Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ

Работа №167311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки использования игровых технологий в процессе математической подготовки обучающихся 7-8 классов 7
§1.1. Формирование метапредметных результатов в процессе обучения математике 7
§1.2. Психологические особенности обучающихся 7-8 классов 14
§1.3. Игровые образовательные технологии: сущность понятия, роль в современном образовании 23
§1.4. Особенности использования игровых технологий в процессе математической подготовки 33
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Методические рекомендации по использованию игровых технологий для формирования метапредметных результатов в процессе математической подготовки 41
§2.1. Организационно-методические условия использования игровых технологий в процессе математической подготовки 41
§2.2. Методические рекомендации по использованию игровых технологий 51
§2.3. Описание экспериментальной работы и ее результатов 70
Выводы по главе 2 74
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложения А 84
Приложения Б 87
Приложения В 88
Приложения Г 90
Приложения Д


С каждым годом предъявляемые требования к образованию человека в данное время стремительно расширяются, поэтому бывает сложно предположить, какие именно знания понадобятся человеку. Вместе с тем стало набирать огромную популярность образование через всю жизнь, так как именно оно дает возможность гармонично развиваться человеку в различных областях, даже не связанных с его основной деятельностью. На основе этого обеспечивается формирование метапредметных образовательных результатов [60].
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования освоение образовательной программы включает в себя формирование метапредметных образовательных результатов, которые в свою очередь подразделяются на межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Комплекс УУД включают в себя способы действия, когда обучающиеся самостоятельно совершают планирование образовательной деятельности, то есть умеют ставить свои цели, планируют пути их достижения, осуществляют самоконтроль, овладевают мыслительными и логическими навыками и так далее.
В работах А.А. Рединовой, А.Г. Тулегеновой [48, 58], рассматриваются проблемы формирование метапредметных образовательных результатов, которые необходимо развивать согласно ФГОС. Однако несмотря на несомненную важность развития метапредметных умений и навыков, возникают проблемы их целенаправленного формирования и диагностики из-за недостаточного количества или отсутствия специальных упражнений. Данная проблема может быть решена несколькими способами. Представляется весьма продуктивным использовать для этого упражнения, задающие предмет и условия выполнения действий, в которых должны проявиться соответствующие показатели критериев сформированности конкретного УУД. Последнее время особую популярность для формирования универсальных учебных действий набирает применение элементов абсолютно любых игр в неигровых ситуациях. Такой процесс вовлечения обучающихся получило название «игровые технологии».
Особенности использования игровых технологий заключаются, прежде всего, в эффективном взаимодействии педагога и обучающихся на уроках. Это довольно продуктивная форма общения посредством игровых форм обучения с элементами соревнования, с естественным интересом со стороны всех субъектов образовательного процесса. Систематическое использование игровых технологий повышает эффективность обучения. Это особенно важно при обучении математики, ведь на этих уроках происходит постоянное увеличение умственной нагрузки. Игровые технологии можно использовать для повторения ранее приобретенных математических знаний и умений, ознакомления обучающихся с новым материалом и расширения кругозора, а также для закрепления новых знаний.
Однако, несмотря на целесообразность использования игровых технологий при формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся в процессе предметной подготовки, педагоги не так часто используют их для обучения математике. В связи с тем, что при организации учебной деятельности сам процесс подготовки игры к уроку затратен, с точки зрения временных ресурсов, также игра должна отвечать всем игровым требованиям и сохраняла в себе учебные задачи.
Вопросами о формировании метапредметных образовательных результатов на протяжении долгого времени занимались А.Г. Асмолов, Н.В. Аргунова, А.С. Бабенко, Е.А. Понамарева, А.А. Рединова [4, 6, 8, 46, 48]. Существенный вклад в изучение о способах формирования метапредметных умений обучающихся в процессе обучения математике внесли в своих работах Г.С. Ларина, Н.С. Подходова, Т. Редькина, О.В. Тумашева, М.Б. Шашкина, О.В. Берсенева, Н.А. Журавлева, М. А. Кейв, Л.В. Шкерина [31, 44, 49, 59, 71]. Исследования, посвященные игре как средству развития личности обучающегося и реализации его потенциалов, исследовалось в работах О.А. Андриенко, А.А. Бобровский, Л.С. Выготский, М.В. Дваденко, Т.М. Михайленко, О.В. Шмелева [3, 9, 15, 19, 39, 73].
Все выше сказанное обуславливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему: как посредством использования игровых технологий в процессе математической подготовки обучающихся 7-8 классов формировать их метапредметные образовательные результаты?
Цель данного исследования: разработать и апробировать методику обучения математике обучающихся 7-8 классов с использованием игровых технологий, обеспечивающую формирование метапредметных образовательных результатов.
Объект: процесс обучения математике обучающихся 7-8 классов.
Предмет: методика обучения математике обучающихся 7-8 классов с использованием игровых технологий
Гипотеза: формирование метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математике обучающихся 7-8 классах с помощью игровых технологий будет результативным, если:
• выделены дидактические условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся 7-8 классов в процессе математической подготовки;
• определены требования к содержанию обучения математике, организационным формам и методам обучения;
• разработана и апробирована методика по проектированию содержательного и процессуального компонентов процесса обучения математике, направленных на формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. охарактеризовать индивидуальные психологические особенности современного поколения обучающихся 7-8 классов;
2. выявить организационно-методические условия использования игровых технологий для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся 7-8 классов в процессе их математической подготовки;
3. разработать методическое обеспечение по использованию игровых технологий в процессе обучения математике обучающихся 7-8 классов;
4. проверить эффективность разработанной методики в процессе опытно-экспериментальной работы.
Содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (75 источников) и приложений.
В первой главе раскрыты современные тенденции развития образования в целом, проанализированы образовательные результаты в соответствии с ФГОС ООО второго поколения. На основе анализа психолого-педагогической литературы описаны особенности современного подростка, на которые необходимо обратить особое внимание учителю при проектировании и реализации процесса обучения для развития наилучших качеств обучающегося, формирования разносторонней и полноценной личности. Выявлены особенности использования игровых технологий в процессе математической подготовки, а именно описаны основные направления применения игровых технологий с учетом структуры школьного курса математики.
Во второй главе определены организационно-методические условия использования игровых технологий в процессе математической подготовки. На основе основных требований к использованию игровых технологий были представлены фрагменты уроков, направленные на формирование метапредметных образовательных результатов. На базе МАОУ СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов продемонстрированы разработанные методические рекомендации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. охарактеризованы индивидуальные психологические особенности современного поколения обучающихся 7-8 классов;
2. выявлены организационно-методические условия использования игровых технологий для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся 7-8 классов в процессе математической подготовки;
3. разработано методическое обеспечение по использованию игровых технологий процессе обучения математике обучающихся 7-8 классов;
4. проверена эффективность разработанной методики в процессе опытно-экспериментальной работы.
Изучив данную тему, напрашивается вывод о том, что формирование метапредметных результатов обучающегося является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Для развития метапредметных образовательных результатов на уроке математики, прежде всего необходимо иметь представление о структуре универсальных учебных действиях, также учитывать психологических особенностях обучающихся, способы педагогического управления деятельностью учащихся в процессе овладения такими действиями и только потом в соответствии с теоретическими положениями подбирать методические средства и предметное содержание, наиболее благоприятное для формирования того или иного метапредметного результата.
Использование игровых методик на уроках различно, это зависит от поставленной педагогом задачи. Игры по большому счету можно проводить на разных уроках и его этапах от изучения нового материала до этапа рефлексии. Игровые технологии увеличивают мотивацию к изучению предмета, поскольку они дают ребенку возможность полагаться на собственный опыт или приобретать новый, а также применять его на практике в новых ситуациях.
В итоге рассмотрения данной темы исследования можно заключить, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена. На основе результатов методических рекомендаций, уроки с использованием игровых технологий будут способствовать повышению качества математической подготовки обучающихся и развитию метапредметных образовательных результатов.



1. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Применение компьютерных игр в
образовании // Современные педагогические технологии профессионального образования: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 361-366.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2020. 124 с.
3. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканское научное обозрение. 2019. № 2 (4). С. 5-8.
4. Аргунова Н.В., Попова А.М. Использование методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 9. С. 117-121.
5. Арцимович И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени // Интерактивная наука. 2017. № 12. C. 119-121.
6. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке
стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С.18-22.
7. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010. 384 с.
8. Бабенко А.С., Ковыляк Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении математики в 5-6 классах // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин. 2018. С. 165-169.
9. Бобровский А.А. О применении игровых технологий на уроке математики // Актуальные вопросы современной педагогики материалы IX Междунар. науч. конф. 2016. С. 1-4.
10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. - 98 с.
11. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. 2020. № 4. С. 787-796.
12. Вашкевич Н.Н. Сущность понятия «педагогические условия» в специальной научной литературе // Эстетическое образование: традиции и современность. Материалы V Межд. студ.. научн.-практ. конф. 2017. 231-234.
13. Волкова Н.В., Вернигора А.Н. Использование новых образовательных технологий при обучении органической химии // Университетское образование. 2014. С. 62-64.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 74-75.
15. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь М.: Юрайт, 2017. 459 с.
16. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Рос. Академии наук «Актуальные проблемы гуманитарных наук». 2008. № 3. С. 231-238.
17. Горнобатова Н.Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С. 33-37.
18. Гребенникова Н.Л., Калямова Л.Р. Дидактическая игра в процессе обучения математике в начальной школе // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной науч.-практ. конференции. 2016. №. 7. С. 4-7.
19. Двадненко М.В., Привалова Н.М., Трухляк А.С. Игровые педагогические технологии // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №. 5. С. 11-12.
20. Железная А.Б. Профессиональное самоопределение как результат психологических особенностей школьников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 3А. С. 158-163.
21. Закон об образовании РФ [Электронный ресурс]. URL:http://zakon-ob- obrazovanii.ru/(дата обращения: 11.02.2021).
22. Захарова С.Н. Математические кружки и игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 9. С. 31-35.
23. Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №. 1. С. 44-51.
24. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010. 96 с.
25. Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 114-134.
26. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 180 с.
27. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. 2019. № 3. С. 262-267.
28. Крутецкий В.А. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана. СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
29. Кузнецова Е.В., Резер Т.М. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе // Акмеология профессионального образования. 2018. С. 367-370.
30. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета. 2001. № 2. С. 101-104.
31. Ларина Г.С. Использование контекста повседневной жизни в обучении математике в основной школе: международная перспектива. Дис ... на соискание ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ (PhD HSE). М., 2018.
32. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2016. 512 с.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
34. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науки и учебной деятельности: Учеб. пособие. М., 2004. 480с.
35. Малинина Н.Ю. От государственных стандартов первого поколения к новому образовательному стандарту // II Всероссийский фестиваль науки. XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 2012. № 3. С.59-62.
36. Мерзляк А.Г., Полонский М.С. Алгебра 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015. 272 с.
37. Мерзляк А.Г., Полонский М.С. Алгебра 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015. 256 с.
38. Миронова О.А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 1. С. 51-63.
39. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международная научная конференция. 2011. С. 140-146.
40. Науменко О.В., Шершицкая Е.А. Возможности развития памяти учащихся на уроках математики // Начальная школа плюс До и После. 2004. №. 9. С. 29-33.
41. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2019. 460 с.
42. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. 2010. № 7. С.209-217.
43. Пиаже Ж. Психология интелекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
44. Подходова Н.С., Панова К.В. Метапредметные учебные задания как средство развития учащихся при обучении математике // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 468-477.
45. Позняк Т.А., Рыманова Т.Е., Саввина О.А. Воспитание и развитие учащихся при обучении математике. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. 107 с.
46. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С. 39-42.
47. Развивающий программный комплекс «Компетентность. Инициатива. Творчество» (КИТ). Математическая игротека. URL:http: //school-collection. edu.ru(дата обращения 27.04.2021).
48. Рединова А.А. Формирование метапредметных умений и навыков: типология задач // Преподаватель ХХХ век. 2018. № 1-1. С. 189-187.
49. Редькина Т. Об игровых уроках // Математика (Первое сентября). 2001. № 2. С. 15-19.
50. Селитреникова Т.А. Влияние регулярных тренировок на уровень сформированности психических процессов будущего специалиста Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 266-269.
51. Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте // Российский научный журнал. 2013. № 1. С. 198-207.
52. Сравнительный анализ федеральных государственных
образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/11/10/sravnitelnyy-analiz-fgos-1-i-2-pokoleniya(дата обращения: 11.02.2021).
53. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2. С. 270-274.
54. Старостенко Н.В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС // Молодой ученый. 2014. №12. С. 303-305.
55. Сулейманова Ю.Ф. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2012. С. 2397-2400.
56. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Педагогика, 2012. 368 с.
57. Терентьева Е.В. Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3 (24). С. 307-310.
58. Тулегенова А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса // Ученые записки. 2011. С.157¬162.
59. Тумашева О.В., Шашкина М.Б. Средства формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся поколения Z // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №. 1 (30). С. 285-289.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс]. URL:
https://fgos.ru/LMS/wm/wm fgos.php?id=osnov(дата обращения: 13.03.2021)
61. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31-41.
62. Фоменко Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. № 2. С. 201-205.
63. Фридман Л.М., Тупецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
64. Хейзинг Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. СПб.: Изд-во Ивана Лимбака, 2016. 416 с.
65. Хнычкина Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка-стратегия развития учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 18-20.
66. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса М.: Классик Стиль, 2012. 204 с.
67. Шалин М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. 2013 С. 47¬49.
68. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://www.psycho.ru/library/2581(дата обращения 07.05.2021).
69. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
70. Шестакова Л.Г. Математическая задача как средство формирования универсальных учебных действий // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2013. № 2. С. 78-82.
71. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Журавлева Н.А., Берсенева О.В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. 2017. № 3 (41). С.17-29.
72. Шиллер Ф. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2019. С. 355-358.
73. Шмелева О.В. Игровые технологии - эффективно средство формирования ключевых компетенций, обучающихся на уроках математики // Школьная педагогика. 2016. № 3. С. 19-24.
74. Шурбе В.З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 100-106.
75. Якименко В.А. Сущность и функции игры в дошкольном образовании // Калининградский вестник образования. 2020. №. 1. С. 7-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ