Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игры как средство формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов

Работа №167308

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование необходимости формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов 6
§1. Анализ научной литературы по проблеме формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты 6
§2. Содержание и структура умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты 9
§3. Особенности процесса формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов 17
Глава II. Опытно экспериментальная деятельность по формированию умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов 36
§1. Основные формы и методы формирования умений и навыков, применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов 36
§2. Повышение эффективности предложенных форм и методов формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов 47
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 65


Актуальность темы «Игры как средство формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов» заключается в целесообразности внедрения умений и навыков в специфические условия, при которых обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровья с использованием полученных знаний будет являться главной целью.
В настоящее время проблемы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности приобретают важнейшее значение. Человеческая цивилизация вносит заметный вклад в процессы, происходящие на земном шаре, и зачастую этот вклад приводит к последствиям, негативно сказывающемся на биосфере планеты. Такие негативные последствия являются, в частности, результатом ЧС техногенного характера, аварий и катастроф.
Наиболее ощутимый ущерб наносят экстремальные ситуации, связанные с радиационно и химически опасными объектами, так как они оказывают влияние на обширные территории и огромные массы людей. Последствия этих аварий и катастроф сказываются спустя многие годы и десятилетия после самих происшествий.
К огромным материальным потерям, ущербу здоровью и жизни людей приводят и ЧС природного характера - стихийные бедствия, число которых в последнее время неуклонно возрастает. Одним из возможных сценариев развития ЧС, вызванных стихийными бедствиями, является нарушение нормального функционирования и аварий на объектах экономики, в том числе радиационно и химически опасных.
В последние десятилетия XX - XXI вв. увеличилась угроза биолого-социальных ЧС. Появились новые, ранее не известные опасные инфекционные заболевания. Особую эпидемиологическую опасность представляют вирусные инфекции. В этих условиях просто необходимо знать о средствах индивидуальной защиты, уметь сделать и вовремя их применить.
Важнейшей задачей управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям является защита населения и производительных сил страны от оружия массового поражения и ЧС. Для решения этой задачи необходимо создание на объектах экономики и в населенных пунктах различных типов защитных сооружений для укрытия людей. Защитные сооружения могут быть построены заблаговременно и по особому указанию. Заблаговременно строят, как правило, отдельно стоящие или встроенные в подвальную часть здания сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. В мирное время предусматривается возможность использования этих сооружений в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки.
В настоящее время эффективность защиты людей от современных средств поражения зависит не только от готовности к приему людей и технической исправности защитных сооружений, оснащенных сложным оборудованием, но и от подготовки персонала по обслуживанию защитных сооружений. Обслуживающий персонал защитных сооружений должен уметь в различных ситуациях принять правильное решение и выполнить все возникающие при этом задачи.
В этих условиях становится очевидной необходимость получения каждым человеком элементарных знаний о негативных факторах среды обитания и методах их обнаружения, а также правила поведения и способах защиты в экстремальных ситуациях. Это и определило выбор темы: «Игры как средство формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов».
В этой работе будут рассмотрены формы и методы формирования умений и навыков у учащихся старших классов по применению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Целью исследования является разработка блока игр и практическое применение эффективных форм и методов формирования умений и навыков у учащихся старших классов по применению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Объект исследования - учебный процесс по безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - блоки игр для формирования умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов.
Была выдвинута следующая гипотеза: формирование основных умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов будет более эффективным при условии применения: познавательных (ситуационных) игр, наглядных пособий, дидактического раздаточного материала, практических занятий, классно — урочной, групповой, коллективной и индивидуальной форм урока.
Исходя из целей и гипотезы, мы определили задачи данного исследования:
• Проанализировать научную и педагогическую литературы по формированию умений и навыков по применению средств индивидуальной и коллективной защиты у учащихся старших классов;
• Экспериментально изучить и практически апробировать основные формы и методы формирования умений и навыков;
• Провести анализ эффективности предложенных форм и методов формирования умений и навыков.
В нашем исследовании мы использовали следующие методы: теоретический метод (изучение и анализ литературных источников), эмпирический метод (педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; контрольное тестирование в старших классах), математический и статистический метод (расчет контрольных тестов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В на стоящее время проблемы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности приобретают важнейшее значение. Человеческая цивилизация вносит заметный вклад в процессы, происходящие на земном шаре, и зачастую этот вклад приводит к последствиям, негативно сказывающемся на биосфере планеты. Та кие негативные по следствия являются, в частности, результатом ЧС техногенного характера, аварий и катастроф. ЧС возникают внезапно, и ни кто за ранее не может знать, что произойдет в ту или иную минуту, никто не может постоянно держать наготове средства индивидуальной и коллективной защиты, в связи с этим мы можем только развить свои умения и навыки, чтобы в экстремальной ситуации мы смогли как можно быстрее среагировать и принять самое необходимое и верное решение в обеспечении своей безопасности жизни и здоровья.
Для того чтобы сформировать у учащихся старших классов умения и навыки по применению средств индивидуальной и коллективной защиты были решены основные задачи:
1) Проведение анализа научной и педагогической литературы по формированию умений и навыков у учащихся старших классов по применению средств индивидуальной и коллективной защиты показало, что материал преподаваемый школьникам на правлен на формирование знаний по применению средств индивидуальной и коллективной защиты. А для конечного закрепления по лученных знаний, т.е. формированию умений и навыков нет никаких методических и практических указаний, что способствует не полному закреплению знаний, умений и навыков по данной теме;
2) Разработаны последовательность и структура формирования основных навыков и умений по применению средств индивидуальной и коллективной защиты;
3) Практически отработаны формы и методы формирования навыков и умений по применению средств индивидуальной и коллективной защиты. Педагогических эксперимент проводился в школе №106 в двух классах. Экспериментальном 10 «Б» и контрольном 10 «А». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом этапе мы изучали особенности знаний учащихся по теме «Средства индивидуальной и коллективной защиты» с помощью тестирования в двух классах. Анализ тестирования показал, что уровень знаний в обоих классах средний и практически одинаковый. На втором этапе мы применяли разработанную нами методику по формированию умений и навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты. Были проведены уроки с применением наглядных пособий; использованием дидактического раздаточного материала; применением практических занятий; применением познавательных (ситуационных) игр. На уроках дети постоянно принимали активное участие, в позитивной обстановке. Проявляли интерес и стремление к получению знаний. Целью контрольного третьего этапа являлось - определение эффективности предложенной методики. Анализ контрольного тестирования показал, что разработанные нами формы и методы являются более эффективными, чем традиционные школьные.
В результате эксперимента была подтверждена гипотеза. Формирование основных навыков и умений у учащихся старших классов по применению средства индивидуальной и коллективной защиты более эффективно при условии применения следующих форм и методов: применение познавательных (ситуационных) игр; применение наглядных пособий;
дидактического раздаточного материала; применение практических занятий.



• Адамчик Н.В., Дудинский Д.И. Настольная книга будущего командира. — Мн.: Харвест; 2008. — 392 с.
• Айзман Р.И. Практикум по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Под ред. Айзмана Р. И., Омельченко И. В. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 243 с.
• Алтунин А.Т. Гражданская оборона: Учеб. пособие/Под ред. Алтунина А. Т. — М.: Воениздат, 2000. 192 с, ил.
• Андреев В.А., Савастинкевич В.М. Средства химической разведки, используемые в системе гражданской обороны. Учебное пособие, Москва, 2010г. - 160 с.: ил.
• Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/под ред. проф. Арустамова Э.А. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 496 с.
• Арустамов Э. А., Воронин В. А., Зенченко А. Д., Смирнов А86 С. А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 444с.
• Архангельский А.М. “Бактериологическое оружие и защита от него”, Москва, 2014г. - 321 с.: ил.
• Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 2013. - 207 с.
• Безопасность жизнедеятельности: метод, пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования / А. Т. Смирнов, Р. А. Дурнев, С. К. Миронов. — М.: Дрофа, 2015. — 252с.
• Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности /Под ред. С.В. Белова. -
М.: Высш. шк., 2015. - 448 с.
• Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1999, № 1, 245 с.
• Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб.пособие. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2015. - 208 с.
• Гринин А. С, Новиков В. Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. — 336 с: ил.
• Завьялов В.Н. Гражданская оборона: Учеб. пособие/Под ред, Завьялова В.Н., —М.: Медицина, 2012. —272 с.: ил.— (Учеб. лит. Для студ. мед. ин- тов).
• Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В.Д. Зазулинский. — М.: Издательство «Экзамен», 2016. — 254с.
• Зотов Б.И., Курдюмов В.И.. Безопасность жизнедеятельности на производстве. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КолосС, 2006. — 432 с: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высших учебных заведений).
• Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии. - 2002. - №2.
• Кукин П.П., Лапин В.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2012. - 319 с.
• Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод, пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 128 с: ил.
• Латчук В. Н., Марков В.В., Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 кл.: Дидактические материалы. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 320 с: ил.
• Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Б. С. Мастрюков. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
• Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В. Ю.
Микрюков. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 560 с: — с ил. (Высшее образование).
• Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 кл. — М.: Дрофа, 2014. — 80 с: ил. — (Библиотека учителя).
• ОБЖ: тесты: 9 класс: к учебнику И.К. Топорова «Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс» / С.С. Соловьев. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 156, с. (серия «Учебно-методический комплект»).
• Основы безопасности жизнедеятельности: Проб. учеб. для общеобр. учр. 10 кл. / Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Богоявленский И.Ф., Петров СВ. — М.: Издательство ACT-ЛТД, 2015. — 384 с: ил.
• Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Метод.пособие/ В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 128 с.: ил.
• Основы безопасности жизнедеятедьности. 10 клаес: по-75 урочные планы по учебнику А. Т. Смирнова, Б. И. Мишина, В. А. Васнева / авт.-сост. В. А. Шкенев. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 238 с.
• Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ.высш. учеб.заведений, обучающихся по пед.спец.: в 2 кн. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.: ил. - (Учебник для вузов).
• Приложение к Приказу МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
• Руденко А.П. и др. Учебно-методическое пособие для проведения занятий по гражданской обороне с населением, не занятым в сфере производства. - М.: Энергоатомиздат, 2012. - 192 с.
• Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Лань, 2000. - 448 с.
• Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Издательство «Лань», 2012. — 448с, ил. — (Учебники для вузов, специальная литература).
• Семенов С.Н. и др. Проведение занятий по гражданской обороне: Методическое пособие. - М.: Высшая шк., 2010. - 96 с.
• Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
• Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. Пособие / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с: ил.
• Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение» при участии издательства «Покровка», 2006. — 126 с: ил.
• Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
• Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 2014. - 287 с.
• Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. - Минск: Изд-во Университетское, 2013. - 224с.
• Шубин Е.П. Гражданская оборона /Под ред. Е. П. Шубина. - М.: Просвещение, 2000. - 223 с.
Периодика:
• Акимова Л. «Методические аспекты внеурочной учебной работы по ОБЖ в ОУ», журнал Основы Безопасности Жизнедеятельности, №10, октябрь 2018 г. - стр. 36.
• Богданов И.И. «Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №4, апрель 2017 г. - стр. 38.
• Горбушина С.Н. «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках ОБЖ», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №2, февраль 2017 г. - стр. 38.
• Дегтянникова Т. «Поведение в ЧС», журнал Основы Безопасности Жизнедеятельности, №3, март 2018 г. - стр. 32.
• Картавых М.А. «Теория и методика обучения БЖ» (учебные курсы для будущих педагогов), журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №1, январь 2019 г. - стр. 26.
• Картавых М.А. «Теория и методика обучения БЖ» (учебные курсы для будущих педагогов), журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №3, март 2017 г. - стр. 26.
• Картавых М.А. «Теория и методика обучения БЖ» (учебные курсы для будущих педагогов), журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №4, апрель 2016 г. - стр. 26.
• Картавых М.А. «Теория и методика обучения БЖ» (учебные курсы для будущих педагогов), журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №5, май 2016 г. - стр. 26.
• Котов В.А., Степучева Г.А. «Тестирование в курсе ОБЖ: достоинства и недостатки», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №12, декабрь 2008г. - стр.27.
• Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Внеклассная работа по ОБЖ», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №10, октябрь 2009 г. - стр. 39.
• Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Внеклассная работа по ОБЖ», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №11, ноябрь 2009 г. - стр. 39.
• Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №12, декабрь 2008 г. - стр. 34.
• Маринина Л.К., Т.Е. Трифонова «Программа дисциплины «Теория и методика обучения БЖ». Специальность учитель ОБЖ», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №11, ноябрь 2016 г. - стр.11.
• Серпиков Н.В. «Творческие задания в курсе ОБЖ», журнал Обеспечение Безопасности Жизни, №7, июль 2018 г. - стр. 23.
• Шапошников С. «Инновационные пути развития ГО», журнал Основы Безопасности Жизнедеятельности, №10, октябрь 2018 г. - стр. 22.
• Шойгу С. «Последнее предупреждение» (это горькое слово Чернобыль), №4, апрель 2018 г. - стр. 4.
• Шойгу С. «Чернобыльские уроки: помни ради будущего» (учебное пособие в помощь учителям средних школ), журнал Основы Безопасности Жизнедеятельности, №4, апрель 2018 г. - стр. 12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ