования нами было установлено, что применение игровых технологий на уроках биологии в 7 классе оказывают положительное влияние на формирование предметных знаний обучающихся. Но нужно отметить, что успешность такого рода деятельности зависит во многом от необходимости соответствовать обучающим задачам образовательного процесса в целом, от правильной организации и подготовке к игре, в которой заключается определенная последовательность этапов игры, от позиции обучающихся к участию в игре, от уровня развития их возрастных и психологических особенностей и т.д. Выполнение таких условий способствует, в конечном итоге, формированию предметных результатов обучения.
Для проведения практического исследования нами были разработаны игровые формы обучения в соответствии с программой обучения, возрастными особенностями учащихся, которые были направлены на повышение предметных результатов обучения. Применялись данные разработки по следующим разделам учебной программы: «Тип
Моллюски», «Тип Членистоногие», «Тип хордовые. Надкласс рыбы», «Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся». Для организации педагогического эксперимента нами выделены следующие организационно-педагогические условия, которые мы учитывали в ходе своего исследования:
1 Научность биологического содержания дидактических игр и его доступности для обучающихся;
2 Увеличение познавательной самостоятельности обучающихся в игровой деятельности на всех этапах обучения биологии.
3 Учет методики проведения игровых технологий в образовательном процессе, учитывающей уровень сложности биологического содержания дидактических игр и характер игровой деятельности их участников.
4 Ведущая роль учителя в организации и управлении игрой деятельностью обучающихся.
5 Учет основных принципов в организации игровой деятельности (Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, где важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Средства и методы обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Роль игры в обучении учеников средней школы
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



