Введение 8
Глава 1. Идентификация хаоса и инструменты его измерения (обзор) ... 11
1.1 Понятие и сущность детерминированного хаоса 11
1.2 Показатели Ляпунова как способ идентификации хаоса 15
Глава 2. Оригинальные результаты 22
2.1 Двукратный математический маятник: описание математической
модели 22
2.2 Постановка проблемы 26
2.3 Описание алгоритма 29
2.4 Результаты и обсуждение 30
2.5 Вычисление для системы энтропии заполнения фазового пространства
Колмогорова-Синая 33
Глава 3. Организация научно-исследовательской деятельности старших школьников по теме «Идентификация хаоса с помощью карт показателей Ляпунова» 34
3.1 Теоретические аспекты организации научно-исследовательской
деятельности старших школьников 34
3.2 Методические рекомендации по организации научно-исследовательской
деятельности старших школьников по теме «Идентификация хаоса с помощью карт показателей Ляпунова» 38
3.3 Нормативно-правовая база организации научно-исследовательской
деятельности школьников 41
3.4 Методические материалы 42
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 57
Актуальность. Тенденции изменений образовательной системы, обусловленные введением, в том числе, ФГОС основного и среднего общего образования определяют проблему внедрения и, как следствия, организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Анализ
образовательных практик не позволяет выделить единый подход к реализации такой деятельности в рамках школы, однако, точечный позитивный опыт позволяет говорить о возможности и необходимости постоянного поиска новых форм реализации научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
В зарубежном образовании широко распространены программы внеурочных естественнонаучных исследований, которые реализуются в сотрудничестве с университетами и становятся для учащихся плацдармом для последующих научных изысканий уже на следующей ступени образования, но в России до сих пор встречается ситуации, когда подход к научно-исследовательской деятельности реализуется формально. Однако вопрос сотрудничества с университетами в рамках реализации научно¬исследовательской деятельности обучающихся может быть решен исключительно в условиях усложнения содержания исследований, с целью соответствия интересам высшей школы. Именно высокая научность, и как следствие, высокая сложность курса, предлагаемого обучающимся школы, делает взаимодействие школы и университета эффективным.
Как известно, внеурочные формы обучения способствуют дополнению содержания образовательного процесса, обеспечивая специализацию в конкретной области знаний [2]. Содержание таких форм может изменяться под влиянием ряда факторов: область научного интереса педагога и учащихся, актуальные открытия научного сообщества, приоритетные направления исследований сотрудничающих университетов. Следствием применения такого подхода становится непосредственное включение заинтересованных школьников в научно-исследовательскую деятельность не в форме имитации, когда написание научно-исследовательской работы становится самоцелью деятельности, а в форме реальной интеграции в процесс научного познания.
Примером темы таких внеурочных форм организации обучения может послужить «Идентификация хаоса в сложных колебательных системах с помощью карт показателей Ляпунова». Сегодня теория систем динамического хаоса находит свое отражение в целом спектре прикладных задач, что обусловлено самой спецификой темы - хаотичностью природы окружающих нас явлений.
Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: можно ли измерить хаос? В связи с этим встает еще несколько ключевых вопросов: правда ли, что при увеличении кратности математического маятника мера хаоса растет, и показать это могут экспоненты Ляпунова? Что еще кроме них?
Объект исследования: идентификация хаоса в сложных колебательных системах как содержание научно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования: организация научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по идентификации хаоса в сложных колебательных системах с помощью карт показателей Ляпунова.
Цель работы: изучение вопросов идентификации и измерения хаоса на основе карт показателей Ляпунова в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Разработать программный модуль для расчета показателей Ляпунова двукратного математического маятника;
2. Получить зависимости показателя Ляпунова вдоль некоторых фазовых параметров системы, определить набор этих доступных параметров;
3. Путем использования инструментов измерения хаоса установить, от чего зависит степень детерминированного хаоса в системе;
4. Объяснить понятие «карты показателей Ляпунова»;
5. Выяснить, какие средства существуют в современной науке для «измерения» степени хаоса;
6. Исследовать связь между показателями Ляпунова (старшим из них) и энтропией заполнения фазового пространства Колмогорова-Синая;
7. Определить направления и формы работы со школьниками максимально соответствующие вызовам времени и задачам интеграции школьников в научный процесс;
8. Разработать методические материалы для проведения встреч с учащимися по теме исследования.
Апробация и внедрение результатов. Материалы данного исследования были представлены в рамках программы «Стажер- исследователь» и в ходе конференции «Молодежь и наука - 2021», материалы включены в сборник,
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе данного исследования были получены следующие теоретические и практические результаты:
1. Разработан программный модуль для расчета показателей Ляпунова двукратного математического маятника
2. Получены зависимости средних значений показателя вдоль фазовой траектории как функции начального отклонения
3. Установлено, что показатели зависят от точки на траектории, и говорить о показателях Ляпунова как о мере разбегания фазовых траекторий следует действительно в смысле среднего значения (математического ожидания) для некоторой локальной области, как о приблизительной мере детерминированного хаоса.
4. На фазовой плоскости имеются области как с отрицательными значениями показателя (области регулярного движения), так и области с положительными значениями (области хаотического движения)
5. Показано, что мера хаоса нижнего маятника в хаотических областях значительно больше меры для верхнего: для верхнего имеются как положительные, так и отрицательные значения показателя (хаос или регулярное движение в зависимости от н.у.), для нижнего—только положительные (хаос);
6. Разработан программный модуль для расчета энтропии заполнения фазового пространства Колмогорова-Синая;
7. Определены направления и формы работы со школьниками максимально соответствующие вызовам времени и задачам интеграции школьников в научный процесс;
8. Разработаны методические материалы для проведения встреч с учащимися по теме исследования.
Таким образом, все поставленные задачи исследования выполнены, а цель достигнута. В рамках дальнейшего научного исследования в ходе реализации темы, целесообразно провести апробацию результатов исследования для оценки эффективности реализации научно¬исследовательской деятельности по физике для старших школьников
1. Арбачаускас В. О. Динамическая эффективность и сценарии развития экономических систем // Вестник ЧелГУ. 2015. №8 (363).
2. Вершик А. М. Информация, энтропия, динамика / А. М. Вершик // Математика XX века. Взгляд из Петербурга : [сб.] / под ред. А. М. Вешика ; [авт. : В. М. Бабич, Н. А. Вавилов, А. М. Вершик и др. ; отв. ред. А. А. Лодкин].М., 2010. - С. 47-76.
3. Вершик А.М. Динамическая теория роста в группах: энтропия, границы, примеры // УМН. 2000. Т. 55, вып. 4. С. 59—128.
4. Данилов О. Е. Дизайн компьютерных приложений для визуализации информации об учебных компьютерных моделях / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — С. 26-36.
5. Данилов О. Е. Использование компьютерных моделей маятников при изучении механических колебаний / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2015. — № 7. — С. 40-47.
6. Данилов О. Е. Концепция метода компьютерной визуализации полей физических величин / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 4. — С. 88-97.
7. Данилов О. Е. Решение задач механики с помощью компьютерных моделей / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2015. — № 3. — С. 40-48
8. Десненко С. И., Десненко М. А. Элективные курсы в системе методической подготовки будущего учителя физики в условиях реализации новых образовательных стандартов // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. №6.
9. Дмитриев А.С., Мохсени Т.И., Сьерра-Теран К.М. Сверх- и гиперширокополосная относительная передача информации на основе хаотических радиоимпульсов // Известия Вузов. ПНД. 2018. №4.
10. Заславский Г.М. Физика хаоса в гамильтоновых системах. Пер. с англ. - Ижевск, Москва: Институт компьютерных исследований, 2004. 288 стр.
11. Заславский Г.М., Сагдеев Р.З. Введение в нелинейную физику: От маятника до турбулентности и хаоса. - М.: Наука, 1988. 368 стр.
12. Зубков Б.В., Чумаков С.В. Энциклопедический словарь юного техника. - Москва "Педагогика", 1980. - 474 стр.
13. Изобов Н. А. Введение в теорию показателей Ляпунова / Н.А. Изобов. - Мн.: БГУ, 2006. - 319 с.
14. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г., Справочник по элементарной физике. - Москва, "Наука", 1972.
15. Красносельский М.А., Покровский А.В. Системы с гистерезисом. - М., Наука, 1983. 271 стр.
16. Кузнецов С.П. Динамический хаос: Курс лекций/ Изд.2, перераб. и доп.. - М: Физматлит, 2006. - 356 с.
17. Кузьмин П.В. Колебания. Краткий конспект лекций, издательство КГСХА, 2002 г.
18. Ландау Л.Д., Ахиезер А.И., Лифшиц Е.М. Курс общей физики. Механика и молекулярная физика. - Москва, "Наука", 1969.
19. Лебедева О. В., Морозов О. А., Староверова В. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях по физике в современных условиях // Педагогическое образование в России. 2019. №8.
20. Лекции по нейроинформатике. - М.: МИФИ, 2005. - 214с.
21. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б., Подлазов А.В. Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды. - М.: УРСС, 2006.
22. Малов Н.Н. Основы теории колебаний. - Москва, "Просвещение", 1971.
23. Мун Ф. Хаотические колебания: Вводный курс для научных работников и инженеров: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 312с., ил.
24. Неймарк Ю. И., Ланда П. С. Стохастические и хаотические колебания.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.— 424 с.
25. Образовательный Журнал. 1997. № Анищенко В.С.
Детерминированный хаос, Соросовский. // 6. 70-76 стр.
26. Орлова И.Н., Половинкина В.В. Хаос в двойном маятнике. Современная физика в системе школьного и вузовского образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 22 мая 2020 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. (ISBN 978-5-00102-449-1) с. 89. (5 ст)
27. Осипенко Г.С. Оценка показателей Ляпунова методами символического анализа //Динамические системы, 2016, том 6(34), №1, 15-35
28. Трубецков Д.И. Колебания и волны для гуманитариев. - Саратов: ГосУНЦ "Колледж", 1997. 392 стр.
29. Федотов, В. Х. Модели хаотической динамики. Часть 8. Энтропийные инварианты / В. Х. Федотов, Н. И. Кольцов // Вестник Технологического университета. - 2015. - Т. 18. - № 2. - С. 330-335.
30. Geist K., Parlitz U., Lauterborn W. Comparision of different methods for computing Lyapunov exponents // Prog. Theor. Phys. 1990. Vol. 83, № 5. P. 875